ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4507/19 от 10.10.2019 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                       Дело № А78-4507/2019

17 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена  10 октября  2019 года

Решение изготовлено в полном объёме октября 2019 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Бронниковой Е. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Телушкиной Ю. А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Первая Забайкальская скотопромышленная компания" (ОГРН 1097536003608, ИНН 7536101885)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047542001517, ИНН 7530010409)

о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю от 28.09.2018 №1585 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора 1. Администрации сельского поселения «Юбилейнинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, 2. Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, 3. Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю,

при участии в  судебном заседании:

от заявителя - не было, извещено,

от налогового органа – Поваляева А. С., представителя по доверенности от 24.01.2019,

от третьих лиц (от администраций) - не было, извещены,

от третьего лица 3– Ивановой У. С., представителя по доверенности от 24.01.2019,

установил, что акционерное общество "Первая Забайкальская скотопромышленная компания" обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю о признании недействительным решения от 28.09.2018 №1585 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением суда от 12.09.2019  в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Администрация сельского поселения «Юбилейнинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края,  Администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю,

          Представитель  налогового органа в судебном заседании требования заявителя считал не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в отзыве, сославшись на материалы камеральной  налоговой проверки.

         Рассмотрев материалы дела и дополнительно представленные документы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства по данному спору.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, которая представлена обществом 29.01.2018(т. 1 л.д. 143-145).

По результатам проверки составлен акт № 2.5-18/938 от 18.05.2018 (т. 1 л.д. 137-138).

Извещением от 21.09.2018 налогоплательщик уведомлен о времени рассмотрения материалов камеральной проверки на 28.09.2018 на 11-00 (т. 1 л.д. 112-113).

После рассмотрения акта и  материалов проверки, письменных возражений налогоплательщика налоговым органом  вынесено решение № 2.5-18/1585 от 28.09.2018.

Данным решением обществу доначислен земельный налог за 2017 в размере 122 682 руб., штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в размере 12 268,2  руб., а также начислены пени в размере  13 101,51 руб.

Налогоплательщик обратился с жалобой на указанное решение в Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю. УФНС России по Забайкальскому краю принято решение по апелляционной жалобе № 2.14-09/143-юл/18701 от 11.12.2018, которым жалоба  общества оставлена без удовлетворения (т.1 л.д. 38-40).

Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в суд.

Общество в обоснование заявленных требований указывает на следующее. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его  образовании. Учитывая, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами 75:09:000000:257 и 75:09:000000:246 в качестве адреса участков  указано Забайкальский край, Краснокаменский район, то ставка налога должна применяться исходя из 0.1%, установленного решением от 13.11.2014 № 117 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории городского поселения "Город Краснокаменск". Кроме того, заявитель указывает на неприменение налоговым органом смягчающих обстоятельств при исчислении штрафа.  

Оценив установленные обстоятельства и доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1, 2 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 ст. 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

На основании п. 1, 2 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, установленных в пункте 1 ст. 394 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 394 НК РФ установлено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат  земельные участки с кадастровыми номерами кадастровыми номерами 75:09:000000:257 и 75:09:000000:246.

Согласно сведениям из ЕГРН в отношении спорных земельных участков в качестве адреса указано - Забайкальский край, Краснокаменский район, в графе "категория земель" - земли сельскохозяйственного назначения (т. 1 л.д.  41-55).

В соответствии с  п. 3 ст. 7 решения Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" от 28.10.2015 № 74 "О принятии Устава муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края" в состав муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края" входят одно городское и девять сельских поселений:

Городское поселение "Город Краснокаменск";

Сельское поселение "Богдановское";

Сельское поселение "Кайластуйское";

Сельское поселение "Капцегайтуйское";

Сельское поселение "Ковылинское";ъ

Сельское поселение "Маргуцекское";

Сельское поселение "Среднеаргунское";

Сельское поселение "Соктуй-Милозанское";

Сельское поселение "Целиннинское";

Сельское поселение "Юбилейнинское".

Как следует из налоговой декларации, обществом исчислен земельный налог за 2017 год в размере 61 342 руб. с применением налоговой ставки 0,1 %, установленной решением от 13.11.2014 № 117 «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории городского поселения «Город Краснокаменск» для земли сельскохозяйственного назначения, приобретенной (предоставленной) для животноводства.

При этом, по строкам 020 Раздела 1 и Раздела 2 налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год налогоплательщиком указан ОКТМО «76621450», который согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований ОК 033-2013 соответствует муниципальному образованию «Юбилейнинское».

Решением Совета городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от 13.11.2014 № 117 введен земельный налог на территории муниципального образования городское поселение «Город Краснокаменск».

Вместе тем, из выписки из ЕГРН следует, что спорные земельные участки расположены на территории  Краснокаменского района Забайкальского края (т. 1 л.д. 41, 51), тогда как решение № 117 от 13.11.2014 действует только на территории г. Краснокаменска, а не на всей территории Краснокаменского района.

В ходе камеральной проверки, на запрос налогового органа  (письмо от 27.07.2018 № 25-11/8449) поступила информация от Администрации сельского поселения «Юбилейнинское» от 31.07.2018 № 197, согласно которой  земельные участки с кадастровыми номерами 75:09:000000:246 и 75:09:000000:257 находятся в поселке Юбилейный (т. 1 л.д. 123).

В ходе судебного разбирательства, аналогичные пояснения поступили от Администрации муниципального района "город Краснокаменск и Краснокаменский район" (вх. А78-Д-4/5555 от 09.10.2019), согласно которым спорные земельные участки  расположены в границах сельского поселения "Юбилейнинское". 

Решением Совета сельского поселения «Юбилейнинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» от 18.11.2014 № 29 «Об установлении и введении земельного налога» (далее - решение от 18.11.2014 № 29) на территории муниципального образования сельское поселение «Юбилейнинское» введен земельный налог.

Согласно п. 2 решения от 18.11.2014 № 29 ставка земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, составляет 0,3 процента.

Учитывая, что земельные участки не находятся на территории г. Краснокаменска, а потому к ним не применимы положения Решение Совета городского поселения «город Краснокаменск» муниципального района «город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от 13.11.2014 № 117 об установлении ставки земельного налога 0.1%, налоговым органом верно установлена необходимость исчисления земельного налога с учетом положений решения от 18.11.2014 № 29.

В ходе проверки инспекцией установлено, что при налоговой ставке в размере 0,3 процента сумма земельного налога за 2017 год АО «ПЗСК» составит 184 024 руб.

Следовательно, налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки правомерно доначислена обществу сумма земельного налога за 2017 год в размере 122 682 руб. (184 024-61 342), исходя из налоговой ставки в размере 0,3 процента.

С учетом изложенного, суд соглашается с выводом налогового органа о том, что у общества основания для применения ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков в размере 0,1 процента, установленной для муниципального образования городское поселение «Город Краснокаменск», отсутствуют.

Налогоплательщик также в заявлении указывает на то, что при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки инспекцией не исследовался вопрос по снижению штрафных санкций с учетом смягчающих обстоятельств.

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Согласно п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 в силу ст. 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

По сроку уплаты земельного налога за 2017 год у общества в карточках расчетов с бюджетом по земельному налогу переплата отсутствует. В связи с чем, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, правомерно.

Статьей 112 Налогового кодекса РФ установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. При этом предусмотренный перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ суд вправе признать в качестве смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи.

Из чего следует, что обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть установлены судом в зависимости от индивидуальных особенностей каждого конкретного дела.

В силу пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999  «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в случае, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.

При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 Кодекса требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во, всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Налоговая ответственность должна быть соразмерной конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния, то есть быть дифференцированной и предусматривать возможность снижения санкций с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени и вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 14-П от 12 мая 1998 года и от 15 июля 1999 года № 11-П).

В силу пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Из приведенных положений следует обязанность суда определить соразмерность исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и применить смягчающие ответственность обстоятельства.

В качестве смягчающих вину обстоятельств общество указывает на тяжелое финансовое положение, отсутствие собственных активов, основная деятельность не ведется, земельные участки не используются в деятельности.

Из оспариваемого решения следует, что налоговым органом обстоятельства, смягчающие обстоятельства были установлено, в связи с чем, сумма штрафа уменьшена  в 2 раза. Суд считает, что снижение его  в большем размере  не допустимо, поскольку налоговая санкция  является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и имеет воспитательную функцию. Суд оснований для снижения еще раз штрафа не установил.

Расчет пени судом проверен, признан обоснованным.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что налоговым органом верно произведено доначисление налога, определен размер штрафа и начислены пени.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований акционерному обществу "Первая Забайкальская скотопромышленная компания" отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Е.А. Бронникова