АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-452/2013
28 марта 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2013 года
Решение изготовлено в полном объёме 28 марта 2013 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе:
судьи Литвинцева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Луч" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу
к Администрации сельского поселения "Новокукинское",
третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунальное хозяйство",
об оспаривании схемы теплоснабжения от 16 сентября 2012 г. № 29/1 и распоряжения № 29/1 от 16.09.2011 г.
при участии
от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 18.01.2013 г.;
от заинтересованного лица:
ФИО2 - представителя по доверенности от 25.07.2012 г.;
от третьего лица: ФИО3 - представителя по доверенности от 04.10.2011 г.,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Луч" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (местонахождения: Забайкальский край, Читинский район, п/ст Лесная, квартал Комбинат Луч, зарегистрированное 29.07.2002 г. (ОГРН <***>, ИНН <***>)) (далее - ФГКУ комбинат "Луч" Росрезерва) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации сельского поселения "Новокукинское" (местонахождение: <...> зарегистрированная 01.12.2005 г. (ОГРН <***>, ИНН <***>)) о признании несоответствующей действующему законодательству схемы теплоснабжения от 16 сентября 2012 г. за № 29/1 и об отмене распоряжения № 29/1 от 16.09.2011 г. в части признания ООО УК "Коммунальное хозяйство" теплосетевой организацией на территории ст. Лестная.
Определением от 14.02.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунальное хозяйство" (местонахождение: <...> рабочего, 71 (ОГРН <***>, ИНН <***>)) (далее - ООО УК "Коммунальное хозяйство").
До начала судебного разбирательства от заявителя поступил отказ от требований в части признания схемы теплоснабжения от 16 сентября 2012 г. за № 29/1 несоответствующей действующему законодательству.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала уточненные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просил отказать.
В отзыве на заявленные требования Администрация сельского поселения "Новокукинское" ссылается на то, что заявителем пропущен срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, на оспаривание ненормативных правовых актов, а также на то, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Представитель третьего лица в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просил отказать, ссылаясь на то, что ООО УК "Коммунальное хозяйство" на территории ст. Лесная является теплосетевой организацией.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Поскольку отказ заявителя от требований в части признания схемы теплоснабжения от 16 сентября 2012 г. за № 29/1 несоответствующей действующему законодательству не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Как установлено материалами дела, 16 сентября 2011 г. Главой администрации сельского поселения "Новокукинское" принято распоряжение № 29/1 "Об утверждении схемы теплоснабжения на территории с/п "Новокукинское".
В пункте 2 данного распоряжения установлено, что ФГКУ "Комбинат Луч" является теплоснабжающей организацией в п.ст. Лесная (котельная федеральная собственность), ООО УК "Коммунальное хозяйство" - теплосетевая организация (теплосети переданы в аренду по результатам открытого конкурса на право аренды муниципального имущества с/п "Новокукинское").
Считая распоряжение № 29/1 от 16.09.2011 г. в части признания ООО УК "Коммунальное хозяйство" теплосетевой организацией на территории ст. Лестная не законным, ФГКУ комбинат "Луч" Росрезерва обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Частью 1 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Согласно пункту 1 статьи 29 Устава сельского поселения "Новокукинское" глава сельского поселения является выборным высшим должностным лицом сельского поселения, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и иными полномочиями в соответствии с действующим законодательством, являющимся главой администрации сельского поселения.
Пунктом 1 статьи 44 Устава предусмотрено, что глава муниципального образования издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 34 Устава администрация сельского поселения решает вопросы жизнеобеспечения сельского поселения, предоставления его жителям необходимой продукции и услуг.
Таким образом, оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 190-ФЗ теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
теплосетевой организацией - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Согласно части 6 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, 15.09.2011 г. Администрацией сельского поселения "Новокукинское" с ООО УК "Коммунальное хозяйство" подписан договор № 6/11 аренды объектов коммунального комплекса, находящегося в собственности муниципального образования сельское поселение "Новокукинское", зарегистрированный 07.08.2012 г.
По условиям данного договора и актам приема-передачи от 19.09.2011 г. и от 27.06.2012 г. арендодатель (Администрация) передал арендатору (ООО УК "Коммунальное хозяйство"), в том числе тепловые сети, расположенные в п/ст. Лесная сельского поселения "Новокукинское" Читинского района Забайкальского края.
При этом никаких устройств, предназначенных для производства тепловой энергии в п/ст. Лесная, администрацией ООО УК "Коммунальное хозяйство" не передавалось.
При таких обстоятельствах, в силу положений статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ, ООО УК "Коммунальное хозяйство" является теплосетевой организацией на территории поселка станция Лесная, что справедливо отражено в пункте 2 оспариваемого распоряжения.
Кроме того, распоряжение Главы администрации сельского поселения "Новокукинское" № 29/1 от 16.09.2011 г. в части признания ООО УК "Коммунальное хозяйство" теплосетевой организацией на территории ст. Лестная не нарушает прав и законных интересов ФГКУ комбинат "Луч" Росрезерва, поскольку не возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Материалами дела установлено, что ФГКУ комбинат "Луч" Росрезерва было поставлено в известность о принятии Главой администрации сельского поселения "Новокукинское" распоряжения № 29/1 от 16.09.2011 г. в июне 2012 г., что следует из решения Арбитражного суда Забайкальского края от 08.06.2012 г. по делу № А78-948/2012.
С указанным заявлением в арбитражный суд ФГКУ комбинат "Луч" Росрезерва обратилось 18.01.2013 г., то есть по истечении трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятии оспариваемого распоряжения.
С ходатайством о восстановлении судом срока подачи заявления ФГКУ комбинат "Луч" Росрезерва не обращался.
Пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах требования ФГКУ комбинат "Луч" Росрезерва не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 150, 151, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
Производство по делу по заявлению Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Луч" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу о признании схемы теплоснабжения от 16 сентября 2012 г. за № 29/1 несоответствующей действующему законодательству прекратить.
В удовлетворении требований Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Луч" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу об отмене распоряжения Администрации сельского поселения "Новокукинское" № 29/1 от 16.09.2011 г. в части признания ООО УК "Коммунальное хозяйство" теплосетевой организацией на территории ст. Лесная отказать.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Луч" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.
Судья: А.Б. Литвинцев.