АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-4548/2021
02 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Сюхунбин Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Телушкиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления № 075/04/9.21-53/2021 от 11 мая 2021 года о прекращении дела об административном правонарушении,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) и Администрация сельского поселения «Мангутское» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании (до и после перерыва) представителей:
от ФГУП «РТРС»: ФИО1, по доверенности № 12-16-02/186 от 23 декабря 2020 года (до и после перерыва);
от Забайкальского УФАС: ФИО2, по доверенности № 33 от 21 июля 2021 года (до перерыва);
от третьих лиц:
от ПАО «Россети Сибирь»: Шаманских А.А., по доверенности № 75/215 от 01 декабря 2020 года (до и после перерыва);
от Администрации: не было (извещена);
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – ФГУП «РТРС», Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее – Забайкальское УФАС, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 075/04/9.21-53/2021 от 11 мая 2021 года о прекращении дела об административном правонарушении.
При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (далее – ПАО «Россети Сибирь», Общество).
Определением суда от 17 июня 2021 года (т. 3, л.д. 16-17) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация сельского поселения «Мангутское» (далее – Администрация).
О месте и времени рассмотрения дела Администрация извещена надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений о назначении дела к судебному разбирательству и об отложении судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Представитель ФГУП «РТРС» доводы заявления и дополнения к нему поддержала, указала, что между Администрацией и Предприятием отсутствует опосредованное присоединение. По мнению заявителя, Администрация не является владельцем объектов электросетевого хозяйства, объекты Предприятия лишь подключены в бытовую розетку в здании, принадлежащем Администрации. Как отмечает заявитель, ФГУП «РТРС» и Администрация выразили волю исключительно на обеспечение временного пользования электрической энергией с возмещением Предприятием затрат, а не на осуществление технологического присоединения на постоянной основе.
Представитель Забайкальского УФАС доводы заявителя оспорила по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему.
Представитель ПАО «Россети Сибирь» поддержал позицию антимонопольного органа в соответствии с письменным отзывом на заявление.
Администрация в отзыве за заявление сослалась на временное присоединение объекта Предприятия.
В судебном заседании 19 августа 2021 года представителем Предприятия для приобщения к материалам дела представлен материальный носитель видеозаписи осмотра места подключения объекта ФГУП «РТРС» в с. Мангут.
Суд обозрел представленную видеозапись осмотра в судебном заседании с участием представителей сторон и приобщил ее к материалам дела.
На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 19 августа 2021 года объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 26 августа 2021 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда.
Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле (до и после перерыва в судебном заседании), исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 19 мая 2021 года № ЮЭ9965-21-148187210 (т. 1, л.д. 22-25) ФГУП «РТРС» зарегистрировано в качестве юридического лица 23 ноября 2001 года за регистрационным номером 002.069.291, впоследствии ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>.
ФГУП «РТРС» обратилось в ПАО «Россети Сибирь» с заявкой от 01 февраля 2021 года на технологическое присоединение базовой станции (оборудования сотовой связи), расположенной по адресу: <...> к ближайшему объекту электрической сети (т. 2, л.д. 9-10).
Однако письмом от 03 февраля 2021 года № 1.8/03/611-исх (т. 2, л.д. 15) Общество отказало в технологическом присоединении объекта Предприятия, поскольку данный объект фактически подключен к сетям ПАО «Россети Сибирь».
11 февраля 2021 года Предприятие обратилось в антимонопольный орган с заявлением от 10 февраля 2021 года № 12-23-03/233 (т. 2, л.д. 6-8) о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации).
Поступившее заявление послужило основанием для возбуждения в отношении ПАО «Россети Сибирь» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем 10 марта 2021 года должностным лицом антимонопольного органа вынесено соответствующее определение (т. 2, л.д. 44-45).
Постановлением Забайкальского УФАС № 075/04/9.21-53/2021 от 11 мая 2021 года производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении Общества по части 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения (т. 2, л.д. 149-151).
Не согласившись с названным постановлением, Предприятие оспорило его в судебном порядке.
Суд считает заявленные Предприятием требования не подлежащими удовлетворению по следующим причинам.
В пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 АПК Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4).
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
Частью 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение субъектом естественной монополии правил технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закона о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Субъекты естественной монополии обязаны предоставлять доступ на товарные рынки на недискриминационных условиях и обеспечивать свободный доступ к информации о своей регулируемой деятельности, в том числе о порядке выполнения мероприятий, связанных с технологическим присоединением к их инфраструктуре (пункты 3 и 5 статьи 8 Закона о естественных монополиях).
На основании приказа Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э Общество включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно- энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии».
Таким образом, ПАО «Россети Сибири» как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Закона о естественных монополиях.
На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
При этом в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861), действие которых распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств; присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации (в том числе в целях консервации на срок более 1 года) в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2007 № 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»; предусмотренные пунктом 41 настоящих Правил (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В частности, такая особенность предусмотрена для заявителей – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
Пунктом 7 Правил № 861 установлена процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1-14 настоящих Правил); д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Согласно подпункту б) пункта 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого 7 класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Ранее уже отмечалось, что в ПАО «Россети Сибирь» поступила заявка ФГУП «РТРС» от 01 февраля 2021 года на технологическое присоединение базовой станции (оборудования сотовой связи), расположенной по адресу: <...> к ближайшему объекту электрической сети (т. 2, л.д. 9-10).
02 февраля 2021 года специалистами Общества проведен осмотр электроустановок заявителя, в ходе которого установлено, что объект заявителя имеет фактическое подключение от абонентских сетей Администрации.
Результаты осмотра отражены в акте от 02 февраля 2021 года (т. 1, л.д. 16-19).
Письмом от 03 февраля 2021 года № 1.8/03/611-исх (т. 2, л.д. 15) Общество отказало в технологическом присоединении объекта Предприятия, поскольку повторное присоединения объекта к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь» противоречит действующему законодательству.
Предприятие, обращаясь в антимонопольный орган, а впоследствии и в арбитражный суд, полагает, что в рассматриваемом случае отсутствует опосредованное присоединение, объект Предприятия подключен в бытовую розетку в здании, принадлежащем Администрации, а не к объектам электросетевого хозяйства органа местного самоуправления.
В тоже время заявителем не учтено следующее.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство – это аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления.
Исходя из положений пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение носит однократный характер.
Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 03 июля 2015 года № АКПИ15-499 указал, что под однократностью технологического присоединения, упомянутого в пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства. Кроме того, однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения; изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение; реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями настоящей статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В пункте 5 Правил недискриминационного доступа определено, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее – опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Пунктами 40(4) и 40(5) Правил № 861 установлено, что владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (далее – владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств), по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее – опосредованное присоединение).
При опосредованном присоединении владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица.
При технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями настоящих Правил, предусмотренными в отношении сетевых организаций.
Процедура оформления опосредованного присоединения предусмотрена в пунктах 40(6)-40(10), итого которой является согласование сетевой организацией опосредованного присоединения в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об опосредованном присоединении и документов, направленных владельцем ранее присоединенных энергопринимающих устройств и лицом, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Из материалов настоящего дела следует, что принадлежащая ФГУП «РТРС» базовая станции (оборудование сотовой связи), расположенная по адресу: <...> фактически присоединена к объекту электросетевого хояйства (распределительному щитку) Администрации.
Согласно пояснениям Предприятия (вх.№ 2850 от 27 апреля 2021 года, т. 2, л.д. 88-91) дата подключения – 07 декабря 2020 года.
То обстоятельство, что кабель от объекта Предприятия подключен к розетке, расположенной на крыше здания Администрации, не опровергает его последующее присоединениек объекту электросетевого хояйства Администрации (в рассматриваемом случае розетка на чердаке лишь выполняет роль удлинителя).
Изложенное подтверждается актом осмотра от 02 февраля 2021 года и представленной самим же Предприятием видеозаписью (приобщена к материалам дела в судебном заседании 26 августа 2021 года).
При этом арбитражный суд учитывает, что 03 февраля 2021 года между Администрацией (исполнитель) и ФГУП «РТРС» (заказчик) заключен договор № 12.08.24-21 на возмещение затрат (т. 2, л.д. 100-105), по условиям которого Предприятие возмещает Администрации затраты за потребленную электроэнергию телерадиовещательным оборудованием Предприятия (далее – Оборудование), установленным в контейнере, расположенном на земельном участке Администрации по адресу:<...> в порядке и сроки, установленные настоящим Договором.
В пункте 2.2 Договора стороны согласовали обязанность Администрации не препятствовать перетоку электроэнергии на объекты Предприятия.
Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания обеими сторонами, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 07.12.2020 года, действует до 31.07.2021 года (пункт 7.1 Договора).
В пункте 7.2 Договора предусмотрена ежегодная пролонгация Договора в случае отсутствия возражений сторон.
Неотъемлемым приложением к названному Договору является подписанный сторонами акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон (т. 2, л.д. 105), который также подтверждает фактическое технологическое присоединение объекта ФГУП «РТРС» к сетям Общества.
Отсутствие оформленного в установленном порядке согласнования сетевой организации (ПАО «Россети Сибирь») на опосредованное присоединение энергопринимающего устройства Предприятия к объектам электросетевого хозяйства Администрации, не опровергает их фактическое опосредованное присоединение.
Доводы Предприятия о временном характере присоединения суд находит несостоятельными по следующим причинам.
В силу пункта 50 Правил № 861 временным технологическим присоединением является технологическое присоединение энергопринимающих устройств по третьей категории надежности электроснабжения на уровне напряжения ниже 35 кВ, осуществляемое на ограниченный период времени для обеспечения электроснабжения энергопринимающих устройств.
Временное технологическое присоединение, а также заключение и исполнение договоров об осуществлении временного технологического присоединения, на основании которых оно производится, осуществляется в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в разделе VII.
В частности, пунктом 51 Правил № 861 определено, что для осуществления временного технологического присоединения необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
а) наличие у заявителя заключенного с сетевой организацией договора (за исключением случаев, когда энергопринимающие устройства являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно);
б) временное технологическое присоединение осуществляется для электроснабжения энергопринимающих устройств по третьей категории надежности электроснабжения.
При временном технологическом присоединении заявителем самостоятельно обеспечивается проведение мероприятий по возведению новых объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства сетевой организации до присоединяемых энергопринимающих устройств. При этом сетевая организация обязана обеспечить техническую подготовку соответствующих объектов электросетевого хозяйства для временного технологического присоединения (пункт 53 Правил № 861).
В соответствии с пунктом 54 Правил № 861 электроснабжение энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществлено по временной схеме электроснабжения, осуществляется:
а) до наступления срока технологического присоединения с применением постоянной схемы электроснабжения, установленного договором. Если в соответствии с договором мероприятия по технологическому присоединению реализуются поэтапно, энергоснабжение энергопринимающих устройств по временной схеме электроснабжения осуществляется до завершения того из этапов, на котором будет обеспечена возможность электроснабжения таких энергопринимающих устройств с применением постоянной схемы электроснабжения на объем максимальной мощности, указанный в заявке, направляемой заявителем в целях временного технологического присоединения;
б) в случаях, когда энергопринимающие устройства являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, – на срок до 12 месяцев.
Согласно пункту 13 Правил № 861 к заявке на временное технологическое присоединение прилагаются документы, указанные в подпунктах «г» и «д» пункта 10 настоящих Правил, а также информация о реквизитах договора.
Информация о реквизитах договора не предоставляется заявителями, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно.
Таким образом, при технологическом присоединении передвижных объектов максимальной мощностью до 150 кВт с применением временной схемы заключение договора на постоянное электроснабжение до обращения с заявкой на временное технологическое присоединение не требуется.
В тоже время Предприятием не представлено доказательств обращения в Общество с заявкой на временное технологическое присоединение, а также проведения заявителем мероприятий по возведению новых объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства сетевой организации до присоединяемых энергопринимающих устройств.
На основании изложенного, принимая во внимание однократный характер технологического присоединения, учитывая наличие опосредованного присоединения энергопринимающего устройства ФГУП «РТРС» к объектам электросетевого хозяйства Администрации, у сетевой организации не имелось правовых оснований для удовлетворения заявки Предприятия, в связи с чем в действиях ПАО «Россети Сибирь» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП Российской Федерации.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
Согласно статье 28.7 КоАП Российской Федерации в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства об электроэнергетике, проводится административное расследование (часть 1).
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (часть 6).
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, суд, исследовав и оценив на основании статьи 71 АПК Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенного нормативного правового регулирования, приходит к выводу о том, что возбужденное антимонопольным органом определением от 10 марта 2021 года в отношении Общества дело № 075/04/9.21-53/2021 об административном правонарушении, подлежало прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных Предприятием требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) № 075/04/9.21-53/2021 от 11 мая 2021 года о прекращении дела об административном правонарушении отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья Е.С. Сюхунбин