ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4578/07 от 11.10.2007 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000, г. Чита, ул. Выставочная 6

www.arbitr.chita.ru; E-mail: arbitr @ arbitr.chita.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита                                                                                                         Дело №А78-4578/2007

         С2-28/189

11 октября 2007 г.

Арбитражный суд Читинской области

в составе:

судьи Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Восточно-сибирское торгово-промышленное объединение»

к Межведомственной комиссии Читинской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников

об оспаривании решения № 4 от 28-29.06.2007 г.

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 09.08.2007 г.,

ФИО2 – представитель по доверенности от 09.08.2007 г.;

от административного органа: ФИО3 – представитель по доверенности от 24.07.2007 г., ФИО4 – представитель по доверенности от 05.09.2007 г.,

установил:

   Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Восточно-сибирское торгово-промышленное объединение» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межведомственной комиссии Читинской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников (далее – межведомственная комиссия) от 28-29.06.2007 г. № 4 в части полного отклонения заявки общества о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем 2008 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками как несоответствующего пункту 18 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 783.

            В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, пояснив, что у межведомственной комиссии основания для полного отклонения заявки общества отсутствовали.

            Представители межведомственной комиссии в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просил отказать.

В отзыве на заявленные требования межведомственная комиссия ссылается на то, что оспариваемое решение в отношении общества вынесено законно и обоснованно с соблюдением положений законодательства, регулирующего отношения по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации.  

            Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

   В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации.

Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

   Согласно статье 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

   Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 783 утверждены Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации (далее – Правила).

Согласно положениям названных Правил работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (далее - заявка работодателей).

Форма заявки работодателей и порядок ее заполнения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Заявки работодателей представляются в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности.

Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 июня, обобщают заявки работодателей и направляют их на рассмотрение:

а) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в соответствующих отраслях экономики, а также в области образования, занятости населения и других областях;

б) территориальных органов Федеральной миграционной службы;

в) территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (далее - государственные инспекции труда);

г) трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

Согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников (далее - межведомственные комиссии), образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 25 июня, направляют на рассмотрение межведомственных комиссий:

а) сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками;

б) заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о целесообразности заявленных работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников;

в) заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей территориальными органами Федеральной миграционной службы;

г) информацию государственных инспекций труда о нарушениях трудового законодательства, допущенных в предыдущем и текущем годах работодателями, предусматривающими привлечение иностранных работников, а также об устранении выявленных нарушений;

д) информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.

Межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.

По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям:

а) наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;

б) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах;

в) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;

г) отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.

Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в 10-дневный срок с даты принятия межведомственными комиссиями решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей уведомляют их о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения.

Работодатели вправе обжаловать решения межведомственных комиссий в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

            Как установлено материалами дела, 25 апреля 2007 г. обществом в межведомственную комиссию была представлена заявка о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками за 2008 год в количестве 500 человек – менеджеров по маркетингу и сбыту продукции с начальным профессиональным образованием.

            Решением межведомственной комиссии от 28-29 июня 2007 г. № 4 заявка общества отклонена в полном объеме (п.42 приложения № 4 к решению).

Основанием для отклонения заявки общества согласно решению явилось:

- менеджер относится к категории руководителей с высшим профобразованием;

- наличие возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов;

 - передача обществом части квоты 2007 года (50%) другим работодателям.           

Как следует из протокола межведомственной комиссии от 28-29 июня 2007 г. № 3 рассмотрения заявок работодателей о потребностях в рабочей силе для замещения в предстоящем 2008 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками, по заключению Управления по развитию потребительского рынка и ценообразования целесообразность привлечения иностранных работников по специальности «менеджер» поставлена под сомнение, так как должность менеджера относится к категории руководителей. На должность менеджера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (по специальности менеджер) или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку в области теории и практики менеджмента («Классификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. № 37).

Общество в заявке о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками указало менеджеров по маркетингу и сбыту продукции с начальным профессиональным образованием, что не соответствует требованиям, предъявляемым для данной категории специалистов.

Согласно информации Управления Федеральной миграционной службы по Читинской области общество при использовании предоставленной квоты в иностранной рабочей силе в 100 человек в период с 04.09.2006 г. по 03.09.2007 г. по собственной инициативе аннулировало 23 разрешения.

Кроме того, из представленных документов видно, что общая численность работников общества на 01.01.2007 г. составила 74 чел, в том числе 38 иностранных работников. Доказательства в потребности общества в таком количестве рабочей силы – 500 человек исключительно иностранных работников отсутствуют.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое решение межведомственной комиссии в отношении общества вынесено законно и обоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ООО «Восточно-сибирское торгово-промышленное объединение» о признании недействительным решения Межведомственной комиссии Читинской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников от 28-29.06.2007 г. № 4 «О привлечении иностранных работников и формировании квоты 2008 года» в части полного отклонения заявки общества о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем 2008 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.

Судья:                                                                                                А.Б. Литвинцев.