АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-4606/2015
21 мая 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2015 года
Решение изготовлено в полном объёме мая 2015 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыной У.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Аэрофлот – Российские авиалинии»
о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 26.02.2015 № 10,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 03.12.2013,
от заинтересованного лица: ФИО2, представителя по доверенности от 17.03.2015.
Открытое акционерное общество «Аэрофлот – Российские авиалинии» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным предписания Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 26.02.2015 № 10.
В судебном заседании, начатом 14.05.2015 объявлялись перерывы до 19.05.2015, 21.05.2015.
Представитель заявителя требование поддержал, указав, что законодательство Российской Федерации не предусматривает ограничений в отношении выбора перевозчиком валюты, в которой осуществляется опубликование тарифов на перевозки. На территории Российской Федерации оплата установленных в иностранной валюте тарифов и сборов взимается в рублях. При этом пассажиру выдается соответствующий документ, подтверждающий произведенную оплату, где размер оплаченных денежных средств также указан в рублях. Факт установления тарифов в иностранной валюте не является нарушением законодательства РФ.
Представитель заинтересованного лица пояснил, что обжалуемое предписание вынесено в соответствии с требованиями законодательства РФ в пределах представленных полномочий.
Суд, изучив материалы дела, установил.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322 является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Основанием для проведения плановых проверок является разрабатываемый органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодный план (ч. 3 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в соответствии с планом проверок на 2015 год была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Аэрофлот» по месту осуществления деятельности на территории Забайкальского края - <...>.
По результатам проверки Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю составлен акт № 07-3 от 26.02.2015, выдано предписание №10 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 26.02.2015.
Данным предписанием указано устранить нарушения прав потребителей, выразившиеся в непредставлении необходимой и достоверной информации об услугах в национальной валюте РФ (рубль), обеспечивающей возможность правильного выбора, путем представления потребителю необходимой информации о тарифах сверхнормативного багажа и тарифах за сервисные сборы и платы в рублях.
Не согласившись с предписанием Роспотребназора, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.
В ходе проверки Роспотребнадзором было установлено, что ОАО «Аэрофлот» предоставляет услуги продажи авиабилетов, при отсутствии достоверной информации о тарифах сверхнормативного багажа и тарифах за сервисные сборы и платы, путем размещения на информационном стенде информации о тарифах в иностранной валюте EUR (Евро) и USD (Доллар), а именно: Тариф USD (Доллар) для перевозок от пунктов США, Центральной Америки, Азии (кроме пунктов в Российской Федерации в Азии/Ташкента/Бишкека/Душанбе/Худжада), БСВ, Африки и Украины. Тариф EUR (Евро) (для остальных перевозок). 2-е место-50, 3- и последующие места 150, превышение веса свыше 23 кг но не более 32кг-100, свыше 32кг, но не более 50 кг-150, свыше 158см, но не более 203 см-100, свыше 203 см.-150.
Дополнительные сборы, взимаемые в офисах собственных продаж ОАО «Аэрофлот» составляют: бронирование (за сегмент) на территории РФ - 3,70 евро, за рубежом 3,70 евро, конвертация электронного билета в бумажный - 10 евро, за рубежом 10 евро, оформление билета в офисе за рубежом 25 евро, переоформление билета в офисе за рубежом - 25 евро.
Таким образом, Роспотребнадзор пришел к выводу, что ОАО «Аэрофлот» предоставляются услуги, цена на которые установлена в иностранной валюте, что является нарушением статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в соответствии с которой информация о работах, услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях.
Суд, анализируя результаты проверки Роспотребнадзора, приходит к следующим выводам.
В документе «Сверхнормативный багаж» указано, что для перевозок на территории Российской Федерации применяются тарифы в рублях, здесь же данные тарифы приведены в рублевом эквиваленте (л.д.77).
Далее в данном документе указано, что для перевозок от пунктов США, Центральной Америки, Азии, БСВ, Африки и Украины – применяется тариф за сверхнормативный багаж в определенной сумме долларах США, для остальных перевозок – также в установленной сумме в евро.
Как пояснили представители заявителя взимание платы за сверхнормативный багаж в иной валюте, нежели рубли (доллары, евро), осуществляется в случае оформления багажа за пределами Российской Федерации, в иностранных аэропортах, как это следует из буквального прочтения документа.
Из документа, устанавливающего дополнительные сборы, взимаемые в офисах собственных продаж ОАО «Аэрофлот», усматривается, что несмотря на то, что часть сборов устанавливается в евро, документ содержит указание, что оплата производится в рублях по действующему на день оплаты курсу.
Согласно статье 790 ГК РФ и статье 64 Воздушного кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками.
Как установлено п.5 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155 (далее Правила), денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком. В п.9 Правил перечислены сборы, который перевозчик вправе не включать в пассажирский тариф.
Пунктом 15 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 (далее ФАП) предусмотрено, что при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент производит подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.
В соответствии с п.37 ФАП при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию об условиях применения тарифа включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы и о правилах перевозчика.
В силу ст.1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора (ст.2 Закона).
Ст.140 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке.
В соответствии со ст.317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях (статья 140). В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.
Ст.8 Закона о защите прав потребителей установлено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Ст.10 Закона установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Таким образом, суд полагает, что не приводя информации о цене услуг в валюте Российской Федерации – рублях, ОАО «Аэрофлот» действовало тем самым в нарушение ст.10 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которым и выдано обжалуемое предписание.
В данном случае судом не рассматривается, каким образом технически эта информация должна быть доведена до потребителя, в соответствии с требованием закона она должна быть доведена в наглядной и доступной форме.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В заявленном открытым акционерным обществом «Аэрофлот – Российские авиалинии» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требовании о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 26.02.2015 № 10, как несоответствующего Федеральному закону от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Горкин Д.С.