ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4656/2022 от 18.10.2022 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                       Дело № А78-4656/2022

25 октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена  18 октября 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 25 октября 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Ульзутуевой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А78-4656/2022 по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края к Администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края (ОГРН  <***>, ИНН  <***>) о признании незаконным бездействия по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, об обязании создать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН<***>, ИНН <***>),

с участием в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:

от заместителя прокурора Забайкальского края: Дьячкова Ж.В. служебное удостоверение № 312090 (11 октября 2022 года), ФИО1, служебное удостоверение № 312089 (18 октября 2022 года),

от Администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское»: не было,

от ФГБУ «ФКП Росреестра»: не было,

установил:

заместитель прокурора Забайкальского края (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением кАдминистрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края (далее – Администрация городского поселения, Администрация) о признании незаконным бездействия по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, об обязании создать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Определением суда от 17 мая 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В обоснование своего требования заявитель указывает, что в нарушение положений пункта 28 части 1 статьи 14, пункта 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Администрацией городского поселения не исполнена обязанность по созданию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

Администрацией представлено Постановление Администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края от 24 июня 2022 года № 35 «О Совете по развитию малого и среднего предпринимательства в городском поселении «Курорт-Дарасунское»» (л.д. 35-39).

Прокурором представлено заявление об отказе от требований в части, а именно прокурором заявлено об отказе от требования в части возложения обязанности по созданию  координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

О месте и времени проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства Администрация и третье лицо извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Определением от 10 августа 2022 года суд предложил лицам, участвующим в деле, при наличии возражений относительно возможности рассмотрения дела в их отсутствие и перехода суда после завершения предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, представить данные возражения.

Представитель прокурора возражений относительно возможности перехода суда после завершения предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу не высказал, Администрацией и третьим лицом таких возражений также не представлено.

Учитывая изложенное, арбитражный суд, признав дело подготовленным, завершил 11 октября 2022 года предварительное судебное заседание и по правилам статьи 137 АПК Российской Федерации (с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству») перешел к рассмотрению дела по существу в этом же судебном заседании.

В судебном заседании 11 октября 2022 года объявлялся перерыв до 18 октября 2022 года, информация о перерыве размещена на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

Исследовав материалы дела и заслушав представителя прокурора (до и после перерыва), арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В ходе осуществления надзорной деятельности прокурором установлено, что в нарушение требований пункта 28 части 1 статьи 14, пункта 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Администрацией городского поселения не исполнена обязанность по созданию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

В акте проверки от 28 января 2022 года зафиксировано, что прокуратурой установлен факт отсутствия утвержденного положения о создании координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, фактически такой орган не создан (л.д. 34).

31 января 2022 года в адрес главы Администрации городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства (л.д. 11-12).

Письмом от 11 февраля 2022 года Администрация сообщила, что создавать координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства нет надобности, так как предприниматели, осуществляющие деятельность на территории поселения, обращаются в совет, который находится в Администрации муниципального района «Карымский район» (л.д. 13).

По мнению прокурора, несоблюдение Администрацией требований закона по созданию на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку они лишены возможности в законном порядке реализовать право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки в целях создания условий для их развития.

Таким образом, посчитав, что Администрацией не исполнена обязанность по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территориигородского поселения «Курорт-Дарасунское», заместитель прокурора обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Суд полагает, что в рассматриваемом случае требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим причинам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).

В силу части 2 статьи 198 АПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если он полагает, что решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2).

Как следует из пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2012 года № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК Российской Федерации).

Приведенные положения применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.

В арбитражном суде подлежат рассмотрению заявления прокурора об оспаривании решений, действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы неопределенного круга граждан, организаций - субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также публичные интересы в сфере указанной деятельности (абзац первый части 1 статьи 52 и часть 1 статьи 53, часть 2 статьи 198 АПК Российской Федерации) (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указано, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии малого и среднего предпринимательства), этот закон определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Одним из принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства (пункт 3 части 3 статьи 6 Закона  о развитии малого и среднего предпринимательства).

В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 14, пунктом 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, а также муниципального района относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта 5 части 1 статьи 11 Закона  о развитии малого и среднего предпринимательства, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Согласно части 3 статья 13 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:

1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;

5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.

Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 4 статьи 13 Закона  о развитии малого и среднего предпринимательства).

Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет» (часть 5 статьи 13 Закона  о развитии малого и среднего предпринимательства).

Таким образом, из изложенного следует, что у Администрации в рамках реализации полномочий по вопросам местного значения - содействие развитию малого и среднего предпринимательства, имеется обязанность по созданию  координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства.

В подпункте 30 пункта 1 статьи 8 Устава городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края также закреплено, что к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Однако прокурором установлено, что в нарушение требований пункта 28 части 1 статьи 14, пункта 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства Администрацией городского поселения не исполнена обязанность по созданию на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

В акте проверки от 28 января 2022 года зафиксировано, что прокуратурой установлен факт отсутствия утвержденного положения о создании координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, фактически такой орган не создан (л.д. 34).

31 января 2022 года в адрес главы Администрации городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства (л.д. 11-12).

Письмом от 11 февраля 2022 года Администрация сообщила, что создавать координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства нет надобности, так как предприниматели, осуществляющие деятельность на территории поселения, обращаются в совет, который находится в Администрации муниципального района «Карымский район» (л.д. 13).

Таким образом, на момент обращения в суд обязанность по созданию  координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» Администрацией не была исполнена, что свидетельствует о неправомерном бездействии по непринятию мер по созданию таких органов.

Как указал прокурор, несоблюдение Администрацией требований закона по созданию на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку они лишены возможности в законном порядке реализовать право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки в целях создания условий для их развития.

В судебном заседании представитель заявителя обратила внимание, что бездействие Администрации носило длительный характер, что не исключает возможности возникновения иных споров, связанных с таким бездействием, ввиду чего основания для прекращения производства по делу в части признания бездействия незаконным отсутствуют (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

Суд отмечает, что в результате неправомерного бездействия по непринятию мер по созданию координационных или совещательных органов не обеспечивается реализация целей создания таких органов, определенных в части 3 статья 13 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, а также не обеспечивается реализация принципа государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации - участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства (пункт 3 части 3 статьи 6 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). Указанное не позволяет в полной мере обеспечить реализацию целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, установленных названным Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку рассматриваемое бездействие Администрации не соответствует Закону о развитии малого и среднего предпринимательства и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства, суд полагает, установленной, совокупность условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК Российской Федерации, для признания такого бездействия Администрации городского поселения незаконным.  

Как указывалось ранее, Администрацией представлено Постановление Администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края от 24 июня 2022 года № 35 «О Совете по развитию малого и среднего предпринимательства в городском поселении «Курорт-Дарасунское»» (л.д. 35-39).

В этой связи прокурором представлено заявление об отказе от требований в части, а именно прокурором заявлено об отказе от требования о возложении обязанности по созданию  координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК Российской Федерации заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от требований полностью или частично.

Рассмотрев отказ прокуратуры от требований в части, суд полагает, что он не противоречит закону и не нарушает права других лиц и может быть принят судом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Таким образом, производство по делу в указанной части заявленных требований подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 151 АПК Российской Федерации в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Руководствуясь статьями 150, 167, 168, 169, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Принять отказ первого заместителя прокурора Забайкальского края от требования об обязании Администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края создать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Производство по делу в указанной части прекратить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                               А.А. Ульзутуева