ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-466/21 от 05.08.2021 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело № А78-466/21

11 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 11 августа 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи М.И. Обуховой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бадалян А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Прогресс» (ОГРН 1087536004819, ИНН 7536091997) к обществу с ограниченной ответственностью «Олерон+» (ОГРН 51377461257998, ИНН 7714922050) о взыскании задолженности по возмещению затрат по вывозу растительного мусора в сумме 88000 руб., с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1057515019495, ИНН 7515005958),

при участии в судебном заседании:

от истца – Краковцевой Л.В., представителя по доверенности от 16.07.2021;

от ответчика – Раднаевой С.В., представителя по доверенности от 18.06.2020;

от третьего лица – представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Прогресс» обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Олерон+» (ОГРН 51377461257998, ИНН 7714922050) об обязании вывозить строительный мусор от текущего ремонта жилых помещений с контейнерных площадок, обслуживаемых обществом с ограниченной ответственностью Управляющей компанией «Прогресс», о взыскании задолженности по возмещению затрат по вывозу растительного мусора в сумме 88000 руб.

Определением суда от 21.01.2021 исковое заявление принято судом к производству.

Определением суда от 28.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований предмета спора, привлечена Региональная службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1057515019495, ИНН 7515005958.

04.03.2021 от истца поступило заявления об уточнении исковых требований, в соответствии с которым истец отказался от требований, указанных в пункте 1 искового заявления об обязании ООО « Олерон+» вывозить строительный мусор от текущего ремонта жилых помещений с контейнерных площадок, обслуживаемых ООО УК «Прогресс», просил взыскать задолженность по возмещению затрат по вывозу растительного мусора в сумме 88000 руб.

Протокольным определением от 11.03.2021 суд принял к рассмотрению отказ в части исковых требований по пункту 1 искового заявления об обязании вывозить строительный мусор от текущего ремонта жилых помещений с контейнерных площадок, обслуживаемых обществом с ограниченной ответственностью Управляющей компанией «Прогресс», принял к рассмотрению уточнение требований о взыскании задолженности по возмещению затрат по вывозу растительного мусора в сумме 88000 руб.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал по доводам, изложенном в исковом заявлении и дополнительных пояснениях, просил иск удовлетворить (т. 1 л.д. 3-6, 118-119).

Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву, просил в удовлетворении исковых требований отказать (т. 1 л.д. 95-97, 119-120, 130-131).

Представитель третьего лица представила пояснение по существу спора (т. 1 л.д. 133-134, 141-143, т. 2 л.д. 4-5, 10-11).

Рассмотрев отказ от исковых требований в части обязания ООО «Олерон+» вывозить строительный мусор от текущего ремонта жилых помещений с контейнерных площадок, обслуживаемых обществом с ограниченной ответственностью Управляющей компанией «Прогресс», суд считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 5 статьи 49 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

Суд принимает отказ от заявленных требований, так как он не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Производство по делу в указанной части подлежит прекращению в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Прогресс» (далее – истец) зарегистрировано 05.05.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по г.Чите в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1087536004819, ИНН 7536091997, адрес: 672030, Забайкальский край, г. Чита, ул. Назара Широких,10.

Общество с ограниченной ответственностью «Олерон+» (далее – ответчик) зарегистрировано 26.11.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по г.Чите в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 5137746125798, ИНН 7714922050, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Анохина, д. 120 А, пом.14.

30.03.2018 между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и обществом с ограниченной ответственностью «Олерон+» подписано соглашение, согласно которому, ООО «Олерон +» присвоен статус Регионального Оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края (далее - Региональный оператор). Поэтому единственной организацией, имеющей право на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края является ООО «Олерон +».

Региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается с 01.01.2020.

Указанное соглашение размещено в свободном доступе на официальном сайте истца https://олерончита.рф.

Приказами РСТ Забайкальского края от 14.08.2019 №173-НПА и от 18.12.2020 №590-НПА установлены нормативы накопления ТКО на территории Забайкальского края и предельный единый тариф на услугу регионального оператора.

10.02.2020 между и истцом и ответчиком заключен договор №33УК на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (т. 1 л.д. 34-45), предметом которого является оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с указанным договором Региональный оператор обязался обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 5.1.1, 5.1.2), а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.

Как следует из искового заявления и пояснений истца, озвученных в ходе судебного разбирательства, ООО «Олерон+» отказался вывозить растительный мусор.

В период времени июль-август 2020г. дворниками собирались на придомовой территории растительные отходы, которые образовывались при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, за газонами, цветниками. Мешки с указанным мусором складывались на контейнерных площадках.

ООО «Олерон+» этот мусор не вывозился. На неоднократные звонки отвечали отказом.

На контейнерных площадках, принадлежащих МКД, скопились невывезенные отходы в виде веток деревьев и кустарников.

В связи с захламленностью контейнерных площадок, Управляющей компании пришлось прибегнуть к мерам по вывозу накопившегося растительного мусора.

09,15, 29,31 июля, 01, 06,08, 14, 27 августа 2020г. производился вывоз указанного мусора индивидуальным предпринимателем Акишевым Д.К. по заключенному с ООО УК «Прогресс» договору на оказание услуг от 01.01.2020.

За выполненные услуги истом была произведена оплата на общую сумму 88000 руб., что подтверждается платежными поручениями, актами, путевыми листами (т.1 л.д. 46-59).

Учитывая, что по классификатору (ФККО), утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердые бытовые отходы включают и уличный смет и отходы при уходе за растительными посадками, истец считает, что растительные отходы должны были быть вывезены региональным оператором в счет утвержденного тарифа.

Расходы, понесенные истцом по вывозу растительных отходов в размере 88000 руб., истец считает убытками, подлежащими возмещению ответчиком.

Претензия истца о возмещении затрат по вывозу растительного мусора в сумме 88000 руб. оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Ответчик требования истца не признал, указал, что Письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 21 июля 2020 г. № 08-25-53/18336 разъяснено, что растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками не соответствуют определению ТКО, установленному Законом № 89, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (далее - МКД), с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами, Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Госстандарта от 27 октября 2014 г. № 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ исполнителем работ.

В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290, работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.

Указанные растительные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене. Оказание услуги по обращению с ТКО является регулируемым видом деятельности и осуществляется в рамках утвержденного единого тарифа по обращению с ТКО Региональной службой по тарифам и ценообразовании Забайкальского края.

Согласно Письма Региональной службы по тарифам и ценообразовании Забайкальского края № 06/4759 от 28.08.2020, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесны остатки), не учтены в составе ТКО при определении нормативов, так как не соответствуют определению ТКО, установленному Законом № 89, по основному признаку, являются отходами, образованными вне жилых помещений. Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Таким образом, уличный: смет, образующийся при уборке придомовой территории, учтен при определении нормативов в составе ТКО.

Исходя из изложенного, в состав ТКО входит только смет, образующийся при уборке придомовой территории, спил деревьев, ветки, листва от древесно-кустарниковых посадок, расположенных на придомовой территории МКД, не входят в группу «отходы коммунальные твердые», соответственно не входят в зону ответственности регионального оператора, не включены в нормативы накопления ТКО, и затраты на их вывоз, размещение и утилизацию не входят в тариф регионального оператора. Указанные отходы подлежат вывозу компаниями, специализирующимися на вывозе такого вида отходов, за дополнительную плату. Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.

Также ответчик указал, что региональный оператор осуществляет прием твердых коммунальных отходов, находящихся в контейнерах, вне контейнера, региональный оператор принимает только ТКО, относящиеся к КГО (ч. 2 ст. 24.7 Закона № 89).

Суд, рассмотрев исковые требования, изучив представленные документы и оценив доказательства в совокупности, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков.

Согласного статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с указанными нормами права взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и возмещение убытков возможно лишь при доказанности одновременного наличия факта нарушения обязательства, понесенных убытков и их размера, прямо причинно-следственной связи между нарушением обязательства и убытками, а также вины нарушавшего обязательства лица.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

На основании статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

С учетом приведенных норм доказыванию подлежит факт определенных незаконных действий ответчика, наступление вреда и размер понесенных убытков, причинная связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями, вина причинителя вреда.

При этом, причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: причина должна предшествовать следствию, причина должна являться необходимым и достаточным основанием наступления следствия.

Указанные обстоятельства в совокупности образуют состав правонарушения, являющийся основанием для применения ответственности в виде взыскания убытков. Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о взыскании убытков.

В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Материалами дела подтверждено, что межу ООО УК «Прогресс» и ИП Акишевым Д.К. был заключен договор от 01.01.2020 на оказание услуг по транспортному обслуживанию согласно заявок. В рамках данного договора истцом, в том числе был организован сбор и вывоз веток с контейнерных площадок (т. 1 л.д.46-59).

Общие затраты на проведение работ по вывозу растительных отходов составили 88000 руб.

В подтверждение фактов вывоза веток и суммы затрат представлены платежные поручения, акты, путевые листы (т.1 л.д. 46-59).

Ответчиками данные обстоятельства надлежащими доказательствами не опровергнуты.

Данные расходы истец полагает своими убытками, которые подлежат возмещению ответчиком.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1).

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2).

В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила № 505).

Согласно этим правилам коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).

Пунктом 5 Правил установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Из изложенных норм права следует, что законодатель, определяя два способа определения объема ТКО, указал, что норматив накопления ТБО при определении объемов, используется в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 148(30) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.

При раздельном накоплении и сборе сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно.

На Территории Забайкальского края приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 14.08.2019 №173-НПА утверждены нормативы накопления ТКО на территории Забайкальского края.

Правила определения нормативов накопления ТКО установлены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов". ( далее – Правила № 269)

В силу пункта 3 Правил № 269 в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

В соответствии с ЖК РФ под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. N 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится многоквартирный дом, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, подлежат вывозу после окончания работ.

В данном случае вывозу подлежат исполнителем работ ветки кустов, образованные в результате обрезки, связанной с уходом за зеленными насаждениями.

Представитель истца в судебном заседании поясняла, что растительные отходы не были связаны с рубкой, обрезкой или пересадкой зеленых насаждений. Растительные отходы образовались на придомовой территории в летний период в результате погодных условий (ветер, ливневые дожди) (т. 1 л.д. 118-119).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно пункту 3.3 "ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования" твердые бытовые отходы: отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

В письме Минстроя России от 25.09.2018 N 43298-ОГ/06 «Об отходах, образующихся при уборке придомовой территории и от текущего ремонта жилых помещений» относительно растительных отходов при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, образованные на придомовой территории, было разъяснено, что в случае если уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками образованы на придомовой территории, или уполномоченные органы предусмотрели перечень категорий объектов, в котором указаны объекты с образованием таких отходов, то они подлежат учету при определении нормативов.

В свою очередь Минприроды России неоднократно давало разъяснение по данному вопросу. В частности, в Письмах от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 и от 21.07.2020 N 08- 25-53/18336 "Об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО" указывало, что растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.

Суд полагает, что в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» выделены отходы производства и потребления и твёрдые коммунальные отходы.

При этом к последнему виду относятся не только отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, но и отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых помещений, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности.

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, в классификацию коммунальных отходов, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению ( код 7 30 000 00 00 0), включены отходы коммунальные твердые, отходы из жилищ, отходы из жилищ крупногабаритные, отходы от уборки территорий городских и сельских поселений, мусор и смет уличный, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (7 31 300 02 20 5) и т.д.

Подобная классификация дает основания полагать, что в твердые коммунальные отходы – это не только отходы, образующиеся в жилищах физических лиц, но и отходы, которые образуются в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенные в классификатор отходов в группу «Отходы коммунальные и подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению».

Исходя из анализа норм федерального законодательства уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками относятся к ТКО и могли быть включены при формировании норматива. Нормативы могут устанавливаться не только для физических лиц и в отношении жилых помещений, но и для иных категорий потребителей и в зависимости от категорий объектов, на которых образуются отходы ( п. 4 Правил № 269)

В связи с изложенным, основополагающим для рассмотрения данного дела, является не определение понятия «твердых коммунальных отходов», в классификацию которых могут входить разные виды отходов, в том числе, образуемые в деятельности юридических лиц, а установление, были ли твердые коммунальные отходы, связанные с уборкой придомовой территории и уходом за древесно-кустарниковой растительностью на придомовой территории включены исполнительным органом власти в норматив накопления для физических лиц.

Суд полагает, что именно указанное имелось ввиду в упомянутых ответчиком письмах Минприроды России.

В частности, обращено внимание, что региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.

При рассмотрении данного дела, Арбитражным судом Забайкальского края был сделан запрос в Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края о предоставлении информации о видах коммунальных отходов, включенных в норматив, утвержденный приказом РСТ Забайкальского края от 14.08.2019 №173-НПА «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края», в частности пояснить включали ли в норматив ТКО, образующийся при уборке в летний период придомовой территории, складированные на контейнерных площадках, и в каком составе: ветки деревьев и кустов, которые образовались и собраны с придомовой территории в летний период в результате погодных условий (ветер, ливневые дожди), растительные отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относящиеся к растительным отходам, которые образовались в результате вырубки, обрезки и пересадки лесных насаждений. Подтвердить ответ результатами замеров, заключением, примененными при расчете норм ТКО при утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края.

На запрос суда был получен ответ от 06.04.2021 и пояснения (т. 1 л.д. 141-143, т. 2 л.д. 4-6, 10-11)) о том, что при утверждении приказа от 14.08.2019 №173-НПА «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края» проходила процедура замеров твердых коммунальных отходов для установления объемов отходов и в последующем норматива накопления ТКО.

Нормативы накопления ТКО рассчитывались исходя из результатов замеров по объектам каждой категории по 8-ми муниципальным образованиям на территории Забайкальского края и производились исходя из наполняемости контейнеров. Растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не могут лежать в баках, так как спилы деревьев могут привести к их поломке. Данные отходы не включены в норматив накопления ТКО.

К понятию ТКО относится уличный смет, а именно: отходы из мелких бумаг, листьев и нейтральных отходов. Уличный смет учтен в нормативах накопления ТКО.

Вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится многоквартирный дом, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников вывозятся после окончания работ. Отходы, образованные в результате погодных условий также не относятся к ТКО.

Соответствующие отходы не включены в расчет норматива накопления ТКО, так как не могут лежать в баках.

Из представленных ответа и пояснений РСТ Забайкальского края усматривается, что при расчете норматива не учитывались растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, отходы, образованные на придомовой территории в результате погодных условий.

При таких обстоятельствах, суд констатирует, что ветки кустов, деревьев, образующиеся в результате уборки придомовой территории, не учитывались при разработке норматива накопления ТКО, утвержденного приказом РСТ Забайкальского края от 14.08.2019 №173-НПА, в связи с чем у регионального оператора отсутствовала обязанность по вывозу отходов, в пределах установленного для регионального оператора тарифа.

Кроме того, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об отнесении данных веток к уличному смету, который учтен для регионального оператора при расчете норматива.

РСТ Забайкальского края в пояснениях, представленных в материалы дела, указал, что при расчете норматива накопления ТКО учитывался уличный смет, а именно: отходы из мелких бумаг, листьев и нейтральных отходов. Указанные ветки таковым не являются.

Региональный оператор осуществляет прием ТКО, находящихся в контейнерах, вне контейнера, региональный оператор принимает только ТКО, относящиеся к КГО (часть 2 статьи 24.7 Закона №89), пункт 2 постановления правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства российской Федерации от 25.08.2008 №641»).

В соответствии с пунктом 148 (26) Правил №354 запрещено складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для КГО.

Также суд обращает внимание на то, что в исковом заявлении истцом изначально было указано, что растительные отходы (ветки) были образованы в результате ухода за древесно-кустарниковыми посадками. В ходе судебного разбирательства представитель истца пояснял, что соответствующие отходы были образованы в результате погодных условий (ветер, ливневые дожди).

В соответствии с путевыми листами (т. 1 л.д. 48-57) вывоз веток производился с контейнерных площадок 4 и 5 мкр и пр. Фадеева в количестве 27 рейсов на автомобиле Камаз.

Из платежного поручения от 10.08.2020 №680 (т. 1 л.д. 59) следует, а также не оспаривается истцом, что в период, когда осуществлялся вывоз веток, индивидуальным предпринимателем оказывались и иные услуги, в том числе подъем шифера, срезка деревьев (т. 1 л.д. 59).

Акт осмотра растительных отходов, которые подлежали вывозу, не составлялся, региональный оператор на осмотр не вызывался, фотофиксация не производилась. Иного в материалы дела не представлено.

При наличии в соответствующий период срезки деревьев, у суда отсутствует возможность достоверно определить происхождение спорных отходов (веток).

Истец не представил достаточных доказательств того, что соответствующие отходы не являются отходами, образованными в результате производимой в тот же период срезки деревьев.

Вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений, проводится согласно ГОСТ Р 56195-2014 при наличии порубочного билета в рамках тарифа на содержание и ремонт помещения. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ исполнителем работ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцом не доказано наличие в совокупности всех обстоятельств, предусмотренных положениями статьи 15 ГК РФ, необходимых для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности за убытки, которые причинены истцу.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Производство по делу в части требований об обязании общества с ограниченной ответственностью «Олерон+» вывозить строительный мусор от текущего ремонта жилых помещений с контейнерных площадок, обслуживаемых обществом с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Прогресс» прекратить.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Прогресс» из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению от 12.01.20211 государственную пошлину в размере 6000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья М.И. Обухова