ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4778/07 от 21.11.2007 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000, г. Чита, ул. Выставочная 6

www.chita.arbitr.ru; E-mail:info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита                                                                                                         Дело №А78-4778/2007

21 ноября 2007 года                                                                                                       С2-27/220

Арбитражный суд Читинской области в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Высоцкой Ю.С.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа «Город Чита» к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области о признании недействительным распоряжения № 846 от 16.05.2007,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: государственное учреждение «Читинская квартирно-эксплуатационная часть района»,

при участии:

от заявителя – не было,

от заинтересованного лица – Дьяковой И.Е., представителя по доверенности от 03.09.2007,

от третьего лица – не было,

             Администрация городского округа «Город Чита» (далее Администрация) обратилась в суд с требованием к территориальному управлению Росимущества по Читинской области о признании недействительным распоряжения № 846 от 16.05.2007.

            В судебном заседании, начатом 15.11.2007, был объявлен перерыв до 16-00 21.11.2007. После перерыва в судебное заседание не явилась представитель заявителя Страмилова А.Ю. (доверенность от 12.10.2007), что в соответствии с ч.3 ст.163 АПК РФ не является препятствием для продолжения судебного заседания. 

            Третье лицо своего представителя в суд не направило, о месте и времени судебного заседания уведомлено надлежащим образом.

            В представленных ранее пояснениях представитель Администрации поддержал заявленные требования, пояснив, что обжалуемое распоряжение принято в нарушение требований Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.

            Представитель управления Росимущества в судебном заседании в удовлетворении требований просила отказать, пояснив, что оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлению Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», приказу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 N 241 «О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи».

            Исследовав материалы дела, заслушав мнения сторон, суд

                                                               У С Т А Н О В И Л:

            Территориальным управлением Росимущества по Читинской области 16.05.2007 было издано распоряжение № 846 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за ГУ «Читинская КЭЧ района», в собственность муниципального образования городского округа «Город Чита».

            Обжалуемым распоряжением в собственность муниципального образования передано следующее имущество:

жилые дома (за исключением приватизированных квартир и служебных квартир): ул. Чкалова 1, ул. Баргузинская 6, ул. Батарейная 3 и 8, ул. Кастринская 3; ул. Гаюсана 28, 30а, 32б и 38; ул. Ленинградская 47а; ул. Бутина 46а; жилые дома в военном городке № 29 инв.№№ 9 и 10; ул. Ленина 110; ул. Ленина 58; ул. Ленина 126; ул. Полины Осипенко 38; ул. Горького 30; ул. Журавлева 87; ул. Журавлева 16; ул. Анохина 94; ул. Рахова 86 и 88; ул. Яковлева 39; ул. Бабушкина 3, 9 и 11; ул. Ленина 24; пер. Железобетонный 8.

            Также в собственность муниципального образования обжалуемым распоряжением переданы водопроводные сети, канализационные сети, тепловые сети и кабельные линии к приведенным выше жилым домам.

            Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установить, что в федеральной собственности может находиться:

имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;

имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;

имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.

Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 г. № 241 установлено, что территориальные органы принимают решения в отношении имущества, составляющего казну Российской Федерации и закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями по месту расположения такого имущества, в том числе о передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов жилищного фонда (жилые помещения, многоквартирные дома), за исключением специализированного жилищного фонда, указанного в пункте 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, по форме согласно приложениям 1, 2 к настоящему приказу.   

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" в пункту 1 установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, а именно:

а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;

б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

д) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);

е) заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

ж) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

з) справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества;

и) кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;

к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества;

л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;

м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.

Федеральный закон от 22 августа 2004 № 122-ФЗпредусмотрел упрощенный порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность. П.п 5 пункта 11 статьи 154 вышеназванного закона гласит, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

Обязанность органа местного самоуправления по принятию в муниципальную собственность объектов федерального имущества возникает в силу прямого указания закона и предусмотрена пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ.

Документом подтверждающим право собственности в данном случае является выписка из реестра федерального имущества. Данное обстоятельство отражено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 25.02.1998.

Пунктом 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части не противоречащей положениям настоящей статьи.

Как установлено материалами дела, 14.05.2007 ГУ «Читинская КЭЧ района» в адрес Федерального агентства  по управлению федеральным имуществом по Читинской области было направлено письмо № 1828 с согласием на передачу, указанного в оспариваемом распоряжении, федерального имущества, принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения в муниципальную собственность, а также пакет документов подтверждающих, что данное недвижимое имущество находится в федеральной собственности: выписки из реестров федерального имущества, перечень имущества, предлагаемый передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования.

Принадлежность к федеральной собственности объектов недвижимости, содержащихся в Перечне распоряжения № 846 от 16.05.2007, подтверждается выпиской от 04.05.2007 № 05-3152 из реестра федерального имущества.

Акт приема передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и передаваемого в собственность муниципального образования городского округа «Город Чита», подписан 06.06.2007 в одностороннем порядке, поскольку не был подписан в установленный Росимуществом срок Администрацией.

Таким образом, принимая оспариваемые распоряжения, территориальное управление Росимущества по Читинской области действовало в соответствии с нормами законодательства, регулирующими порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, и в рамках делегированных ему полномочий.

Следовательно, требования заявителя о недействительности оспариваемого распоряжения являются необоснованными.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                             Р Е Ш И Л:

В заявленных Администрацией городского округа «Город Чита» требованиях к территориальному управлению Росимущества по Читинской области о признании недействительными распоряжения № 846 от 16.05.2007, как несоответствующего Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", отказать.

Решение может быть обжаловано в течении месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

             Судья                                                                           Горкин Д.С.