ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-5025/2021 от 26.11.2021 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                         Дело № А78-5025/2021

02 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена  26 ноября 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 02 декабря 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Поповой И.П. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Токмаковой Н.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по иску Акционерного общества «Тепловодоканал» (ОГРН 1107524000341, ИНН 7506004852)

к Администрации городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» (ОГРН 1057515019495, ИНН 7515005958)

о взыскании задолженности

при участии в судебном заседании:

от истца – Лысенко А.Р., представитель по доверенности от 30.12.2020;

от ответчика – Грищенко В.В., представителя по доверенности от 05.07.2021.

Акционерное общество «Тепловодоканал» обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации городского поселения «Оловяннинское» Муниципального района «Оловяннинский район» о взыскании задолженности за коммунальные услуги за период с 24.11.2018 по 31.03.2021 в размере 437998 руб. 42 коп.

Ответчик первоначальные исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Истец уточнял исковые требования и окончательно просил суд взыскать с ответчика 253527,83 руб. основного долга.

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик уточненные требования признал.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд установил:

В муниципальной собственности городского поселения «Оловяннинское» имелись квартиры, расположенные в пгт. Оловянная, которые не были заселены в указанные истцом периоды, а именно:

ул. Гагарина, 25 кв. 16 – период с 29.11.2019 по 23.03.2020,

ул. Гагарина, 31 кв. 6 – период с 24.11.2018 по 26.09.2019, с 26.03.2020 по 05.11.2020,

ул. Дзержинского, 28 кв. 4 – период с 06.03.2020 по 31.03.2021,

ул. Строительная, 12 кв. 7 – период с 22.08.2019 по 22.12.2019,

ул. Строительная, 2 кв. 3 – период с 13.12.2018 по 31.03.2021,

ул. Строительная, 2 кв. 9 (ранее 8) – период с 19.07.2020 по 05.10.2020,

ул. Строительная, 4 кв. 11 – период с 16.08.2019 по 07.10.2019,

ул. Строительная, 10 кв. 2 – период с 24.11.2018 по 14.04.2019

ул. Строительная, 10 кв. 5 – период с 01.02.2020 по 25.03.2020,

ул. Строительная, 10 кв. 8 – период с 29.10.2019 по 05.03.2020, с 28.04.2020 по 31.03.2021,

ул. Строительная, 12 кв. 6 – период с 24.11.2018 по 10.03.2019.

Истец является теплоснабжающей организацией в отношении указанных многоквартирных домов.

Объекты теплоснабжения переданы истцу по концессионному соглашению (л.д. 143-165 т. 2), на объекты водоснабжения представлены свидетельства о регистрации права собственности (л.д. 124-137 т. 2).

Начисления за тепло- и водоснабжние согласно расчету истца составили 253527,83 руб.

Ссылаясь на то, что ответчик оплату отопления и водоснабжения не произвел, требования претензии добровольно не удовлетворил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Возникшие между истцом и ответчиком правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О теплоснабжении».

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.

В пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения.

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги, в состав которой входит плата за тепловую энергию.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение, у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

На основании части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Таким образом, условием для перехода обязанности по оплате коммунальных услуг с публичного собственника на нанимателя является соблюдение установленного законом порядка заселения квартир, в отсутствие которого муниципальное образование, как собственник жилых помещений, должно нести обязанность по оплате фактически потребленных коммунальных услуг и расходов на содержание и ремонт общего имущества (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам.

В соответствии со статьями 60, 83, 84 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке.

В заявленные истцом периоды спорные квартиры находились в муниципальной собственности и по договорам социального найма не передавались, что подтверждается представленными в материалы дела договорами.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Доказательства оборудования квартир приборами учета тепловой энергии отсутствуют.

В связи с чем, истец произвел расчет по установленному приказом РСТ Забайкальского края нормативу, исходя из площади квартир, с применением тарифов, утвержденных приказом РСТ Забайкальского края.

Сумма начислений составила 253527,83 руб., включая начисления за воду.

Расчет судом проверен и признан правильным. Доказательства в подтверждение иных объемов и стоимости потребленной тепловой энергии ответчик в материалы дела не представил.

Расчет истца по отоплению и контррасчет ответчика совпадают.

В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, незаселение жилого помещения и отсутствие в нем зарегистрированных граждан не освобождает собственника от внесения платы за коммунальные услуги. Начисление производится в соответствии с действующим нормативом.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Соответствующие разъяснения содержатся также в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22.

В соответствии с пунктом 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги на цели отопления жилых помещений.

Таким образом, жилищным законодательством установлено правило, что само по себе неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, однако при отсутствии приборов учета по заявлению собственника может быть осуществлен перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу.

Пунктом 86 Правил № 354 установлено, что, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в

соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

На обстоятельства непреодолимой силы ответчик не ссылался.

Согласно пункту 81(11) Правил № 354 при отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Незаселение жилого помещения и отсутствие в нем зарегистрированных граждан не освобождает собственника от внесения платы за коммунальные услуги, начисление производится в соответствии с действующим нормативом.

Соответствующая правовая позиция  указана в определении Верховного суда Российской Федерации от 24.09.2015 № 307-ЭС15/13174.

В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств.

Доказательства оплаты ответчик в материалы дела не представил, требования истца достоверными допустимыми и относимыми доказательствами не опроверг.

Ответчик исковые требования признал.

На основании части 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.

В соответствии с частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2018 № 520-О, в случае признания иска ответчиком суд освобождается от необходимости обоснования решения, которым иск удовлетворяется. Он не устанавливает фактических обстоятельств, не исследует доказательства и не приводит иные данные, которые должны содержаться в мотивированном судебном акте в соответствии с положениями статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №17099/09 от 25.05.2010.

О признании иска устно заявлено представителем ответчика в судебном заседании, полномочия подтверждены доверенностью.

Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, не противоречит материалам дела об основаниях возникновения фактической задолженности и ее размере, в связи с чем, принимается судом в порядке части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, требования истца подлежат удовлетворению в уточненном размере.

На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика.

Принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1).

В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов (органов местного самоуправления) от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов; если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Таким образом, на ответчика возлагается обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам, от уплаты которых органы не освобождены.

При подаче иска истец оплатил 14788 руб. государственной пошлины (оригинал платежного поручения - т. 3).

С уточненной суммы иска оплате подлежит 8071 руб. государственной пошлины.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска возврату истцу подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2421 руб. (8071 руб.*30%) подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

В оставшейся части 12367 руб. государственную пошлину следует возвратить истцу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167, 168, 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Администрации городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» (ОГРН 1057515019495, ИНН 7515005958) в пользу Акционерного общества «Тепловодоканал» (ОГРН 1107524000341, ИНН 7506004852) 253527 руб. 83 коп. основного долга, 2421 руб. расходов по оплате государственной пошлины, всего – 255948 руб. 83 коп.

Возвратить Акционерному обществу «Тепловодоканал» (ОГРН 1107524000341, ИНН 7506004852) из федерального бюджета 12367 руб. государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.  

Судья                                                                                    И.П. Попова