ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-5056/10 от 19.08.2010 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-5056/2010

19 августа 2010 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Антипенко Г.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шелепетко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управление внутренних дел по Забайкальскому краю о привлечении ООО «Забайкальский центр консалтинга и аудита» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии:

от заявителя: Иванова В.И., представителя по доверенности от 03.08.2010,

от общества: Глазовой М.А., директора.

Управление внутренних дел по Забайкальскому краю (далее – УВД по Забайкальскому краю, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский центр консалтинга и аудита» (далее – ООО «ЗЦКА», общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержал в полном объеме, пояснив, что общество вело образовательную деятельность без соответствующего разрешения (лицензии) по адресу: г. Чита, ул. Ленина, д.63. Ведение образовательной деятельности подтверждается письмом Министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 31.05.2010 №2134.

Представитель общества пояснила, что образовательные услуги не оказывались. Общество осуществляло консультационные и информационные услуги в области бухгалтерского учета не требующие соответствующего разрешения (лицензии). Каких либо программ на оказание вышеназванных услуг общество не разрабатывало. Кроме того, Управлением, по их мнению, пропущен срок давности привлечения общества к административной ответственности.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу.

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц общество зарегистрировано в названном реестре за основным государственным регистрационным номером 1097536003180.

17 мая 2010 года в УБЭП УВД по Забайкальскому краю поступило заявление гражданки Вишняковой О.В. о привлечении руководителя ООО «ЗЦКА» Глазову М.А. к ответственности за распространение ложной информации о своих услугах (обучение в области бухгалтерского учета, трудоустройство по специальности гл. бухгалтер), но в результате указанных услуг не оказала. При этом с каждого обучающего была собрана плата в размере 7000 рублей.

2 июля 2010 года оперуполномоченным УВД по Забайкальскому краю в соответствии с п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении 75 №263295/5709 о совершении ООО «ЗЦКА» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении указано, что в период с 01.03.2010 по 15.04.2010 общество, в лице исполняющего обязанности руководителя Глазовой М.А., вело образовательную деятельность без соответствующего разрешения (лицензии) по адресу: г. Чита, ул. Ленина, 63. Оплата за оказанные образовательные услуги составила 7000 рублей с одного человека.

В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ УВД по Забайкальскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч.6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 5 ст. 205 АПК РФ предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

В преамбуле Закона об образовании дано понятие образования, согласно которому под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Статьей 9 Закона об образовании закреплено, что в Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Согласно пункту 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277 (далее - Положение о лицензировании), Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки (далее соответственно - образовательные учреждения, научные организации).

Пунктом 2 вышеуказанного Положения предусмотрено, что не подлежат лицензированию:

а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Согласно ст. 2.1 и ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса

В силу ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В нарушении вышеприведенных норм закона, а также положений части 2 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не отражает обстоятельств правонарушения, выявленных при проверке; событие административного правонарушения не описано и не конкретизировано; не указано, какой вид образовательной деятельности осуществляло общество; в отношении каких лиц и по какой программе осуществлялась вменяемая обществу деятельность; в силу каких обстоятельств осуществляемая обществом деятельность является образовательной и подлежащей лицензированию.

Как отмечалось выше в п. 2 Положения о лицензировании, в частности, предусмотрено, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

В материалы дела заявителем представлены копии свидетельств о краткосрочном повышении квалификации на имя Вишняковой О.В. и Банщиковой А.А. из которых следует, что в период с 01.03.2010 по 15.04.2010 они окончили курсы новой подготовки в Учебно-методическом центре Забайкальского центра консалтинга и аудита по теме «Главный бухгалтер и управленческий учет в современных организациях» в объеме 72 часов.

Таким образом, названные свидетельства не подтверждают факта получения вышеназванными лицами образования и (или) квалификации.

Согласно договорам на оказание услуг заключенным Вишняковой О.В. и Банщиковой А.А. с ООО «ЗЦКА» их предметом являются обязательства по выполнению работ, связанных с оказанием информационно-консультационных услуг в области бухгалтерского учета. При этом общество приняло на себя обязательство по оказанию консультационных услуг, обеспечению необходимыми для исполнения договора методическими материалами.

Из письменных объяснений Вишняковой О.В. и Банщиковой А.А. также не усматривается, что общество осуществляло подлежащую лицензированию образовательную деятельность. Суть данных объяснений сводится к тому, что оплатив за обучение 7000 рублей, они не были трудоустроены.

Письмо Министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 31.05.2010 №2134 также не свидетельствует об осуществлении обществом образовательной деятельности подлежащей лицензированию. Так, в письме указывается, что заключаемые обществом договора не содержат сведения о предлагаемых и осуществляемых исполнителем (обществом) образовательных услугах, а поэтому при отсутствии данных сведений вывод об осуществлении обществом образовательной деятельности бездоказателен.

Глазова М.А. в своих объяснениях указывает на то, что общество не осуществляло подлежащей лицензированию образовательной деятельности. Обществом оказывались слушателям краткосрочные (72 академических часа) консультационные услуги.

Таким образом, административный орган не представил достоверных доказательств осуществления обществом подлежащей лицензированию образовательной деятельности, т.е. наличия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Кроме того, в силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при принятии решения по делу об административном правонарушении, а также об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1, 3 статьи 4.5 Кодекса. Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому, в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Вменяемое обществу правонарушение - осуществление образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии) - содержится в главе 14 Кодекса, устанавливающей виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. Объектом данного правонарушения является нарушение законодательства о лицензировании, а именно п.6 ст. 33 Закона об образовании, предусматривающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности. Получение специального разрешения (лицензии), является приоритетной целью действия охранительной нормы, установленной частью 2 статьи 14.1 Кодекса. Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении требований законодательства о лицензировании.

С учетом существа вменяемого обществу правонарушения, характера охранительных правоотношений, при рассмотрении настоящего дела применяется двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности со дня совершения административного правонарушения, установленный ст. 4.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в момент спорных правоотношений).

Как следует из протокола об административных правонарушениях, обществу вменяется совершение правонарушения в период с 01.03.2010 по 15.04.2010. Следовательно, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться с 15.04.2010 и заканчиваться 15.06.2010, т.е. на день составления протокола об административном правонарушении срок давности привлечения общества к административной ответственности истёк.

В силу вышеизложенных обстоятельств, у арбитражного суда отсутствуют правовые оснований для удовлетворения заявленного УВД по Забайкальскому краю требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Управлению внутренних дел по Забайкальскому краю в удовлетворении заявленного требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский центр консалтинга и аудита» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалоб через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья: Г.Д. Антипенко.