ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-5158/16 от 05.07.2016 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                          Дело № А78-5158/2016

11 июля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2016 года

Решение изготовлено в полном объёме июля 2016 года

            Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Цыцыкова Б.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курбатовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества  «Ксеньевский прииск» к Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Забайкальскому краю, о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.12.2015г., №2.7/1-37/14 в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 21.08.2015г.,

от заинтересованного лица: ФИО2, представителя по доверенности от 02.03.2016г., ФИО3, представителя по доверенности от 11.01.2016г., ФИО4, представителя по доверенности от 02.03.2016г., ФИО5, представителя по доверенности от 09.03.2016г.

            Заявитель – Публичное акционерное общество «Ксеньевский прииск» ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратился в суд с уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Забайкальскому краю ОГРН <***>, ИНН <***>, о признании недействительным решения от 11.12.2015г., № 2.7/1-37/14 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в размере 3 546 588 рублей, начисления пени в размере 1 098 486,46 рублей, предложения уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2011г., на 1 636 090 рублей.

            В ходе судебного заседания представитель заявителя уточненные требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениям к нему.

            В ходе судебного заседания представители налогового органа согласились с позицией налогоплательщика в части доначисления НДПИ по месторождению р.Малый Амазар в размере 290 709 рублей и пени в размере 90 039,58 рублей, в остальной части в удовлетворении заявленных требований просили отказать по основаниям изложенным в отзыве, дополнительных пояснениях.

            Дело рассматривается в порядке ст.200 АПК РФ.

            Рассмотрев материалы дела, дополнительно представленные документы, и заслушав доводы представителей сторон участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

            Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица ОГРН <***> ИНН <***>, на налоговом учете состоит в Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Забайкальскому краю. 

            Налоговым органом в отношении заявителя была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль организаций, НДС, НДПИ, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога за период с 01.01.2011г., по 31.12.2012г.

            По результатам проверки был составлен акт от 19.10.2015г., №2.7/1-46/14 и вынесено оспариваемое частично решение от 11.12.2015г., №2.7/1-37/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

            Не согласившись с решением инспекции заявитель оспорил решение в Управление ФНС России по Забайкальскому краю.

            Решением №2.14-20/83-ЮЛ/03946 от 11.04.2016г., Управлением ФНС России по Забайкальскому краю жалоба была оставлена без удовлетворения.

            Не согласившись с позицией налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд.

            Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично в связи со следующим.

            Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание, своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

            В силу п.1 ст.71 названного кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся доказательств.

            В соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.21 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

            Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 ст.31 и п.2 ст.32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).

            Также согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991г., №943 - 1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

            В соответствии с п.8 ст.101 НК РФ в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

            В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

            Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

            В силу ст.334 НК РФ заявитель в спорные налоговые периоды 2011-2012г.г., являлся плательщиком НДПИ.

            В проверяемый период общество осуществляло добычу золота по лицензиям ЧИТ01022БЭ (месторождение р.Черный Урюм), ЧИТ00940БЭ, ЧИТ00939БЭ (месторождение р.Малый Амазар), ЧИТ01026БЭ (месторождение р.Итака), ЧИТ01024БЭ (месторождение р.Иенда), ЧИТ00938БЭ (месторождение Васильевское).

            В соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Согласно Стандарту предприятия конечная продукция добытая обществом драгметалла соответствует техническим условиям ТУ-117-2-7-75, определена проектными решениями, в связи с чем, в силу подп. 13 п.2 ст.337 НК РФ для общества добытым полезным ископаемым является лигатурное золото, что им не оспаривается.

            Исходя из п.1 ст.339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

            При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях (п.4 ст.339 НК РФ).

            Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998г., №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» определено, что добычей драгоценных металлов является извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.

            Согласно п.2 ст.20 вышеуказанного Федерального закона №41-ФЗ драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством Российской Федерации.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000г., №731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности.

            В соответствии с п.7 названных Правил (в редакции рассматриваемого периода) учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении. Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов. После проведения аффинажа учет указанных драгоценных металлов осуществляется по результатам аффинажа.

            Таким образом, при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений установлен особый порядок ведения учета количества добытого полезного ископаемого.

            В соответствии с п.2 ст.339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

            Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

            Согласно приказам об утверждении Учетной политики общества от 01.01.2011г., №1 на 2011г., и от 10.01.2012г., на 2012г., количество добытого полезного ископаемого определялось прямым методом (посредством измерительных средств и устройств) для целей налогообложения и применяется в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого, с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

            Таким образом, заявителем не оспаривается, что при определении количества добытого полезного ископаемого им применяется прямой метод.

            В силу п.3 ст.339 НК РФ, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

            Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

            Обществом не оспаривается, что в процессе переработки золотосодержащих руд возникают потери лигатурного золота.

            В соответствии с п.1 ст.342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст.338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче, в том числе полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.

            Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г., №921 (далее - Правила).

            В соответствии с первоначальной редакцией Правил, действовавшей в период с 01.01.2002г., по 19.02.2007г., нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).

            В период с 20.02.2007г., по 24.11.2008г., Правила (в редакции постановления Правительства №76 от 05.02.2007) устанавливали, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).

            В период с 25.11.2008г., по 20.02.2012г., Правила (в редакции постановления Правительства РФ №833 от 07.11.2008г., №605 от 23.07.2009г.) устанавливали, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико- экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации). Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) утверждаются Федеральным агентством по недропользованию.

            С 21.02.2012г., действует редакция Правил с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ №82 от 03.02.2012г., согласно которой утверждению подлежат нормативы потерь полезных ископаемых, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

            Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона РФ от 21.02.1992г., №2395-1 «О недрах» (пункт 2). Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

            Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно- геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.

            Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.

            Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами (пункт 3).

            При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (пункт 4).

            Особенности применения норматива потерь полезных ископаемых при добыче золота определяются также Федеральным законом РФ от 26.03.1998г., №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и «Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000г., №731. В соответствии со статьей 1 указанного федерального закона добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, таким образом, первичная переработка драгоценных металлов отнесена законодательно к добыче драгоценных металлов.

            Для целей исчисления НДПИ при добыче рудного золота фактические потери при добыче состоят из эксплуатационных потерь при добыче рудного золота и технологических потерь при первичной переработке. Нормативы потерь золота при добыче, состоящие из нормативов эксплуатационных потерь при добыче и технологических потерь при первичной переработке, утверждаются в соответствии с Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г., №921.

            Налоговым органам, на основании представленных обществом при проведении выездной налоговой проверки документов, доначислен налог на добычу полезных ископаемых за налоговые периоды июль-декабрь 2011 года в размере 1 567 456 рублей, и за июнь-ноябрь 2012 года в размере 1 979 132 рублей, в связи с тем, что в нарушение п.2 ст.338, пп.4 п.2 ст.336, ст.339, пп.1. п.1 ст.342 НК РФ налогоплательщиком из объекта налогообложения НДПИ в рассматриваемых налоговых периодах исключены фактические эксплуатационные и технологические потери, на которые соответствующие нормативы в установленном порядке не утверждены, в связи с чем, установлено занижение количества добытого полезного ископаемого, облагаемого по общеустановленной ставке – 6%, что и предопределило доначисление спорного налога, с начислением соответствующих пени.

            Общество, оспаривая решение, считает, что налоговый орган, доначисляя НДПИ за июнь-ноябрь 2012 года в размере 1 979 132 рублей, необоснованно не учел, что  нормативы потерь полезного ископаемого были установлены в составе технических проектов, согласованных в установленном законом порядке.

            Заявленные обществом доводы, по мнению суда, подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.

            Из буквального содержания действующей с 21.02.2012г., редакции Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых следует, что:

- нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", то есть Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом);

- нормативы потерь твердых полезных ископаемых, не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем;

- нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

  Следует иметь в виду, что Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждено постановлением Правительства РФ от 03.03.2010г., №118 и вступило в законную силу 18.03.2010г.

  Согласно п.5 данного Положения техническая документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом.

 Таким образом, техническая документация подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, начиная с 18.03.2010г.

  До 18.03.2010г., действовало Положение о порядке согласования с органами Госгортехнадзора России проектной документации на пользование участками недр, утвержденное Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.08.2002г., №49.

   Согласно п.9 данного Положения технические проекты согласовываются с органами государственного горного надзора.

   Требования указанного Положения от 02.08.2002г., №49 являлись обязательными для органов Госгортехнадзора России, а также для организаций, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации (п. 2 Положения от 02.08.2002г., №49).

   В соответствии с п.15 Положения от 02.08.2002г., №49 территориальные органы Госгортехнадзора России осуществляют согласование проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых исходя из критериев, установленных приложением 1, а также осуществляют согласование планов пробной эксплуатации скважин и проектов пробной эксплуатации залежей (месторождений) углеводородного сырья, проектов опытно - промышленной разработки месторождений твердых полезных ископаемых независимо от величины их запасов.

  В соответствии с п.5.3.9.3 постановления Правительства РФ от 30.07.2004г., №401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (в редакции, действовавшей в 2007г.) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору согласовывает условия лицензий, технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке.

  До 2004г., данные полномочия принадлежали Госгортехнадзору России (п.33 ст.4 Постановление Правительства РФ от 03.12.2001г., №841 "Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России").

  Таким образом, до 18.03.2010г., техническая документация подлежала согласованию с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (является правопреемником Госгортехнадзора РФ с 2004г., на основании Постановления Правительства РФ от 30.07.2004г., №401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору").

  С учетом изложенного, в связи с изменением правового регулирования, начиная с 18.03.2010г., технические проекты согласовываются с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, а до этого времени технические проекты согласовывались с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

            Подпункт 1 п.1 ст.342 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2007г., исключает ситуацию обложения фактических потерь по общеустановленной ставке при наличии утвержденного проекта разработки месторождения, в том числе входяших в его состав нормативов потерь, а также утвержденных впоследствии нормативов потерь в порядке их корректировки и результатов опробования. Последние из утвержденных ранее нормативов потерь должны применяться с даты их утверждения до момента утверждения в установленном порядке новых нормативов.

            Для целей исчисления налога на добычу полезного ископаемого при добыче рудного золота фактические потери при добыче состоят из эксплуатационных потерь при добыче рудного золота и технологических потерь при первичной переработке. Нормативы потерь золота при добыче, состоящие из нормативов эксплуатационных потерь при добыче и технологических потерь при первичной переработке, утверждаются в соответствии с Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г., №921.

   Правовое регулирование согласования технических проектов изменилось только 18.03.2010г., полномочия по согласованию технических проектов были переданы Федеральному агентству по недропользованию тоже только 18.03.2010г.

            Суд считает возможным согласиться с позицией заявителя. С 21.02.2012г., допускается установление нормативов потерь в составе технических проектов, согласованных в установленном законе порядке.

            Как следует из материалов дела, технической документацией, обосновывающей разработку месторождения р.Малый Амазар по лицензиям ЧИТ 00940 БЭ и ЧИТ 00939 БЭ является Проект разработки запасов россыпного месторождения золота р. Малый Амазар (т.д.6, л.д.31), разработанный в 2008г., согласованный Управлением по недропользованию по Забайкальскому краю решением от 19.03.2010г., №01-13/243 (т.д.6, л.д.63).

Таким образом, Проект разработки запасов россыпного месторождения золота р.Малый Амазар согласован в установленном законом порядке, определенном Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждено постановлением Правительства РФ от 03.03.2010г., №118.

            Согласно указанному проекту нормативы эксплуатационных потерь составляют 1 %, нормативы технологических потерь составляют 8%.

            С учетом изложенного, налоговый орган необоснованно посчитал все количество потерь полезного ископаемого по месторождению р.Малый Амазар сверхнормативными потерями. Налоговому органу необходимо было при доначислении налога на добычу полезных ископаемых учесть нормативы потерь полезного ископаемого, согласованные в составе проектной документации.

            В ходе судебного заседания, как судом было изложено ранее, представители налогового органа согласились с позицией налогоплательщика в части доначисления НДПИ по месторождению р.Малый Амазар в размере 290 709 рублей и пени в размере 90 039,58 рублей.

            С учетом установленных в технической документации нормативов потерь, в 2012г., на месторождении р.Малый Амазар по лицензиям ЧИТ 00940 БЭ и ЧИТ 00939 БЭ сверхнормативные потери отсутствуют, в связи с чем по мнению суда необоснованно был доначислен налог на добычу полезных ископаемых за июнь 2012г., в размере 64 863 рублей, за июль 2012г., – 61 651 рублей, август 2012г., – 51 527 рублей, сентябрь 2012г., – 56 935 рублей, октябрь 2012г., – 47 664 рублей, ноябрь 2012г., – 8 069 рублей, пени в размере 90 039,58 рублей.

            Технической документацией, обосновывающей разработку месторождения р.Итака по лицензии ЧИТ 01026 БЭ является Проект «Доработка остаточных запасов дражного полигона Итакинского месторождения  россыпного золота 250-литровой драгой №159» (т.д.6, л.д.4), разработанный в 2006г., согласованный Читинским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора протоколом №16 от 28.03.2007г.

            К указанному проекту была составлена корректировка в части нормативов технологических потерь, согласованная протоколом №52 от 27.08.2008г., Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Забайкальскому краю (т.д.6, л.д. 60).

            Согласно указанному проекту нормативы эксплуатационных потерь составляют 2,7 %, нормативы технологических потерь составляют 14,5%.

            С учетом изложенного, налоговый орган необоснованно посчитал все количество эксплуатационных потерь полезного ископаемого по месторождению р.Итака сверхнормативными потерями, также налоговый орган необоснованно применил норматив технологических потерь 13,3%. Налоговому органу необходимо было при доначислении налога на добычу полезных ископаемых учесть нормативы потерь полезного ископаемого, согласованные в составе проектной документации.

            С учетом установленных в технической документации нормативов потерь, в 2012г., на месторождении р.Итака по лицензии ЧИТ 01026БЭ сверхнормативные потери отсутствуют, в связи с чем доначисление налога на добычу полезных ископаемых за август 2012г., в размере 29 883,13 рублей, за сентябрь 2012г., – 70 966,23 рублей, октябрь 2012г., – 46 222 рублей, ноябрь 2012г., – 3 935,20 рублей, пени в размере 46 748,25 рублей,  произведено налоговым органом также неправомерно.

            Технической документацией, обосновывающей разработку месторождения р.Иенда и р.Черный Урюм по лицензии ЧИТ 01024 БЭ является Проект «Доработка остаточных запасов Черно-Урюмского месторождения  россыпного золота (III дражный полигон) драгой №164» (т.д.6, л.д.17), разработанный в 2006г., согласованный Читинским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора протоколом №9 от 12.03.2007г.

            К указанному проекту была составлена корректировка в части нормативов технологических потерь, согласованная протоколом №52 от 27.08.2008г. Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Забайкальскому краю (т.д.6, л.д.60).

            Согласно указанному проекту нормативы эксплуатационных потерь составляют 3,55 %, нормативы технологических потерь составляют 17,1%.

            С учетом изложенного, налоговый орган необоснованно посчитал все количество фактических потерь полезного ископаемого по месторождению р.Иенда сверхнормативными потерями. Налоговому органу необходимо было при доначислении налога на добычу полезных ископаемых учесть нормативы потерь полезного ископаемого, согласованные в составе проектной документации.

            С учетом установленных в технической документации нормативов потерь, в 2012г., на месторождении р.Иенда по лицензии ЧИТ 01024БЭ сверхнормативные потери отсутствуют, в связи с чем доначисление налога на добычу полезных ископаемых за июль 2012г., в размере - 187 998,66 рублей, за август 2012г., – 299 175,74 рублей, за сентябрь 2012г., – 350 976,71 рублей, за октябрь 2012г., – 181 481,15 рублей, за ноябрь 2012г., – 298 349,20 рублей, пени в размере 408 219,05 рублей, произведено налоговым органом неправомерно.

            Технической документацией, обосновывающей разработку месторождения р.Черный Урюм по лицензии ЧИТ 01022 БЭ является Проект «Доработка остаточных запасов Черно-Урюмского месторождения  россыпного золота драгой №161» (т.д.6, л.д.11), разработанный в 2007г., согласованный Читинским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора протоколом №33 от 30.05.2007г.

            К указанному проекту была составлена корректировка в части нормативов технологических потерь, согласованная протоколом №52 от 27.08.2008г., Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Забайкальскому краю (т.д.6, л.д.60).

            Согласно указанному проекту нормативы эксплуатационных потерь составляют 3,6 %, нормативы технологических потерь составляют 17,1%.

            С учетом изложенного, налоговый орган необоснованно посчитал все количество эксплуатационных потерь полезного ископаемого по месторождению р.Черный Урюм сверхнормативными потерями, также налоговый орган необоснованно применил норматив технологических потерь 15,9%. Налоговому органу необходимо было при доначислении налога на добычу полезных ископаемых учесть нормативы потерь полезного ископаемого, согласованные в составе проектной документации.

            С учетом установленных в технической документации нормативов потерь, в 2012г., на месторождении р.Черный Урюм по лицензии ЧИТ 01022БЭ сверхнормативные потери отсутствуют, в связи с чем доначисление налога на добычу полезных ископаемых за июль 2012г., в размере 1 061,65 рублей, за август 2012г., – 66 113,37 рублей, за сентябрь 2012г., – 39 429,88 рублей, за октябрь 2012г., – 47 843,98 рублей, за ноябрь 2012г., – 64 986,38 рублей, пени в размере 67 965,79 рублей, произведено налоговым органом неправомерно.

            Из протоколов №16 от 28.03.2007г., №33 от 30.05.2007г., №9 от 12.03.2007г., следует, что технические проекты «Доработка остаточных запасов дражного полигона Итакинского месторождения  россыпного золота 250-литровой драгой №159» (р. Итака), «Доработка остаточных запасов Черно-Урюмского месторождения  россыпного золота (III дражный полигон) драгой №164» (р. Иенда), «Доработка остаточных запасов Черно-Урюмского месторождения  россыпного золота драгой №161» (р. Черный Урюм») составлены по заданию ОАО «Ксеньевский прииск», согласованному с Читинским межрегиональным управлением Ростехнадзора. Проекты прошли экспертизу промышленной безопасности в ООО «Забайкальский горнотехнический центр». Читинские межрегиональное управление Ростехнадзора утвердило заключение экспертизы и зарегистрировало его. 

            В аналогичном порядке была согласована корректировка к вышеуказанным проектам на основании протокола №52 от 27.08.2008г.

            Следовательно, вышеуказанные технические проекты и корректировка к ним были согласованы обществом в установленном порядке, в соответствии с действующим на том момент правовым регулированием. Технические проекты имеют не только положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, но и согласованы.

            С учетом вышеизложенных обстоятельств, налоговый орган необоснованно ссылается на то, что технические проекты не согласованы в установленном порядке, если они согласованы не Федеральным агентством по недропользованию. Налоговый орган не учитывает, что налогоплательщиком согласование технических проектов было осуществлено согласно требованиям, действующим в 2007г., и законодательство не предусматривает обязанность недропользователей вновь согласовывать по правилам Положения от 03.03.2010г., №118, те технические проекты, которые были согласованы до введения указанного Положения в действие.

            Также законодательство не предусматривает, что в связи с вступлением в силу Положения от 03.03.2010г., №118 отменяются ранее принятые Федеральной службой по технологическому, экологическому и атомному надзору решения о согласовании технических проектов.

            Как уже было указано ранее, с 21.02.2012г., действует редакция Правил с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ №82 от 03.02.2012г., согласно которой утверждению подлежат нормативы потерь полезных ископаемых, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

Таким образом, если технические проекты «Доработка остаточных запасов дражного полигона Итакинского месторождения  россыпного золота 250-литровой драгой №159» (р. Итака), «Доработка остаточных запасов Черно-Урюмского месторождения  россыпного золота (III дражный полигон) драгой №164» (р. Иенда), «Доработка остаточных запасов Черно-Урюмского месторождения  россыпного золота драгой №161» (р. Черный Урюм») согласованы надлежащим образом, при налогообложении фактических потерь полезного ископаемого в 2012г., налоговому органу необходимо было учитывать нормативы потерь, установленные в технических проектах.

            Суд не соглашается с позицией налогового органа о том, что протоколами №16 от 28.03.2007г., №33 от 30.05.2007г., №9 от 12.03.2007г., технические проекты согласованы только в части вопросов промышленной безопасности. Из указанных протоколов следует, что технические проекты согласованы Читинским межрегиональным управлением Ростехнадзора в части вопросов охраны недр.

            Таким образом, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2012г., в размере 64 863 рублей, за июль 2012г., – 250 711 рублей, за август 2012г., – 446 700 рублей, за сентябрь 2012г., – 518 308 рублей, за октябрь 2012г., – 323 211 рублей, за ноябрь 2012г., – 375 339 рублей, всего 1 979 132 рублей, начисления пени в размере 612 974,10 рублей.

            При определении размера требований, подлежащих удовлетворению в части начисления пени, суд руководствуется расчетами налога на добычу полезных ископаемых и пени в разрезе месторождений, представленными обществом в судебное заседание 30.06.2016г.

            Налоговым органом правильность расчета пени не опровергнута, контррасчета не представлено. В части доначисления НДПИ суд также руководствуется расчетами общества и резолютивной частью решения налогового органа, поскольку из обжалуемого решения налогового органа следует, что единственным основанием для доначисления НДПИ за июнь-ноябрь 2012г., является вывод налогового органа о наличии сверхнормативных потерь.

            В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат, в связи со следующим.

            На месторождении «Васильевское» по лицензии ЧИТ00938БЭ общество осуществляло добычу россыпного золота открытым, раздельным способом.

            По месторождению «Васильевское» инспекцией приняты нормативы потерь на 2011 год, утвержденные ранее, в соответствии с пп.1 п.1 ст.342 НК РФ

            Протоколом заседания секции твердых полезных ископаемых от 07.12.2007г., №21-унп Читинским отделением центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (Чита ЦКР Роснедра) утверждены нормативные потери на 2007 год по месторождению россыпного золота Васильевское ЧИТ 00938 БЭ, разрабатываемому раздельным способом, эксплуатационные потери 1%, технологические потери- 10,5%.

            В Управление по недропользованию по Читинской области обществом представлены материалы по обоснованию расчетов нормативов потерь по месторождению Васильевское, в том числе копия протокола №65 от 20.04.2007г., Читинского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзора «О согласовании проекта плана развития горных работ ОАО «Ксеньевский прииск» на 2007 год».

            Протоколом №65 от 20.04.2007г., на месторождении Васильевском на 2007 год согласованы объемы добычи и нормативы потерь по блокам В-6, В-7, В-8, С1-9, эксплуатационные потери 1%, технологические потери 10,5% (приложением № 2 МУТЭН).

            Соответственно Протоколом заседания секции твердых полезных ископаемых от 07.12.2007г., №21-унп утверждены нормативы эксплуатационных потерь в размере 1% по блокам В-6, В-7, В-8, С1-9.

            Протоколом №69 от 15.04.2011г., «О согласовании плана развития горных работ на 2011г.» согласованы объемы горных работ и нормативы потерь по блокам С1-1, В-2, В-3 эксплуатационные потери 1%, технологические потери 9,56%.

            На основании отчета по форме 5-ГР «Сведения о состояний и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2011г.», пояснительной записки к отчету по форме 5-гр отчета по форме 70-ТП «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче за 2011 год» установлено, что на месторождении «Васильевское» погашено запасов 3,8 кг химически чистого золота, в том числе извлечено 3,4 кг, технологические потери 0,36 кг или 9,56 %, эксплуатационные 0,04 кг или 1%.

            Актом №15 от 25.11.2011г., списаны запасы золота по месторождению «Васильевское» в количестве 0,04 кг в местах стоянок промприборов, дорожках к промприборам и в бортах россыпи.

            В связи с чем, фактические потери по блоку С1-1 в количестве 0,040 кг химически чистого золота являются сверхнормативными потерями, так как данные потери по конкретным местам образования потерь (выемочной единице) не утверждены и подлежат налогообложению по общеустановленной ставке 6% (п. 2 ст.342 НК РФ).

            В 2012 году месторождение Васильевское не отрабатывалось.

            Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, налоговым органом правомерно доначислен налог на добычу полезных ископаемых за июль 2011 года по месторождению Васильевское в размере 3 343 рублей. Доказательств обратного обществом не представлено.

            На месторождении «Малый Амазар» по лицензиям ЧИТ00939БЭ, ЧИТ00940 БЭ общество осуществляло добычу россыпного золота открытым, раздельным способом.

Решение по утверждению нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче по месторождению Малый Амазар за 2011 год, оформленное протоколом совещания при Руководителе Роснедр или при Руководителе территориального органа Роснедр в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения не поступало, в ходе выездной налоговой проверке Обществом не представлено.

            Согласно п. 4 Правил утверждения нормативов потерь, при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

На основании отчета по форме 5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2011 год», пояснительной записке к отчету по форме 5-гр, отчета по форме 71-ТП «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных парад и отходов производства за 2011 год», отчета по форме 70-ТП «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче за 2011 год», налоговым органом установлено количество погашенных запасов на месторождении «Малый Амазар», в том числе количество эксплуатационных и технологических потерь за 2011 год по лицензиям ЧИТ00939БЭ, ЧИТ00940БЭ:

- лицензия ЧИТ00939БЭ погашено запасов 24,92 кг химически чистого золота, в -том числе извлечено 22,7 кг (извлечено в 2011 году - 16,3 кг), технологические потери 1,97 кг (потери 2011 года - 1,42 кг) или 8%, эксплуатационные потери 0,25 кг (потери 2011 года - 0,18 кг) или 1%.

            В блоке С1-24, С1-25 добытые (выкученные и заскладированные), но не переработанные (непромытые) в 2011 году пески, переработка которых запланирована на 2012 год.

- лицензия ЧИТ 00940 БЭ погашено запасов 29,54 кг химически чистого золота, в том числе извлечено 26,9 кг (извлечено в 2011 году -16,9 кг), технологические потери 2,34 кг (потери 2011 года 1,47 кг) или 8%, эксплуатационные 0,3 кг (потери 2011 года 0,19 кг) или 1%.

            На основании акта общества №16 от 25.11.2011г., установлено поблочное списание запасов золота по месторождению Малый Амазар в количестве 0,55 кг, в том числе по блокам С1-24, С1-25 в количестве 0,25 кг, по блокам С1-26, С1-27 в количестве 0,3 кг, в местах стоянок промприборов, дорожках к промприборам и в бортах россыпи.

            Добытые (выкученные и заскладированные), но не переработанные (непромытые) в 2011 году пески, переработаны в 2012 году.

            В связи с чем, по результатам проверки фактические потери по месторождению Малый Амазар в 2011 году составили 3,26 кг химически чистого золота, в том числе по лицензии ЧИТ 00939 БЭ -1,6 кг химически чистого золота, в том числе: технологические потери 1,42 кг, эксплуатационные потери 0,18 кг, по лицензии ЧИТ00940БЭ - 1,66 кг химически чистого золота, в том числе: технологические потери 1,47 кг, эксплуатационные потери 0,19 кг.

            Данные потери являются сверхнормативными и подлежат налогообложению по ставке 6% установленной п.2 ст.342 НК РФ

            Таким образом, налоговым органом правомерно доначислен налог на добычу полезных ископаемых по месторождению Малый Амазар за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года в размере 310 523 рублей.

            На техногенном месторождении р.Черный Урюм с террасовыми россыпями «3аметнинская», «Ороченка» по лицензии ЧИТ01022БЭ общество осуществляет добычу россыпного золота дражным и открытым раздельным способами на участке ручей Иенда по лицензии ЧИТ01024БЭ.

            Месторождение отрабатывается по Проекту «Доработка остаточных запасов Черно-Урюмского месторождения россыпного золота драгой №161 », разработанного ООО «Забайкалзолотопроект-россъшь» в 2007 году.

            Отработка месторождения проектом предусмотрена  дражным способом  (драгой №161).  Проектные технологические потери составили 17,1% , эксплуатационные потери 3,55% образованы в межходовык целиках, углах поворота, просыпание в рамный прорез в бортах россыпи, образование эксплуатационных потерь в иных местах не предусмотрено.

Протоколам заседания секции твердых полезных ископаемых от 07.12.2007г., №21-унп Читинским отделением центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (Чита ЦКР Роснедра) утверждены нормативные потери на 2007 год по месторождению россыпного золота месторождения р. Черный Урюм с террасовыми россыпями «Заметнинская» и «Ороченка» (лицензия ЧИТ00122 БЭ), эксплуатационные потери - 2,3%, технологические потери - 15,9%.

            В Управление по недропользованию по Читинской области обществом были представлены материалы по обоснованию расчетов нормативов потерь по месторождению р.Черный Урюм с террасовыми россыпями «Заметнинская» и «Ороченка», в том числе копия протокола №65 от 20.04.2007г., Читинского межрегиональиого управления по технологическому и  экологическому надзору Ростехнадзора «О согласовании проекта плана развития горных работ ОАО «Ксеньевский прииск» на 2007 год».

            Протоколом №65 от 20.04.2007г., на месторождении р.Черный Урюм с террасовыми россьтями «Заметнинская» и «Ороченка», на 2007 год согласованы объемы добычи и нормативы потерь по блокам В-12, В-11, В-10 (возврат списанных запасов), 217-В, 215-В, 213-С1, 211-С] (забалансовые, законтурные запасы) (приложение Х 2 МУТЭН).

Протоколом заседания секции твердых полезных ископаемых от 07.12.2007г., №21-унп утверждены нормативы технологических потерь в размере 15,9%, эксплуатационных потерь - 2,3% по блокам В-12, В-1.1, В-10 (возврат списанных запасов), 217-В, 215-В, 213-С1, 211-С1 (забалансовые, законтурные запасы).

            Протоколом №69 от 15.04.2011г., «О согласовании плана развития горных работ на 2011 год» согласованы объемы горных работ и нормативы потерь по блокам № 288, 286, 285, 283, 281-С1, 51-С13, эксплуатационные потери в размере 3,6% , технологические потери - 17,1%.

            На основании отчета по форме 5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2011г.» пояснительной записки к отчету по форме 5-гр, отчета по форме 70-ТП «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче за 2011 год» установлено, что по месторождению р.Черный Урюм с террасовыми россыпями «Заметнинская» и «Ороченка» погашено запасов 41,5 кг химически чистого золота, в том числе извлечено 34,4 кг, технологические потери 7,1 кг или 17,1%, эксплуатационные потери 1,56 кг или 3,6%.

            По месторождению р.Черный Урюм, 2-дражный полигон (драга №161) списаны запасы золота:

- Актом №1 от 3011.2011г., списаны потери в торфовых отвалах по блоку 288-С1 забалансовых запасов в размере 0,47 кг золота;

- Актом №2 от 30.11.2011г., списаны потери просор в рамный прорез по блоку 288-С1 забалансовых запасов техногенные в размере 0,63 кг золота;  

- Актом №3 от 30.11.2011г., списаны потери в угловых целиках при развороте драги по блоку 288-С1 заб. в размере 0,12 кг золота;

- Актом №4 от 30.11.2011г., списаны потери в бортах россыпи по блоку 288-С1 забалансовых, техногенных запасов в размере 0,22 кг золота;

- Актом №5 от 30.11.2011г., списаны потери в межходовых целиках по блоку 288-С1. забалансовых запасов в размере 0,12 кг золота.

            Следовательно, фактические потери по блоку 288-С1 забалансовых, техногенных запасов в количестве 1,56 кг химически чистого золота, в том числе потери в торфовых отвалах по блоку 288-С1 забалансовых запасов в размере 0,47кг золота, не предусмотренные проектом, являются сверхнормативными потерями и подлежат налогообложению по ставке 6%, так как данные потери по конкретным местам образования потерь (выемочной единице) не утверждены.

            Технологические потери, образованные при добыче полезных ископаемых в 2011 году превышают утвержденные на 0,5 кг или 1,2 %  (фактические потери 7,1 кг или 17,1 %) — 6,6 кг или 15,9 % (утвержденные) и являются сверхнормативными и подлежат налогообложению по ставке 6%.

            Таким образом, налоговым органом правомерно доначислен налог на добычу полезных ископаемых за налоговые периоды июль, август, октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года по месторождению р.Черный Урюм с террасовыми россыпями «Заметнинская», «Ороченка» по лицензии ЧИТ01022БЭ в размере 159 816 рублей.

            Общество в проверяемый период имело лицензию ЧИТ01024БЭ от 29.04.1999 года, на осуществление деятельности по продолжению добычи рассыпного золота дражным и открытым раздельным способами на участке р.Иенда с притоками (месторождение р.Черный Урюм), срок действия лицензии с 29.04.1999 года по 31.12.2017 года.

            Месторождение отрабатывается по Проекту «Доработка остаточных запасов Черноурюмского месторождения россыпного золота (3 дражный полигон) драгой №164», разработан ООО «Забайкалзолотопроект-россыпь в 2006г.

            Отработка месторождения проектом предусмотрена дражньим способом (драгой №164) на участке между разведочными линиями 1-235 на остаточных запасах.

Проектные эксплуатационные потери — 3,55%, образуются в межходовых целиках, углах поворота, просыпание в рамный прорез в бортах россыпи, образование эксплуатационных потерь в иных местах не предусмотрено. Проектные технологические потери металла составляют 7,1%.

            Нормативы потерь по месторождению месторождении р.Черный Урюм на участке р. Иенда с притоками (драга №164) на 2011 год не утверждены, ранее нормативы потерь также не утверждались.

            На основании отчета по форме 5-ГР «Сведения о состоянии и изменений запасов твёрдых полезных ископаемых за 2011г.», пояснительной записке к отчету по форме 5-гр, по форме 70-ТП «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче за 2011 год» установлено, что на месторождении р.Черный Урюм, уч.Иенда (лицензия ЧИТ01024БЭ) (драга № 164) погашено запасов 40,92 кг химически чистого золота, в том числе извлечено 32,9 кг, технологические потери составили б,79 кг, эксплуатационные потери 1,23 кг.

 По месторождению р.Черный Урюм З-дражный полигон (драга №164) списаны запасы золота:

- Актом №6 от 25.12.2011г., списаны потери в торфовых отвалах по блоку 3б5-С1 забалансовьгх запасов в размере 0,01 кг золота;

- Актом №7 от 25.12.2011г., списаны потери "просор" в рамный прорез по блоку 371,365-С1 забалансовые, технологические в размере 0,6 кг золота;           

- Актом №8 от 25.2.2011г., списаны потери в бортах россыпи по блоку 371,З65-С1 забалансовые запасы в размере 0,58 кг золота;

- Актом №9 от 25.12.2011г., списаны потери в межходовых целиках по блоку 371,365- С1 заб. з.к в размере 0,04 кг золота.

            Следовательно, фактические потери в количестве 8,02 кг химически чистого золота, в том числе потери технологические – 6,79 кг, эксплуатационные - 1,23 кг, являются сверхнормативными потерями и подлежат налогообложению по ставке 6%, поскольку данные потери не утверждены в установленном законом порядке.

Таким образом, налоговым органом правомерно доначислен налог на добычу полезных ископаемых за налоговые периоды август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года по месторождению р.Черный Урюм на участке рч.Иенда с притоками в размере 903 680 рублей, в том числе не только доначисление НДПИ за сверхнормативные потери полезного ископаемого, но и за занижение добытого полезного ископаемого в количестве 1 192,03гр., на сумму 97 556 рублей.

            На месторождении р.Итака по лицензии ЧИТ00126БЭ обществом осуществлялось продолжение добычи техногенных запасов россыпного золота дражным способом.

Месторождение отрабатывается по Проекту «Доработка остаточных запасов дражного полигона Итакинского месторождения россыпного золота 25-литровой драгой №159», разработанного ООО «Забайкалзолотопроект-россыпь» в 2006 году.

            Отработка месторождения проектом предусмотрена дражным способом (драгой №159) на участке между разделительными линиями 358 и 368 на остаточных запасах. Проектные технологические потери составили 14,5% эксплуатационные потери 2,7% образуются в межходовых целиках, углах поворота, просыпание в рамный прорез в бортах россыпи, образование эксплуатационных потерь в иных местах не предусмотрено.

            Протоколом заседания секций твердых полезных ископаемых от 07.12.2007г., №21-унп Читинским отделением центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (Чита ЦКР Роснедра) утверждены нормативные потери на 2007 год по месторождению россыпного золота месторождении р. Итака, драга 159 (лицензия ЧИТ 00126БЭ), эксплуатационные потери - 3,6%, технологические потери – 13,3%.

            В Управление по недропользованию по Читинской области обществом были  представлены материалы по обоснованию расчетов нормативов потерь по месторождению р.Итака, в том числе, копия протокола №65 от 20.04.2007г., Читинского межрегионального  управления по технологическому и экологическому надзору (далее - МУТЭН) Ростехнадзора «О согласовании проекта плана развития горных работ ОАО «Ксеньевский прииск» на 2007 год».

            Протоколом №65 от 20.04.2007г., на месторождении р.Итака на 2007г., согласованы объемы добычи и нормативы потерь по блокам 39,40-С1 (балансовые запасы), 161,165,167,169-С1 (забалансовые запасы), 165-С1 (законтурные запасы), 39,40-С1 (техногенные запасы) (приложение № 2 МУТЭН).

            Соответственно, протоколом заседания секции твердых полезных ископаемых от 07.1.2.2007г., №21-унп утверждены нормативы технологических потерь в размере 13,3%, эксплуатационных потерь в размере 3,6% по блокам 39,40-С1 (балансовые запасы), 161,165,167,169-С1 (забалансовые запасы), 165-С1 (законтурные запасы), 39,40-С1 (техногенные запасы).

            Протоколом №69 от 15.04.2011г., «О согласовании плана развития горных работ на 2011г.» согласованы объемы горных работ и нормативы потерь по блокам 48-В, 74-С1, 51,52-С1 (балансовые запасы), 179,181,183,185-С1 (забалансовые запасы), 181,183-С1 (законтурные запасы), 179,181,183,185,74-С1, 48,51,52-В (техногенные запасы, забалансовые законтурные запасы).

            На основании отчета по форме 5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2011г.», пояснительной записке к отчету по форме 5-гр, отчета по форме 70-ТП «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче за 2011 год» установлено, что на месторождении р. Итака (лицензия ЧИТ 01026 БЭ) драга №159 погашено запасов 51,34 кг химически чистого золота, в том числе извлечено 42,7 кг, технологические потери составили 7,23 кг или 14,1%, эксплуатационные потери 1,41 кг или 2,75%.

            По месторождению р.Итака (драга №159) списаны запасы золота:

            - Актом №10 от 25.12.2011г., списаны потери в торфовых отвалах по блокам 179,181,183-С1 забалансовые, законтурные в размере 290,5 тыс.куб.м содержащих 0,23 кг золота,

            - Актом №11 от 23.12.2011г., списаны потери "просор" в рамный прорез по блокам 179,181,183-С1 забалансовые, техногенные, законтурные запасы, 48-В техногенные запасы в размере.5,2 тыс.куб.м, содержащих 0,77 кг золота;

            - Актом №12 от 23.12.2011г., списаны потери в угловых целиках при развороте драги по блокам 179,181,183-С1заб. в размере 0,8 тыс.куб.м, содержащих 0,16 кг золота;

            - Актом №13 от 23.12.2011г., списаны потери в бортах россыпи по блокам 179,181,183- С1 забалансовые запасы в размере 1 тыс.куб.м, содержащих 0,12 кг золота;

            - Актом №14 от 23.12.2011г., списаны потери в межходовьпс целиках по блокам 179;180-С1 забалансовые запасы в размере 0,8 тыс. куб.м, содержащих 0,13 кг золота.

            Следовательно, фактические потери (эксплуатационные) списанные данными актами в размере 1,41 кг золота, в том числе потери в торфовык отвалах размере 0,23 кг золота, не предусмотренные проектом, являются сверхнормативными потерями и подлежат налогообложению по ставке 6%, поскольку данные потери по конкретным местам образования потерь (выемочной единице) в установленном законом порядке не утверждены.

            Технологические потери, образованные при добыче полезных ископаемых в 2011 году превышают утвержденные на 0,4 кг или 1,2 %о (фактические потери 7,23 кг или 14,5 %) - 6,83 кг или 13,3 (утвержденные) также являются сверхнормативными и подлежат налогообложению по ставке 6%.

            Таким образом, налоговым органом правомерно доначислен налог на добычу полезных ископаемых за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2011 года в размере 190 094 рублей, по месторождению р.Итака, в связи с неправомерным невключением в налогооблагаемое количество добытого полезного ископаемого сверхнормативных потерь.

            С учетом изложенного, суд полагает неподлежащими удовлетворению требования общества в части доначисления НДПИ за июль 2011г., в размере 68 688 рублей, за август 2011г., - 413 384 рублей, за сентябрь 2011г., – 207 499 рублей, за октябрь 2011г., – 250 561 рублей, за ноябрь 2011г., – 532 162 рублей, за декабрь 2011г., – 95 162 рублей, всего НДПИ в размере 1 567 456 рублей, и начисления пени в размере 485 512,36 рублей (1 098 486,46 рублей, пени всего по решению – 612 974,10 рублей, размер пени в части удовлетворенных требований).

            Также суд считает неподлежащими удовлетворению требования заявителя в части предложения налогового органа уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2011г., на 1 636 090 рублей, по следующим основаниям.

            На основании ст.246 НК РФ заявитель в проверяемый период являлся плательщиком налога на прибыль организаций.

            В соответствии со ст.271 НК РФ доходы при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

            Согласно п.1 ст.272 НК РФ при применении метода начисления в целях налогообложения прибыли организаций расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

            В соответствии с п.1 ст.54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанны с налогообложением.

            При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

            Таким образом, ошибка исправляется налогоплательщиком в текущем периоде только тогда, когда неизвестен период, в котором она была допущена, и установить этот период объективно невозможно.

            Налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки установлено, что ПАО «Ксеньевский прииск» при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2011г., неправомерно включены в состав расходов расходы, понесенные в 2010г., в размере          1 637 008 рублей.

            Период отнесения расходов к 2010 году подтверждается документально - приложение №5 к акту от 19.10.2015г., №2.7/1-46/14, книга покупок за период с 01.01.2011г., по 31.03.2011г., оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 «Затраты на производство», счета-фактуры.

            Налогоплательщик в силу абз.2 п.1 ст.54 НК РФ обязан отразить доходы (расходы) в том периоде, к которому они относятся, если этот период известен, вне зависимости с занижения (завышения) налоговой базы в результате ошибки. Право на отражение дохода (расхода) в периоде выявления ошибки относится только к тем случаям, когда период, к которому она относится, неизвестен.

            В рассматриваемом случае период выявления ошибки известен и подтвержден документально. Включение обществом в состав расходов за 2011 год материальных затрат за 2010г., противоречит требованиям ст.272 НК РФ.

            В нарушении подп. 14 п.1 ст.265 НК РФ ПАО «Ксеньевский прииск» занижены внереализационные доходы на расходы в виде сумм налога на добавленную стоимость по кредиторской задолженности в сумме 391 476 рублей, в том числе за 2011г., - 391 476 рублей.

            В ходе выездной налоговой проверки выявлено нарушение – занижение внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией для исчисления налога на прибыль.

            В результате выявленных нарушений налогоплательщиком занижены внереализационныe доходы за 2011г., на сумму 391 476 рублей.

            Документами, подтверждающими нарушение являются: оборотно-сальдовая ведомость по бухгалтерскому счету 91.1 «Прочие доходы и расходы» за 2011г., карточка бухгалтерского счета 91.1 «Прочие доходы» за 2011г., регистр учета внереализационных доходов за 2011г.

            Налогоплательщиком в составе внереализационных доходов дважды учтен доход в сумме 393 424 рублей. Данная сумма доходов включена в налоговую базу для целей налогообложения по налогу на прибыль организаций в составе доходов от реализации и в составе внереализационных доходов.

            В ходе выездной налоговой проверки завышение доходов установлено на основании представленных документов: оборотно-сальдовой ведомости по бухгалтерскому счет 91.1 «Прочие доходы и расходы» за 2011г., карточке бухгалтерского счета 91.1 «Прочие доходы и расходы. Реализация материалов на сторону» на сумму доходов включая НДС 446 026 рублей, карточке бухгалтерского счета 91.1 «Прочие доходы и расходы» на сумму доходов включая НДС 18 214 рублей, оборотно-сальдовой ведомости по бухгалтерском счету 91.1.1 за 201г., налоговому регистру учета доходов от реализации, книгам продаж, оборотно-сaльдовой ведомости по бухгалтерскому счету 90.1.

В результате выявленных нарушений внереализационные доходы для целей налогообложения за 2011г., завышены на сумму 1 948 рублей.

            В нарушение п.2 ст.270 НК РФ, обществом не правомерно включены в состав внереализационных расходов расходы в виде административного штрафа в сумме 1 030 рублей, в том числе за 9 месяцев 2011г., - 1 030 рублей.

            Нарушение установлено по представленным первичным документам: карточке бухгалтерского счета 91.2 «Прочие доходы и расходы: Штрафы» за 2011г., авансовому отчету ФИО6, от 29.08.2011г., постановлению 75 ЗГ №266949 по делу об административном правонарушении, чеку - ордеру от 29.08.2011г., авансовому отчет ФИО6, от 21.09.2011г., чеку-ордеру от 21.09.2011г., постановлению 75 ЗК №180231.

            В результате выявленных нарушений внереализационные расходы для целей налогообложения за 2011г., завышены на сумму 1 030 рублей, в том числе за 9 месяцев 2011г., на 1 030 рублей.

            Следовательно, налоговым органом правомерно уменьшены убытки за 2011г., в сумме 1 636 090 рублей.

            1 637 008 рублей (расходы предыдущего налогового периода) + 1 030 рублей, (административный штраф) —1 948 рублей (завышение внереализационных доходов).

            Согласно учетной политике общества признание доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций определяется по методу начисления.

            Порядок признания расходов при методе начисления предусматривает, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом периоде), к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п.1 ст.272 Кодекса).

            Следовательно, названная норма Кодекса не предоставляет налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода. Указанные выводы соответствуют правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Определении от 05.03.2015г., № 303-КГ148524.

            Довод ПАО «Ксеньевский прииск» о необходимости руководствоваться ст.265, пп. 3 п.7 ст.272 НК РФ не обоснованно поскольку данные затраты включены в расходы, связанные с производством и реализацией, а не во внереализационные расходы.

            Таким образом, требование заявителя в части предложения налогового органа уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2011г., на 1 636 090 рублей, не подлежит удовлетворению.

            В соответствии с п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или нормативно-правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

            Согласно ст.201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

            На основании всего вышеизложенного суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2012г., в размере 64 863 рублей, за июль 2012г., – 250 710,31 рублей, за август 2012г., – 446 699,24 рублей, за сентябрь 2012г., – 518 307.82 рублей, за октябрь 2012г., – 323 136,59 рублей, за ноябрь 2012г., – 375 339,78 рублей, всего 1 979 056,74 рублей,  начисления пени в размере 612 974,10 рублей.

            Заявителем при подаче заявления в арбитражный суд оплачена государственная пошлина, согласно платежному поручению №752 от 18.04.2016г., на сумму 3 000 рублей.         В соответствии со ст.110 АПК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа в пользу заявителя.

            Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                       РЕШИЛ:

            Заявленные требования удовлетворить частично и признать недействительным решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.12.2015г., №2.7/1-37/14, вынесенное Межрайонной инспекцией ФНС России №7 по Забайкальскому краю ОГРН <***>, ИНН <***> в отношении ПАО «Ксеньеский прииск» ОГРН <***>, ИНН <***>, в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых: за июнь 2012г., в размере 64 863 руб.; за июль 2012г., в размере 250 711 руб.; за август 2012г., в размере 446 700 руб.; за сентябрь 2012г., в размере 518 308 руб.; за октябрь 2012г., в размере 323 211,59 руб.; за ноябрь 2012г., в размере 375 339 руб.; всего в сумме 1 979 132,59 руб., а также начисления пени в размере 612 974,10 руб.

            В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

            Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Забайкальскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

            Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Забайкальскому краю ОГРН <***> ИНН <***> находящейся по адресу: 673370 <...> в пользу ПАО «Ксеньевский прииск» ОГРН <***> ИНН <***> зарегистрированного по адресу: <...> сумму уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

            На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Б.В. Цыцыков