АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-5167/2021
11 октября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2021 года
Решение изготовлено в полном объёме 11 октября 2021 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи М.И. Обуховой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бадалян А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Восход» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к
ответчику 1 – Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к ответчику 2 – Забайкальскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании за счет средств казны Забайкальского края выпадающих доходов за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 2847919 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 37240 руб., с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании:
от истца – представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от ответчика 1 – представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от ответчика 2– ФИО1, представителя по доверенности от 01.07.2021;
от третьего лица – ФИО2, представителя по доверенности от 14.07.2021.
Общество с ограниченной ответственностью «Восход» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края о взыскании выпадающих доходов за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 2847919 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 37240 руб.
01.07.2021 от Министерства финансов Забайкальского края поступил отзыв на иск (т. 1 л.д. 88-90), в соответствии с которым министерство считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. В обоснование заявленных требований, истец ссылается на утверждение РСТ Забайкальского края тарифов на коммунальные услуги в размере ниже экономически обоснованных, применение которых привело к недополучению доходов.
Приказы РСТ Забайкальского края об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО «Восход» потребителям, не содержат утверждённого экономически обоснованного тарифа. Заключение РСТ Забайкальского края по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО «Восход» потребителям на территории пос. Новопавловка Петровск-Забайкальского района не может быть принято в качестве доказательства размера экономически обоснованного тарифа и размера межтарифной разницы, поскольку указанный документ не является нормативным актом и содержит только ориентировочные (плановые), расчетные суммы предполагаемых выпадающих доходов, что с учетом установленного механизма исполнения потребителями обязанности по оплате фактически поставленного ресурса, не позволяет определить понесенные истцом экономические потери. Расчет исковых требований должен быть произведен исходя из разницы между утвержденными в установленном порядке тарифами, один из которых является экономически обоснованным, отражающий реальные затраты предприятия на производство ресурса, второй – установлен для определения категории потребителей на уровне ниже экономически обоснованного, а также доказанного истцом количества ресурса, фактически поставленного потребителям в спорный период.
Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация (субъект Российской Федерации), от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности. Согласно Приложению №15 «Ведомственная структура расходов бюджета края на 2020 год» к Закону Забайкальского края от 30.12.2019 №1778-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (код ведомства ГРБС 099) предусмотрены бюджетные ассигнования на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение в объеме 1357367600 руб.
Согласно отчетам об исполнении бюджета на 2020 год, предусмотренные законом о бюджете средства перечислены Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края в полном объеме. Из указанных положений следует, что главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края в спорный период являлось Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края.
Определением суда от 01.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Определением суда от 21.07.2021 к участию в деле в качестве соответчика по ходатайству истца привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) –как орган власти субъекта Российской Федерации, выступающий от имени Забайкальского края по заявленному иску.
От третьего лица 21.07.2021 в материалы дела поступили пояснения (т. 1 л.д. 116-117), в соответствии с которыми тарифы на коммунальные услуги для ООО «Восход» на 2020 год установлены следующими приказами РСТ Забайкальского края:
- от 25.10.2019 №258-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды и водоотведение для ООО «Восход», осуществляющего на территории муниципального образования городское поселения «Новопавловское» муниципального района «Петровск-Забайкальский район» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»;
- от 25.10.2019 №257-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Восход» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Новопавловское» муниципального района «Петровск-Забайкальский район». В связи с ограничением роста тарифов на коммунальные услуги, а также совокупной платы граждан у ООО «Восход» на 2020 год сформировались недополученные доходы по услуге теплоснабжения в сумме 2878021,47 руб., по услуге водоотведения в сумме 95543,67 руб. 15.06.2020 РСТ Забайкальского края была согласована поквартальная разбивка объема недополученных доходов, возникших в связи с государственным регулированием тарифов на теплоснабжение и водоотведение на 2020 год для ООО «Восход» на общую сумму 2973565,14 руб.
Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик 1 явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика 2 требования не признал по основаниям, указанным в отзыве (т. 2 л.д. 6-10).
Представитель третьего лица 1 в судебном заседании от 13.09.2021 представил в материалы дела пояснения, в соответствии с которыми выпадающие доходы за 2020 год с учетом выданной субсидии составили 2886534,56 руб. (т. 2 л.д. 39).
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Восход» (далее - истец, ООО «Восход») зарегистрировано 02.07.2008 Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №8 по забайкальскому краю в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 673030, Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, пгт. Новопавловка, ул. Октябрьская, 4А.
Министерство финансов Забайкальского края (далее – ответчик 1) зарегистрировано 15.09.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, адрес: 672000, <...>.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (далее – ответчик 2) зарегистрировано 12.07.2019 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672002, <...>.
Как следует из искового заявления и пояснений истца, ООО «Восход» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения «Новопавловское» муниципального района «Петровск-Забайкальский район».
Тарифы на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию.
Размер платы за услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Восход» в Забайкальском крае, устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основании решений и заключений Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края).
Из-за установления ФСТ России на федеральном уровне предельных индексов изменения (повышения) тарифов на коммунальные услуги для потребителей категории «население» РСТ Забайкальского края ежегодно определяет для истца два вида тарифов - экономически обоснованный и подлежащий применению («заниженный»). В итоге ООО «Восход» ежегодно недополучает часть доходов от услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения - в виде разницы между экономически обоснованным тарифом и установленным (подлежащим применению) тарифом.
За 2020 год у ООО «Восход» в части тарифов на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, водоснабжение и водоотведение на территории Забайкальского края возникли выпадающие доходы, вызванные межтарифной разницей (установление тарифа на уровне ниже экономически обоснованного).
Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по поставляемым ООО «Восход» энергоресурсам потребителям на территории муниципального образования городского поселения «Новопавловское» муниципального района «Петровск-Забайкальский район» на 2020 год утверждены тарифы:
- приказом №2587- НПА от 25.10.2019 утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения);
- приказом №258-НПА от 25.10.2019 установлен тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды, водоотведение.
Размеры тарифов, утвержденные вышеуказанными приказами составляют:
Тариф | Теплоснабжение, руб/Гкал. | Водоотведеиие, руб./куб.м. | ||||
кот. Начальной школы | кот.ДЮСШ | |||||
I полугодие | II полугодие | 1 полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | |
Население | 1 652,95 | 1 724,02 | 1 679,47 | 1 751,69 | 60,78 | 63,40 |
Прочие | 5 986,19 | 5 986,19 | 5 073,04 | 5 073,04 | 61,46 | 70,67 |
Согласно экспертным заключениям по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО «Восход» на территории муниципального образования городское поселение «Новопавловское» муниципального района «Петровск-Забайкальский район» на 2020 год, экономически обоснованные тарифы на услуги составили:
Тариф | Теплоснабжение, руб./Гкал. | Водоотведение, руб./куб.м. | ||||
кот. Начальной школы | кот. ДЮСШ | |||||
I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | |
Экономически обоснованный | 7 348,37 | 7 348,37 | 6 978,31 | 6 978,31 | 96,88 | 96,88 |
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Истец считает, что ООО «Восход», являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязано отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов.
Поскольку возникновение межтарифной разницы и как следствие убытков в виде выпадающих доходов служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на коммунальные услуги, субъект Российской Федерации обязан возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного.
Оплата в возмещение межтарифной разницы (выпадающих доходов) ООО «Восход» не поступила.
Отсутствие оплаты послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Согласно представленному отзыву (т. 2 л.д. 6-10) ответчик 2 исковые требования не признает, полагает их безосновательными и не подлежащими удовлетворению. В отзыве ответчик указал следующее.
Порядок возмещения недополученных доходов в 2020 году был определен постановлением Правительства Забайкальского края от 25.10.2018 №457 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывавшим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения». Субсидии из бюджета Забайкальского края ресурсоснабжающим организациям предоставляются Министерством в пределах доведенных ему в установленном порядке, лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В плановых расчетах выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций забайкальского края на 2020 год у ООО «Восход» сумма недополученных доходов составляет 2973565,14 руб.
За 2020 год в адрес Министерства от ООО «Восход» были направлены заявки на предоставление субсидии:
- заявка от 01.07.2020 №1 в сумме 1713282,86 руб. – отказано в предоставлении субсидии на основании подпункта 4 пункта 17 Порядка (недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 Порядка);
- заявка от 01.10.2020 №2 в сумме 1820343,60 руб. – отказано в предоставлении субсидии на основании подпункта 4 пункта 17 Порядка (недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 Порядка);
- заявка от 01.10.2020 №3 в сумме 1153221,54 руб. – отказано в предоставлении субсидии на основании подпункта 4 пункта 17 Порядка (недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 Порядка);
- заявка от 18.11.2020 №4 в сумме 1820343,60 руб. – отказано в предоставлении субсидии на основании подпункта 4 пункта 17 Порядка (недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 Порядка);
- заявка от 18.11.2020 №5 в сумме 1153221,54 руб. – субсидия предоставлена в размере 125645,46 руб. на основании распоряжения Министерства от 21.12.2020 №441-5, платежное поручение №782439 от 30.12.2020.
Также ответчик 2 указал, что согласно статье 158 БК РФ в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам, предъявляемым к публично-правовым образованиям, выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Из пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.12.2013 №87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» следует, что по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.05.2019 №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснено, что на финансовый орган субъекта Российской Федерации возложено исполнение судебных актов по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 №165 утверждено Положение о Министерстве финансов Забайкальского края, согласно которому министерство является финансовым органом края и выступает от имени казны края. Таким образом, именно Министерство финансов Забайкальского края является уполномоченным органом, организующим исполнение расходных обязательств субъекта, который рассматривает предложения иных отраслевых министерств и составляет проект бюджета края. Министерство осуществляло предоставление субсидий в строгом соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 25.10.2018 №457, субсидии перечислялись в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству. Надлежащим ответчиком в настоящем деле является главный распорядитель бюджетных средств субъекта – Министерство финансов Забайкальского края.
Кроме того, ответчик 2 указал, что в соответствии с предложениями для внесения в бюджетную роспись в програмном комплексе Проект-СМАРТ про на 2020-2022 годы потребность в финансировании бюджетных обязательств на предоставление субсидий на 2020 год составляла 2694523386,30 руб., а Законом Забайкальского края «О бюджете забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годв» доведенные лимиты бюджетных ассигнований составили 1357367600 руб. Недофинансирование составило 1337155786,30 руб. В целях устранения дефицита лимитов бюджетных обязательств Министерством были направлены письма в Министерство финансов Забайкальского края с просьбой о внесении изменений в сводную бюджетную роспись в части увеличения по кодам бюджетной квалификации от 21.04.2020 №13-2831, от 25.05.2020 №12-4072, от 29.06.2020 №13-5072, от 21.08.2020 №12-6554, от 28.09.2020 №13-7294. От министерства поступили ответы с отказом в увеличении лимитов от 03.07.2020, 11.09.2020. На основании вышеизложенного, вина Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи забайкальского края отсутствовала.
По информации РСТ Забайкальского края, сформированной по результатам рассмотрения фактических данных ресурсоснабжающей организации за 2020 год, размер недополученных доходов за 2020 год составляет 2886534,56 руб. (пояснения от 10.09.2021 №07/5315) (т. 2 л.д. 37-39).
Согласно исковым требованиям ООО «Восход» сумма выпадающих доходов составляет 2847919 руб.
Суд, изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Предметом настоящего спора является требование ресурсоснабжающей организации о взыскании с казны Забайкальского края убытков в виде межтарифной разницы, образовавшейся в связи с оказанием истцом коммунальных услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в 2020 году.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, в частности, реализуют полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (статья 7 Закона о теплоснабжении).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» холодное и горячее водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности, а тариф на питьевое водоснабжение - к регулируемым тарифам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Уполномоченным органом в области регулирования тарифов на территории Забайкальского края является Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, которая утвердила тарифы приказами от 25.10.2019 №257-НПА, №258-НПА на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение для ООО «Восход», осуществляющего на территории муниципального образования городское поселение «Новопавловское» муниципального района «Петровск-Забайкальский район» Забайкальского края деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2020 год.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Размер экономически обоснованного тарифа отражен в экспертных заключениях по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО «Восхход» на территории муниципального образования городское поселение «Новопавловское» муниципального района «Петровск-Забайкальский район» на 2020 год, экономически обоснованные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения составили – 96,88 руб./Гкал., на услуги теплоснабжения – 7348,37 руб./Гкал., 6978,31 руб./Гкал (т. 21 л.д. 37).
Согласно письму Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 10.09.2021 по результатам проведенной в ходе рассмотрения дела РСТ Забайкальского края проверки фактической деятельности организации за 2020 год объем недополученных доходов ООО «Восход», возникших в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение на 2020 год по муниципальному образованию городское поселение «Новопавловское» муниципального района «Петровск-Забайкальский район» составляет 2886534,56 руб.
Таким образом, сумма выпадающих доходов ООО «Восход» за 2020 год составила 2886534,56 руб.
Истец в ходе судебного разбирательства с учетом позиции РСТ Забайкальского края предъявил к взысканию размер выпадающих доходов 2847919 руб.
Поскольку предъявление требований в меньшем размере является правом истца на определение размера взыскиваемых с ответчика денежных средств, и права ответчика в данной части не нарушаются, суд принимает расчет истца.
Экономически обоснованный тариф не был утвержден для ООО «Восход» в установленном законом порядке, а только указан РСТ Забайкальского края в заключении по расчету тарифов.
Истцом и ответчиком 2 доказательств того, что экономически обоснованный тариф фактически должен быть больше или меньше чем посчитала РСТ Забайкальского края в заключении об утверждении тарифа, в дело не представлено.
Количество поставленного энергоресурса подтверждается представленными истцом в материалы дела документами (акты выполненных работ, акты сдачи-приемки, счета-фактуры (т. 1 л.д. 45 – 87, т. 2 вх. А78-Д-4/52078 от 16.09.2021), а наличие разницы между утвержденным тарифом и экономически обоснованным следует из заключений РСТ Забайкальского края по расчету тарифов на 2020г.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в пункте 2 статьи 26.3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 55) установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации; 55.1) осуществления регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты организации, осуществляющей в сфере водоснабжения и водоотведения, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях организации понесенных ею экономических потерь.
Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить организации, оказывающей услуги водоснабжения, расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е. субъект Российской Федерации.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Уполномоченным органом в сфере установления тарифов на тепловую энергию на территории Забайкальского края является Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, установившая тарифы для истца.
Соответственно убытки истца должны быть возмещены за счет казны Забайкальского края, в результате действий органа которого истцу был нанесен ущерб. При этом согласно ст. 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению ущерб, причиненный и правомерными действиями государственных органов, что опровергает довод ответчика 1 о необходимости доказать незаконность действий РСТ Забайкальского края при установлении тарифа.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» указано, что на финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
В пунктах 14 и 16 Постановления Пленума ВС РФ №13 от 28.05.2019 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» указано, что субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ). При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).
Исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.
Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде.
Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении «Ведомственная структура расходов федерального бюджета», утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе. При отсутствии либо невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в суде выступает соответственно Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования (статья 1071 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Согласно пункту 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в частности, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
На основании приложения №15 «Ведомственная структура расходов бюджета на 2020 год» к Закону Забайкальского края 1778-ЗЗК от 30.12.2019 «О бюджете Забайкальского края на 2020год и плановый период 2021 и 2022 годов» для главного распорядителя бюджетных средств - Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края были предусмотрены бюджетные ассигнования на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение в связи с государственным регулированием тарифов.
Наличие у Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края полномочий главного распорядителя бюджетных средств в спорных правоотношениях также подтверждается пояснениями Министерства финансов Забайкальского края.
Финансовый орган, как следует из пункта 16 Постановления Пленума ВС РФ №13 от 28.05.2019, выступает в качестве органа, представляющего интересы публично-правового образования в случае, если в соответствующих отношениях он признается главным распорядителем бюджетных средств либо если на момент рассмотрения дела такой распорядитель отсутствует.
Таким образом, суд приходит к выводу, что убытки подлежат возмещению за счет казны Забайкальского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, а не за счет казны в лице Министерства финансов Забайкальского края.
Поскольку требования предъявлены к публичному образованию, которое должно исполнить решение за счет казны, указание судом в качестве надлежащего представителя Забайкальского края в спорных отношениях Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края фактически не влияет на финансовое положение указанного органа.
Выводы суда подтверждаются судебной практикой (постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу №А33-32361/2018 от 09 декабря 2019 года, по делу №А33-32360/2018 от 09 декабря 2019 года, по делу №А33-33600/2018 от 20 мая 2020 года, по делу №А58-3648/2018 от 29 января 2020 года, по делу №А19-15321/2018 от 26 декабря 2019 года и т.д.).
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела документы и доводы лиц, участвующих в деле, по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что убытки подлежат взысканию с Забайкальского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края за счет казны Забайкальского края, в иске к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края надлежит отказать.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в размере 37240 руб. по платежному поручению от 26.04.2021 №99.
Исходя с цены иска в соответствии с п. 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ уплате подлежала государственная пошлина в размере 37240 руб.
Таким образом, уплаченная государственная пошлина подлежит возмещению истцу за счет ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ в размере 37240 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Забайкальского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет казны Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Восход» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 2847919 руб. убытков, 37240 руб. расходов по оплате государственной пошлины, всего – 2885159 руб.
В иске к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья М.И. Обухова