ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-5183/18 от 07.06.2018 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-5183/2018

09 июня 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2018 года

Решение изготовлено в полном объёме 09 июня 2018 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Переваловой Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Колосовой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН 1077536015677, ИНН 7536088377)

к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чите (ОГРН 1087536007987, ИНН 7536095110)

о признании незаконным и отмене предписания №235 от 13.03.2018,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Крючковой Н.И., представителя по доверенности от 09.01.2018 №2;

от заинтересованного лица – Шохоловой О.И., представителя по доверенности от 28.03.2018 №8889.

Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» (далее- Комитет городского хозяйства, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чите (далее- УМВД России по г.Чите) о признании незаконным и отмене предписания №235 от 13.03.2018.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования оспорил, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве (л.д.36-38, 45-49).

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в ходе повседневного надзора за соблюдением требований федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения госинспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Чите старшим лейтенантом полиции Дашидымбрыловым Н.М. при обследовании улично-дорожной сети перекрестка улиц Николая Островского - Ангарская в г. Чите было выявлено, что действие дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена», расположенного на участке от ул. Ангарская до ул. Ленина в г. Чите не имеет целесообразности. Ранее указанный дорожный знак вводил ограничение остановки и стоянки транспортных средств на дороге, граничащей с административным зданием, в котором располагались подразделения Следственного Комитета России, с целью соблюдения антитеррористической безопасности.

Пунктом 12.4. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 определен перечень мест, в которых запрещена остановка. Вышеуказанный перекресток в этот перечень не входит.

По результатам проверки составлен акт обследования улично-дорожной сети перекрестка ул. Николая Островского - ул. Ангарская, в г. Чита от 13.03.2018 (л.д.40), в соответствие с которым главным государственным инспектором безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД России по г. Чите 13 марта 2018 года выдано предписание № 235 (л.д.26, 39). Согласно предписанию Комитету городского хозяйства Администрации городского округа «Город Чита» необходимо в срок до 16 марта 2018 года демонтировать дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена», установленный на перекрестке улиц н. Островского - Ангарская в г. Чите.

Не согласившись с указанным предписанием, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с Положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ № 711 от 15 июня 1998 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Согласно подпункта «а» п. 11 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 711 от 15 июня 1998 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», на Госавтоинспекцию возлагается, в частности, обязанность по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования: к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности полиции относится в том числе, обеспечение безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 81 приказа МВД России № 380 от 30.03.2015 года «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению Федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» (далее – Регламент), надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.

В силу пункта 8 Регламента предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

Пунктом 3 Регламента определено, что государственная функция исполняется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.

Согласно пункту 4 Регламента исполнение государственной функции осуществляется, в том числе подразделениями Госавтоинспекции управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям.

На основании пункта 5 регламента должностными лицами, уполномоченными исполнять государственную функцию, являются, в том числе старшие государственные инспекторы безопасности дорожного движения, государственные инспекторы безопасности дорожного движения; старшие государственные инспекторы дорожного надзора, государственные инспекторы дорожного надзора.

В силу пункта 82 Регламента при надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

Пунктом 83 Регламента предусмотрено, что при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности следующих транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения.

Согласно пункту 86 Регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт.

При выявлении нарушений обязательных требований безопасности лицу, осуществляющему содержание автомобильных дорог, выдается предписание об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог с указанием мероприятий, необходимых для введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (пункты 87, 87.1 Регламента).

В материалах дела имеется акт о выявленных недостатках, составленный госинспектором дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России по г.Чите Дашидымбрыловым Н.М., из чего суд делает вывод, что административным органом проведено мероприятие в целях предупреждения нарушений обязательных требований безопасности при эксплуатации и содержании автомобильных дорог на основании положений статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в рамках осуществления надзора за дорожным движением.

Предписание об устранении выявленных нарушений (далее - предписание) должно содержать перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Оно должно быть реально исполнимо, содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Требования предписания основаны на нарушениях требований п.п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.5 ГОСТа Р 50597-93, ст.12, 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении, автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Согласно Положения о Комитете городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», утвержденным решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.03.2016 № 46, к полномочиям Комитета относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п.4, п.3.4 Положения).

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по установке и демонтажу дорожных знаков, в силу закона возложена на Администрацию городского округа «Город Чита» в лице Комитета городского хозяйства.

В целях организации дорожного движения дорожные знаки должны применяться в соответствии с ГОСТ Р 522289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 г. N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004).

Согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак - это устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.

В силу пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597; знаки, находящиеся в эксплуатации, заменяют на новые, когда их характеристики перестанут соответствовать требованиям государственных стандартов.

Группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний, установлены национальным стандартом Российской Федерации "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" ГОСТ Р 52290-2004, введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 г. N 121-ст.

Согласно приложению № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее- ПДД), и п. 5.4.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожный знак 3.27 "Остановка запрещена" применяется для запрещения остановки и стоянки транспортных средств. Данный знак является запрещающим и в соответствии с п. 5.4.1 названного ГОСТ применяется для введения ограничений движения или их отмены. Знак 3.27 устанавливают на той стороне дороги, на которой вводится запрещение.

Спорный знак 3.27 "Остановка запрещена" установлен в связи введением ограничения остановки и стоянки транспортных средств на дороге, граничащей с административным зданием, в котором располагались подразделения Следственного Комитета России, с целью соблюдения антитеррористической безопасности.

На момент обследования 13.03.2018, на участке улично-дорожной сети перекрестка улиц Николая Островского - Ангарская в г. Чите отсутствуют здания административного значения.

Пунктом 12.4 ПДД определен перечень мест, в которых запрещена остановка. При этом действие дорожного знака 3.27 распространяется только на ту сторону дороги, где он установлен. При наличии этого знака остановка запрещается на всей проезжей части данного направления, включая местные уширения, "карманы" и места остановок маршрутных транспортных средств, а также на обочинах и тротуарах (поскольку они являются элементами дороги как инженерного сооружения в соответствии с определением данного термина в п. 1.2 ПДД).

Как следует из пояснений представителей заинтересованного лица, знак 3.27 «Остановка запрещена» запрещает как остановку, так и стоянку транспортных средств, ограничение пользования стояночными местами в городах, в отсутствие на то оснований, противоречит требованиям ГОСТ 52289-2004.

Нарушение правил парковки для определения ответственности следует понимать нарушение установленных ПДД правил остановки или стоянки автомобилей (п. п. 12.4, 12.5 ПДД).

Нарушение правил остановки или стоянки автомобилей - это административное правонарушение, за которое законодательством РФ предусмотрена административная ответственность.

В данном случае привлечение к административной ответственности за нарушение правил ПДД в месте, где безосновательно установлен дорожный знак 3.27, противоречит самой конструкции законодательной системы.

Представитель Комитета ссылается на то, что основанием для установки знака является утвержденная схема организации дорожного движения. Ее согласовывают различные государственные службы, в том числе и ГИБДД. Поскольку Проект организации дорожного движения утвержден, спорный дорожный знак 3.27 установлен законно.
Суд, полагает довод заявителя несостоятельным в силу следующего. Действующие Указания по применению дорожных знаков подробно регламентируют их установку. Знаки «Остановка запрещена» устанавливаются только в тех случаях, когда стоящие транспортные средства будут препятствовать требуемому уровню пропускной способности.

Правилами подготовки проектов и схем организации дорожного движения, зарегистрированными в Минюсте России 17.06.2015 (N 37685) № 43, установлены требования к проектам и схемам организации дорожного движения (пункт 1). В разделе III Правил N 43 также установлены и требования к проектам организации дорожного движения (далее - ПОДД). В пункте 20 раздела III Правил N 43 определено, что ПОДД разрабатываются: на период эксплуатации дорог или их участков (подпункт 1); на период введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств и пешеходов по дорогам (подпункт 2); для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств (подпункт 3).

Согласно пункту 8 Порядка изменения к ПОДД должны быть согласованы с подразделением ГИБДД в соответствии с пунктом 5 Порядка. Данный порядок также предусматривает внесение изменений в утвержденный Проект.

Таким образом, если основания для установки дорожного знака «Остановка запрещена», предусмотренные государственными стандартами отсутствуют, то уполномоченный орган обязан внести изменения в Проект и демонтировать
дорожный знак.

Довод Комитета о том, что возможность демонтировать дорожный знак имеется, при этом Госинспекция должна была не выносить предписания, а имела возможность сделать запрос, письмо, представление, суд оценивает критически.

Регламентом предусмотрено, что при надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, в связи с чем, выносится предписание.

Предписание №235 от 13.03.2018 по своему содержанию соответствует характеру выявленного нарушения, направлено на устранение нарушений, а также является реально исполнимым, что свидетельствует о его законности и обоснованности.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что оспариваемое предписание не нарушает прав и интересов заявителя.

Отсутствие наличия совокупности оснований, установленных положениями ст. 198 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании ненормативного акта недействительным.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН 1077536015677, ИНН 7536088377) о признании незаконным предписания №235 от 13.03.2018, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья Е.А. Перевалова