ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-5197/16 от 10.08.2016 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                         Дело № А78-5197/2016

17 августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2016 года

Решение изготовлено в полном объёме августа 2016 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Л.В. Бочкарниковой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В.Кочневой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело 1087536008790по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Россич" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановления от 26.10.2015 №145-Д-А/П-15

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «СВК-Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 01.07.2016;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

от третьего лица: не явился, не извещен,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Россич" (далее – заявитель, ООО "Россич", общество)  обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – административный орган, РСТ Забайкальского края, Служба) об отмене постановления от 26.10.2015 №145-Д-А/П-15, согласно которому ООО "Россич" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и прекращении производства по делу.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

РСТ Забайкальского края, третье лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.

Заслушав доводы заявителя, изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.

Административным органом установлен факт нарушения сроков подачи декларации об объеме розничной пива и пивных напитков, сидра и медовухи за 2 квартал 2015 ООО «Россич».

24.09.2015 главным специалистом отдела декларирования розничной продажи алкогольной продукции и контроля РСТ Забайкальского края составлен протокол об административном правонарушении № 145, предусмотренном статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее по тексту – КоАП РФ).

26.10.2015 руководителем РСТ Забайкальского края рассмотрены материалы административного дела и принято постановление № 145-Д-А/П-16 о назначении обществу административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере по 50000 руб. за несвоевременное представление декларации за 2 квартал 2015 года по форме № 12 приложения к Правилам представления деклараций об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815.

В данном постановлении указано, что вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, подтверждается протоколом от 24.09.2015 № 145 и сведениями с сайта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка URL: https://service.fsrar.ru/cabinet/home.

В обоснование своей позиции общество указывает, что ООО «Россич» лицензию на розничную продажу алкогольной продукции не получало, розничную продажу алкогольной продукции не осуществляло. Доказательств, устанавливающих факт осуществления розничной продажи алкогольной продукции ООО «Россич», Службой не предоставлено.

Заявитель утверждает, что ООО «Россич» не является организацией осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, следовательно, у общества не возникло обязанности представлять декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 2 квартал 2015 года по форме, предусмотренной приложением № 12 к Правилам.

Заявитель считает, что ООО «Россич» не является субъектом административного правонарушения.

По мнению заявителя, поскольку в действиях общества отсутствует субъективная и объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, привлечение ООО «Россич» к административной ответственности по указанной статье является незаконным.

Кроме того, заявитель отмечает, что постановление о назначении административного наказания от 26.10.2015 № 145-Д-А/П-15 ООО «Россич» получило 26.04.2016, о чем свидетельствует отметка на копии постановления выданного Службой ООО «Россич» (л.д.22-25). Общество просит отменить постановление о назначении административного наказания вынесенного руководителем РСТ Забайкальского края от 26.10.2015 № 145-Д-А/П-15, согласно которому ООО «Россич» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ и прекратить производство по делу.

Не согласившись с постановлением об административном правонарушении от 26.10.2015 № 145-Д-А/П-15, ООО «Россич» оспорило его в арбитражном суде.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении согласно статье 30.3 КоАП РФ может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1). В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В силу статьи 113 АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом. Сроки совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.

Пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71 при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ) необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

В соответствии с частью 1 статьи 113, частью 1 статьи 115 АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные данным Кодексом или иными федеральными законами; с истечением процессуальных сроков лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановление о назначении административного наказания № 145-Д-А/П-15 о привлечении общества к административной ответственности вынесено административным органом 26.10.2015 и 30.10.2015 направлено обществу по юридическому адресу: мкр.МАПП, офис, пгт. Забайкальск, Забайкальский край, которое возвращено органом почтовой связи и получено отправителем (РСТ Забайкальского края) 21.12.2015 с указанием «не прож», о чем свидетельствуют копии отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 67200291407594 и почтового конверта с идентификационным номером 67200291407594 (л.д. 44, 50-51).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридических лиц", юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

При этом днем вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении будет являться дата поступления копии постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, его вынесшим, указанная на возвращенном почтовом извещении, по мотиву отсутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, либо уклонения данного лица от получения постановления (пункт 19 "Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года").

15.03.2016 оспариваемое постановлениеСлужбой направлено в Забайкальский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю для исполнения.

27.03.2016 Забайкальским РОСП УФССП России по Забайкальскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.

Как следует из материалов дела, направленное административным органом оспариваемое постановление общество не получало. Фотокопию данного постановления общество получило 26.04.2016 на основании заявления об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении № 145-Д-А/П-15. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, срок обжалования на момент подачи заявления не истек, т.к. фактически постановление получено обществом 26.04.2016, а обратилось в суд 05.05.2016.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон, приведённые в заявлении и отзыве на заявление, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к следующему выводу.

ООО «Россич» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50000 руб. за несвоевременное представление декларации за 2 квартал 2015 года по форме № 12 приложения к Правилам представления деклараций об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815.

Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Объективная сторона вмененного предпринимателю правонарушения заключается, в том числе в уклонении от подачи декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением права и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Пунктом 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ дано определение обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Под ним понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона № 171-ФЗ.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Согласно пункту 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Закона № 171-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее по тексту – Правила № 815).

 Организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 12 (пункт 14 Правил N 815).

Пунктами 15, 16, 19 Правил № 815 установлено, что декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи» (пункт 16).

Декларации по формам, предусмотренным приложениями №11 и №12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).

Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При представлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями №11 и №12 к настоящим Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы (пункт 19).

Согласно пункту 21 Правил № 815 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе отказать в принятии деклараций, представленных организацией (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с настоящими Правилами.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям) по телекоммуникационным каналам связи.

При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 5 августа 2013 года № 198.

Из оспариваемого постановления РСТ Забайкальского края усматривается, что декларация об объёме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 2 квартал 2015 года в срок, установленный законом, не представлена обществом в уполномоченный орган. Данные обстоятельства подтверждаются представленными РСТ Забайкальского края в материалы дела следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 145 от 24.09.2015; сведениями с сайта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка URL:https://service.fsrar.ru/cabinet/home.

Факт непредставления обществом декларации административным органом установлен на основании сведений, сформированных на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в личном кабинете Службы (URL: https://service.fsrar.ru/cabinet/home), во 2 квартале 2015 года осуществлена поставка  спиртосодержащей продукции ООО СВК-Чита в адрес ООО «Россич» (ИНН <***>).

В подтверждение того, что ООО «Россич» не является организацией осуществляющей розничную продажу представитель заявителя представил копии следующих документов: приказ о выделении денежных средств от 01.06.2015 на приобретение сувениров, продуктов питания и напитков (вода, соки, пивные напитки); акт о списании денежных средств в сумме 50000 руб. от 30.06.2015, сведения о юридическом лице. Согласно данным сведениям основной вид деятельности ООО «Россич» - организация комплексного туристического обслуживания (л.д. 69-79, 99, 100).

Каких-либо доказательств иного административным органом вопреки положениям части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.

Административный орган в рамках административного производства формально ограничился сведениями, сформированных на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в личном кабинете Службы (URL: https://service.fsrar.ru/cabinet/home), не проверив и не установив иные обстоятельства.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Изложенное позволяет сделать вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление от 26.10.2016 № 145-Д-А/П-15.

В рассматриваемом случае административный орган не доказал в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения его к административной ответственности.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.

Изложенное означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности двух условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности и соблюдении процедуры привлечения к ответственности.

Порядок привлечения к административной ответственности заявителем соблюден не был.

В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

Из анализа положений пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" с дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 следует, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя не только о составлении протокола, но и о рассмотрении дела об административном правонарушении в целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть извещено надлежащим образом и заблаговременно, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в пункте 17 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суду при оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа по части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исходя из смысла и содержания указанной нормы, административный орган обязан предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса.

В силу части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

В соответствии с положениями части 3 статьи 25.15 КоАП РФ, место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, регламентирован в Кодексе, основным способом извещения юридических лиц признано направление извещений по юридическому адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическим адресом ООО «Руссич» является: 674650 Забайкальский край, пгт.Забайкальск, мкр.МАПП, офис.

Из материалов дела следует, что о составлении протокола об административном правонарушении 24.09.2015 в 14 час. 00 мин. Служба сообщила обществу посредством направления извещения от 19.08.2015 почтой заказным письмом с уведомлением. Указанное письмо об извещении общества возвращено административному органу 30.10.2016 ФГУП "Почта России" с отметкой "истек срок хранения" (л.д.58-60).

24.09.2015 должностным лицом РСТ Забайкальского края, в отсутствии уполномоченного представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении № 145, предусмотренном статьёй 15.13 КоАП РФ, в котором содержится информация о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 26.10.2015 в 14 час. 00 мин.  (л.д.53-54).

Данный протокол заказным письмом с уведомлением направлен обществу по адресу: 674650 Забайкальский край, пгт.Забайкальск, мкр.МАПП, офис-офис (номер почтового идентификатора 67200289316297). Указанное письмо возвращено административному органу 30.10.2015 ФГУП "Почта России" с отметкой "истек срок хранения" (л.д.55-56).

Постановление о назначении административного наказания № 145-Д-А/П-15 о привлечении общества к административной ответственности вынесено административным органом 26.10.2015, направлено обществу 30.10.2015 по юридическому адресу: мкр.МАПП, офис, пгт. Забайкальск, Забайкальский край, которое возвращено органом почтовой связи и получено отправителем (РСТ Забайкальского края) 21.12.2015 с указанием «не прож», о чем свидетельствуют копии отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 67200291407594 и почтового конверта с идентификационным номером 67200291407594 (л.д. 44, 50-51).

Таким образом, судом установлен факт нарушений порядка привлечения к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении от 24.09.2015 № 145 составлен без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Доказательства о том, что административный орган располагал сведениями об извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не представлены. Согласно имеющейся в материалах дела копии уведомления о вручении (л.д. 60) извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении обществом не было получено. Как видно из оттиска штампа почты, возвращено административному органу заказное письмо с уведомлением о вручении не ранее 30.10.2015, т.е. после составления протокола об административном правонарушении, тогда как составление протокола произошло 19.08.2015. Иных доказательств получения сведений о надлежащем извещении общества о времени и месте совершения данного процессуального действия административный орган не представил.

Рассмотрение административным органом материалов дела об административном правонарушении, а также вынесение оспариваемого постановления состоялось без участия законного представителя Общества, при этом у административного органа также отсутствовали доказательства надлежащего извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Из уведомления о вручении (л.д. 56), представленного в материалы дела, следует, что протокол об административном правонарушении, содержащий извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не было получено представителем Общества. Службе заказное письмо с уведомлением о вручении вернулось не ранее 30.10.2015, т.е. после вынесения постановления о назначении административного наказания, тогда как рассмотрение дела об административном правонарушении произошло 26.10.2015.

В материалах дела отсутствуют иные доказательства извещения Общества о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Также следует отметить принцип презумпции невиновности, согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, вывод административного органа о наличии у заявителя обязанности представить декларации за 2 квартал 2015 года по форме, утвержденной приложением N 12 к Правилам, и, соответственно, о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является необоснованным и не соответствует материалам дела.

Суд считает, что вопросы о доказанности административным органом события административного правонарушения являются преждевременными, поскольку постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное административным органом с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не может служить основанием для привлечения ООО «Россич» к административной ответственности независимо от наличия или отсутствия состава административного правонарушении в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу положений части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного, постановление от 26.10.2015 №145-Д-А/П-15 по делу об административном правонарушении является незаконным, в связи с чем подлежит отмене.

При таких обстоятельствах, требования ООО «Россич» о признании незаконным и отмене постановления РСТ Забайкальского края от 26.10.2015 №145-Д-А/П-15 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 руб. подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, вопрос о распределении государственной пошлины в рамках данного дела не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление от 26.10.2015 № 145-Д-А/П-15, вынесенное Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                               Л.В. Бочкарникова