ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-5290/08 от 26.11.2008 АС Забайкальского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000, г. Чита, ул. Выставочная 6

www.chita.arbitr.ru; E-mail: info @ chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита Дело №А78-5290/2008

С2-28/266

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2008 г.

01 декабря 2008 г.

Арбитражный суд Читинской области

в составе:

судьи Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Читаоблгаз» к

1) Администрации муниципального района «Сретенский район»,

2) Администрации городского поселения «Кокуйское»,

третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Забайкальскому краю

об обязании принять объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения

при участии

от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 09.01.2008 г.,

ФИО2 – представителя по доверенности от 09.01.2008 г.;

от заинтересованного лица-1: ФИО3 - представителя по доверенности от 18.12.2007 г.;

от заинтересованного лица-2: ФИО4 - представителя по доверенности от 30.10.2008 г.;

от третьего лица: ФИО5 - представителя по доверенности от 11.08.2008 г.,

установил:

Открытое акционерное общество (ОАО) «Читаоблгаз» (далее – общество) обратилось с заявлением к Администрации муниципального района «Сретенский район» (далее – администрация муниципального района) и Администрации городского поселения «Кокуйское» (далее – администрация городского поселения), уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, об обязании принять по актам приема-передачи следующие объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно распоряжению № 6 от 26.12.2003 г.:

I. Газопровод внутридомовой

2 групповая (протяженность 2264 п.м.)

II. Газопровод наружный (подземный)

1 групповая (протяженность 985,80 п.м.)

2 групповая (протяженность 1052,41 п.м.)

III. Подземные групповые резервуарные установки (ПГРУ)

1 групповая: <...>, 26, ул. Комсомольская, 15, 16, ул. 1-я Луговая, 12.

2 групповая: <...>.

3 групповая: <...>.

4 групповая: <...>.

IV. Станция катодной защиты

1 групповая

2 групповая.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 и Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации муниципального района в судебном заседании в удовлетворении заявления общества просил отказать, ссылаясь на непредставление ОАО «Читаоблгаз» администрации необходимого пакета документов на передаваемые объекты и на отсутствие в бюджете муниципального района необходимых денежных средств на их содержание.

Представитель администрация городского поселения в судебном заседании в удовлетворении заявления общества также просила отказать, ссылаясь на то, что указанные объекты находятся в распоряжении заявителя с 1976 г. В настоящее время газовые установки находятся в аварийном состоянии.

Кроме того, надлежащим ответчиком является администрация муниципального района.

В отзыве на заявленные требования администрации городского поселения ссылается на то, что ОАО «Читаоблгаз» является уполномоченной газораспорядительной организацией по поставке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения Забайкальского края. В п. Кокуй реализацию газа населению для бытовых нужд производит Сретенский участок газового хозяйства. Платежи за пользование емкостным газом с населения зачисляются на р/счет ОАО «Читаоблгаз». Приказом ТУ ГКАП России от 28.01.1997 г. ОАО «Читаоблгаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по товарной группе «реализация сжиженного газа».

Кроме того, у администрации отсутствуют финансовые средства на содержание и обслуживание резервуарных установок, а также лицензия на осуществление деятельности по газоснабжению.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, в результате приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Читаоблгаз» в соответствии с планом приватизации, утвержденным решением Комитета по управлению имуществом Читинской области от 21.12.1993 г. № 687, создано акционерное общество открытого типа по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Читаоблгаз» с уставным капиталом 27090 тыс. руб.

Пунктом 8 раздела II Плана приватизации, утвержден укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации. Указанные объекты в данный перечень не включены.

В акте оценки стоимости имущества государственного предприятия «Читаоблгаз» - приложении № 9 к Плану приватизации, отражена балансовая стоимость предприятия, где в перечне стоимости имущества, исключаемого из стоимости приватизируемого предприятия, стоимость указанных в заявлении объектов отсутствует.

Следовательно, данные объекты вошли в уставной капитал созданного акционерного общества.

Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Читинской области 26.12.2003 г. № 6 «О внесении дополнений и изменений в Акты оценки стоимости имущества государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Читаоблгаз».

Пунктом 3 данного распоряжения предписано, исключить из перечня приватизированного имущества государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Читаоблгаз» объекты коммунально-бытового назначения без изменения уставного капитала ОАО «Читаоблгаз» и дополнить ими перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, остающихся в государственной и муниципальной собственности, государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Читаоблгаз» (приложение № 3 к распоряжению).

Согласно приложению № 3 к данному распоряжению, в данный перечень вошли и объекты, указанные в заявлении.

18.03.2004 г. обществом в адрес Администрации муниципального района «Сретенский район» было направлено письмо за исх. № 258 о передаче указанных объектов газового хозяйства в муниципальную собственность.

29.07.2008 г. Главе городского поселения «Кокуйское» было направлено письмо за исх. № 1576 о принятии подземных групповых резервуарных установок на баланс поселения.

В письме от 22.08.2008 г. Главой городского поселения «Кокуйское» было отказано обществу в принятии на баланс поселения указанных резервуарных установок.

Данное обстоятельство явилось поводом для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Статьей 25 Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», регулировавшего отношения собственности на момент приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Читаоблгаз», предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

В силу статьи 1 Закона РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-I "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (действовавшему в указанный период) под приватизацией государственных предприятий понимается приобретение акционерными обществами (товариществами) у государства в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий.

Согласно пункту 4 Указа Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" преобразование предприятий в акционерные общества осуществляется в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (прилагается) рабочими комиссиями по приватизации, создаваемыми на каждом предприятии.

Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным

преобразованием в акционерные общества открытого типа, утв. Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721, предусмотрено, что решение о коммерциализации принимается соответствующим комитетом по управлению имуществом. На каждом предприятии, в подразделении образуются рабочие комиссии по приватизации. Комиссия готовит и представляет для утверждения в комитет план приватизации, акт оценки имущества, устав акционерного общества.

Материалами дела установлено, что План приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Читаоблгаз», утвержден уполномоченным органом.

Нахождение спорных объектов на балансе государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Читаоблгаз» на момент его приватизации подтверждается: актами передачи газового хозяйства Сретенского судостроительного завода (л.д.60-67), инвентарными карточками учета, паспортами на оборудование, работающее под давлением.

Согласно пункту 10 вышеназванного Положения с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета.

Во всех указанных случаях составление передаточного, разделительного балансов не требуется. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров,
 связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.

Поэтому при разрешении споров необходимо исходить из того, что соответствующие комитеты по управлению имуществом не вправе издавать акты, касающиеся имущества акционерного общества, в том числе вносить в план приватизации предприятия изменения, предусматривающие изъятие имущества, ставшего собственностью акционерного общества.

Факт нахождения в собственности общества спорного имущества, указанного в приложении № 3 к пункту 3 распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Читинской области 26.12.2003 г. № 6, на момент его издания подтверждается материалами дела.

Следовательно, при разрешении данного спора пункт 3 распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Читинской области 26.12.2003 г. № 6 «О внесении дополнений и изменений в Акты оценки стоимости имущества государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Читаоблгаз» относительно спорных объектов не подлежит применению.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что законные основания для передачи указанного в заявлении имущества из собственности ОАО «Читаоблгаз» в муниципальную собственность Сретенского района отсутствуют.

Следовательно, заявление общества не подлежит удовлетворению.

Ссылка заявителя на постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 и Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ несостоятельна, поскольку указанные в заявлении объекты были включены в состав приватизируемого имущества и являются собственностью общества.

На основании изложенного, руководствуясь 102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ОАО «Читаоблгаз» к Администрации муниципального района «Сретенский район» и Администрации городского поселения «Кокуйское» об обязании принять объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно распоряжению № 6 от 26.12.2003 г.:

I. Газопровод внутридомовой

2 групповая (протяженность 2264 п.м.)

II. Газопровод наружный (подземный)

1 групповая (протяженность 985,80 п.м.)

2 групповая (протяженность 1052,41 п.м.)

III. Подземные групповые резервуарные установки (ПГРУ)

1 групповая: <...>, 26, ул. Комсомольская, 15, 16, ул. 1-я Луговая, 12.

2 групповая: <...>.

3 групповая: <...>.

4 групповая: <...>.

IV. Станция катодной защиты

1 групповая

2 групповая,

отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.

Судья: А.Б. Литвинцев.