ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-536/13 от 16.04.2013 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-536/2013

23 апреля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2013 года

Решение изготовлено в полном объёме 23 апреля 2013 года

Судья Арбитражного суда Забайкальского края Л.В. Бочкарникова,

  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А. Лебедевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 672000, <...> дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года в размере 91124,42 руб.,

при участии в судебном заседании:

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное): ФИО1 - представителя по доверенности №4 от 09.01.2013;

от Государственного автономного учреждения здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2": ФИО2 - представителя по доверенности от 06.03.2013.; ФИО3, представителя по доверенности от 15.03.2013.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в суд с требованием к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" (далее - учреждение, заинтересованное лицо) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года в размере 91124,42 руб.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 09 апреля 2013 года был объявлен перерыв до 11 час. 30 мин. 16 апреля 2013 года, о чем сделано публичное извещение.

В судебном заседании представитель Пенсионного фонда заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, указал, что Государственное автономное учреждение здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" правомерно привлечено к ответственности, так как нарушило срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года.

Представители заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в отзыве, указали, что срок представления отчетности нарушен на один день по объективным причинам – сбой сервера в связи с аварийным отключением света. Кроме того, Пенсионный фонд, привлекая учреждение к ответственности, нарушил процедуру привлечения к ответственности установленную нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", тем самым нарушил права страхователя.

Рассмотрев материалы дела, дополнительно представленные документы, суд установил следующие обстоятельства.

Государственное автономное учреждение здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" зарегистрировано по адресу: 672027, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 26.05.1995 Комитетом разрешений и лицензирования Администрации г.Читы, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 27.12.2002 за ОГРН <***>, ИНН <***>.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательное медицинское страхование и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за 1 квартал 2012 года Государственного автономного учреждения здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2". По результатам проверки составлен акт камеральной проверки №08500130003795 от 08.08.2012.

По итогам рассмотрения материалов камеральной проверки, при отсутствии представителя лица, в отношении которого проводилась проверка, начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) вынесено решение №085 001 12 РК 0004868 от 17.09.2012 о привлечении Государственного автономного учреждения здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) №085 001 12 РК 0004868 от 17.09.2012 учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральный законом от 24.07.2009 №212-ФЗ срок расчета по начисленным страховым взносам в виде штрафных санкций в размере 91 124,42 руб. Учреждению начислены пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 5181,54 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1384,16 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 867,63 руб.

Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №08500140069581 от 26.09.2012 страхователю предложено уплатить пени, начисленные на недоимку за 1 квартал 2012 года по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 976,04 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1377,33 руб. в срок до 16.10.2012.

Уточненным требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №008500140076193 от 30.10.2012 требование №08500140069581 от 26.09.2012 аннулировалось, страхователю предложено уплатить штрафные санкции в размере 91 124,42 руб.

Учитывая, что уточненное требование №008500140076193 от 30.10.2012 страхователем не исполнено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) обратилось в суд с заявлением.

По существу заявленных требований суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

Из материалов дела следует, что Государственное автономное учреждение здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" является плательщиком страховых взносов.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (при этом указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 50 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в форме электронных документов в соответствии с требованиями настоящей части. При представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждения приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Государственное автономное учреждение здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года представило в Пенсионный фонд 16.05.2012 (л.д.31), в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи, при сроке представления 15.05.2012. Таким образом, факт совершения страхователем правонарушения в виде нарушения срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов установлен.

Рассматривая доводы заинтересованного лица о том, что в его действиях отсутствует вина в связи с техническими неисправностями, суд приходит к следующему.

Порядок и особенности обмена документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам в системе органов Пенсионного фонда определен Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации, распоряжением которого N 190р от 11.10.2007 утверждены технология, регламент и протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (СЭД ПФР), а также регламент обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

Пунктом 7 технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в СЭД ПФР предусмотрено, что абонент СЭД ПФР осуществляет обмен документами с соответствующим органом Пенсионного фонда в электронном виде с ЭЦП по каналам связи, используя для этого программное обеспечение абонента.

При представлении абонентами-страхователями индивидуальных сведений о застрахованных лицах абонент соблюдает следующий порядок:

-формирует файлы со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган Пенсионного фонда России;

-проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда России;

-обеспечивает достоверность передаваемых документов;

-после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган Пенсионного фонда России.

При этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган Пенсионного фонда России будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, которую абонент-страхователь получает в течение 2 рабочих дней с момента отправки электронного документа и сохраняет ее.

Факт приема документов органом Пенсионного фонда России фиксируется соответствующим протоколом контроля, подтверждающим правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе. Названный документ страхователь получает от органа Пенсионного фонда в зашифрованном виде и подписанный его ЭЦП в течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений в орган Пенсионного фонда.

После получения протокола страхователь отправляет в орган Пенсионного фонда квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола, а протокол контроля, подписанный ЭЦП органа Пенсионного фонда России и ЭЦП страхователя, сохраняет в архиве.

Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.

При неполучении страхователем от органа Пенсионного фонда в установленное время квитанции о доставке сведений или протокола контроля сведений, он заявляет органу Пенсионного фонда о данном факте, выясняет причину отсутствия квитанции и при необходимости повторяет процедуру представления сведений.

Специалисты территориального органа Пенсионного фонда обязаны в течение 24 часов с момента поступления сведений от страхователя проверить подлинность ЭЦП абонента и отправить ему квитанцию о доставке сведений; в течение трех рабочих дней с момента поступления сведений проверить их программами Пенсионного фонда, оформить соответствующие протоколы контроля, заверить их ЭЦП органа Пенсионного фонда и направить в адрес страхователя в зашифрованном виде.

Следовательно, обмен документами между страхователем и органом Пенсионного фонда осуществляется в несколько этапов: отправка электронного документа страхователем; поступление его в орган Пенсионного фонда и выдача последним соответствующей квитанции о поступлении электронного документа страхователю; принятие документа фондом к обработке и выдача страхователю протокола о принятии документа к обработке или об отказе в принятии поступившего документа к обработке.

При необходимости, обусловленной сбоями в системе электронного документооборота, недостатками в оформлении отправленного страхователем документа, иными причинами, связанными с оформлением и отправкой документа, указанная процедура может быть повторена.

При этом факт поступления соответствующего документа, а соответственно, и факт исполнения обязанности по представлению органу Пенсионного фонда сведений и документов, установленных законодательством о страховых взносах, фиксируется квитанцией о поступлении документа в орган Пенсионного фонда вне зависимости от дальнейшего принятия его к обработке или отказа от принятия к обработке.

Наличие у страхователя квитанции о поступлении документа в систему электронного документооборота фонда подтверждает факт исполнения им обязанности по представлению органу Пенсионного фонда сведений и документов, предусмотренных законодательством о страховых взносах, и исключает возможность привлечения его к ответственности за неисполнение этой обязанности.

Из объяснений представителей заинтересованного лица следует, что представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам произведено несвоевременно в связи с техническими неполадками, связанными с отсутствием электроэнергии.

Данное обстоятельство подтверждается сообщением Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» (л.д.48), из которого следует, что 15 мая 2012 года с 15 час. 48 мин. по 17час. 55 мин. по адресу ул. Угданская, 8, отсутствовала электроэнергия по причине введенного режима ограничений из-за дефицита мощности вследствие аварии в Иркутской энергосистеме, а также актом о повреждении имущества от 15 мая 2012 года (л.д. 49), из которого следует, что в результате аварийного отключения электроэнергии 15.05.2012 произошло повреждение сервера, на котором установлено программное обеспечение 1С «Предприятие» и осуществляется интернет-связь. Факт представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам 16 мая 2012 года подтверждается протоколом контроля отчетности (л.д.46).

Таким образом, довод представителей заинтересованного лица об отсутствии вины страхователя по несвоевременному представлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам подтверждается материалами дела.

Из пояснений представителей заинтересованного лица следует, что Пенсионный фонд, привлекая Государственное автономное учреждение здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" к ответственности, нарушил процедуру привлечения, установленную Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:

1) камеральная проверка;

2) выездная проверка.

Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В силу части 5 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, если орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверкуhttp://192.168.2.10:8080/20a?doc&nd=838728649&nh=0&c=%CA%C0%CC%C5%D0%C0%CB%DC%CD%C0%DF+%CF%D0%CE%C2%C5%D0%CA%C0+%CE%D2%CA%C0%C7%C0%D2%DC&spack=111flist%3D%CD%E0%F7%E0%F2%FC+%EF%EE%E8%F1%EA%26intelsearch%3D%EA%E0%EC%E5%F0%E0%EB%FC%ED%E0%FF+%EF%F0%EE%E2%E5%F0%EA%E0+%EE%F2%EA%E0%E7%E0%F2%FC%26listid%3D010000000100%26listpos%3D8%26lsz%3D999%26w%3D2%26 - C13#C13, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии с Требованиями к составлению акта камеральной проверки, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н, описательная часть акта камеральной проверки должна содержать, в частности сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки. Итоговая часть акта камеральной проверки, в том числе предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и составов правонарушений.

На основании пунктов 3 и 4 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки. Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Согласно статье 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

Таким образом, статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ лицу, привлекаемому к ответственности, предусмотрен ряд гарантий права на защиту.

Согласно пунктам 3, 4, 7 и 8 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

В случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.

Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм следует, что Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ строго регламентирована процедура привлечения к ответственности плательщиков страховых взносов, основания и порядок проведения проверок, оформления и рассмотрения их результатов и принятия решений.

Из представленных документов следует, что Государственное автономное учреждение здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" представило в Пенсионного фонда два расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионного страхования со сроками представления 16.05.2012 (л.д.29) и 06.08.2012 (л.д.29).

На основании пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.

Согласно акту камеральной проверки №08500130003795 от 08.08.2012 камеральная проверка проводилась на основании уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам представленного 06.08.2012.

Из представленных документов следует, что акт камеральной проверки №08500130003795 от 08.08.2012, представленный в материалы дела органом Пенсионного фонда, составлен старшим специалистом отдела АСВ и ВЗ ФИО4 (л.д.14) и свидетельствует о нарушении законодательства Российской Федерации о страховых взносах: «отчет РСВ 1 за 1 квартал 2012 года представлен с нарушением срока 16.05.2012 года». Акт камеральной проверки №08500130003795 от 08.08.2012, представленный в материалы дела представителями заинтересованного лица составлен ФИО5 (л.д.52), свидетельствует о нарушении законодательства Российской Федерации о страховых взносах: «зафиксирован факт сдачи РСВ1 за 1 квартал 2012 года с нарушением срока».

Таким образом, представленные в материалы дела акты камеральной проверки №08500130003795 от 08.08.2012 не идентичны.

Акт камеральной проверки №08500130003795 от 08.08.2012 направлен в адрес страхователя 10.08.2012, о чем свидетельствует реестр на отправку заказных писем №09 от 09.08.2012.

Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах №085 001 12 РК 0004868 принято Пенсионного фонда 17.09.2012 в отсутствии представителя лица, привлекаемого к ответственности (л.д. 20).

В материалы дела представлены два уведомления о вызове плательщика страховых взносов, с одним идентификационным номером - 2585 от 08.08.2012, из которых следует, что страхователь приглашается в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) для принятия решения по камеральному акту №08500130003795 от 08.08.2012 - согласно первому уведомлению (л.д.18) - на 14 час. 00 мин.14.09.2012, согласно второму уведомлению (л.д.56) – на 14 час. 00 мин. 07.08.2012.

Из пояснений представителя Пенсионного фонда следует, что страхователь приглашался для рассмотрения акта камеральной проверки и для вынесения решения на 14 час. 00 мин. 14.09.2012. Уведомление №2585 от 08.08.2012 направлялось в адрес страхователя одновременно с актом камеральной проверки №08500130003795 от 08.08.2012.

Довод представителя Пенсионного фонда о направлении уведомления №2585 от 08.08.2012 в адрес учреждения не подтверждается материалами дела, так представленный в материалы дел реестр почтовой корреспонденции, не содержит данных о направлении данного уведомления в адрес страхователя. Других документов, подтверждающих направление уведомлений, приглашающих страхователя на рассмотрения акта камеральной проверки №08500130003795 от 08.08.2012 и вынесения решения органом Пенсионного фонда представлено не было.

Вручение акта проверки и извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки являются важными гарантиями прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.

Системное толкование положений статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ также позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение дела о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании возможно только в том случае, если до начала рассмотрения имеются данные о надлежащем извещении лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Если доказательств извещения лица, привлекаемого к ответственности, не имеется, то рассмотрение материалов проверки по существу и, тем более, вынесение решения о привлечении к ответственности нельзя признать правомерным.

При таких обстоятельствах суд делает вывод о том, что страхователь был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, что является нарушением гарантий защиты страхователя, предусмотренных положениями части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №08500140069581 по состоянию на 26.09.2012 (л.д.59), с указанием - задолженность за 1 квартал 2012 года, не содержит указаний на сумму штрафных санкций, установленных органом Пенсионного фонда в отношение Государственного автономного учреждения здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года. Доказательств направления требования №08500140069581 от 26.09.2012 в адрес страхователя, орган Пенсионного фонда в материалы дела не представил.

Таким образом, довод представителей заинтересованного лица о не направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №08500140069581 по состоянию на 26.09.2012 подтверждается материалами дела.

Пенсионный фонд 30.10.2012 выставил в адрес Государственного автономного учреждения здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №08500140076193 (л.д.23) с указанием исчисленных решением №085 001 12 РК 0004868 от 17.09.2012 штрафных санкций в размере 91 124,42 руб.. Данное требование направлялось в адрес учреждения 31.10.2012, что подтверждается реестром на отправку заказных писем и не оспаривается страхователем.

Таким образом, Пенсионный фонд допустил существенные нарушения процедуры привлечения учреждения к ответственности.

Следовательно, довод представителей учреждения о нарушении прав Государственного автономного учреждения здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" является обоснованным.

Суд, оценив в совокупности вышеуказанные обстоятельства, считает, что представленные в материалы дела документы свидетельствуют о незаконности принятых акта камеральной проверки и решения, нарушающими права страхователя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что орган Пенсионного фонда не доказал законность решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах №085 001 12 РК 0004868 от 17.09.2012, тем самым не доказал обоснованность взыскания с Государственного автономного учреждения здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года в размере 91 124,42 руб.

На основании изложенного, в удовлетворении заявленных Пенсионным органом требованиях суд считает необходимым отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН:<***>, ИНН:<***>) к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Краевая стоматологическая поликлиника № 2" (ОГРН:<***>, ИНН:<***>) о взыскании штрафных санкций, начисленных за непредставление в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года в размере 91124,42 руб., отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья Л.В. Бочкарникова