ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-5410/11 от 14.09.2011 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-5410/2011

21 сентября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2011 года

Решение изготовлено в полном объёме 21 сентября 2011 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе:

судьи Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «ТрансСервис»

к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края,

об оспаривании распоряжения от 14.06.2011 г. № 2601/р,

третьи лица:

1) Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита»,

2) Правительство Забайкальского края,

3) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае,

при участии:

от заявителя: Шемякина А.С. - представителя по доверенности от 20.06.2011 г.;

от заинтересованного лица:

Леонтьевой О.Ф. - представителя по доверенности от 28.07.2011 г.;

от третьего лица-1: не явился;

от третьего лица-2: Леонтьевой О.Ф. - представителя по доверенности от 29.07.2011 г.;

от третьего лица-3: не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «ТрансСервис» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент) от 14.06.2011 г. № 2601/р «Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта ООО «ТрансСервис» и обязать Департамент в порядке восстановления нарушенного права принять в предусмотренном порядке решение о предварительном согласовании ООО «ТрансСервис» места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка для строительства от 28.04.2010 г. № 40/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Смоленская, 141, из категории земель населенных пунктов для строительства лечебно-оздоровительного учреждения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Департамента в судебном заседании в удовлетворении требований общества просила отказать.

В отзыве на заявленные требования в обоснование принятия оспариваемого распоряжения Департамент ссылается на распоряжение Губернатора Забайкальского края от 01.06.2011 г. № 268-р, которым было отказано в одобрении предварительного согласования места размещения ООО «ТрансСервис», в результате чего и было принято оспариваемое распоряжение. Распоряжение Губернатора Забайкальского края ни кем не оспорено, следовательно, и распоряжение Департамента является законным. Кроме того, спорный земельный участок входит в состав земельного участка, по которому разрабатывается проект планировки территории по комплексной жилой застройке согласно распоряжению Мэра города Читы от 31.03.2011 г. № 502-Р «О разрешении Министерству территориального развития Забайкальского края разработки проекта планировки территории».

Представитель третьего лица-2 (Правительство Забайкальского края) в судебном заседании поддержала доводы заинтересованного лица, приведя в отзыве те же обоснования, что и представитель Департамента.

Представители третьих лиц 1 и 3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае уведомлены надлежащим образом.

Дело рассматривается по правилам части 2 статьи 200 АПК РФ.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Как установлено материалами дела, 24.09.2009 г. ООО «ТрансСервис» обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – лечебно-оздоровительного учреждения в г. Чите, по ул. Народная (л.д.28).

28.04.2010 г. на основании распоряжения Мэра города Читы от 20.08.2009 г. № 2412-Р был утвержден Акт выбора земельного участка для строительства лечебно-оздоровительного учреждения, ул. Народная (район мкр. Октябрьский) № 40/10 (заказчик: ООО «ТрансСервис») (л.д.14 - 15) (пункт 3.1.27 Положения о Комитете по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита»).

В газете «Читинское обозрение» №20 от 12.05.2010 г. Администрации городского округа «Город Чита» информировала население о возможном предоставлении земельных участков для строительства по ряду объектов на территории г. Читы, в том числе (4) лечебно-оздоровительного учреждения в пределах земельного участка, расположенного по адресу: Центральный административный район, ул. Народная (район мкр. Октябрьский) (л.д.16).

Распоряжением заместителя Мэра города Читы от 11.06.2010 г. № 995-рз (л.д.13) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: г. Чита, Центральный административный район, ул. Народная (район мкр. Октябрьский):

1. Кадастровый квартал 75:32:01 07 04.

2. Категория земельного участка: земли населенных пунктов.

3. Участок находится в государственной собственности.

4. Территориальная зона О-1. Зона делового, общественного и коммерческого назначения. Основной вид разрешенного использования – физкультурно-оздоровительные сооружения (Для размещения объекта капитального строительства – лечебно-оздоровительного учреждения).

Согласно выписке из адресного реестра зданий и сооружений г. Читы об адресной регистрации объектов недвижимости от 08.12.2010 г. № 31660 (л.д.17) земельному участку для строительства лечебно-оздоровительного учреждения присвоен новый адрес: Забайкальский край, г. Чита, ул. Смоленская, 141.

01.06.2011 г. Губернатором Забайкальского края вынесено распоряжение № 268-р, которым отказано в одобрении предварительного согласования места размещения объекта ООО «ТрансСервис» и утверждении акта выбора земельного участка для строительства лечебно-оздоровительного учреждения от 28.04.2010 г. № 40/10 (л.д.26).

Распоряжением руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 14.06.2011 г. № 2601/р «Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта ООО «ТрансСервис» в предварительном согласовании ООО «ТрансСервис» места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка для строительства от 28.04.2010 г. № 40/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Смоленская, 141, из категории земель населенных пунктов для строительства лечебно-оздоровительного учреждения отказано.

Считая данное распоряжение Департамента незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Статьей 36 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Как установлено материалами дела, спорный земельный участок относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу пункта 4 данной статьи не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Доказательства того, что на спорный земельный участок распространяются ограничения, установленные земельным законодательством, Департаментом не представлены.

Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, в том числе с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункту 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 2).

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (пункт 3).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 5).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (пункт 9).

Как установлено материалами дела, все необходимые мероприятия, установленные земельным законодательством, предшествующие принятию полномочным органом решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, по заявлению ООО «ТрансСервис» выли выполнены.

Данные обстоятельства Департаментом не оспаривались.

В абзаце 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 2 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края" принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающих акт о выборе земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, или земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с одним из вариантов выбора таких земельных участков, или об отказе в размещении объектов относится к полномочиям Правительства Забайкальского края.

В силу части 2 статьи 2 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края вправе возложить исполнение полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, на уполномоченные органы.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 08.06.2010 N 233 утверждено Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.

В силу раздела 1 названного Положения Департамент является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление, в том числе имущественных и земельных отношений Забайкальского края. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Департамент издает приказы и распоряжения.

Согласно разделу 2 названного Положения Департамент:

- распоряжается земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, с правом требования по договорам аренды земельных участков, заключенным органами местного самоуправления городского округа "Город Чита", в том числе заключает соответствующие договоры на основании правовых актов мэра города Читы о предоставлении земельных участков, принятых в пределах его полномочий (пункт 9.10.3);

- принимает решения о предоставлении либо, в установленных случаях, об отказе в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в пределах полномочий Департамента и в порядке, предусмотренном федеральным законом и законами края (9.11.1), в том числе:

на праве аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (9.11.1.6).

Таким образом, исполнительным органом государственной власти Забайкальского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Чите, является Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.

Как следует из вышеназванного Положения, Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами края, а также настоящим Положением.

Следовательно, принимая оспариваемое распоряжение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта ООО «ТрансСервис» Департамент обязан был привести правовое обоснование невозможности такого согласовании.

Вместе с тем, никакого законного правового обоснования о невозможности предварительного согласования места размещения объекта ООО «ТрансСервис» и утверждении акта выбора земельного участка для строительства от 28.04.2010 г. № 40/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Смоленская, 141, из категории земель населенных пунктов для строительства лечебно-оздоровительного учреждения в оспариваемом распоряжении нет.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок не обременен правами третьих лиц, относится к категории земель населенных пунктом, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно заключению Управления архитектуры и градостроительства от 15.07.2011 г. (л.д.25а) на повторное обращение ООО «ТрансСервис», следует, что размещение лечебно-оздоровительного учреждения по ул. Народная с учетом откорректированных границ испрашиваемого земельного участка является возможным. Участок полностью входит в зону делового, общественного и коммерческого назначения О-1. Градостроительный регламент территориальной зоны О-1 допускает размещение лечебно-оздоровительных учреждений как основной вид использования участка.

При таких обстоятельствах у Департамента отсутствовали законные основания для отказа в предварительном согласовании размещения объекта ООО «ТрансСервис».

Следовательно, оспариваемое распоряжение Департамента является незаконным, а требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Ссылка представителей Департамента и Правительства Забайкальского края в обоснование правомерности принятия оспариваемого распоряжения на распоряжение Губернатора Забайкальского края от 01.06.2011 г. № 268-р «Об отказе в одобрении предварительного согласования места размещения объекта ООО «ТрансСервис» является несостоятельной по следующим основаниям.

Названное распоряжение Губернатора Забайкальского края не является нормативным правовым актом, регулирующим земельные отношения.

Положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края не предусмотрено, что до принятия Департаментом решений, в том числе распоряжений о предварительном согласованием места размещения объекта для целей строительства, они подлежат одобрению Губернатором Забайкальского края.

Отсутствует подобное одобрение решений, принятых уполномоченными органами государственной власти Забайкальского края, Губернатором Забайкальского края и в Законе Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края", Законе Забайкальского края от 17.02.2009 N 125-ЗЗК "Устав Забайкальского края", Законе Забайкальского края от 05.10.2009 N 226-ЗЗК "О Правительстве Забайкальского края".

Следовательно, при принятии Департаментом оспариваемого распоряжения распоряжение Губернатора Забайкальского края об отказе в одобрении предварительного согласования места размещения объекта ООО «ТрансСервис» не являлось основанием для отказа обществу в предварительном согласования места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства.

Также несостоятельной является ссылка представителей Департамента и Правительства Забайкальского края в обоснование своих доводов на распоряжение Мэра города Читы от 31.03.2011 г. № 502-Р «О разрешении Министерству территориального развития Забайкальского края разработки проекта планировки территории» (л.д.27), поскольку доказательства того, что Министерством территориального развития Забайкальского края в границах указанной в распоряжении территории разработана документация по ее планировке, отсутствуют.

Следовательно, само по себе наличие такого распоряжения не является препятствием для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства и утверждении акт о выборе земельного участка.

По этим же основаниям является некорректной ссылка представителей Департамента и Правительства Забайкальского края на постановление Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92.

Иных оснований для отказа в принятии решения о предварительном согласовании ООО «ТрансСервис» места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства Департаментом в суд представлено не было.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать недействительным распоряжение Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 14.06.2011 г. № 2601/р «Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта ООО «ТрансСервис» как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «ТрансСервис» путем принятия в установленном порядке решения о предварительном согласовании ООО «ТрансСервис» места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка для строительства от 28.04.2010 г. № 40/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Смоленская, 141, из категории земель населенных пунктов для строительства лечебно-оздоровительного учреждения.

Взыскать с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пользу ООО «ТрансСервис» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.

Судья: А.Б. Литвинцев.