ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-5572/11 от 22.10.2012 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-5572/2011

26 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2012 года

Решение изготовлено в полном объёме 26 октября 2012 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Антипенко Г.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шелепетко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального предприятия "Дульдурга" (ОГРН 1038080006381, ИНН 8002021120) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Забайкальскому краю (ОГРН 1048080011957, ИНН 8001009770) о признании недействительным в части решения №7 от 21.03.2011г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Баженова Н.А. – представителя по доверенности от 20.05.2011г.,

от налогового органа: Цыдыповой З.Б. – представителя по доверенности от 26.01.2012; Нимаевой Р.Ш., представителя по доверенности от 26.01.2012,

установил:

Муниципальное предприятие «Дульдурга» (далее – предприятие, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю (далее - налоговая инспекция) от 21.03.2011 № 7 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 34 920 рублей 5 копеек, налога на прибыль организаций в сумме 52 рубля 65 копеек; единого социального налога в сумме 17 365 рублей 2 копейки, налога на имущество организаций в сумме 10 788 рублей 23 копейки; налога на добычу полезных ископаемых в сумме 17 787 рублей 84 копейки; привлечения к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций в сумме 78 рублей 96 копеек, по налогу на добавленную стоимость в сумме 52 380 рублей 7 копеек, по единому социальному налогу в сумме 26 047 рублей 14 копеек, по налогу на имущество организаций в сумме 16 182 рубля 35 копеек, по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 26 681 рубль 76 копеек; начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 345 804 рубля 86 копеек, по налогу на прибыль организаций в сумме 400 рублей 25 копеек, по единому социальному налогу в сумме 141 317 рублей 9 копеек, по налогу на имущество организаций в сумме 87 292 рубля 57 копеек, по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 243 498 рублей 10 копеек; предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 746 002 рубля 34 копейки, по налогу на прибыль организаций в сумме 2 632 рубля, по единому социальному налогу в сумме 868 238 рублей, по налогу на имущество организаций в сумме 539 411 рублей 65 копеек, по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 889 391 рубль.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 ноября 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. Решение налоговой инспекции признано недействительным в обжалуемой части за исключением привлечения предприятия к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 9 000 рублей. В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2012 года вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

Передавая дело на новое рассмотрение, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что суду следует проверить правильность исчисления налогов по общей системе налогообложения с учетом положений пункта 3 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации. С учетом выводов о наличии у предприятия обязанности по исчислению и уплате налога на добычу полезных ископаемых, а также положений договора о совместной деятельности суду надлежит проверить обоснованность использования данных бухгалтерского учета совместной деятельности и правильность расчета доначисленных налоговой инспекцией предприятию сумм налога на добычу полезных ископаемых, пени и налоговых санкций.

При этом суд кассационной инстанции указал, что из положений «норм налогового законодательства следует, что налогоплательщик, являющийся стороной договора простого товарищества (договора доверительного управления) и не выполняющий условия применения упрощенной системы налогообложения, утрачивает право на ее применение в силу прямого указания закона. При этом фактические обстоятельства исполнения или неисполнения такого договора, а также получения налогоплательщиком доходов от данной деятельности не имеют правового значения. Кроме того, выводы судов о неисполнении сторонами договора простого товарищества от 17.08.2006 N 2 противоречат установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющихся в материалах дела доказательствам. Из материалов дела следует, что названный договор сторонами не оспаривался, не был признан недействительным в установленном порядке, отсутствуют и какие-либо доказательства расторжения договора. Судами установлено, что во исполнение договора на Убжигойском месторождении по лицензии предприятия осуществлялась добыча глины другим участником данного договора. Таким образом, выводы судов о признании недействительным решения налоговой инспекции в части перевода предприятия на общий режим налогообложения и доначисления налогов по данному режиму не соответствуют нормам материального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам».

Кроме того, кассационная инстанции отметила, что «факт осуществления совместной хозяйственной деятельности и исполнения каждым из участников договора своих обязанностей, в том числе в части ведения бухгалтерского учета, в ходе рассмотрения дела предприятием не опровергнут, подтверждается первичными бухгалтерскими документами, а также показаниями руководителя предприятия Мамонтова А.Н.».

Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 9 июля 2012 производство по делу №А78-5572/2011 приостанавливалось до рассмотрения Арбитражным судом Забайкальского края дела № А78-5065/2012 по заявлению предприятия о признании недействительным вышеуказанного договора простого товарищества от 17.08.2006 N 2.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2012 года определение суда первой инстанции отменено, дело направлено на рассмотрение по существу.

При этом суд апелляционной инстанции указал, что оспаривание предприятием договора простого товарищества по делу №А78-5065/2012 не влияет на проверку судом первой инстанции правильности исчисления налогов по общей системе налогообложения, обоснованности использования данных бухгалтерского учета совместной деятельности и правильности расчета доначисленных налоговой инспекцией предприятию сумм налога на добычу полезных ископаемых, пени и налоговых санкций, т.е. не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.

При новом рассмотрении дела представитель предприятия поддержал заявленное требование, пояснив, что решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 сентября 2012 года по делу №А78-5065/2012 договор простого товарищества от 17.08.2006 признан недействительным, а поэтому у налоговой инспекции отсутствовалиоснования для доначисления спорных сумм, так как недействительная сделка не влечет правовых последствий.

Кроме того, по мнению представителя предприятия, налоговой инспекцией не представлены документально подтвержденные факты вмененных налоговых правонарушений. По налогу на прибыль не подтвержден факт передачи товара (работ, услуг), а по НДС ещё неправильно определена налогооблагаемая база.

Представители налоговой инспекции считают решение законным и обоснованным и просят отказать предприятию в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Согласно абзацу 2 пункта 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Исходя из вышеприведенных правовых позиций вышестоящих судебных инстанций по настоящему делу, арбитражный суд, проверяя обоснованность и правильность расчета доначисленных налоговой инспекцией сумм налогов, пеней и штрафов приходит к выводу, что заявленные предприятием требования подлежат частичному удовлетворению только по налогу на прибыль.

В соответствии со статьёй 246 НК РФ предприятие является плательщиком налога на прибыль.

Согласно части 1 статьи 48 к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).

2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.

Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.

В соответствии со ст. ст. 271 и 272 НК РФ доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль определяются по методу начислений.

Так в целях исчисления налога на прибыль выездной проверкой с учетом норм статьи 249 НК РФ доходы от реализации составили 13 948 447,72 рублей в том числе:за 2008 год -6 303 997,99 руб., за 2009 год - 7 644 449,73 руб.(приложение №1 к акту проверки от 15.02.2011 №2ДСП).

Кроме этого, внереализационные доходы с учетом норм статьи 250 НК РФ составили 9 551 362 рублей,в том числе: за 2008г. - 5 745 471 руб., за 2009г. - 3 805 891 руб.(приложение №2 к акту проверки от 15.02.2011 №2ДСП).

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Выездной налоговой проверкой установлено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) составили 23 499 6855 рублей, в том числе за 2008 год -   12 053 299 руб.,за 2009 год -   11 446 386 руб.(приложение №3 к акту проверки от 15.02.2011 №2ДСП).

Внереализационные расходы в проверяемом периоде отсутствуют.

Согласно пункту 1 статьи 247 НК РФ прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

С учетом вышеприведенных обстоятельств налоговая база по налогу на прибыль составила: за 2008 год -0,00 руб., за 2009г. - 3954,73 руб.

Следовательно, налогоплательщиком в нарушение ст. 247, п.1 ст.274, п.3 ст.278 НК РФ не определена налоговая база по налогу на прибыль за 2009 год в сумме -3954,73 рублей.

При ставке налога на прибыль в 2009 году в размере 20 процентов, предприятием не уплачен налог на прибыль за 2009 год в размере 791 рубля (3954,73 руб.х20%).

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, пункта 3 статьи 114 НК РФ (уменьшение штрафа с учетом смягчающих обстоятельств в 10 раз) сумма штрафа составила 15,82 рублей.

На основании статьи 75 НК РФ на дополнительно начисленную сумму налога на прибыль подлежат начислению пени в размере 120,29 рублей по состоянию на 21.03.2011 года.

В связи с непредставлением налоговых деклараций по налогу на прибыль, предприятие правомерно привлечено к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ (уменьшение штрафа с учетом смягчающих обстоятельств в 10 раз) в виде штрафа в сумме 78,96 рублей,в том числе:за 2008– 37,23 руб., за 2009– 41,73руб.

Таким образом, оспариваемое решение является недействительным в части привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль в сумме 36,83 рублей, в том числе за 2008 года в размере 24, 83 руб. и за 2009 год в сумме 12 руб., начисления пени за 2008, 2009 г.г. в сумме 279 рублей 96 копеек и предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций за 2008 год в сумме 1 241 рублей и за 2009 год в сумме 600 рублей, всего 1841 рублей.

Налог на добавленную стоимость (НДС).

В силу статей 143, 174.1 НК РФ, предприятие в спорный период являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ в целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ определено, что объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 2 статьи 153 НК РФ налоговая база по НДС определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Материалами дела установлено, что предприятие в оспариваемый период времени выполняло различные работы, связанные с благоустройством села, проведением капитального ремонта, оказывало транспортные услуги, услуги по заправке кислорода.

Выездной налоговой проверкой установлено занижение налогооблагаемой базы в 2008 годуна 6 303 997.99 рублей,в том числе: за 1 квартал -665485,02 руб.; за 2 квартал – 430217,18 руб., за 3 квартал - 2 270089,36 руб.; за 4 квартал - 2 938206, 44 руб.

Вследствие чего предприятием занижена сумма налога на добавленную стоимость занижена в 2008 году на 1 134 719, 64рублей, в том числе: за 1 квартал - 119 787,30 руб.; за 2 квартал - 77 439,09 руб.; за 3 квартал -408 816 руб.; за4 квартал -528 877,16 руб.

В 2009 году  налогооблагаемая база занижена на 7 644 449.73 рублей,в том числе: за 1 квартал - 800 508,59 руб.; за 2 квартал – 796519, 85 руб.; за 3 квартал – 2890745,70 руб.; за4 квартал -3156675, 58 руб.

Соответственно сумма налога на добавленную стоимость занижена в 2009 году на 1488944.90 рублей, в том числе:за 1 квартал - 144 091,55 руб.; за 2 квартал – 143373,57 руб.; за 3 квартал - 520 334,23 руб.; за 4 квартал - 568 201,61 руб.

Занижение предприятием налогооблагаемой базы подтверждается следующими документами: счетами фактурами; реестрами по бухгалтерским проводкам по счету 90 «Выручка»; журналами ордерами №1 Счет №50 «Касса» - приход; бухгалтерскими регистрами; счетами и уведомлениями, разработанными налогоплательщиком; выписками банка; справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 №1 от 31.12.2008 на земляные работы в мкр. Западный, на строительство выгреба, на строительство автобусной стоянки; справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 №1 от 18.09.2008 на ремонт уличного освещения, устройство ПГС от 30.09.2008, на ремонт жилого дома по ул. Кирова; справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 №1 от 09.09.2009 на текущий ремонт помещений здания в п. Могойтуй, №1 от 17.12.2009 на изготовление аншлагов улиц и номера домов, №1 от 28.09.2009 на капитальный ремонт 16 квартирного дома по ул.Заводская,5, б/н от 30.11.2009 на содержание уличного освещения с. Дульдурга, от 30.11.2009 на санитарную уборку улиц с Дульдурга, от 30.11.2009 на содержание парка с.Дульдурга, на содержание стадиона с. Дульдурга, ДПС, мусорной свалки; актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 №1 на земляные работы в мкр. Западный от 31.12.2008 на строительство выгреба от 31.12.2008, на ремонт уличного освещения от 30.09.2008, на текущий ремонт помещений здания в п. Могойтуй от 09.09.2009, на изготовление аншлагов улиц и номера домов от 17.12.2008, на капитальный ремонт 16 квартирного дома по ул.Заводская, 5 от 28.09.2009; актами о приемке выполненных работ по форме №2Б на содержание уличного освещения за ноябрь 2009, на санитарную уборку улиц с Дульдурга, на содержание парка с.Дульдурга, на содержание стадиона с. Дульдурга, ДПС, мусорной свалки; договорами подряда №29 от 01.12.2008, №28 от 01.12.2008, б/н от 01.11.2008, б/н от 04.09.2008, б/н от 05.09.2008, б/н от 04.09.2008; муниципальный контракт №11 от 12.12.2008 г.

В целях подтверждения сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), налогоплательщиком представлены счета - фактуры, сумма налога по которым составила 764 718,24 рублей, в том числе: за 2008 год-316 320.74 руб., за 2009 год - 448 397.5 руб.

Таким образом, неуплата налога на добавленную стоимость составила 1 746 002,34 рублей.

В 2008 году в сумме 818 398,89 рублей,в том числе: за 1 квартал -   20 138,57 руб.(119787,30 руб.- 139925,87 руб. = - 20138, 57 руб.); за 2 квартал -   22 110.44 руб.(77 439,09 руб.- 55328,65 руб. = 22 110.44 руб.); за 3 квартал -   368 524.45 руб.(408 616.08 руб.- 40 091,63 руб.=368 524.45 руб.); за 4 квартал -   447 902.57 руб.  (528 877.16 руб.- 80 974,59 руб. = 447 902,57 руб.)

В 2009 году в сумме 927 603,45 рублей, в том числе: за 1 квартал - 41050,65 руб. (144091,55 руб.- 103040,90 руб. = 41050,65 руб.); за 2 квартал - 111006,64 руб. (143373,57 руб.- 32366,93 руб. = 111006,64 руб.); за 3 квартал - 472 322,85 руб. (520334,23 руб.- 48011,38 руб. = 472 322,85руб.); за 4 квартал - 303 223,31 руб. (568201,61 руб.-264978, 30 руб. = 303 223,31 руб.).

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, пункта 3 статьи 114 НК РФ (уменьшение штрафа с учетом смягчающих обстоятельств в 10 раз) налоговой инспекцией правомерно определена сумма штрафа в размере 34 920,05 рублей,в том числе: за2008 год в сумме 16367,98 руб., за 2009 год в сумме 18552,07 руб.

В связи с непредставлением налоговых деклараций по НДС предприятие правомерно привлечено к налоговой ответственности по ст.119 НК РФ в виде штрафа в размере 52380,07 рублей,в том числе: за 2008 год в сумме 24551,97руб., за 2009 год в сумме 27828,10 руб.

В соответствии со статьей 75 НК РФ на вышеуказанные дополнительно начисленные суммы налога на добавленную стоимость за 2008,2009 г.г. налоговой инспекцией обоснованно начислена пеня в размере 345 804,86 руб.

Единый социальный налог.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ предприятие является плательщиком единого социального налога, как лицо, производящее выплаты физическим лицам.

Материалами дела установлено, что предприятием осуществлялись выплаты в пользу физических лиц, которые являются объектом налогообложения для исчисления единого социального налога.

В нарушение пункта 4 статьи 243 НК РФ налогоплательщиком не велись учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета за 2008-2009гг.

В 2008 году предприятием произведены выплаты по трудовым договорам в пользу физических лиц на сумму 4 027 856 рублей,с которых не произведено исчисление и уплата единого социального налога.

Соответственно в нарушение пункта 1 статьи 236 НК РФ налогоплательщик не исчислил и не уплатил единый социальный налог за 2008 год в сумме 483 342 рублей,в том числе: в федеральный бюджет- 241671руб., в фонд социального страхования - 116808 руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 44306 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 80557 руб.

В 2009 году предприятием произведены выплаты по трудовым договорам в пользу физических лиц на сумму 3 207 470 рублей,с которых также не произведено исчисление и уплата единого социального налога.

В нарушение пункта 1 статьи 236 НК РФ налогоплательщик не исчислил и не уплатил единый социальный налог за 2009 год в сумме 384 896рублей,в том числе: в федеральный бюджет- 192448 руб., в фонд социального страхования - 93017руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 35282 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 64149 руб.

Вышеприведенные нарушения подтверждаются следующими доказательствами: сводом начислений и удержаний за 2008- 2009 годы, расчетами авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 1 квартал, за 6 месяцев, за 9 месяцев 2008 и соответственно 2009 г.г, декларациями по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2008, 2009 год.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, пункта 3 статьи 114 НК РФ (уменьшение штрафа с учетом смягчающих обстоятельств в 10 раз) налоговой инспекцией правомерно определена сумма штрафа за неуплату единого социального налога в размере 17365,02 руб., рублей,в том числе: за 2008 год в сумме в сумме 9667,10 руб., за 2009 год в сумме 7 697,92 руб.

В связи с непредставлением предприятием в соответствии со статьёй 243 НК РФ расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 1 квартал, за 6 месяцев, за 9 месяцев 2008 и 2009годов, налоговых декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2008 и 2009годы, налоговой инспекция правомерно привлекла предприятие к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ и с учётом пункта 3 статьи 114 НК РФ назначила штраф за 2008 год в сумме 14500,26 рублей и за 2009 год в сумме 11 546,88 рублей.

В соответствии со статьёй 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате единого социального налога, налоговой инспекцией правомерно начислена пеня в размере 141 317,09 рублей.

Налог на имущество организаций

В соответствии со статьёй 373 НК РФ предприятие является плательщиком налога на имущество, как имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1,2 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьи 378 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В силу п.4 ст.376 НК РФ средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

В соответствии с действовавшими в спорный период времени Законом Агинского Бурятского автономного округа «О налоге на имущество организаций» от 14.11.2003 №382-ЗАО (далее – Закон от 14.11.2003 №382-ЗАО) и Законом Забайкальского края «О налоге на имущество организаций» от 20.11.2008 №72- ЗЗК (далее - Закон от 20.11.2008 №72- ЗЗК), налоговая ставка установлена в размере 2,2 процента.

Согласно Закону от 14.11.2003 №382-ЗАО, действовавшим в 2008 году, налоговым периодом устанавливается год, отчетным периодом – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 2).

Статьёй 3 указанного Закона авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками на основании поданных налоговых расчетов за отчетный период в течение 5 дней со дня окончания срока, установленного для подачи налоговых расчетов. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога на основании поданной налоговой декларации в течение 10 дней со дня окончания срока, установленного для подачи налоговой декларации.

Налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно. Налоговая декларация (налоговый расчет) представляется налогоплательщиком в налоговые органы по истечении каждого налогового и отчетного периода отдельно по месту нахождения каждого обособленного подразделения налогоплательщика, имеющего отдельный баланс, а также по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества, подлежащего налогообложению.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 4 Закона от 14.11.2003 №382-ЗАО).

Согласно статье 3 Закона от 20.11.2008 №72- ЗЗК, действовавшего в 2009 году, авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками на основании поданных налоговых расчетов за отчетный период не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября календарного года.

Авансовые платежи по налогу не исчисляются и не уплачиваются налогоплательщиками, указанными в статье 2 настоящего Закона края.

По итогу налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога на основании поданной налоговой декларации в срок не позднее 5 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из материалов выездной налоговой проверки, среднегодовая стоимость имущества составила в 2008 году- 13466860,99 рублей, в 2009 году -11051850,67 рублей.

В связи с вышеприведенными Законами налоговой инспекцией правомерно исчислен налог по ставке 2,2 % от среднегодовой стоимости имущества в 2008 году в размере 296270,94 рублей, в 2009 году -243140,71 рублей.

Правомерность доначисления налога на имущество подтверждается следующим доказательствами: бухгалтерскими балансами за проверяемые периоды времени, сведениями о наличии и движении основных средств за 2008-2009 годы.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, пункта 3 статьи 114 НК РФ (уменьшение штрафа с учетом смягчающих обстоятельств в 10 раз) сумма штрафа за неуплату налога на имущество организаций составила 10788,23 рублей, в том числе: за 2008 год -  5925,42 руб., за 2009 год -  4862,81 руб.

В соответствии со статьёй 75 НК РФ на дополнительно начисленную сумму налога подлежат начислению пени в размере 87 292.57 рублей.

Исходя из вышеприведенных норм законом сумма штрафа по ст.119 НК РФ с учетом смягчающих обстоятельств составляет 16182,35 рублей, в том числе за 2008 г. -8888,13 руб., за 2009 г. -   7294,22 руб.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Предприятие имеет лицензию на право пользования недрами серии ЧИТ №03416 ТЭ на выполнение работ по добыче глины на Убжигойском месторождении открытым способом без применения БВР.

В соответствии со статьёй 334 НК РФ предприятии, как пользователь недр, является плательщиком НДПИ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налога на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым является, в том числе, неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).

В соответствии с пунктом 2 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Как следует из материалов дела, налогоплательщиком не утверждался метод количества добытого полезного ископаемого, а также не велся журнал по учёту добычи глины и затрат. Фактов реализации предприятием глины арбитражным судом не установлено.

При этом в статье 339 НК РФ не содержится рекомендаций по применению косвенного метода при определении количества добытого полезного ископаемого. Вместе с тем в соответствии с п. 2 указанной статьи Кодекса косвенный метод применяется только в том случае, если воспользоваться прямым методом в рамках используемой технологии невозможно и, следовательно, такое применение должно подтверждаться техническим проектом разработки месторождения.

В соответствии с п. 7 ст. 339 Кодекса при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в данном налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

В соответствии с нормами ст. 339 НК РФ налогообложению подлежит количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы. При этом количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, определяет геолого-маркшейдерская служба на основании соответствующих замеров.

Учитывая изложенное, а также то, что учет добычи и потерь полезных ископаемых осуществляется в соответствии с установленным порядком ведения геолого-маркшейдерского учета запасов полезных ископаемых и отражается в формах государственного федерального статистического наблюдения, геолого-маркшейдерские замеры, применяются при определении количества добытого полезного ископаемого при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого.

В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого, в соответствии с п. 4 ст. 340 Кодекса при определении налоговой базы применяется способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 ст. 340 НК РФ учитываются материальные расходы, определяемые в соответствии со статьёй 254 Кодекса, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы).

При этом установлены ограничения на включение указанных расходов в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых: к затратам на добычу относятся только прямые расходы, связанные с добычей полезных ископаемых в рамках технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Формирование информации о расходах по обычным видам деятельности организации ведется на счетах 20-26 согласно Плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Данные налогового учета группируются в регистрах налогового учета на основании данных бухгалтерского учета.

Налогоплательщиком в качестве регистра налогового учета представлены налоговый учет по расходам по статьям затрат СП «Труд» за 2007 и 2008 гг.

Исходя из содержащихся в них данных, налоговой инспекцией произведены расчеты сумм прямых расходов, косвенных расходов, а также общей суммы прямых расходов, произведенных в течение налогового периода.

В результате вышеуказанных нарушений, общая сумма расходов по добыче полезных ископаемых занижена в 2007 году в июне на 1558729 руб., июле -2909147 руб., августе -1550457руб., сентябре -1241428 руб.

В 2008 году в мае  на 467119 руб., июне - 1312767 руб., июле - 1764636 руб., августе - 2297540 руб., сентябре -3069396 руб.

В связи с занижением суммы расходов на добычу полезного ископаемого, стоимость единицы добытого полезного ископаемого по глине занижена: в  2007году: в июне на 693 руб., в июле на 1293 руб., в августе на 689 руб., в сентябре на 552 руб.;в 2008году: в мае на 212 руб., в июне на 597 руб., в июле на 802 руб., в августе на 1044 руб., в сентябре на 1395 руб.

Вследствие указанных нарушений налоговой инспекцией установлена неполная уплата сумм налога на добычу полезных ископаемых за налоговые периоды 2007 г. и 2008 г. в результате занижения налоговой базы, в том числе за 2007 год в сумме 399341рублей, в   2008 году в размере 490050рублей.

Допущенные предприятием нарушения подтверждаются следующими доказательствами: отчетами по добыче полезных ископаемых по форме №5-ГР за 2007-2009 гг.; книгой сводного учёта добычи и движения полезных ископаемых по Убжигойскому месторождению глинистого сырья; протоколами заседаний экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов, геологической, экономической и экологической информации о представленных в пользования участках недр, содержащих общераспространенные ископаемые №4 от 27.2010, №10 от 14.01.2008, №7 от 4.02.2009; сводной ведомостью учета по статьям затрат за 2007-2009 годы СП «Труд»;

В результате вышеуказанных указанных действий предприятием совершено налоговое правонарушение - неполная уплата сумм НДПИ в результате занижения налоговой базы, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Налоговая инспекция правомерно с учетом требований пункта 1 статьи 122 НК РФ, пункта 3 статьи 144 НК РФ привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 17787,84 рублей,в том числе: за 2007год в размере 7986,84рублей, из них: за июнь – 1715,18 руб., июль- 3200,18 руб., август- 1705,28 руб., сентябрь - 1366,20 руб.; за2008 год в размере 9801рублей, из них: за май 513,04 руб., июнь - 1444,74 руб., июль - 1940,84 руб., август - 2526,48 руб., сентябрь-3375,90 руб.,

В связи с непредставлением предприятием в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций по НДПИ за 2008 и 2009 годы, налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Сумма штрафа составила 26 681,76 рублей,в том числе: в 2007году в размере 11 980,26рублей, из них поналоговым периодам:июнь- 2572,77 руб., июль -4800,27руб.,август -2557,92руб., сентябрь - 2049,31 руб.; в 2008году в размере 14 701,50рублей, из них по налоговым периодам: май -769,56 руб., июнь - 2167, 11 руб., июль- 2911,26 руб., август- 3789,72 руб., сентябрь - 5063,85 руб.

В соответствии со статьей 75 НК РФ на дополнительно начисленные суммы НДПИ дополнительно начислена пеня в размере 243 498,10 руб.

В соответствии со статьей 75 НК РФ на дополнительно начисленные суммы НДПИ налоговой инспекцией дополнительно начислена пени в размере 243 498,10 руб.

С учетом вышеприведенных обстоятельств доводы представителя предприятия об отсутствии доказательств подтверждающих факты налоговых правонарушений, указанных в оспариваем решении от 21.03.2011 №7, являются необоснованными.

Довод предприятия о том, что в настоящее время решением арбитражного суда от 12 сентября 2012 года по делу№А78-5065/2012 договор простого товарищества от 17.08.2006 признан недействительным, а поэтому у налоговой инспекции отсутствовалиоснования для доначисления спорных сумм, также арбитражным судом отклоняется в силу вышеприведенных правовых вышестоящих судебных инстанций, в том числе постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2012 года, отменившее определение суда первой инстанции о приостановлении производства по делу до разрешения судом дела№А78-5065/2012, в связи с отсутствием правовых оснований.

Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 06.07.2011 года по делу приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения налоговой инспекции от 21.03.2011 №7.

В соответствии с частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятые по делу обеспечительные меры подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным, несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю № 7 от 21 марта 2011г. в части:

- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2008 года в размере 24 рублей 83 копеек, за 2009 год в сумме 12 рублей, всего - 36 рублей 83 копеек;

- начисления пени в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль организаций за 2008, 2009 г.г. в сумме 279 рублей 96 копеек;

-предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций за 2008 год в сумме 1 241 рублей и за 2009 год в сумме 600 рублей, всего 1841 рублей.

В остальной части заявленных требований муниципальному предприятию «Дульдурга» отказать.

Обеспечительные меры, принятые по делу №А78-5572/2011 определением Арбитражного суда Забайкальского края от 06.07.2011 года, отменить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента принятия.

Судья Г.Д. Антипенко