АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-5627/2011
05 августа 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2011 года
Решение изготовлено в полном объёме 05 августа 2011 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Е.А.Фадеева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Г.Ваградян
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания №14" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 46200 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, представителя по доверенности от 29.12.2010 г.;
от ответчика – ФИО2, представителя по доверенности от 10.01.2011 г.;
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания №14" о взыскании штрафа за задержку вагонов в сумме 46200 руб.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал, заявив о необходимости уменьшения штрафных санкций до 9066,75 руб. на основании ст.333 ГК РФ, суду пояснил, что просрочка в подаче вагонов была вызвана смерзанием поставленного угля.
Заслушав доводы представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
20.11.2007г. между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) подписан договор № 141107-1614 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути не общего пользования, примыкающего к станции Чита, через стрелку №530 к пути №63, до выставочных путей локомотивом Перевозчика, дальнейшее движение локомотивом Владельца.
Подпунктом «б» пункта 4.1 договора стороны пришли к соглашению, что за задержку вагонов под выгрузкой ответчик уплачивает перевозчику штраф на основании ст. 62, 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на железнодорожную станцию Чита Забайкальской железной дороги прибыли вагоны №№61407540, 67300475, 67004424,66633959, 64086663, 62477211, 60933108, 67426650, 64099104, 64548381.
60801651, 65151920, 62091400, 62580956, 65057739, 63434138, 62346739, 61811907,
61159661, 62669601, 62052949, 62283270, 67828889, 60577152, 64622111, 63150478, 63131643, 67400689, 65636516. 63935613. 63100770, 67009167, 62789417 с грузом бурого угля для грузополучателя – ОАО «Территориальная генерирующая компания №14».
В соответствии с памятками приемосдатчика №562, №686 и ведомостью
подачи и уборки вагонов №107644 вагоны №№61407540, 67300475, 67004424 поданы под выгрузку на железнодорожный путь необшего пользования ответчика 30 сентября 2010г. в 07 ч. 15 мин.
Уведомление о завершении грузовой операции получено перевозчиком 01 октября 2010г. в 09 ч. 50 мни.
Время нахождения вагона под грузовыми операциями - 26 ч. 35 мни.
В соответствии с памятками приемосдатчика №805, №911 и ведомостью
подачи и уборки вагонов №107742 вагон №66633959 подан под выгрузку на
железнодорожный путь необшего пользования ответчика 02 октября 2010г. в 11 ч. 46 мин.
Уведомление о завершении грузовой операции получено перевозчиком 03 октября 2010г. в 16 ч. 00 мин.
Время нахождения вагона под грузовыми операциями - 28 ч. 14 мни.
В соответствии с памятками приемосдатчика №923, №1061 и ведомостью подачи
и уборки вагонов №107780 вагоны №№ 64086663, 62477211 поданы под выгрузку на
железнодорожный путь необщего пользования ответчика 03 октября 2010г. в 19 ч. 27
мин.
Уведомление о завершении грузовой операции получено перевозчиком 04 октября 2010г. в 20 ч. 20 мин.
Время нахождения вагона под грузовыми операциями - 24 ч. 53 мин.
В соответствии с памятками приемосдатчика №1316. №1466 и ведомостью
подачи и уборки вагонов №107783 вагоны №№ 60933108, 67426650, 64099104, 64548381.
60801651, 65151920, 62091400, 62580956 поданы под выгрузку на железнодорожный
путь необщего пользования ответчика 07 октября 2010г. в 00 ч. 00 мин.
По вагонам №№ 60933108, 67426650, 64099104 уведомление о завершении грузовой операции было получено перевозчиком 08 октября 2010г. в 08 ч. 40 мин.
Время нахождения вагонов под грузовыми операциями- 32 ч. 40 мин.
По вагонам №№64548381, 60801651, 65151920, 62091400 уведомление о завершении грузовой операции получено перевозчиком 08 октября 2010г. в 05 ч. 15 мин.
Время нахождения вагонов под грузовыми операциями - 29 ч. 15 мин.
По вагону № 62580956 уведомление о завершении грузовой операции получено перевозчиком 08 октября 2010г. в 11 ч. 15мин.
Время нахождения вагона под грузовыми операциями - 35 ч. 15 мин.
В соответствии с памяткой приемосдатчика № 1185 и ведомостью подачи и
уборки вагонов №107782 вагоны №№ 65057739, 63434138, 62346739, 61811907,
61159661, 62669601, 62052949, 62283270, 67828889 локомотивом клиента поданы под
выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования ответчика 06 октября 2010г. в
01 ч. 20 мин.
По вагону № 65057739 уведомление о завершении грузовой операции получено перевозчиком 07 октября 2010г. в 06 ч. 25 мин.
Время нахождения вагона под грузовыми операциями - 29 ч. 05 мин.
По вагону № 63434138 уведомление о завершении грузовой операции получено перевозчиком 07 октября 2010г. в 11 ч.00 мин.
Время нахождения вагона под грузовыми операциями - 33 ч. 40 мин.
По вагонам №№62346739, 61811907, 61159661, 62669601 уведомление о завершении грузовой операции поручено перевозчиком 07 октября 2010г. в 15 ч. 13 мин. Время нахождения вагона под грузовыми операциями - 37 ч. 53 мин.
По вагонам №№ 62052949, 62283270, 67828889 уведомление о завершении грузовой операции получено перевозчиком 07 октября 2010г. в 17 ч. 21 мин.
Время нахождения вагона под грузовыми операциями - 40 ч. 01 мин.
В соответствии с памяткой приемосдатчика № 634 и ведомостью подачи и уборки вагонов №107643 вагоны №№ 60577152, 64622111, 63150478, 63131643, 67400689, 65636516, 63935613, 63100770, 67009167, 62789417 поданы под выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования ответчика 01 октября 2010г. в 00 ч. 30 мин.
По вагонам №№ 60577152, 64622111, 63150478, 63131643 уведомление о завершении грузовой операции получено перевозчиком 02 октября 2010г. в 00 ч. 45 мин. (памятка приемосдатчика на уборку вагонов №743).
Время нахождения вагона под грузовыми операциями - 24 ч. 15 мни.
По вагонам №№ 67400689, 65636516, 63935613, 63100770, 67009167, 62789417 уведомление о завершении грузовой операции получено перевозчиком 02 октября 2010г. в 05 ч. 10 мин. (памятка приемосдатчика па уборку вагонов №808).
Время нахождения вагона под грузовыми операциями - 28 ч. 40 мин.
В судебном заседании факт поставки под разгрузку указанных вагонов, время разгрузки, отраженное в ведомостях, факт задержки вагонов ответчик подтвердил.
Согласно ст.784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).
В соответствии со ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – УЖТ), задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Статьей 39 УЖТ предусмотрено, что порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу ст. 62 УЖТ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст. 99 УЖТ.
Как указано в ст. 99 УЖТ, за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 УЖТ, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
В соответствии со ст. 100 УЖТ, за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 данного устава, с грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Материалами дела подтверждается факт задержки ответчиком вагонов.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика штрафа за задержку вагонов в сумме 46200 руб., рассчитанную на основании ведомостей подачи и уборки вагонов №№107644, 107742, 107780, 107783, 107782, 107643, составленных в соответствии с данными, содержащимися в памятках приемосдатчика.
Расчеты истца суммы штрафа судом проверены и являются правильными.
В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что задержка возврата вагонов перевозчику возникла в связи со смерзанием груза при отрицательных температурах окружающего воздуха, при этом заявил о необходимости уменьшения размера штрафных санкций до 9066,75 руб., исходя из стоимости одного часа платы за пользование вагонами.
Согласно п. 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. № 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 УЖТ, производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.
Как установлено пунктом 1.2 Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, профилактические меры и средства от смерзания грузов определяются грузоотправителем по согласованию с грузополучателями этих грузов.
Само по себе смерзание груза не является обстоятельством, освобождающим грузополучателя от ответственности за задержку вагонов, установленной Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, и не предполагает вины перевозчика в такой задержке.
Правила перевозок железнодорожным транспортом смерзающихся грузов, утвержденных приказом МПС России от 05.04.1999г. № 20Ц, не предусматривают обязанность перевозчика проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил и других нормативных документов по подготовке смерзающихся грузов к перевозке. Перевозчик лишь имеет право (не обязанность) выборочно осуществлять такие проверки (п. 1.5 указанных правил).
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" суд вправе применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае явной несоразмерности предусмотренного Уставом штрафа последствиям нарушения обязательств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2000 N 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Критериями для установления несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства.
При оценке последствий нарушения обязательства судом могут приниматься во внимание, в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товаров, работ, услуг, сумма договора и т.п.).
При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.
Суд считает, что задержка вагонов имела место в течение небольшого периода времени и не повлекла значительных негативных последствий для перевозчика.
В отзыве ответчик указал, что плата за пользование вагонами составила 31089,10 руб., при этом истец начислил штраф в сумме 46200,00 руб.
Размер сборов за подачу и уборку вагонов в указанной ответчиком сумме истцом не оспорен (ч.3.1 ст.70 АПК РФ).
Исходя из периода времени, на который была допущена просрочка возврата вагонов (от 1 часа до 16 часов), суд полагает соразмерным определить сумму штрафа в размере платы за пользование вагонами за полные сутки, соответствующей предполагаемой упущенной выгоде перевозчика за указанный период.
Поскольку задержка уборки вагонов имела место в течение небольшого периода времени, а начисленный штраф составляет порядка 150% от стоимости оказанных услуг за период с 01.10.2010 г. по 08.10.2010 г., суд считает возможным уменьшить размер штрафа до 31089,10 руб.
Доводы ответчика о необходимости уменьшения штрафа до размера стоимости одного часа нахождения вагона у владельца в предусмотренный договором технологический срок оборота вагонов, суд считает необоснованными, поскольку штраф, предусмотренный УЖТ, является повышенной мерой ответственности за неисполнение обязательств и не может быть равным стоимости услуг при установленном факте противоправного поведения.
Учитывая изложенное, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части.
Расходы по оплате госпошлины за подачу искового заявления и получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.
При уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения (п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 года №6).
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) штраф за задержку вагонов в сумме 31089,10 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 2200,00 руб., всего – 33290,10 руб.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Е.А. Фадеев