АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-5663/2014
25 июля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2014 года
Решение изготовлено в полном объёме 25 июля 2014 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыной У.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа «Город Чита»
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 30.04.2014 по рассмотрению дела №5 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: открытое акционерное общество «Забайкалспецтранс»,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 30.12.2013,
от заинтересованного лица: ФИО2, представителя по доверенности от 09.01.2014,
от третьего лица: ФИО3, представитель по доверенности от 25.04.2014.
Администрация городского округа «Город Чита» (далее Администрация) обратилась в суд с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 30.04.2014 по рассмотрению дела №5 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В судебном заседании начатом 18.07.2014 объявлялся перерыв до 09-30 25 июля 2014.
Представитель заявителя требования поддержала, пояснив, что обжалуемое решение подлежит признанию незаконным, поскольку Администрацией были произведены необходимые действия по созданию специализированной организации, занимающейся похоронным делом. Кроме того, оспариваемое решение принималось по антимонопольному делу, возбужденному изначально по иным основаниям – непроведение конкурсных процедур по выбору специализированной организации для предоставления услуг по погребению.
Представитель УФАС заявленное требование не признала, указав, что оспариваемое решение принято в пределах представленной компетенции в соответствии с требованиями законодательства. Также представитель УФАС пояснила следующее.
В определении о назначении дела №5 о нарушении антимонопольного законодательства от 31.03.2014 к рассмотрению указано, что нарушение выразилось в не проведении конкурсных процедур по выбору специализированной организации для предоставления населению услуг по погребению.
Вместе с тем, в обжалуемом решении УФАС от 30.04.2014 указано, что нарушение выразилось в бездействии по созданию специализированной организации по вопросам похоронного дела.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 №339 (далее - Регламент), в случае установления признаков нарушения антимонопольного законодательства осуществляется подготовка докладной записки, которая направляется на проведение внутриведомственной правовой экспертизы (п.3.50 Регламента).
Результатом проведения внутриведомственной правовой экспертизы является заключение (п.3.54 Регламента).
Докладная записка, заключение и иные документы, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства являются основанием для решения руководителем антимонопольного органа о возбуждении дела, следствием чего является приказ о возбуждении дела и создании комиссии (пп.3.65, 3.66, 3.68 Регламента).
Служебная записка на имя руководителя Забайкальского УФАС России содержит указание на признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции и на основания для последующего возбуждения дела. По содержанию Служебной записки, предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства явилось отсутствие на территории городского округа «Город Чита» специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В соответствии с п.3.135 Регламента, Комиссия принимает решение по делу после исследования и оценки доказательств и доводов по делу, изучения позиций лиц, участвующих в деле, заключений и пояснений экспертов, проведения опроса лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.
Комиссией Забайкальского УФАС России рассматривались все имеющиеся письменные и устные доказательства по предмету рассмотрения дела. Признаки иного нарушения антимонопольного законодательства не обнаруживались, предмет рассмотрения не изменился. Изменение формулировки при вынесении решения комиссией Забайкальского УФАС России не повлекло изменения применяемой статьи Закона о защите конкуренции.
Представитель третьего лица поддержала позицию Администрации.
Суд, изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, установил.
В Забайкальское УФАС России поступила жалоба на действия Администрация городского округа «Город Чита» по не созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
По результатам рассмотрения жалобы было вынесено решение от 30.04.2014, которым Администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части бездействия по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением УФАС Администрация обжаловала его в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.
Обжалуемым решением установлено, что Администрацией городского округа «Город Чита» конкурсные процедуры по выбору специализированной службы для предоставления услуг по погребению не осуществлялись.
В письме от 26.03.2014 №И-1273, адресованному УФАС, Администрация сообщила, что специализированная служба, осуществляющая погребение на территории городского округа «Город Чита», отсутствует.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таким образом, на органы местного самоуправления городского округа возложена обязанность по созданию специализированной организации по вопросам похоронного дела.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Ст.9 Закона о погребении установлено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (п.1).
2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
- Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
- федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
- Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
- бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Ст.29 Закона о погребении установлено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В соответствии с постановлением мэра города Читы № 638 от 15 мая 2000 года организация исполнения Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в г.Чите была возложена на Дочернее Муниципальное предприятие «Забайкалспецтранс» САХ ДЖКХ.
Постановлением мэра города Читы № 278 от 16 ноября 2005 года постановление № 638 от 15 мая 2000 года было признано утратившим силу, определена стоимость услуг погребения невостребованных трупов, оказываемых МП города Читы «Забайкалспецтранс» (правопреемник Дочернего Муниципального унитарного предприятия «Забайкалспецтранс») как специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Дочернее Муниципальное Унитарное Предприятие «Забайкалспецтранс» Спецавтохозяйство Департамента жилищно-коммунального хозяйства (ДМУП «Забайкалспецтранс» САХ ДЖКХ) на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 12.02.2009 года серия 75 № 002022202. прекратило деятельность как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения к Муниципальному предприятию города Читы «Забайкалспецтранс» (МП г. Читы «Забайкалспецтранс»),
Муниципальное предприятие г.Читы «Забайкалспецтранс» преобразовано в Открытое акционерное общество «Забайкалспецтранс» (ОАО «Забайкалспецтранс») на основании Решения об условиях приватизации от 09 июля 2009 года и Свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 27 октября 2009 года.
Законом Забайкальского края от 23 сентября 2009 года № 246-ЗЗК «О стоимости услуг по погребению отдельных категорий умерших» определён порядок финансирования оказания услуг по погребению умерших, личность которых не установлена и умерших, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлись пенсионерами, а также услуг по погребению в случае рождения мёртвого ребёнка по истечении 154 дней беременности. Порядок возмещения стоимости услуг по погребению умерших, указанных в п.1 Закона специализированной службе по вопросам похоронного дела устанавливается исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края (Порядок возмещения стоимости услуг по погребению отдельных категорий умерших специализированной службе по вопросам похоронного дела, утверждён Приказом Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 22 ноября 2013 года № 882).
Согласно существующего Порядка ОАО «Забайкалспецтранс» заключает договоры с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю и Государственным казённым учреждением «Единый социальный расчётный центр» Забайкальского края на основании которых ОАО «Забайкалспецтранс» оказывает услуги по погребению умерших, личность которых не установлена и невостребованных трупов.
За счёт средств федерального бюджета возмещаются затраты на захоронение пенсионеров, не работающих на день смерти, за счёт средств Забайкальского края возмещаются затраты на захоронение умерших лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являющимися пенсионерами, рождения мёртвого ребёнка по истечении 154 дней беременности, а также лиц, умерших, личность которых не установлена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ОАО «Забайкалспецтранс» является коммерческой организацией, предоставляющей услуги по погребению умерших, личность которых не установлена и умерших, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, на основе возмещение затрат на их погребение.
Тем самым, Администрацией не исполнена предписанная изложенная выше в нормативных актах обязанность по созданию специализированной организации, оказывающей гарантируемое оказание на безвозмездной основе услуг по погребению согласно установленному законом перечню, супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность по погребению. Т.е., необходимый перечень гарантированных услуг по погребению на безвозмездной основе, перечисленный в законе о погребении, должен быть оказан любому обратившемуся лицу, желающему данное погребение произвести, специализированной организацией, обязанность создания которой возложена на Администрацию. На момент принятия оспариваемого решения данная организация отсутствует, в чем проявлено бездействие, описанное ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Анализируя вышеприведенное, суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В заявленном Администрацией городского округа «Город Чита» требовании о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 30.04.2014 по рассмотрению дела №5 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Горкин Д.С.