ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-5717/17 от 25.05.2017 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                       Дело № А78-5717/2017

30 мая 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2017 года

Решение изготовлено в полном объёме мая 2017 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Б.В. Цыцыкова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Курбатовой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного стационарного учреждения социального обслуживания пансионат "Ингода" Забайкальского края (ОГРН 1147527000202, ИНН 7527009185) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (далее – заинтересованное лицо, пенсионный фонд) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569); Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047533001471, ИНН 7527006924) об отмене решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) от 22.02.2017 № 207С04170002288 о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 56 630,48 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Саркисян А.Л., представителя по доверенности от 05.05.2017 №7,

от заинтересованных лиц - не явились, извещены.

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания пансионат "Ингода" Забайкальского края (далее – заявитель, учреждение, ГСУСО пансионат «Ингода» Забайкальского края) обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) представило отзыв на заявление, письменные пояснения по расчету сумм штрафных санкций, материалы по камеральной проверке.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал уточнение заявленных требований, представленное в суд 18 мая 2017 года, вх. №А78-Д-4/20490, просил снизить размер штрафа, назначенного решением пенсионного фонда №207С04170002288 от 22.02.2017 до 3000 руб., ввиду несвоевременного представления данного расчета по причине технических неполадок у оператора электронной связи, а также наличия смягчающих ответственность обстоятельств и тяжелого материального положения учреждения, представив дополнительные документы.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) согласно представленного отзыва на заявление на удовлетворении требований заявителя возражало.

Уточненные требования были приняты судом к рассмотрению в соответствии со статьей 49 АПК РФ.

Судом протокольным определение от 25 мая 2017 года было произведено изменение наименования заинтересованного лица: Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное).

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, суд установил следующее.

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания пансионат "Ингода" Забайкальского края зарегистрировано 02.09.2014 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1147527000202, ИНН 7527009185, место нахождения: 673390, Забайкальский край, Шилкинский район, пгт. Первомайский, ул. Сосновый бор, д. 3.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилка Забайкальского края (межрайонное) зарегистрировано 31.12.2009 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1097527000845, ИНН 7527008569, место нахождения: 673370, Забайкальский край, Шилкинский р-н, г. Шилка, ул. Богомягкова, 2.

На основании представленного 22.11.2016 учреждением расчета по начисленным у уплаченным страховым взносам за девять месяцев 2016 года пенсионным фондом 11.01.2017 был составлен акт камеральной проверки № 207С03160004849. Указанным актом установлено, что в нарушение статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за девять месяцев 2016 года представлен 22.11.2016, то есть с нарушением установленного срока.

Уведомлением от 11.01.2017 №207С03160004849 учреждение извещено о рассмотрении акта от 11.01.2017 № 207С03160004849 для принятия решения по данному акту на 22.02.2017 в 10 часов 00 минут. Уведомление о вызове плательщика страховых взносов направлено в адрес учреждения, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений, имеющийся в материалах дела.

22.02.2017 состоялось рассмотрение акта от 11.01.2017 № 207С03160004849 по результатам которого пенсионным фондом вынесено решение №207С04170002288 о привлечении ГСУСО пансионат «Ингода» Забайкальского края к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона №212-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за девять месяцев 2016 года в виде штрафа в размере 56630,48 руб. (л.д.19-24).

Решение от 22.02.2017 №207С03160004849 направлено в адрес учреждения, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений, имеющийся в материалах дела.

Не согласившись с  назначенной суммой штрафа по данному решению, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.

Оценив установленные обстоятельства и доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции РФ, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

На основании части 1 статьи 3 Федерального закона № 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001, статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ заявитель относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию и плательщиков страховых взносов, как организация, производящая выплаты физическим лицам.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в форме электронных документов в соответствии с требованиями настоящей части. При представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждения приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно статье 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Таким образом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за девять месяцев 2016 года учреждением должен быть представлен не позднее 21.11.2016. Как следует из материалов дела, вышеуказанный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за девять месяцев 2016 года представлен учреждением 22.11.2016, то есть с нарушением установленного срока.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).

Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона №212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального Закона № 212-ФЗ, явился факт нарушения срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за девять месяцев 2016 года на 1 день. Факт совершения учреждением данного правонарушения подтверждается материалами дела и последним не опровергается. Вместе с тем, заявитель ссылается на невозможность своевременного представления данного расчета ввиду технических неполадок у оператора электронной связи - общества с ограниченной ответственностью «ЗабГОК-связь», с которым у учреждения заключен договор на оказание телематических услуг от 01.01.2016 №106, представив справку ООО «ЗабГОК-связь» о проведении профилактических ремонтных работ 18.11.2016 и 21.11.2016 (л.д. 30).

Указанный довод судом отклоняется, поскольку указанная справка является недостаточным доказательством утверждаемого факта, иных доказательств попыток направления расчета суду не представлено, кроме того указанную обязанность плательщик страховых взносом мог исполнить заранее в силу статьи 15 Федерального Закона № 212-ФЗ, а не в последний день срока.

Поскольку расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за девять месяцев 2016 года представлен 22.11.2016, вместо установленного – не позднее 21.11.2016, то пенсионным фондом бездействие заявителя правомерно квалифицировано по пункту 1 статьи 46 Закон №212-ФЗ и плательщик правомерно привлечен к ответственности.

Суд, исследовав материалы дела, нарушений порядка проведения проверки, оформления её результатов, процедуры вынесения решения не установил. Оснований для признания решения пенсионного фонда недействительным, в связи с несоблюдением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки либо наличием иных процессуальных нарушений, судом не установлены.

Рассмотрев доводы заявителя о необходимости снизить размер штрафных санкций в связи с тяжелым финансовым положением учреждения и наличием обстоятельств, смягчающих ответственность, к которым заявитель относит совершение правонарушения впервые, незначительность периода просрочки (1 день), отсутствие несения ущерба бюджета, так как страховые взносы по данному расчету оплачены в полном объеме, суд отмечает следующее.

Порядок привлечения страхователей к ответственности и назначение им наказания за нарушения требований законодательства, в том числе об обязательном пенсионном страховании, установлен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

В статье 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, утратившей силу с 01.01.2015 на основании пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (далее - Закон № 188-ФЗ), предусматривалась возможность применения смягчающих обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Согласно пункту 4 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе: выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П признан не соответствующим Конституции РФ подпункт "а" пункта 22 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ, которым в пункте 4 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ были исключены слова ", либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом".

Факт утраты указанной нормой силы не исключает полномочие суда по снижению размера назначенного штрафа, подлежащего назначению за то или иное правонарушение. Введение законодателем ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей то или иное право, возлагающее какую-либо обязанность должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.

Установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.

Право суда оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия, в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, неотвратимости наказания, его справедливости, соразмерности тяжести совершенного нарушения.

Суд, оценив обстоятельства совершения правонарушения, полагает необходимым принять во внимание, статус заявителя как бюджетного учреждения, осуществляющего деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами, финансирование учреждения за счет средств бюджета, совершение правонарушения не умышленно, впервые (доказательств обратного суду не представлено), признание вины, незначительность периода просрочки, отсутствие явных неблагоприятных последствий правонарушения для государства, уплату страховых взносов, исчисленных по данному расчету в полном объеме, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости и предполагающий дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить требования заявителя, признав оспариваемое решение недействительным в части назначения обществу штрафа в сумме 51630,48 руб.

Иные обстоятельства, которые могут быть признаны смягчающими ответственность, судом не установлены. В данном случае снижение штрафа до 5000 руб. с учетом смягчающих обстоятельств является достаточной мерой соблюдения прав заявителя. Дальнейшее снижение штрафа может привести к нарушению требований справедливости наказания, вследствие чего юридическая ответственность утрачивает присущие ей функции пресечения и предупреждения правонарушений.

Ссылка заинтересованного лица на отсутствие в данном деле обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, к которым относит изъятие следственными органами бухгалтерской документации, несостоятельна и не имеет отношения к рассматриваемому делу. Кроме того, суд не освободил заявителя от ответственности, признав факт наличия правонарушения со стороны страхователя, а снизил размер санкций, исходя из наличия смягчающих вину обстоятельств и дискреционных полномочий суда.

С учетом вышеизложенного, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Судебные расходы в виде уплаченной учреждением государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ, подлежат взысканию с Государственного учреждения  -Управления Пенсионного фонда РФ в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить и признать недействительным решение №207С04170002288 от 22.02.2017г., вынесенное Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) в отношении Государственного стационарного учреждения социального обслуживания пансионат "Ингода" Забайкальского края ОГРН 1147527000202, ИНН 7527009185, в части привлечения к ответственности по ч.1 ст.46 Федерального закона от 24.07.2009г., №212-ФЗ в сумме 51630,48 рублей.

В остальной части заявленных требований отказать.

Государственному учреждению  - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Государственного учреждения  - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) находящегося по адресу: Забайкальский край, г.Шилка, ул.Богомягкова,2 в пользу Государственного стационарного учреждения социального обслуживания пансионат "Ингода" Забайкальского края ОГРН 1147527000202, ИНН 7527009185, находящегося по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, п.Первомайский, ул.Сосновый бор,3 сумму уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Б.В. Цыцыков