ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-5731/18 от 06.09.2018 АС Забайкальского края

25/2018-79025(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело № А78-5731/2018  06 сентября 2018 года 

Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2018 года  Решение изготовлено в полном объёме 06 сентября 2018 года 

Арбитражный суд Забайкальского края 

в составе судьи Переваловой Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колосовой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Мои коммунальные счета" (ОГРН  1147536003064, ИНН 7536143211) 

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Забайкальскому краю  (ОГРН 1047533001471, ИНН 7527006924) 

об отмене постановления № 1 от 26 марта 2018 года о назначении административного  наказания и прекращении производства по делу, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Дружининой В.О., представителя по доверенности от 14.08.2018;  от заинтересованного лица – представитель не явился (уведомлен). 

 Общество с ограниченной ответственностью "Мои коммунальные счета" (далее-  ООО «МКС», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Забайкальскому краю (далее-  Межрайонная ИФНС России № 7 по Забайкальскому краю, налоговый орган) об отмене  постановления № 1 от 26 марта 2018 года о назначении административного наказания и  прекращении производства по делу в отношении ООО «МКС». 

Налоговый орган явку представителя не обеспечил, в поступившем ходатайстве от  27.08.2018, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. 

Дело рассматривается в порядке ст.210 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявление в полном  объеме по доводам, изложенным в заявлении, пояснил суду, что в действиях общества  отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ

Административной орган требования не признал по доводам, изложенным в отзыве  (л.д.63-63 т.1), указывает на то, что материалами административного дела в полном  объеме подтверждается событие и состав вмененного обществу правонарушения. 

Исследовав материалы дела, заслушав позицию стороны, арбитражный суд  установил следующие обстоятельства. 


Как следует из материалов дела, ООО "МКС" зарегистрировано в качестве  юридического лица, ему присвоен основной государственный регистрационный номер  1147536003064, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра  юридических лиц (л.д.13-14 т.1). 

 В соответствии с договором от 3 сентября 2015 года N ТА0715-75-6110 на оказание  услуг по распространению лотерейных билетов (л.д.35-40 т.1) ООО "Мои коммунальные  счета" оказывает для Закрытого акционерного общества "Торговый дом "Столото" услуги  по распространению лотерейных билетов. 

 На основании поручения от 29 января 2018 № 01 (л.д.105 т.1), должностными  лицами административного органа проведена проверка соблюдения требований Закона N  115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях,  подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением  контроля по обособленным подразделениям ООО "Мои коммунальные счета", в том числе  в принадлежащем Обществу пункте приема платежей, расположенном по адресу:  Забайкальский край, г.Шилка, ул.Русская, 6. 

В ходе проверки установлено, что 29 января 2018 в 14 час. 42 мин. в обособленном  подразделении ООО «Мои коммунальные счета», расположенном Забайкальский край,  г.Шилка, ул.Русская, 6, при осуществлении наличного денежного расчета при приёме  денежных средств в сумме 100 руб. за реализованный лотерейный билет № 122001919206  лотереи «Русское лото» 1220 тираж, кассир Ремнева Е.Н. выдала кассовый чек   № 1775015313 (л.д.86 т.1) с лотерейным билетом участнику лотереи. 

При этом, до приема на обслуживание распространитель лотерейных билетов ООО  «Мои коммунальные счета» не идентифицировало клиента - участника лотереи, не  установило фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты  документа, удостоверяющего личность и адрес места жительства (регистрации) или места  пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), что  подтверждается опросом свидетеля от 29 января 2018 № 2.7/1-51/19 (л.д.178 т.1). 

По результатам проведенного мероприятия составлен протокол осмотра от 29  января 2018 соблюдения требований законодательства (л.д.180-181 т.1). 

Протокол был составлен в отсутствии представителя общества, при надлежащем  извещении юридического лица (л.д.82, 89 т.1). 

Ссылаясь на незаконность указанного постановления и нарушение прав и законных  интересов заявителя данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с  настоящим заявлением. 

Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих  основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской  Федерации. 

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8,  9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство  осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. 

 Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность  оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий 


административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись  ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден  ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности  привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства,  имеющие значение для дела. 

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений  административных органов о привлечении к административной ответственности  обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к  административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший  оспариваемое решение. 

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа  арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет  оспариваемое решение в полном объеме. 

На основании части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об  административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом,  осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным  законодательством. 

На основании части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об  административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом,  осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным  законодательством. 

Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня  получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным  законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по  ходатайству заявителя. 

Частями 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление  по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток  со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока,  предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица,  подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом,  правомочными рассматривать жалобу. 

Учитывая изложенное, срок на оспаривание постановления в судебном порядке  заявителем соблюден. 

В соответствии с п. 5.1.10 Положения о Федеральной налоговой службе,  утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506, к полномочиям  налоговых органов относится осуществление контроля за исполнением организациями,  содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и  проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в  том числе в электронной форме, Федерального закона "О противодействии легализации  (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в  части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих  обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего  контроля. 

Таким образом, проверка налоговой инспекцией проведена в рамках полномочий,  предоставленных ФНС РФ действующим законодательством. 

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ об административных правонарушениях  административным правонарушением признается противоправное, виновное действие  (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов 


Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность. 

Часть 1 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение  законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не  повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному  контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации,  осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают  подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов,  полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее  представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением  установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями  1.1,2-4 настоящей статьи. 

 Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена  указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными  средствами и иным имуществом, и ее должностные лица. 

 Объективную сторону правонарушения образует бездействие организации,  выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования  законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и  финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об  операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего  контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию,  хранению и представлению информации. 

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без  гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или  иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на  территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами  или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний,  связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и  финансированием терроризма регулируются Федеральным законом N 115-ФЗ от  07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма". 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О  противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и  финансированию терроризма» (далее - ФЗ № 115-ФЗ) под идентификацией понимается  совокупность мероприятий по установлению определенных ФЗ № 115-ФЗ сведений о  клиентах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов  документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. 

Материалами дела установлено, что распространение лотерейных билетов ООО  «Мои коммунальные счета» осуществляется на основании договора от 03 сентября 2015   № ТА0715-756110, заключенного между ООО «Мои коммунальные счета» и ЗАО  «Торговый дом «Столото», ИНН 7715918994, ОГРН 1127746385095. 

Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ "О лотереях" (далее -  Закон о лотереях) под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий,  включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи,  изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования,  программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров  (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с  участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных  лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам  лотереи. 

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о лотереях распространитель  лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди 


участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление  выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи  договора. 

ООО «Мои коммунальные счета» осуществляет деятельность по распространению  лотерейных билетов и относится к организациям, осуществляющим операции с  денежными средствами или иным имуществом. 

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным  имуществом, относятся, в том числе организации, которые получают денежные средства в  виде платы за участие в лотерее (ст.5 Федерального закона N 115-ФЗ). 

В соответствии со статьей 2 Закона N 115-ФЗ настоящий федеральный закон  регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без  гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или  иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на  территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами  или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний,  связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и  финансированием терроризма. 

В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию  терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля. 

Из оспариваемого постановления следует, что обществом при осуществлении  своей деятельности по распространению лотерейных билетов не проводится  идентификация клиентов. 

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, идентификация физического лица  осуществляется до приема на обслуживание. 

Закон № 115-ФЗ предусматривает установления таких сведений как фамилия, имя,  отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность,  адрес места жительства (регистрации) или места пребывания. 

В соответствии с п.1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие  операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на  обслуживание идентифицировать клиента, за исключением случаев, установленных  пунктами 1.1,1.2,1.4,1.4-1 и 1.4-2 указанной статьи. 

Критерии отнесения операций с денежными средствами или иным имуществом к  операциям, подлежащим обязательному контролю, определен статьей 6 названного  Закона. 

Одним из таких критериев является сумма, на которую совершается операция:  сумма операции должна быть равна или превышать 600000 рублей либо равна сумме в  иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышать ее. Кроме того, по  своему характеру такая операция должна относиться к одному из видов операций,  поименованных в Законе (второй критерий). 

К таким операциям Закон, в частности, относит операцию по получению денежных  средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных  основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплате денежных  средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх (абз. 6 пункта 4  части 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ). 

Из изложенного следует, что лицо, организующее и проводящее лотереи, обязано  идентифицировать лицо, находящееся на ее обслуживании, только при условии  совершения операций, подлежащих обязательному контролю. 

Таким образом, общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу  которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в  организованной обществом лотереи в размере или свыше 600 000 рублей либо в сумме в 


иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей или выше. В отношении таких лиц  заявитель обязан представлять информацию в уполномоченный орган. 

Из оспариваемого постановления и материалов административного дела факты  выявления проверяющим органом таких сделок не следуют. 

Пунктом 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что обязанность по  идентификации клиента установлена во всех случаях за исключением, установленных  пунктом 1.1 указанной статьи. 

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 Закона N 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного  владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции  с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в  иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у  работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным  имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях  легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования  терроризма). 

Из указанного выше следует, что общество обязано идентифицировать только тех  лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в  размере или свыше 600 000 рублей, а также лиц, в отношении которых осуществляется  прием денежных средств свыше 15 000 рублей. 

Таким образом, по мнению суда, обществом правомерно разработаны «Правила  внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем и финансированию терроризма ООО «Мои коммунальные  счета». 

Согласно п 4.4.3 Программы идентификации «Правил внутреннего контроля ООО  «Мои коммунальные счета» (л.д.119 т.1), идентификация клиента - физического лица,  представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся  при осуществлении обществом, операций по приему от клиентов - физических лиц  платежей, если их сумма не превышает 15 000 руб. 

Согласно п 4.2 Программы идентификации «Правил внутреннего контроля ООО  «Мои коммунальные счета», идентификация клиента возлагается на структурные  подразделения организации, непосредственно взаимодействующие с клиентом. 

 Таким образом, названные Правила внутреннего контроля, равно как и действия  кассира по реализации за 100 рублей лотерейного билета № 122001919206 лотереи  "Русское лото" (1220 тираж) без идентификации покупателя не противоречат требованиям  Закона N 115-ФЗ. 

Поскольку из материалов административного дела случаи выигрыша и (или)  выплаты на такую сумму за проверенный период не следует, и приема платежей по  покупке лотерейной квитанции свыше 15 000 рублей не было, суд приходит к выводу, что  состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена  частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ в действиях общества отсутствует. 

Суд также отмечает, что согласно части 6.1 статьи 20 Закона о лотереях (в  редакции Федерального закона от 07.03.2018 N 52-ФЗ) заключение договоров об участии в  лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также  выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме  расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в  достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором  лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом  идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Законом N 115-ФЗ  не проводится. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей  лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или 


предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, равной или  превышающей 15 000 рублей, осуществляется при предъявлении участником лотереи  документа, удостоверяющего его личность. 

Приведенная норма, хотя и вступила в силу 07.04.2018, уже после вынесения  оспариваемого постановления административного органа, тем не менее, подтверждает  обоснованность довода Общества, что на общество в полной мере распространяются  положения пункта 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ. 

Частью 2 статьи 211 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении  заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое  решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к  административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и  об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. 

На основании изложенного, оспариваемое обществом постановление является  незаконным и подлежит отмене. 

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 211 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:

Заявленное обществом с ограниченной ответственностью "Мои коммунальные  счета" (ОГРН 1147536003064, ИНН 7536143211) требование удовлетворить. 

 Признать незаконным и полностью отменить постановление Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Забайкальскому краю (ОГРН  1047533001471, ИНН 7527006924) № 1 от 26.03.2018 года. 

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный  апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия. 

Судья Е.А. Перевалова