АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-5842/2010
29 сентября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2010 года
Решение изготовлено в полном объёме 29 сентября 2010 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Переваловой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дугаржаповой И.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Лотереи Читы»
к межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу
о признании незаконным постановления №04-02/10-218П от 06.07.2010 года
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, директора;
от административного органа: представитель не явился (извещен).
Общество с ограниченной ответственностью «Лотереи Читы» (далее – ООО «Лотереи Читы» или общество) обратилось с заявлением о признании незаконным постановления межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее- МРУ Росфинмониторинга по СФО или управление) №04-02/10/218П от 06.07.2010 года о привлечении к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).
В судебном заседании, начатом 27.09.2010 в 14 часов 30 минут объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 28.09.2010.
Представитель заявителя требования поддерживает, указывает на то, что ООО «Лотереи Читы» не является субъектом вмененного ему правонарушения. Общество не организует и не проводит лотереи, а оказывает услуги по реализации лотерейных билетов. Всю отчетность в Управление Росфинмониторинга осуществляет оператор –ООО «Орглот».
Управление своего представителя в судебное заседание не направило, в ходатайстве от 28.09.2010 просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.156 и ч.2 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
В отзыве на заявление, административный орган просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что заявитель является организацией, организующей и проводящей лотереи, следовательно в соответствии со ст.5 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее- Федеральный закон №115-ФЗ от 07.08.2001) общество отнесено к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, на основании пункта 9 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ и приказа МРУ Росфинмониторинга по СФО от 07.05.2010 №89 проведена выездная проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По результатам проверки составлен Акт №63В от 20.05.2010, которым зафиксирован факт нарушения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля. В ходе проверки у ООО «Лотереи Читы» установлены следующие нарушения: - не разработаны правила внутреннего контроля и программа его осуществления; - не назначены специальные должностные лица, ответственные за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ; на учете в Росфинмониторинге общество не состоит.
20.05.2010 заместителем начальника отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу ФИО2, в присутствии законного представителя общества составлен Протокол об административном правонарушении с квалификацией правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 15.27 КоАП РФ.
06.07.2010 исполняющим обязанности руководителя Управления ФИО3 в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление №04-02/10-218П.
Считая названное постановление незаконным, ООО «Лотереи Читы» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч.2 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ0 в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Как установлено материалами дела, Обществом оспариваемое постановление получено 02.08.2010 года (извещение №391 и журнал входящей корреспонденции), обратилось в суд 10.08.2010.
Таким образом, срок обращения общества в суд с жалобой не нарушен.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 данной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу положений части 3 и 4 данной статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Названное административное правонарушение посягает на установленный порядок осуществления противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Правовой механизм такого противодействия установлен Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп.).
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Под их легализацией понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению средствами или имуществом, полученными в результате совершения преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ.
Система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также финансированию терроризма включает в себя осуществление целого ряда мер, в том числе обязательный контроль и внутренний контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с указанным Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Сведения о таких операциях документально фиксируются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, в уполномоченный орган.
Неисполнение обязанности по документальному фиксированию и представлению указанных сведений, а также хранению соответствующих документов образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
Под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, а также иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Указанные организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение и реализацию таких правил и программ, предпринимать иные внутренние организационные меры; документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации программ внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.
При возникновении на основании реализации программ внутреннего контроля подозрений о том, что операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая соответствующие операции, обязана направлять сведения о них независимо от того, подлежат ли они обязательному контролю.
Документируемому фиксированию, хранению и представлению в уполномоченный орган при этом подлежат те же сведения, что и при осуществлении обязательного контроля. Документы, подтверждающие необходимые сведения, а также копии документов, необходимых для идентификации совершающих операции лиц, подлежат хранению не менее пяти лет.
Неисполнение любой из обязанностей по осуществлению внутреннего контроля образует объективную сторону состава предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
Субъектами административного правонарушения могут являться организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, а также ее должностные лица.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.
Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона №115-ФЗ, является исчерпывающим.
Обществу вменяется в вину, что оно, являясь организацией, проводящей лотереи, нарушило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи.
Проведением лотереи, согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», признается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Следовательно, организация и проведение лотереи подразумевает проведение целого комплекса мероприятий, а не только распространение лотерейных билетов и выплату выигрышей участникам лотереи, как было установлено административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении.
В материалах административного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель организовывал и проводил лотереи.
Представленный в материалы дела договор №А1209-75-6052 от 01.01.2010 на оказание услуг по распространению лотерейных билетов, заключенный ООО «Лотереи Читы» с «оператором ГОСЛОТО» ООО «Орглот», свидетельствуют об оказании ООО «Лотереи Читы» услуг только по распространению лотерейных билетов, а не организацию и проведение лотереи и функции, выполняемые заявителем, полностью согласуются с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», согласно которому распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.
Таким образом, деятельность ООО «Лотереи Читы» не подпадает под действие Федерального закона № 115-ФЗ, поскольку заявитель не организует и не проводит лотереи, а является только распространителем лотерейных билетов (доказательств обратного административным органом не представлено), следовательно, заявитель не является субъектом административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ.
Указания в Уставе ООО «Лотереи Читы», что в предмет деятельности общества входит, в том числе проведение и реализация лотереи, не свидетельствует о том, что им фактически осуществлялись мероприятия по организации и проведению лотереи в том смысле, в котором предусматривает Федеральный закон № 115-ФЗ и предоставляет лишь право заявителю осуществлять данные мероприятия.
Таким образом, из материалов дела следует, что общество, являясь распространителем, проведением лотереи в комплексе не занимается, а лишь организацией отдельных ее мероприятий - распространением билетов.
Таким образом, выводы Управления о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, в деянии заявителя являются необоснованными и неподтвержденными материалами административного дела, в связи с чем, оспариваемое постановление №04-02/10-218П от 06.07.2010 года подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Постановление межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу № 04-02/10-218П от 06.07.2010 г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Лотереи Читы» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Е.А. Перевалова