АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
672000, г. Чита, ул. Выставочная 6
www. chita.arbitr.ru; E-mail: info @ arbitr.chita.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-614/2008
С1-3/34
« 04 » апреля 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2008 года.
Арбитражный суд Читинской области в составе судьи Шеретеко Н.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Юринской М.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Администрации муниципального района «Читинский район»
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области
третье лицо - Государственное унитарное предприятие Дорожное ремонтно-строительное управление №1
о признании недействительными распоряжения от 03.12.07г. и от 24.12.07г.
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 07.12.07г.
от ответчика - ФИО2, представитель по доверенности от 23.05.07г.
от третьего лица – ФИО3, представитель по доверенности от 10.01.08 г.
Администрация муниципального района «Читинский район» обратилась с требованием о признании недействительными распоряжения ТУ Росимущества по Читинской области №1688 от 03.12.07г. «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным (дочерним) предприятием Дорожное ремонтно-строительное управление №1 в собственность муниципального района «Читинский район» и распоряжения ТУ Росимущества по Читинской области №1789 от 24.12.07г. «Об утверждении акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным (дочерним) предприятием Дорожное ремонтно-строительное управление №1 в собственность муниципального района «Читинский район».
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное унитарное предприятие Дорожное ремонтно-строительное управление №1.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования, суду пояснила, что распоряжение ТУ Росимущества по Читинской области №1688 от 03.12.07г. «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным (дочерним) предприятием Дорожное ремонтно-строительное управление №1 в собственность муниципального района «Читинский район» и распоряжение ТУ Росимущества по Читинской области №1789 от 24.12.07г. «Об утверждении акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным (дочерним) предприятием Дорожное ремонтно-строительное управление №1 в собственность муниципального района «Читинский район» являются незаконными и нарушают имущественные права администрации муниципального района «Читинский район», закрепленные в ст.8,9 Гражданского кодекса РФ, ст. 15,17,50 Федерального Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.11 ст.154 Федерального Закона от 22.08.04г. №122-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 13.06.06г. №374. В данном случае ни одно из двух условий, закрепленных в ст.154Федерального закона №122-ФЗ, определяющих безвозмездную передачу имущества из государственной собственности в муниципальную собственность, не выполнены. Норма ст.154 Федерального закона № 122-ФЗ предполагает необходимость волеизъявления органов местного самоуправления на такую передачу, достижение договоренностей между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 374 предложения субъекта РФ и муниципального образования о передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ и муниципального образования направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и уполномоченным органом местного самоуправления соответственно. Инициатором процедуры по передачи имущества из федеральной собственности в собственность муниципального района «Читинский район» должна была выступить Администрация муниципального района «Читинский район», которая с предложением о передаче имущества в ТУ Росимущества по Читинской области не обращалась. В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлен принцип самостоятельности осуществления полномочий для соответствующих органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В силу ст.ст. 14, 15 ФЗ № 131 полномочия по содержанию жилищного фонда отнесены к вопросам местного значения поселений, а не муниципального района «Читинский район». Весь жилой фонд и другие объекты ЖКХ, находившиеся ранее в собственности муниципального района «Читинский район», были переданы в собственность соответствующих сельских поселений согласно актам приема-передачи в соответствии с Федеральным Законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», разграничившему полномочия, в том числе в области жилищных отношений, между муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав. В настоящее время муниципальный район «Читинский район» не имеет возможности осуществлять обслуживание передаваемого имущества, поскольку расходы по его содержанию в бюджете муниципального района запланированы не были. В связи с чем заявитель обратился с данным заявлением в суд.
В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признала, суду пояснила, что спорные распоряжения №1688 от 03.12.07г. и №1789 от 24.12.07г. приняты в соответствии с ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.04г. №122-ФЗ, п.5.10 постановления Правительства РФ от 27.11.04г. №691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом». Во исполнение Федерального закона от 22.08.04г. №122-ФЗ Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом издан Приказ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.06г. №241 «О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи». Территориальным управлением была осуществлена передача имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП «Дорожное ремонтно-строительное управление №1», в собственность муниципального района «Читинский район». Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.10.02г. №1453-р федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, необходимо было завершить до 31 декабря 2004г. передачу указанных объектов в муниципальную собственность. В связи с тем, что передача объектов не была осуществлена до указанного срока, то Федеральный закон от 22.08.04г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусмотрел упрощенный порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность. Согласно Федерального закона от 06.10.03г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в связи с передачей полномочий содержание и обслуживание жилого фонда возложено на органы местного самоуправления. Объекты жилого фонда не могут являться необходимыми для обеспечения деятельности ГУП «Дорожное ремонтно-строительное управление №1» и не относятся исключительно к федеральной собственности. Статьей 15 Федерального закона от 06.10.03г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Обязанность органа местного самоуправления по принятию в муниципальную собственность объектов федерального имущества возникает в силу прямого указания закона.
В судебном заседании представитель третьего лица суду пояснила, что распоряжения №1688 от 03.12.07г. и №1789 от 24.12.07г. приняты в соответствии с ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.04г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В настоящее время проводится работа по акционированию государственного предприятия, и жилой дом не относится к объектам, подлежащим приватизации.
Заслушав участвующих в деле лиц, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Согласно выписки из реестра федерального имущества от 08.08.2007 г. жилой 75-квартирный дом, расположенный в с.Угдан Читинского района, ул.Трактовая,1а, инженерные коммуникации и сети являются федеральной собственностью и находятся в хозяйственном ведении Государственного унитарного предприятия Дорожное ремонтно-строительное управление №1.
Данное имущество было закреплено за Государственным унитарным (дочерним) предприятием «Дорожное ремонтно-строительное управление №1» на праве хозяйственного ведения по распоряжению Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области №836 от 25.04.2000 г.
По распоряжению Правительства РФ от 17.10.2002 г. №1453-р, утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, обязаны были до 31.12.2004 г. завершить передачу указанных объектов в муниципальную собственность.
03 декабря 2007 года Территориальным управлением принято распоряжение №1688, согласно которому прекращено право хозяйственного ведения Государственного унитарного (дочернего) предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление №1» на имущество- жилой 75-квартирный жилой дом в <...>, газгольдерная, тепловые, водопроводные и канализационные сети, и данное имущество передается в собственность муниципального района «Читинский район».
Распоряжением №1789 от 24.12.2007 г. Территориальное управления ФАУФИ по Читинской области утвердило акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным (дочерним) предприятием «Дорожное ремонтно-строительное управление №1», в собственность муниципального района «Читинский район».
Письмом от 03.12.2007 г. и от 24.12.2007 г. Территориальное управление направило в администрацию муниципального района «Читинский район» данные распоряжения и акты приема-передачи для их подписания. Однако администрацией муниципального района «Читинский район» акты приема-передачи жилого дома и инженерных коммуникаций в с.Угдан подписаны не были.
Администрация муниципального района «Читинский район» обратилась с заявлением о признании недействительными распоряжений Территориального управления ФАУФИ по Читинской области №1688 от 03.12.07г. «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным (дочерним) предприятием Дорожное ремонтно-строительное управление №1 в собственность муниципального района «Читинский район» и №1789 от 24.12.07г. «Об утверждении акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным (дочерним) предприятием Дорожное ремонтно-строительное управление №1 в собственность муниципального района «Читинский район».
Согласно п.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в федеральной собственности может находиться имущество:
-необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами РФ, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
-имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
-имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих РФ, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст.26.11 ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
На основании ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
На основании ст.14,15 указанного закона содержание муниципального жилищного фонда и организация электро- и газоснабжения населения относится к вопросам местного значения.
Согласно Устава ДРСУ-1 является подрядной организацией на автомобильных дорога федерального и территориального значения, и содержание жилищного фонда не относится к деятельности предприятия.
Таким образом, в результате разграничения полномочий между федеральными органами и органами местного самоуправления жилой дом в с.Угдан Читинского района с инженерными коммуникациями в силу закона подлежит безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 г. №828-О-П положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передаче для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
В данном случае предварительное согласование о передаче жилого дома в с.Угдан из федеральной собственности в муниципальную с органами местного самоуправления не производилась.
Однако объективной причиной отказа администрации муниципального района в принятии жилого дома является отсутствие расходов на его содержанию и обслуживанию в бюджете муниципального района.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2006 г. №540-О, местный бюджет не существует изолированно,- он является составной частью финансовой системы Российской Федерации: недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
По смыслу данной правовой позиции процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.07 г. №828-О-П)
Следовательно, в случае недостаточности средств на содержание переданного в муниципальную собственность жилого дома влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ осуществлять финансовую поддержку местного бюджета для решения вопросов местного значения.
Ссылка заявителя на передачу жилого фонда в собственность соответствующих сельских поселений неосновательна, поскольку безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями производится в порядке, установленном ст.11.1 Федерального закона от 22.08.04 г. №122-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области №1688 от 03.12.07г. и №1789 от 24.12.07г. не противоречат требованиям Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ и не нарушают права и законные интересы органов местного самоуправления. Поэтому оснований для признания данных распоряжений недействительными не имеется.
Уплаченная по заявлению госпошлина в размере 4000 руб. подлежит возврату заявителю в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 167-170,201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Администрации муниципального района «Читинский район» отказать.
Возвратить Администрации муниципального района «Читинский район» из федерального бюджета госпошлину в размере 4000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Шеретеко Н.Ю.