ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6179/09 от 14.12.2009 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-6179/2009

16 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2009 года

Решение изготовлено в полном объёме 16 декабря 2009 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи С. М. Сизиковой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бронниковой Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «С.Н.К.»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите

о признании недействительным решения № 18-09-42дсп от 08.06.2009 года

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Давыдовой Л.И. - представителя, доверенность от 11.01.2009 г. № 6,

от ответчика: Склярова Д.Н. – представителя, доверенность от 01.06.2009 г., Филатовой Ю.В. – специалиста, доверенность от 11.01.2009 года, Шкарупа Т.Г. – начальника отдела выездных налоговых проверок, доверенность от 06.10.2009 года.

установил, что заявитель – общество с ограниченной ответственностью «С.Н.К.» - обратился в суд с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите № 18-09-42дсп от 08.06.2009 года.

В обоснование своего требования заявитель сослался на несоответствие обжалуемого решения требованиям пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, не доказанность обстоятельств, изложенных в решении, фактическую уплату налога при пересечении границы Российской Федерации, что подтверждается грузовыми таможенными декларациями, платежными поручениями и актами сверки с таможенными органами.

Ответчик требования заявителя отклонил, сославшись на материалы встречных проверок, отсутствие первичных документов, подтверждающих реализацию товара.

Рассмотрев материалы дела, дополнительно представленные документы и заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства по делу.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите на основании решения от 24.06.2008 года № 18-09/172 проведена выездная налоговая проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «С.Н.К.» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года, по результатам которой 07.04.2009 года оформлен акт проверки № 18-09/31 и вынесено решение № 18-09/42дсп от 08.06.2009г..

По результатам проверки налоговым органом дополнительно начислен налог на прибыль за 2006 и 2007 года в размере 71.719 руб..

На основании статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является плательщиком налога на прибыль.

В силу пункта 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаётся прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью для организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с 25 Главой НК РФ.

Из акта проверки и обжалуемого решения следует, что в части определения сумм дохода общества расхождений в ходе выездной налоговой проверки не установлено.

На основании статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Из акта проверки следует, что в нарушение вышеназванной нормы и статьи 313 Налогового кодекса РФ и пункта 2 статьи 9 Федерального Закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» налогоплательщиком неправомерно уменьшены доходы на сумму расходов, которые не связаны с получением доходов – стоимость услуг по организации туристических поездок в размере 131.196 руб. за 2006 год и 149.996 руб. за 2007 год.

Заявитель, оспаривая указанное обстоятельство, указал на отсутствие данных сумм в затратах, представив в доказательство главные книги за указанные периоды, где названные суммы указаны на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В ходе рассмотрения материалов дела, при повторном анализе учетных документов налогоплательщика (главных книг за 2006 и 2007 года) представитель налогового органа подтвердил, что оплата туристических путевок обществом произведена за счет чистой прибыли налогоплательщика.

Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «С.Н.К.» является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Исходя из деятельности, которой занимается общество и в силу подпунктом 1 и 4 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения у заявителя является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации и ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно статье 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

В силу статьи 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Из акта проверки и обжалуемого решения следует, что налогоплательщик в нарушение вышеназванных норм не исчислял налог на добавленную стоимость с авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок.

В результате дополнительно начислен налог за 2006 год в размере 100.678,27 руб., за 2007 год – 11.125.050 руб..

Налоговое правонарушение налоговым органом материалами проверки доказано и представителем налогоплательщика своевременное не исчисление налога с поступивших авансов не опровергнуто.

Однако, заявитель, оспаривая указанные начисления НДС, указал на несоответствие решения пункту 8 статьи 101 Кодекса, согласно которому в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

С доводами налогоплательщика следует согласиться.

В отношении начисления налога на добавленную стоимость с авансовых платеже в размере 11.225.728,27 руб. суд установил, что акт проверки не отвечает Требованиям к составлению акта налоговой проверки, утвержденным приказом ФНС России от 25.12.2006 года № САЭ-3-06/892@ и пункту 2 статьи 100 НК РФ.

Согласно подпункту 1.8.2. Требований содержание описательной части акта выездной налоговой проверки должно соответствовать следующим требованиям:

а) объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных налогоплательщиком деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко изложены:

вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится;

оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях организацией данными, связанными с исчислением и уплатой налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной налоговой проверки или приведены в составе приложений к нему;

ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием, в случае необходимости, бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

б) полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений.

Каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного налогоплательщиком правонарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

Однако, в нарушение вышеизложенного, налоговым органом при исчислении налога на добавленную стоимость с авансовых платежей не приняты во внимание документы, подтверждающие отгрузку товара в счет авансовых платежей в другом налоговом периоде, что дает основание на отнесение на вычеты ранее исчисленного налога и не приняты во внимание возвраты денежных средств покупателям. Ссылок на первичные документы в обжалуемом решении нет.

В результате некачественной налоговой проверки обжалуемое решение в части начисление НДС с поступивших авансовых платежей следует признать недействительным, поскольку сумма названного налога, подлежащего уплате в бюджет, определена неверно.

Следовательно, неверно на основании статьи 75 Кодекса рассчитаны сумма пени и налоговой санкции, при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из акта выездной налоговой проверки от 07.04.2009 года видно, что основанием дополнительной начисления налога на добавленную стоимость в размере 106.737.517 руб. явился отказ в применении вычетов по НДС, уплаченного налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в связи с отсутствием доказательств оприходования товара, отсутствие необходимых условий для достижения результатов экономической деятельности, таких как имущества, основных средств (складских помещений и транспортных средств) и отсутствие реализации данного вида товара.

Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ.

На основании статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком

товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Налогового Кодекса.

При этом, фактически уплаченные налогоплательщиком суммы налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычетам только после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии соответствующих первичных документов.

Из указанных норм следует, что условиями применения налогового вычета по НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации являются приобретение товаров (работ, услуг) для целей, определенных статьей 171 Кодекса, оплата данных товаров с учетом налога и принятие на учет этих товаров.

Из материалов проверки и пояснения представителей сторон в заседании суд установил следующие обстоятельства:

Обществом с ограниченной ответственностью «С.Н.К.» 17.07.2006 года заключены контракты на поставку овощей и фруктов с Торгово-промышленной компанией корпорации с ограниченной ответственностью «ЦЗИ СИНЬ» 08.02.2007 года с Шаньдунской плодоовощной компанией с ограниченной ответственностью «ЛУН ТАЙ».

Поставка товара согласно условиям контрактов осуществлялась Китайской стороной на автомобильном транспорте.

Соответственно поставка товара доказывается грузовыми таможенными декларациями и международными дорожными грузовыми накладными, где отправителями указаны вышеуказанные китайские партнеры, а получателем – общество с ограниченной ответственностью «С.Н.К.», местом разгрузки значится город Чита.

В Чите осуществлялась приемка товара работниками ООО «С.Н.К.» и отправка покупателям, учитывая, что товар скоропортящийся, что подтверждается актами о приёмке товаров

В подтверждение права на получение вычетов, налогоплательщиком были представлены грузовые таможенные декларации и международные дорожные грузовые накладные, являющиеся при импорте товаров первичными документами, на основании которого осуществляется принятие товаров на учет. 

В подтверждение принятия на учет товара представлены акты, книга покупок (том 32), главные книги (том 29)и реестры оприходования товаров (том 32).

Оплата НДС при ввозе товара подтверждена платежными поручениями и актом выверки авансовых платежей по состоянию на 31.12.2008 года (том 43).

Указанные документы были налогоплательщиком представлены на выездную налоговую проверку и, по мнению суда, доказывают его право на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость в суммах, заявленных в налоговых декларациях за проверяемый период.

Доводы налогового органа, изложенные в акте проверки и обжалуемом решении об отсутствии необходимых условий для достижения результатов экономической деятельности, таких как имущества, основных средств (складских помещений и транспортных средств) и не подтверждении реализации данного вида товара надуманны и противоречат вышеизложенным нормам Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающим условия и порядок подтверждения права на вычеты.

Отсутствие имущества, основных средств и реализации, в силу налогового законодательства не является основанием для отказа в применении вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите от 08 июня 2009 года № 18-09-42дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признать недействительным и несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите в пользу общества с ограниченной ответственностью «С.Н.К.» расходы по уплате госпошлины в размере 3.000 руб., уплаченной платежными поручениями от 23.07.2009 года № 140 и 143.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя – общества с ограниченной ответственностью «С.Н.К.».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья С.М.Сизикова