ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6227/13 от 06.11.2013 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-6227/2013

07 ноября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2013 года

Решение изготовлено в полном объёме 07 ноября 2013 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Переваловой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терешонок С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению открытого акционерного общества «Жирекенский горно-обогатительный комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации муниципального района «Чернышевский район» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района "Чернышевский район", выразившееся в уклонении от предоставления Открытому акционерному обществу "Жирекенский горно-обогатительный комбинат" проекта договора купли-продажи земельного участка и об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка

при участии в судебном заседании:

от заявителя –ФИО1, представителя по доверенности от 20.12.2012;

от Администрации – ФИО2, представителя по доверенности от 12.08.2013, ФИО3, представителя по доверенности от 09.08.2013.

Открытое акционерное общество «Жирекенский горно-обогатительный комбинат» (далее по тексту – ОАО «Жирекенский ГОК, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ и принятым к рассмотрению определением от 30.09.2013 о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района «Чернышевский район», выразившимся в уклонении от предоставлении обществу проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Чернышевский район, пос. Жирекен, земельный участок № 2, «Полигон для испытания ВВ», с кадастровым номером 75:21:420101:631, общей площадью 31873 кв.м., об обязании Администрации подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи.

Представитель заявителя полагает, что бездействие Администрации противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права и законные интересы общества на осуществление предпринимательской деятельности.

Представители Администрации полагают, требования необоснованны, поскольку муниципальным органом выполнены все требования закона, действия по отказу и дальнейшая переписка с заявителем опровергает доводы общества о бездействии.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, требования необоснованны по следующим основаниям.

ОАО «Жирекенский ГОК» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок № 2 «Полигон для испытаний ВВ», общей площадью 3,6256 га, с кадастровым номером 75:21:420101:6310, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии АА75 № 015525 от 04.10.2001 г. (л.д.63 т.1).

Общество 05.12.2011 г. обратилось к Администрации с заявлением исх. № 538ю (л.д.50 т.1) о приобретении земельного участка № 2 в собственность, дополнительно предоставило в адрес Администрации заявление исх. №581ю от 13.12.2011г., письмо исх. №594ю от 15.12.2011г., сообщение исх. №633ю от 27.12.2011г., письмо от 25.09.2012г., от 02.11.2012, от 22.01.2013.

В настоящее время, по мнению заявителя, Администрацией соответствующее решение не принято и проект договора купли-продажи земельного участка № 2 в адрес заявителя не предоставлен, что явилось основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением.

Требования заявителя связаны с оспариванием бездействия администрации по не решению вопроса о предоставлении в собственность земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащим заявителю.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружений обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд обязывает орган местного самоуправления подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости в случае признания действия (бездействия) соответствующего органа незаконным.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Статьей 200 пунктом 4 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявителю на праве собственности принадлежит объект, площадка взрывчатых веществ, согласно свидетельства о государственной регистрации права 75 АА 332474 от 10.05.2012.

На основании выписки из кадастрового паспорта земельного участка от 11.07.2011г. на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 75:21:420101:631, площадью 31873 кв.м. для использования- уч. №2 полигон для испытания ВВ.

Из материалов дела следует, что 05.12.2011 акционерное общество обратилось в Администрацию муниципального района «Чернышевский район» с заявлением №538ю о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 75:21:420101:631 общей площадью 3,6526 га с приложением копии кадастрового паспорта земельного участка. Затем дополнительно к заявлению за №538ю были предоставлены свидетельство о государственной регистрации права собственности, выписка из ЕГРП от 09.12.2011 и сообщение об отсутствии регистрации площадки ВВ (испытание) в Росреестре, в связи с отсутствием технической документации (заявления от 13.12.2011, от 15.12.2011, от 27.12.2011).

Письмом от 24.01.2012 №87 (л.д.84 т.1), Администрация сообщила заявителю, что принять решение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками не представляется возможным, в связи с отсутствием документов, согласно Приказа Министерства экономического развития РФ №475 от 13.09.2011 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

Письмом от 22.02.2012 №81 (л.д.6 т.2), в связи с невозможностью идентифицировать земельный, указанный в свидетельстве о праве постоянного (бессрочного) пользования с предоставленным кадастровым паспортом заявителю предлагалось провести процедуру прекращения права постоянного бессрочного пользования и приобрести земельный участок с кадастровым номером 75:21:420101:631 в аренду.

Затем в письме от 30.11.2012г. (л.д.89 т.1) администрация района сообщила заявителю, что по заявлению №538ю от 05.12.2011г. ему отказано в приватизации земельного участка 24.01.2012, так как отсутствуют документы согласно Приказа Минэкономразвития РФ №475 и предложено оформить данные земельный участок на праве аренды.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01 июля 2012г.

В соответствии с ч.1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ч.5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ №475 от 13.09.2011г.

При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке среди прочих документов пунктом 4 названного Перечня предусмотрено представление выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, статья 36 Земельного кодекса не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, лицу, не являющемуся собственником этого объекта.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8); право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131).

Статьей 2 Закона о государственной регистрации права установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ч.6 ст.36 ЗК РФ орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Из материалов дела следует, что на заявление ОАО «Жирекенский ГОК» от 05.12.2011г. администрацией района письмом от 24.01.2012г. было отказано в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка и не направлен проект договора купли-продажи со ссылкой на отсутствие документов, согласно Приказа Министерства экономического развития РФ №475 от 13.09.2011 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

Письмом от 22.02.2012 №81, направленном заявителю с проектом постановления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заявителю предложено приобрести земельный участок с кадастровым номером 75:21:420101:631 в аренду, в связи с невозможностью идентифицировать земельный, указанный в свидетельстве о праве постоянного (бессрочного) пользования с предоставленным кадастровым паспортом (расхождение в площади) и отсутствием зданий, сооружений, строений на земельном участке.

Документы, подтверждающие право собственности общества на объект «площадка взрывчатых веществ», общей площадью 2500 кв.м. представлена заявителем только 28.05.2012.

Письмом от 30.11.2012г. (л.д.89 т.1) администрация района еще раз указала на то, что по заявлению №538ю от 05.12.2011г. обществу отказано в приватизации земельного участка 24.01.2012, так как отсутствуют документы согласно Приказа Минэкономразвития РФ №475 и предложено оформить данные земельный участок на праве аренды.

Материалами дела не подтверждается и судом не усматривается со стороны администрации бездействия по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в собственность, поскольку на заявление были направлены ответы от 24.01.2012г., 30.11.2012 из которых следует, что в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка отказано и предложено оформить земельный участок на праве аренды.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность заявителем не обжаловался.

Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Общество указывает, что срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия, следует исчислять с даты получения ответа от администрации 04.04.2013 г. (л.д.9-10 т.2) (входящий № 310 от 25.04.2013 г), в котором администрация предложила снова обратиться с новым заявлением для приобретения прав на земельные участки. И именно это письмо заявитель связывает с предметом заявленных требований - признание незаконным бездействия администрации в предоставлении земельного участка в собственность.

Между тем, суд не может согласиться с такой позицией заявителя, исходя из следующего.

Из содержания писем Администрации от 24.01.2012 и 30.11.2012 года, усматривается, что обществу было ранее отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с непредставлением необходимых документов, перечень которых утвержден Приказом Минэкономразвития РФ №475.

Таким образом, о нарушении своих прав заявителю стало известно 24.01.2012., повторно 30.11.2012, с уточненным требованием в порядке главы 24 АПК РФ заявитель обратился в судебном заседании 30.09.2013г., соответственно, заявителем пропущен трехмесячный срок на оспаривание бездействия администрации по заявленному требованию в соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ.

Гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт восстановления процессуальных сроков, предусмотренный статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, участвующего в деле.

О восстановлении срока подачи заявления ОАО «Жирекенский ГОК» не обращался.

Пропуск соответствующего срока на обращение в суд является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований.

На основании вышеизложенного, суд, не усматривает бездействия администрации на заявление общества о предоставлении земельного участка в собственность; отказ в рассмотрении заявления общества о предоставлении земельного участка в собственность заявителем не обжаловался, а также приходит к выводу о пропуске заявителем 3-месячного срока, установленного положениями ч. 4 ст. 198 АПК РФ на обращение в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

С учетом изложенного заявленные требования в порядке главы 24 АПК РФ удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине относятся на заявителя по правилам ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Поскольку изначально заявитель обращался с требованием в порядке искового производства, им уплачена при подаче госпошлина в размере 4000 руб., согласно ст.333.21 НК РФ, при подаче заявления о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц госпошлина для организаций составляет 2 000 руб.

Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Жирекенский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района "Чернышевский район", выразившееся в уклонении от предоставления Открытому акционерному обществу "Жирекенский горно-обогатительный комбинат" проекта договора купли-продажи земельного участка и об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка– отказать.

Возвратить Открытому акционерному обществу "Жирекенский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья Е.А. Перевалова