АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-6277/2014
29 сентября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2014 года
Решение изготовлено в полном объёме сентября 2014 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рютиной И.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Администрации городского поселения "Шерловогорское" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю
и к ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о 1. Признании незаконным и недействительным результата кадастровых работ ИП ФИО2 - межевой план в электронном виде по разделу земельного участка с кадастровым номером 75:04:110255:8, расположенного по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, пгт. Шерловая Гора, ул. Оловянная, дом 7.
2. Признании действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 75:04:110255:59 и 75:04:110255:60 несоответствующими п/п 2 п. 3 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, п. 1 ст. 11.9 ЗК, ч. 4 ст. 41 ГрК РФ, Правилам землепользования и застройки ГП «Шерловогорское».
3. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» аннулировать из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участков с кадастровыми номерами 75:04:110255:59 и 75:04:110255:60, вернув в исходное положение в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 75:04:110255:8,
при участии третьих лиц: 1. Управления Росреестра по Забайкальскому краю; 2. Администрации муниципального района «Борзинский район»; 3. ФИО3.
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель не явился;
от заинтересованного лица 1 – ФИО4, представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю по доверенности от 18.06.2014 г. № 8 (до перерыва);
от заинтересованного лица 2 – ФИО2; ФИО5, представителя ФИО2 по доверенности 06.03.2013 года;
от третьего лица 1: представитель не явился;
от третьего лица 2: ФИО5, представителя ФИО2 по доверенности 02.09.2013 года.
Установил:
Администрация городского поселения "Шерловогорское" (далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю (далее – заинтересованное лицо 1, кадастровая палата) и к предпринимателю ФИО1 (далее – заинтересованное лицо 2, предприниматель ФИО1) о
1. признании незаконным и недействительным результата кадастровых работ ИП ФИО2 - межевой план в электронном виде по разделу земельного участка с кадастровым номером 75:04:110255:8, расположенного по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, пгт. Шерловая Гора, ул. Оловянная, дом 7.
2. Признании действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 75:04:110255:59 и 75:04:110255:60 несоответствующими п/п 2 п. 3 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, п. 1 ст. 11.9 ЗК, ч. 4 ст. 41 ГрК РФ, Правилам землепользования и застройки ГП «Шерловогорское».
3. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» аннулировать из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участков с кадастровыми номерами 75:04:110255:59 и 75:04:110255:60, вернув в исходное положение в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 75:04:110255:8.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены:
1. Управление Росреестра по Забайкальскому краю; 2. Администрация муниципального района «Борзинский район»; 3. ФИО3.
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 10 час. 45 мин., 23.09.2014 года, о чем сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Представители заинтересованных лиц 1, 2, заявленные требования не признали, по основаниям, изложенным в письменных отзывах на заявление.
Представитель третьего лица 3 суду пояснил, что заявленные требования считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заявитель, третьи лица 1, 2 своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На вопрос суда о возможности рассмотрения дела в отсутствие заявителя и третьих лиц 1, 2 представители сторон, участвующие в деле пояснили, что возражений не имеют.
Дело рассматривается по правилам статьи 200 АПК РФ.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Администрация городского поселения "Шерловогорское" поставлена на учет в налоговом органе, ей присвоен основной государственный регистрационный номер <***>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Как установлено материалами дела, предпринимателем ФИО2 произведены кадастровые работы по образованию двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 75:04:110255:8, которым в последующем Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю присвоены кадастровые номера - 75:04:110255:59 и 75:04:110255:60, при этом земельный участок с кадастровым номером 75:04:110255:8 прекратил свое существование.
Площадь вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 75:04:110255:59 составила 169 кв.м., разрешенное использование «под жилой дом и ведение личного подсобного хозяйства», а площадь вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 75:04:110255:60 составила 1956 кв.м., разрешенное использование «под жилой дом и ведение личного подсобного хозяйства». Дата образования земельных участков - 31.10.2013 г.
Решением Совета городского поселения «Шерловогорское» № 183 от 15 февраля 2011 года в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Уставом городского поселения «Шерловогорское» утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения «Шерловогорское».
Правила размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте администрации http ://sherladm.ru/. сайте Минрегиона РФ в федеральной государственной системе территориального планирования в свободном доступе для всех заинтересованных лиц.
Частью III Правил землепользования и застройки городского поселения «Шерловогорское» установлены градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.
Спорные вновь образованные 31 октября 2013 года земельные участки расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), что подтверждается отметкой органа кадастрового учета в кадастровых паспортах данных земельных участков о принадлежности спорных участков к территориальной зоне Ж1, картой (планом) территориальной зоны Ж1 от 05.02.2013 г., фрагментом из карты градостроительного зонирования от 04.02.2013 г. № 204.
Зона Ж1 предназначена для застройки индивидуальными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
По мнению заявителя, учитывая, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет (31.10.2013) в период действия Правил землепользования и застройки городского поселения «Шерловогорское», максимальный и минимальный размер площади земельного участка подлежал определению в соответствии с градостроительным регламентом названных Правил.
Градостроительным регламентом территориальной зоны Ж1 в Правилах землепользования и застройки городского поселения «Шерловогорское» установлены предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков для индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками - от 600 до 1500 кв.м. (допуск ± 10% от площади для постановки на государственный кадастровый учет).
Таким образом, размер земельного участка с кадастровым номером 75:04:110255:59 (169 кв.м.) не соответствует предельному минимальному размеру земельного участка, а размер земельного участка с кадастровым номером 75:04:110255:60 (1956 кв.м.) не соответствует предельному максимальному размеру земельного участка, соответственно раздел земельного участка с кадастровым номером 75:04:110255:8 в результате которого 31.10.2013 г. образованы участки с номерами 75:04:110255:59 и 75:04:110255:60 нельзя признать законным в силу части 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, градостроительного регламента территориальной зоны Ж1 Правил землепользования и застройки городского поселения «Шерловогорское».
Первоначально Администрация городского поселения «Шерловогорское» 14 марта 2014 года обратились в Борзинский городской суд Забайкальского края с исковым заявлением о признании незаконными результатов кадастровых работ и признании незаконными действий органа кадастрового учета по разделу земельного участка.
Определением Борзинского городского суда Забайкальского края от 05 мая 2014 года производство по гражданскому делу (Дело № 02-526-2014) по иску Администрации городского поселения «Шерлвогорское» к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю, ФИО2 о признании действий незаконными, об обязывании совершить определенные действия было прекращено ввиду неподведомственности рассмотрения и разрешения настоящего дела суду общей юрисдикции.
На основании изложенного, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Заявлением в арбитражном процессе следует считать спорное правовое требование одного лица к другому, вытекающее из материально-правового отношения, основанное на юридических фактах и предъявленное в арбитражный суд для разрешения в строго определенном процессуальном порядке. При этом заявление предъявляется к лицу, которое, по убеждению заявителя, нарушило или нарушает его права или законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование заявителя может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого действия по отказу закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя таким отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 данного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков; если в соответствии со ст. 39 названного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.2, 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками межевыми знаками и определению их координат (пункт 3).
Таким образом, по существу, межевание это установление местоположения земельного участка, которое не влечет возникновения прав и обязанностей каких-либо субъектов хозяйствования.
Результатом межевания является составление межевого плана (п.3 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"), утверждение актом органа местного самоуправления границ земельного участка, а затем представление наряду с другими документами в орган кадастрового учета для проведения кадастрового учета (статьи 16, 22 Закона).
Исходя из пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Следовательно, межевой план, является результатом проведения процедуры межевания, необходимой для кадастрового учета (промежуточной стадией).
Таким образом, межевой план, являющийся результатом проведения процедуры межевания, не может быть признан незаконным, так как межевание не является актом государственного органа (органа государственной власти). Оспаривание действий индивидуального предпринимателя, уполномоченного на проведение работ по межеванию и их результатов, не предусмотрено в качестве способа защиты прав.
Вместе с тем межевой план земельного участка является основанием для принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета соответствующего земельного участка (ст. 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Действия, связанные с постановкой на кадастровый учет объекта недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате таких действий земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот.
В связи с этим аннулирование сведений о земельных участках с кадастровыми
номерами 75:04:110255:59 и 75:04:110255:60, вернув в исходное положение в
государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с
кадастровым номером 75:04:110255:8, право на которые зарегистрировано за третьим лицом ФИО3, приведет к тому, что земельный участок утратит свои индивидуализирующие характеристики.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
При этом обратившееся в суд лицо самостоятельно определяет способ защиты (статья 12 ГК РФ) и соответствующий процессуальный порядок его реализации.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 409-О, право на судебную защиту не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, поскольку они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
Избранный способ и порядок защиты права должны соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
По смыслу части 1 статьи 197, части 1 статьи 199 АПК РФ предметом спора по делам, рассматриваемым по правилам главы 24 АПК РФ, является требование о признании недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) незаконными. Основанием такого требования выступают обстоятельства, из которых оно вытекает, а именно: конкретные права и законные интересы заявителя, в том числе обстоятельства их возникновения, изменения, прекращения, и факт нарушения данного права или законного интереса оспариваемым ненормативным правовым актом. Предмет и основание заявления определяются обратившимся в суд лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должны, в том числе содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (часть 4 статьи 201 АПК РФ).
С учетом указанного, судебная защита в порядке главы 24 АПК РФ предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с ответчиком посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконного акта, а также понуждения ответчика к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспорено, что право собственности на земельный участок, с кадастровым номером 75:04:110255:8 третьего лица зарегистрировано в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах в ходе рассмотрения заявленных администрацией требований надлежит разрешить спор о гражданских правах третьего лица ФИО3 на недвижимое имущество (земельный участок), что недопустимо по правилам главы 24 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским колексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В целях разъяснения вопросов, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издано совместное постановление от 29.04.2010 N 10/22 (далее - постановление Пленума N 10/22).
В соответствии с пунктом 56 названного постановления зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Из пункта 52 постановления Пленума N 10/22 следует, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав.
Таким образом, при наличии зарегистрированного права в рамках настоящего дела (по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не может быть разрешен гражданско-правовой спор о праве на это имущество, который должен быть рассмотрен в порядке искового производства с использованием установленных законодателем способов защиты (статья 12 Кодекса).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Даже в случае установления несоответствия действительности содержащейся в ЕГРП записи о праве лица на объект недвижимости, государство в лице регистрирующего органа не вправе самовольно погасить такую запись. Для осуществления таких действий необходимо вступившее в законную силу решение суда.
Недействительность документов, послуживших основанием для внесения регистрационной записи, может быть установлена только в рамках спора о праве, имеющего гражданско-правовой характер.
При этом оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество должно разрешаться в рамках общих способов защиты права, позволяющих суду установить в резолютивной части решения право лица на имущество.
Избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с чем, заявленное Администрацией городского поселения "Шерловогорское" требование, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Администрации городского поселения "Шерловогорское" (ОГРН <***>, ИНН <***>) - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Ю.В. Судакова