ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6340/07 от 06.12.2007 АС Забайкальского края


Арбитражный суд Читинской области

672000, г. Чита, ул. Выставочная, 6

www.chita.arbitr.ru; E-mail:info@chita.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита                                                                                                  Дело №А78-6340/2007

6 декабря 2007 года                                                                                          С2-27/310

            Арбитражный суд Читинской области в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола помощником судьи Высоцкой Ю.С.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройкапитал»

о признании незаконным и отмене постановлений Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области от 30 октября 2007 года № 76-07/320 и № 76-07/321,

при участии в заседании:

от заявителя: Коростовской М.А., представителя по доверенности от 27.09.2007,

от заинтересованного лица: Борисовой Е.В., представителя по доверенности от 23.07.2007,

            Общество с ограниченной ответственностью «Стройкапитал» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области (далее Управление) от 30 октября 2007 года № 76-07/320 и № 76-07/321.

            В судебном заседании, начатом 04.12.2007, был объявлен перерыв до 14-30 06.12.2007.

Представитель заявителя пояснил, что обжалуемое постановление подлежит отмене, так как в данном случае у ООО «Стройкапитал» отсутствует состав выявленного Управлением правонарушения, поскольку труд иностранных рабочих регулируется нормами Трудового кодекса РФ. Ст.11 ТК РФ предусмотрено, что правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором. Правилами внутреннего трудового распорядка ОАО «Стройкапитал» и трудовыми договорами не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств на счета работников.

Кроме того, по утверждению заявителя, граждане Украины и КНР являются резидентами в соответствии с нормами, установленными Налоговым кодексом РФ.

Представитель Управления пояснил, что факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, взыскание наложено уполномоченным на то лицом в пределах санкции, установленной законодателем.

            Суд, изучив материалы дела, заслушав мнение сторон,

У С Т А Н О В И Л:

Ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

В соответствии с пунктом 2 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля. Пункт 2 статьи 22 указанного закона в качестве органов валютного контроля определяет Центральный банк РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2004г. № 198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора», постановлением Правительства РФ от 15.06.2004г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» органом валютного контроля, уполномоченным Правительством, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая свои полномочия через территориальные управления. Компетенция Территориальных управлений на рассмотрение дел об административных правонарушениях в области валютного законодательства установлена п.5 Положения о Территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина России от 11.07.2005г. № 89н. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25.КоАП РФ вправе руководители территориальных органов федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ст.23.60 КоАП).

В соответствии с п.80 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица органов валютного контроля уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.

Должностными лицами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора была проведена проверка ООО «Стройкапитал» по вопросам соблюдения валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствия проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

В ходе проверки установлено следующее.

Обществу Федеральной миграционной службой РФ выдано разрешение на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления строительных работ на территории РФ. С каждым иностранным работником (граждане КНР и Украины) заключен трудовой договор, которым определен режим труда и условия оплаты. Выплату заработной платы иностранным работникам ООО «Стройкапитал» осуществило в наличной валюте РФ через кассу предприятия на общую сумму 768 699,55 рублей.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ООО «Стройкапитал», как юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, является резидентом, а граждане КНР и Украины, не имеющие вида на жительство в РФ, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации - нерезидентами.

Согласно подпункту «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа отнесены к валютным операциям.

Таким образом, названной нормой использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа при осуществлении любых расчетов, проводимых на законных основаниях между резидентами и нерезидентами, отнесено к валютным операциям. Следовательно, выплата заработной платы юридическим лицом-резидентом в лице ООО «Стройкапитал» работникам-нерезидентам в лице граждан КНР является именно валютной операцией, так как налицо объект проводимой операции - валюта Российской Федерации, субъектный состав - резидент и нерезидент, а также имеет место совершение определенных действий как со стороны лица, осуществляющего платеж, так и со стороны лица, принимающего денежные средства. Инструкцией Центрального банка России от 15.06.2004г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банкам валютных операций и оформления паспортов сделок» данной валютной операции присвоен код 70 060 - выплата резидентами сумм заработной платы и других видов оплаты труда, авторских и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам нерезидентам (приложение № 2 к Инструкции ЦБ РФ № 117-И).

Согласно п.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», если настоящим законом не предусмотрено иное, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Указанной статьей также предусмотрен исключительный перечень расчетов юридических лиц-резидентов с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках: по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам-нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению; выплата заработной платы в указанный перечень не входит.

Произведя расчеты с физическими лицами-нерезидентами минуя банковский счет в уполномоченном банке, ООО «Стройкапитал» нарушило установленный порядок осуществления валютной операции.

Территориальным управлением данный факт квалифицирован как нарушение норм п.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», обязывающего юридических лиц-резидентов производить расчеты при осуществлении валютных операциях через счета в уполномоченных банках, т.е. совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ - осуществление незаконной валютной операции, запрещенной валютным законодательством РФ. Данное деяние влечет в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

На основании выявленного правонарушения Территориальным управлением 28.09.2007 был составлен протокол об административном правонарушении, а 30.10.2007 постановлением № 76-07/320 ООО «Стройкапитал» привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 459777,66 руб. При расчете суммы штрафа было установлено, что предметом административного правонарушения является сумма денежных средств, выплаченная нерезидентам наличными денежными средствами в валюте РФ из кассы предприятия в размере 611703,55 руб. Из суммы 768699,55 руб., фактически выплаченных иностранным рабочим, исключена сумма денежных средств в размере 156996 руб., поскольку данная выплата была осуществлена по РКО № 58 от 26.10.2006 (платежная ведомость б/н) и к моменту принятия обжалуемого постановления истек срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ.

Также в ходе проверки установлено, что на основании разрешений Федеральной миграционной службы России на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления строительных работ ООО «Стройкапитал» в период с 01.01.2007 по 31.08.2007 привлекались граждане КНР, с которыми заключались трудовые договора.

Данным иностранным рабочим из кассы предприятии осуществлена выплата заработной платы наличными денежными средствами в общей сумме 781967,05 руб.

Постановлением от 30.10.2007 № 76-07/321 ООО «Стройкапитал» было привлечено к административной ответственности за выявленное правонарушение в соответствии с ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 586475,3 руб., что составило три четвертых от суммы выявленной незаконной валютной операции.

На основании ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, т.е. по принципу общей территориальной подведомственности. При этом под местом совершения административного правонарушения понимается место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий. В соответствии с положением о Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области, утвержденного приказом Росфиннадзора от 28.06.2006г. № 62, Территориальное управление осуществляет функции по валютному контролю на территории Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Таким образом, в полномочия Территориального управления входит рассмотрение дел об административных правонарушения по ст. 15.25 КоАП РФ, совершенных на всей территории Читинской области и АБАО.

Относительно довода заявителя о том, что гражданине КНР и Украины являются резидентами в силу положений Налогового кодекса, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» используемые в настоящем законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства РФ, других отраслей законодательства РФ применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В свою очередь, в подпунктах «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ приведен исчерпывающий перечень резидентов - физических лиц, которыми являются граждане РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительства, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Нерезидентами на основании подпункта «а» пункта 7 указанной статьи являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 указанной статьи.

Таким образом, Федеральным законом № 173-ФЗ отнесение физических лиц к резидентам или нерезидентам осуществляется на основе определения их постоянного места жительства и понятие резидента в том значении, как это понимается Налоговым кодексом РФ, в целях валютного законодательства применяться не может.

Как было указано выше, операции по отчуждению резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации относятся к валютным операциям, порядок осуществления которых регламентируется валютным законодательством Российской Федерации.

Исходя из смысла части 1 статьи 4 Закона N 173-ФЗ, в состав валютного законодательства не входит Трудовой кодекс Российской Федерации.

Ст.2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае ООО «Стройкапитал» не представило доказательств того, что выявленное правонарушение было вызвано обстоятельствами действия непреодолимой силы.

В ходе судебного разбирательства судом не установлено в действиях Управления при вынесении обжалуемых постановлений, производстве административного дела процессуальных нарушений, заявителем на такие нарушения также не указано.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

При подаче иска в суд заявителем была уплачена госпошлина согласно платежного поручения от 08.11.2007 № 982 в размере 2000 руб., тогда как согласно ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату в соответствии со ст.333.40 НК РФ.

             Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                          Р Е Ш И Л:

   В заявленном обществом с ограниченной ответственностью «Стройкапитал», расположенном по адресу г. Чита, ул. Профсоюзная 18, основной государственный регистрационный номер 1027501164570, требовании о признании незаконными и отмене постановлений Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области от 30 октября 2007 года № 76-07/320, № 76-07/321, отказать.

Возвратить из средств федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Стройкапитал» государственную пошлину в размере 2000 руб.

            Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении 10 дней.

            Судья                                                           Горкин Д.С.