АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-6619/2012
26 сентября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2012 года
Решение изготовлено в полном объёме 26 сентября 2012 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сверкуновой Т.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Строймост» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в соответствии с ч.6 ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 28.04.2012,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2, представителя по доверенности от 01.11.2011.
Инспекция государственного строительного надзора Забайкальского края (далее Инспекция) обратилась в суд с требованием о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч.6 ст.19.5 Кодекса общества с ограниченной ответственностью «Строймост».
Представитель Инспекции заявленное требование поддержал.
Представитель Общества заявленное требование не признал, указав, что ООО «Строймост» не было надлежащим образом уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Суд, изучив материалы дела, установил.
На основании пункта 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме объектов, за которыми осуществляется государственный строительный надзор Российской Федерацией, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Постановлениями Губернатора Забайкальского края от 05 июня 2008 года № 115 «О временной системе и структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края» и Губернатора Забайкальского края от 27 июня 2008 года № 136 «О мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 05 июня 2008 года № 115 «О временной системе и структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края»» образована Инспекция государственного строительного надзора Забайкальского края.
Во исполнение вышеуказанных постановлений постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года № 210 «Об утверждении Положения об Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края» принято Положение об Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края.
Инспекцией на основании распоряжения от 02 августа 2011 года №182-р с 07 октября 2011 года по 11 октября 2011 года была проведена проверка объекта капитального строительства Торгово-офисное здание, расположенного по адресу: Забайкальский край, <...>. Лицом, осуществляющим строительство данного объекта является ООО «Строймост».
По результатам указанной проверки составлен акт проверки № 284/11 от 11 октября 2011 года, на основании которого вынесено предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства № 284/11-2 от 11 октября 2012 года, согласно которому ООО «Строймост» необходимо в срок до 01 мая 2012 года необходимо устранить нарушения требований Градостроительного кодекса РФ, строительных норм и правил. Определением Инспекции от 02 мая 2012 года срок исполнения предписания №284/11-2 был продлен до 26 июня 2012 года.
С 27 июня 2012 года по 06 июля 2012 года была проведена проверка исполнения вышеуказанного предписания.
На момент проверки, по результатам которой составлен акт проверки № 118/12 от 29 июня 2012 года было выявлено следующее.
ООО «Строймост» предписание от 11 октября 2011 года №284/11-2 не исполнено, в части устранения нарушений Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительных норм и правил, государственных стандартов, проекта, в том числе:
1) п.3 ст.67 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности и проекта организации строительства, том 12, заказ №026-08Р-ПОС, стадия «Р», лист 20 - при строительстве торгово-офисного здания не предусмотрен сквозной проезд к существующему пятиэтажному жилому дому;
2) п.2 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1.3 и п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» - не представлена копия договора на вывоз и размещение твердых и жидких бытовых отходов, а также документы, подтверждающие вывоз (транспортирование), использование, обезвреживание, размещение образовавшихся при строительстве отходов.
По выявленным нарушениям Инспекцией в отношении ООО «Строймост» составлен протокол об административном правонарушении от 06.08.2012 № 36/12, квалифицированному по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данное деяние влечет в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 23.1 КоАП РФ Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч.6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно п.70 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 6 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса;
В соответствии с п.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.05.2010 N 210, Инспекция государственного строительного надзора Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим государственный строительный надзор в области градостроительной деятельности и государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Следовательно, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В силу п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется, в частности, при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 названного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией. Предметом государственного строительного надзора является проверка, в частности, соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Частью 6 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
В силу пункта 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Из содержания п. 14 Положения следует, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, в нарушение вышеприведенных норм закона Общество не устранило нарушения, указанные в предписании № 284/11-2 от 11.10.2011 в срок до 26.06.2012.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, при составлении которого физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).
Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46) предусмотрено, что административный орган в целях соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности должен принять необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В силу разъяснений, данных в п. 17. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судам при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя Общества, не извещенного надлежащим образом.
Из представленного Инспекцией отчёта о переданных факсах от 01.08.2012 по телефону с номером 266693 (согласно ЕГРЮЛ принадлежит ответчику) не усматривается, какой именно документ и по какому делу направлялся, был ли данный документ принят абонентом. Из данного отчета усматривается, что сведения передавались на одной странице, в то время как само уведомление №255/12 о явке для составления протокола об административном правонарушении состоит из 2 листов. Доказательств принятия уведомления о месте и времени составления протокола по данному номеру заявителем в судебном заседании представлено не было.
Кроме того, идентичный отчет представлен Инспекцией и в материалы дела №А78-6618/2012 в доказательства подтверждения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении за нарушение выданного Инспекцией предписания от 25 мая 2012 года №80/12 -1.
Также заявителем представлен отчет о передаче факса по номеру 411673 от 01.08.2012. Из представленного Обществом договора №5088 от 26.10.2006 на предоставление услуг электросвязи юридическому лицу следует, что телефон с номером 411673 принадлежит ЗАО «Мостоотряд». Данный номер телефона не указан также и в выписке из ЕГРЮЛ Общества, в отличие от телефона с номером 266693. Следовательно, отправление отчета об отправке факса, без указания какой именно документ и по какому делу направлялся по номеру, не принадлежащему ответчику, также не может служить подтверждением уведомления Общества о времени и месте рассмотрения дела.
Из представленного Инспекции сообщения ОАО «Ростелеком» от 20.09.2012 №03-01-04/7015 следует, что отсутствует возможность подтвердить факт получения/неполучения Обществом факсимильных сообщений. Кроме того, из представленной детализации исходящих сообщений усматривается, что указанное в нем время не соответствует времени указанному Инспекцией в отчетах об отправке факсов.
Довод Инспекции о том, что телефон с номером 411673 принадлежит Обществу, так как он указывался в других документах, например договоре строительного подряда №2 от 27.05.2011, сам по себе не может свидетельствовать о принадлежности его Обществу, поскольку, как отмечалось выше, он отсутствует в выписке из ЕГРЮЛ, а также отсутствуют договора об указании услуг связи Обществу с передачей ему указанного номера телефона.
Иных доказательств надлежащего уведомления Общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении Обществом в судебном разбирательстве не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что Общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что является существенным нарушением процедуры привлечения Общества к административной ответственности, и в соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении Общества к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В заявленном Инспекцией государственного строительного надзора Забайкальского края требовании о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Строймост», зарегистрированное по адресу: Забайкальский край, пгт.Агинское, ул.Ленина, д.75, ОГРН <***>, ИНН <***>, к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней.
Судья Д.С. Горкин