ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6665/17 от 16.11.2017 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-6665/2017

23 ноября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2017 года

Решение изготовлено в полном объёме 23 ноября 2017 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Е.В. Гончарук

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Е.В. Бондаревой

рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц – связи дело по иску

Алтайской региональной общественной организации авиационно-спортивный клуб "Лидер" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к

1) Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>),

2) Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)

3) Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации

о признании незаконными отказы уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации ФГКУ «Сибирское ТУИО» от 04.04.2017 за 141/5/5/5272, министерства обороны Российской Федерации от 27.04.2017 за 141/132495 в предоставлении АРОО АСК «Лидер» земельного участка с кадастровым номером 22:16:020010:23, расположенного по адресу: Алтайский край, Калманский район, 120 м севернее с.Новороманово, площадью 338,029 га, являющегося неотъемлемой частью бывшего Аэродрома «Панфилово», в безвозмездное пользование, об обязании Министерства обороны Российской Федерации (его уполномоченный орган) принять решение о предоставлении АРОО АСК «Лидер» земельного участка с кадастровым номером 22:16:020010:23, расположенного по адресу: Алтайский край, Калманский район, 120 м севернее с. Новороманово, площадью 338,029 га, являющегося неотъемлемой частью бывшего Аэродрома «Панфилово», в безвозмездное пользование

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 представителя по доверенности от 01.01.2017;

от ответчика 1 – ФИО2, представителя по доверенности от 02.03.2017;

от ответчика 2 – ФИО2, представителя по доверенности от 06.04.2017;

от ответчика 3 – представитель не явился, извещен.

Алтайская региональная общественная организация авиационно-спортивный клуб "Лидер" (далее истец, АРОО АСК «Лидер») обратилась в суд с требованием уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ и принятым судом к рассмотрению к федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ответчик 1, ФГКУ «Сибирское ТУИО»), к Министерству обороны Российской Федерации (далее ответчик 2, Минобороны России) к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее ответчик 3, Департамент) о признании незаконными отказы уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации ФГКУ «Сибирское ТУИО» от 04.04.2017 за 141/5/5/5272, министерства обороны Российской Федерации от 27.04.2017 за 141/132495 в предоставлении АРОО АСК «Лидер» земельного участка с кадастровым номером 22:16:020010:23, расположенного по адресу: Алтайский край, Калманский район, 120 м севернее с.Новороманово, площадью 338,029 га, являющегося неотъемлемой частью бывшего Аэродрома «Панфилово», в безвозмездное пользование, об обязании Министерства обороны Российской Федерации (его уполномоченный орган) принять решение о предоставлении АРОО АСК «Лидер» земельного участка с кадастровым номером 22:16:020010:23, расположенного по адресу: Алтайский край, Калманский район, 120 м севернее с. Новороманово, площадью 338,029 га, являющегося неотъемлемой частью бывшего Аэродрома «Панфилово», в безвозмездное пользование.

Ответчик 3 явку в судебное заседание не обеспечил.

В ходе судебного разбирательства истец неоднократно заявлял ходатайства об истребовании документов.

Ответчики являются стороной по делу, и поскольку истец не представил мотивированного обоснования не возможности поучения документов, суд в удовлетворении ходатайство об истребовании доказательства по делу в порядке ч.4 ст.66 АПК РФ отказал.

В процессе судебного разбирательства истец заявил устное ходатайство о снятии с рассмотрения суда ходатайства об объединении дел А78-15043/2016 и А78-6665/2016, суд протокольным определением от 07.08.2017 заявление удовлетворил и снял с рассмотрения ходатайство об объединении дел.

Суд по ходатайству истца привлек в качестве ответчика Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Доводы ответчика 2 об исключении из числа лиц участвующих в деле Департамента, суд полагает несостоятельными, поскольку в соответствии с положения арбитражного процессуального законодательства круг лиц которые, по мнению истца, нарушили его права и законные интересы относится к правам истца и возможности для истца определить лиц в качестве ответчиков по своим требования. Учитывая изложенное суд определил отказать в исключении из числа лиц участвующих в деле.

Определением суда от 26.10.2017 в удовлетворении ходатайства ответчика 2 о передачи дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы отказано.

Протокольным определением от16.11.2017 суд отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании.

Представитель истца требования поддержал в полном объеме по основания изложенным в иске и дополнении к нему, позицию ответчиков полагает несостоятельной.

Представитель ответчиков 1, 2 требования не признал по мотивам отзыва и дополнении к нему.

Ответчик 3 пояснения не представил.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав документы и оценив доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

Земельный участок с кадастровым номером 22:16:020010:23 площадью 3380290 кв.м., находит в собственности Российской Федерации.

В соответствии с свидетельством о государственной регистрации прав от 08.04.2013 серии 22АТ 589187 на земельный участок с кадастровым номером 22:16:020010:23, площадью 3380290 кв.м., назначение - промыш., энергетик., трансп., связи, радиовещ., телевид., информат., земли для обесп. косм. – для эксплуатации аэродрома расположенный по адресу: Алтайский край, Калманский район, 120 м севернее с.Новороманово зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Сибирское ТУИО» (л.д.74 т.1).

Письмом ФГКУ «Сибирское ТУИО» от 04.04.2017 №141/5/5/5272 истцу отказано в заключении договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 22:16:020010:23 (л.д.17 т.1).

Письмом заместителя директора Департамента от 27.04.2017 №141/13495 истцу сообщено о приятии Департаментом решения о предоставлении в установленном прядке на праве безвозмездного пользования земельного участка с кадастровым номером 22:16:020010:23 (л.д.6 т.2).

Истец мотивирует иск незаконностью отказа в предоставлении указанного земельного участка, и просит обязать ответчиков принять решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.

По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений, определив при этом, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, какие законы и иные нормативные правовые акты подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.

Суд в ходе судебного процесса предлагал уточнить требования, представить нормативно-правовое обоснование требовании, возражении на доводы лиц участвующих в деле.

По своей правовой природе волеизъявление истца направлено на обязание ответчиков в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно положениям главы 36 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), в безвозмездное временное пользование может быть передана вещь, в том числе и по договору безвозмездного пользования.

Положения Земельного кодекса РФ регламентируют порядок предоставления земельного участка в собственность, в аренду, в безвозмездное пользование и иное пользование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2006 N 176 утверждены Правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

Правила №176 определяют условия передачи из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности земельных участков, временно не используемых для указанных нужд (далее - земельные участки), юридическим лицам и гражданам в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не связанного со строительством (за исключением строительства временных сооружений), без изменения их целевого назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами №176 юридическое лицо или гражданин, заинтересованные в получении земельного участка (далее - заявитель), направляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (в его территориальный орган по месту нахождения земельного участка), в отношении земельного участка из состава земель, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, - в Министерство обороны Российской Федерации (его уполномоченный орган) заявление, в котором указывают цель использования земельного участка, местоположение, а также испрашиваемое право на землю (далее - заявление).

Истец ссылается на то, что обращался в уполномоченные органы Минобороны России для рассмотрения вопроса о предоставлении указанного земельного участка.

Письмом ФГКУ «Сибирское ТУИО» от 04.04.2017 №141/5/5/5272 истцу отказано в заключении договора безвозмездного пользования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1369 утверждены "Правила утверждения перечня земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений").

Правила №1369 устанавливают порядок утверждения перечня земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд (далее - перечень), в целях предоставления указанных земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений. Перечни формируются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, владеющие земельными участками, предоставленными для нужд обороны и безопасности и временно не используемыми для указанных нужд (далее - федеральные органы исполнительной власти), в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил.

В соответствии с Правилами №1369 включение земельного участка в перечень допускается в случае, если его использование в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, не будет препятствовать безопасному и бесперебойному функционированию объектов, предназначенных для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства, расположенных в границах такого земельного участка либо на прилегающих к нему земельных участках.

Исключение земельных участков из перечня допускается в случае необходимости использования земельного участка для нужд обороны страны и безопасности государства либо невозможности использования в дальнейшем земельного участка, включенного в перечень, без нарушения безопасного и бесперебойного функционирования объектов, предназначенных для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства, расположенных в границах такого земельного участка либо на прилегающих к нему земельных участках. Утвержденный перечень подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок с даты его утверждения.

Федеральный орган исполнительной власти, утвердивший перечень, за исключением Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, направляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвержденный перечень.

Из материалов дела следует, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1871 ФГКУ «Барнаульская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России реорганизована путем присоединения к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, которому передано имущество Барнаульской КЭЧ по акту приема – передачи от 01.04.2011г.

Как следует из передаточного акта от 01.04.2011 п.17 в составе имущества передан земельный участок с кадастровым номером 22:16:020010:23, площадью 3380290 кв.м. с назначением – земли промыш., энергетик., трансп., связи, радиовещ., телевид., информат., земли для обесп. косм. – для эксплуатации аэродрома расположенный по адресу: Алтайский край, Калманский район, 120 м севернее с.Новороманово.

На земельный участок с кадастровым номером 22:16:020010:23, площадью 3380290 кв.м. зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Сибирское ТУИО».

Из писем ответчика 1 (от 08.05.2014г., от 01.10.2014г.) следует, что на земельном участке площадью 3380290 кв.м. с кадастровым номером 232:16:020010:23 расположен имущественный комплекс аэродрома «Панфилово».

Представитель ответчиков пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 22:16:020010:0023 планируется использовать в интересах Вооруженных Сил РФ, решение о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером 22:16:020010:23 не принималось, и в настоящее время данный земельный участок исключен из перечня временно неиспользуемых земельных участков, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.2006г.

Доводы истца о том, что земельный участок с кадастровым номером 22:16:020010:23 исключен из состава и дальнейшее его использование, в том числе в составе аэродрома «Панфилово» не планируется со ссылками на письмо Главнокомандующего Воздушно-Космическими силами от 05.05.2017, опровергается письменными пояснениями Минобороны России.

Доказательства наличия договорных отношений по предоставлению в безвозмездное временное пользование земельного участка с кадастровым номером 22:16:020010:23 расположенного по адресу: Алтайский край, Калманский район, 120 м севернее с.Новороманово, площадью 338,029 га, являющегося неотъемлемой частью аэродрома «Панфилово» в материалы дела не представлены.

Распоряжением Правительства РФ от 16.08.2017 года №1743-р в перечень аэродромов совместного базирования РФ включен аэродром «Панфилово».

Арбитражным судом Забайкальского края от 09.08.2017 по делу А78-15043/2016 принято решение об обязании Алтайской региональной общественной организации Авиационно-спортивный клуб "Лидер" возвратить Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по акту приема-передачи объект- Аэродром «Панфилово» общей площадью 3380290 кв.м., расположенной по адресу: Алтайский край, Калманский район, 120 м севернее с. Новороманово. Решение суда от 09.08.2017 по делу А78-15043/2016 вступило в законную силу.

Иные документы/доказательства не представлены.

Судом не установлены правовые основаниям удовлетворения требовании к ответчикам, истцом иное не доказано.

Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (ч. 3 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

В силу ч. 1, 2 ст. 65, ч. 1 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (ч. 4, 5 ст. 71 Кодекса).

Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при указанных обстоятельствах, суд считает требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Размер государственной пошлины по требованиям неимущественного характера составляет 6 000 руб.

Истец в подтверждение уплат госпошлины представил оригинал чека-ордера от 11.05.2017 (операция 173) на сумму 3 000 руб.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Взыскать с Алтайской региональной общественной организации авиационно-спортивный клуб "Лидер" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья Е.В. Гончарук