ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6713/07 от 27.02.2008 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ        

672000, г. Чита, ул. Выставочная 6

www. chita. arbitr.ru; E-mail: info @ arbitr.chita.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита                                                                                                           Дело № А78-6713/2007

                                                                                                                                            С1-3/293

« 29 » февраля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля  2008 года.

Полный текст решения изготовлен  29 февраля 2008 года.

Арбитражный суд Читинской области в составе судьи  Шеретеко  Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальченко О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании  дело по иску

Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области

к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»  

третье лицо- Управление Федеральной регистрационной службы по Читинской области и АБАО

о признании права собственности

по заявлению третьего лица с самостоятельными требованиями  Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки»

о признании права оперативного управления

     при участии:

от истца – ФИО1, представитель по доверенности от 29.08.07г.

от ответчика– Хачатурян Л.Т., представитель по доверенности от 20.12.07г.

от третьего лица - ФИО2, представитель по доверенности от 05.12.07г.

от третьего лица с самостоятельными требованиями –ФИО3, представитель по доверенности от 20.02.08г.

   Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области  обратилось с требованием к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Забайкальской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Читинского отделения Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» и Управлению Федеральной регистрационной службы по Читинской области и АБАО о прекращении права собственности ОАО «РЖД» на здание экспертов площадью 183,4 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

    Истец в соответствии ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования и заявил требование о признании права собственности Российской Федерации на здание экспертов площадью 183,4 кв.м., расположенное по адресу: <...> и о прекращении права собственности ОАО «Российские железные дороги» на здание экспертов площадью 183,4 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

    Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области  заявило отказ от исковых требований к Управлению Федеральной регистрационной службы по Читинской области и АБАО.

    Определением суда  от 07.02.08 г. производство по иску к Управлению Федеральной регистрационной службы по Читинской области и АБАО прекращено.

    Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Читинской области и АБАО.

    Определением суда от 15.02.08 г. судом принято к производству заявление третьего лица Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» с самостоятельными требованиями относительно предмета спора  о признании права оперативного управления на здание экспертов, расположенное по адресу: <...>.

    В судебном заседании истец в соответствии ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования и заявил требование о признании права собственности Российской Федерации на здание экспертов площадью 183,4 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

    Уточненные требования истца приняты судом к рассмотрению в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.03г. №29-ФЗ при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта в составе имущественного комплекса ФГУП «Забайкальская железная дорога» в уставный капитал ОАО «РЖД» было передано находящееся на балансе железной дороги здание экспертов на ст.Забайкальск, инвентарный номер 10174, остаточной стоимостью 0 руб.  С 1985г. данное здание было предоставлено экспертам пограничного хлебоинспекционного пункта, затем территориальному подразделению Росгосхлебинспекции, осуществляющего государственный контроль за качеством зерна, поступающего из КНР. На основании Постановления Правительства РФ от 04.08.05г. №491 «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна» приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.08.05г. №245 проведена реорганизация Управления Росгосхлебинспекции по Читинской области, Агинскому Бурятскому автономному округу путем присоединения к Федеральному государственному учреждению «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки». На момент приватизации имущества железнодорожного транспорта, данное помещение находилось в федеральной собственности и было закреплено собственником за территориальным подразделением Росгосхлебинспекции, поэтому при создании акционерному обществу фактически в пользование не передавалось. В соответствии с приложением №1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1 и п.2.1.6 Государственной программы приватизации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993г. учреждения, финансирование которых более чем на 50 процентов осуществляется за счет бюджета Российской Федерации, отнесены исключительно к объектам федеральной собственности и их приватизация запрещена. Кроме того, вступившим в законную силу решением арбитражного суда №А78-1204/2007 С1-3/73 установлено, что отдельно стоящее  здание экспертов 1952г. постройки площадью 183,4 кв.м., расположенное по адресу: <...>, является исключительно федеральной собственностью, не подлежащей приватизации. В связи с чем истец на основании разд.2 п.2 приложения №1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1 просит признать право собственности Российской Федерации на здание экспертов площадью 183,4 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

    В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала, суду пояснила, что на основании Федерального закона №29-ФЗ от 27.02.03г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», постановления Правительства РФ от 18.09.03г. №585 «О создании ОАО «Российские железные дороги» все права и обязанности по обязательствам ФГУП «Забайкальская железная дорога» перешли ОАО «Российские железные дороги». В силу ст.4 ФЗ №29-ФЗ от 27.02.03г. уставный капитал единого хозяйствующего субъекта сформирован путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, а также прогнозный план приватизации федерального имущества утверждены Правительством РФ. Данное положение закреплено и утверждено распоряжением Правительства РФ от 11.08.03г. №1111-р. Право собственности у ОАО «РЖД» на приобретенное помещение – здание экспертов возникло с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Основанием для регистрации права явился сводный акт от 30.09.03г. К объекту права относится сооружение – комплекс №1 Забайкальской дистанции гражданских сооружений, куда вошло  здание экспертов под №34. В связи с чем оснований для признания права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество не имеется.

    В судебном заседании представитель ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» поддержала самостоятельные требования о признании права оперативного управления на здание экспертов площадью 183,4 кв.м., расположенное по адресу: <...>, пояснив, что с 1985 г. спорное здание было предоставлено экспертам хлебоинспекционного пункта, затем территориальному подразделению Росгосхлебинспекции, осуществляющего государственный контроль за качеством зерна. На основании постановления Правительства РФ от 04.08.05г. №491 «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна» приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.08.05г. №245 проведена реорганизация Управления Росгосхлебинспекции по Читинской области и АБАО путем присоединения к ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки». В связи с чем на момент приватизации имущества железнодорожного транспорта спорное здание находилось в государственной собственности и было закреплено собственником за территориальным подразделением Росгосхлебинспекции, поэтому при создании ОАО «РЖД» фактически в пользование не передавалось. Согласно п.1 ст.299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества.

    Представитель истца в судебном заседании пояснила, что  собственник не возражает против признания права оперативного управления на здание экспертов  за  ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», в пользовании которого оно находится.

   Представитель ОАО  «Российские железные дороги» суду пояснила, что самостоятельные требования третьего лица ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» о признании права оперативного управления на здание экспертов не подлежат удовлетворению, поскольку  право собственности ОАО «РЖД» на спорное здание возникло с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании сводного передаточного акта от 30.09.03г.

     Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил:

     В соответствии с Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.03 г. №29-ФЗ при приватизации  имущества федерального железнодорожного транспорта в составе имущественного комплекса  ФГУП «Забайкальская железная дорога»  в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» согласно утвержденного распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 г. №4557-р\6-р\884р сводного передаточного акта  и приложения к нему №869  было передано находящееся на балансе железной дороги здание экспертов на станции Забайкальск, инвентарный номер 10174, остаточной стоимостью 0 руб.

     Здание экспертов на станции Забайкальск было включено в Комплекс №1 Забайкальской дистанции гражданских сооружений, на который зарегистрировано право собственности ОАО «РЖД» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним  11 марта  2004 г., регистрационный номер 75-01\06-153\2003-11.

     Как установлено судом, в 1985 году был организован  пограничный хлебоинспекционный пункт на пограничной станции Забайкальск для обеспечения оценки качества импортного зерна, поступающего из Китая. С 1985 года спорное  здание было предоставлено  экспертам пограничного  хлебоинспекционного  пункта, затем территориальному  подразделению Росгосхлебинспекции, осуществляющего  государственный контроль за качеством зерна, поступающего из КНР.  

     На основании Постановления Правительства РФ от 04.08.05 г. №491  «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна»   приказом  Федеральной службы по ветеринарному и  фитосанитарному надзору  от 15.08.05 г. №245 проведена реорганизация  Управления  Росгосхлебинспекции по Читинской области, Агинскому Бурятскому автономному округу путем присоединения к Федеральному государственному учреждению «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки».

     Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от  31.08.2007 г. по делу №А78-1204\2007-С1-3\72 с участием  сторон установлено, что на момент приватизации имущества железнодорожного транспорта, здание экспертов находилось в государственной собственности и было закреплено собственником за территориальным подразделением  Росгосхлебинспекции, поэтому при создании акционерному обществу фактически в пользование не передавалось.

     В соответствии с приложением № 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 и пунктов 2.1.6, 2.1.9 Государственной программы приватизации государственных  и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. в редакции от  27.04.2007 г. предприятия, организации санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации, ветеринарной службы, службы защиты растений, а также учреждения, финансирование которых  более чем на 50 процентов осуществляется за счет бюджета Российской Федерации, отнесены исключительно к  объектам федеральной собственности и их приватизация запрещена. 

     В данном случае  спорное здание экспертов используется  с 1985 года в деятельности федерального учреждения- Управления Росхлебинспекции, реорганизованного в ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», финансируемого из федерального бюджета. Поэтому  здание экспертов в силу указанных правовых норм является исключительно федеральной собственностью, не подлежащей приватизации.

     Поскольку приватизация помещений, занимаемых  учреждением Россельхознадзора, была запрещена, сделка по отчуждению спорного помещения в собственность Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является незаконной.

     Установленные решением арбитражного суда от  31.08.2007 г. по делу №А78-1204\2007-С1-3\72  обстоятельства  в соответствии со ст.69 Арбитражного процессуального кодекса РФ не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении данного дела, в котором участвуют те же лица.

     В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Имущество федерального железнодорожного транспорта- это имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении  федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ст.2 Закона).

     Из материалов дела следует, что на момент приватизации  спорное здание экспертов находилось в ведении федерального учреждения. Сам факт того, что здание экспертов значилось на балансе ГУП «Забайкальская железная дорога», не является основанием  для  признания его имуществом  федерального железнодорожного транспорта, подлежащего передаче  в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, поскольку оно выбыло  из владения в 1985 году.

     При  изложенных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению на основании ст.12 Гражданского кодекса РФ.

     Согласно ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления и осуществляет права в отношении данного имущества в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

    На основании п.1 ст.299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления имуществом,  в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения  с момента передачи имущества.

     Согласно  п.1.3 Устава Федерального государственного учреждения  «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки»  имущество учреждения находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления.

     Пунктом 3.1 Положения о  Читинском филиале ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки»  филиал создан в целях реализации единой государственной политики в области повышения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства

     В данном случае федеральное учреждение фактически владеет спорным зданием экспертов и использует его в целях организации государственного контроля  за безопасностью и качеством зерна при ввозе из Китая   на территорию РФ.

     Собственник  имущества в лице Территориального управления ФАУФИ по Читинской области не возражает против требований федерального учреждения о признании права оперативного управления на спорное здание экспертов.

    С учетом изложенного самостоятельные требования ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» о признании права оперативного управления на здание экспертов подлежат удовлетворению на основании ст.  296,299 Гражданского кодекса РФ.

     Госпошлина по иску и по заявлению третьего лица относится на ответчика по правилам ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

     Руководствуясь ст. 110,167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                             Р Е Ш И Л:

     Признать право собственности Российской Федерации  на здание экспертов площадью 183,4 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

     Требования Федерального  государственного учреждения  «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» удовлетворить.

     Признать право оперативного управления  Федерального  государственного учреждения  «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» на здание экспертов площадью 183,4 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

     Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Федерального государственного учреждения  «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» расходы по госпошлине 2000 руб.

     Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход федерального бюджета  госпошлину в размере 2000 руб.

     На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок в Четвертый арбитражный апелляционной суд.

Судья                                                                                                                Шеретеко  Н.Ю.