ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6713/20 от 14.09.2021 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело № А78-6713/2020

21 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена  14 сентября 2021года

Решение изготовлено в полном объёме 21 сентября 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи  Е. А. Бронниковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Д. А. Сорокиной, рассмотрел в открытом судебном заседании делопо исковому заявлению Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю

к краевому государственному учреждению "Читинская база авиационной охраны лесов"

о взыскании в доход федерального бюджета Российской Федерации ущерба в размере        9 801 333,85 руб.,

при привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов,  Министерства финансов Забайкальского края,

при участии в судебном заседании:

от истца – Дума О.А., представителя по доверенности от  11.01.2021;

от ответчика – Булычёвой Е.Г., представителя по доверенности от 18.05.2021;

от Министерства финансов Забайкальского края – не было, извещено,

от Министерства природных ресурсов Забайкальского края – Шагдарова Б.Б., представителя по доверенности № 26 от 05.04.2021.

установил, что Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю обратилось в суд с иском к  краевому государственному учреждению "Читинская база авиационной охраны лесов"  о взыскании в доход федерального бюджета Российской Федерации ущерба в размере   9 801 333,85 руб.

            В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.  

            В судебном заседании представители ответчика и Министерства природных ресурсов Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований просили отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю  (далее – УФК по Забайкальскому краю) зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ  25.12.2008 за ОГРН  1087536010825, ИНН 7536098079, адрес Забайкальский край, г. Чита, ул. Профсоюзная, 17.

Краевое государственное учреждение «Читинская база авиационной охраны лесов»   зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ  02.02.2007 за ОГРН 1077536003423, ИНН 7536078308, адрес: 672038 Забайкальский край, г. Чита, ул. Геодезическая, д. 46.

На основании приказа УФК по Забайкальскому краю от 12.09.2018 № 627-о в отношении  КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» проведена плановая выездная проверка за 2017 год  на предмет использования средств федерального бюджета, предоставленных на осуществление отдельных полномочий в области  лесных отношений.

По результатам проверки составлен акт от 15.10.2018 (т. 1 л.д. 116-143).

Учреждению 27.11.2018 выставлено предписание № 18-2/23 (т. 1 л.д. 75-80).

Учитывая, что ответчиком требования предписания в полном объеме не исполнены, УФК по Забайкальскому краю обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции проверяемого периода предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1 статьи 265 БК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля, в том числе в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты (пункт 2 статьи 266.1).

В силу статьи 267.1 БК РФ одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка, под которой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью, в том числе Федерального казначейства.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703 (далее - Положение о Федеральном казначействе) Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим, в том числе, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктом 3 статьи 166.1 БК РФ установлено, что Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Подпунктом 5.15 (1) Положения о Федеральном казначействе установлено, что Федеральное казначейство в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (абзацы второй и третий пункта 2 статьи 269.2 БК РФ).

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (абзац первый пункта 2 статьи 269.2 БК РФ).

Во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ Постановлением Правительства №1092 от 28.11.2013 утверждены Правила, определяющие порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (в редакции, действовавшей в период проведения проверки и вынесения предписания) (далее - деятельность по контролю).

Деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок (пункт 3).

Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, который утверждается руководителем Федерального казначейства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (пункт 4).

Подпунктом "в" пункта 67 Правил №1092 установлено, что по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля возражений в письменной форме, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).

В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 Правил №1092 объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия.

Пунктом 68 Правил №1092 предусмотрено, что при осуществлении полномочий Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет, в том числе предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.

В силу пункта 75 Правил №1092 должностные лица, принимающие участие в контрольных мероприятиях, осуществляют контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний. В случае неисполнения представления и (или) предписания Федеральное казначейство (его территориальный орган) применяет к лицу, не исполнившему такое представление и (или) предписание, меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 76 Правил №1092 в случае неисполнения предписания о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет в суд исковое заявление о возмещении объектом контроля, должностными лицами которого допущено указанное нарушение, ущерба, причиненного Российской Федерации, и защищает в суде интересы Российской Федерации по этому иску.

Аналогичные положения содержатся в статье 270.2 БК РФ, согласно которой под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3).

Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 4).

Таким образом, УФК по Забайкальскому краю в пределах предоставленных ему полномочий проведена проверка, выставлено предписание и инициировано взыскание в судебном порядке сумм ущерба.

По существу  оснований для взыскания ущерба в порядке статьи 270.2 БК РФ суд приходит к следующим выводам. 

Как следует из материалов дела в 2017 году  между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и Краевым государственным учреждением «Читинская база авиационной охраны лесов»  заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственных работ от 13.01.2017 (т.1 л.д. 58-74).

Предметом соглашения является  определение порядка и условий предоставления Министерством учреждению субсидии из бюджета Забайкальского края на финансовое обеспечение выполнения государственного задания  на выполнение государственных работ.

С учетом дополнительных соглашений  к Соглашению  финансирование за счет средств федерального бюджета, предоставленных на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений в 2017 году, произведено в сумме 272 144 531,81 руб., в том числе: 207 122 041,81 руб. – субсидия на выполнение государственного задания., 65 022 490 руб. – субсидия на иные цели (в том числе погашение кредитной задолженности за тушение лесных пожаров в 2016 году).

В ходе проверки выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства: 

- в состав затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, включены не обоснованные расходы  на сумму 1 161 984,28 руб. (расходы, произведенные не на тушение лесных пожаров на землях лесного фонда, из них 1 064 011,56 руб. – расходы ГСМ по заправке воздушных судов на тушение лесных пожаров, 97 972,72 руб. – кассовые сборы в аэропорту),

- за счет средств из федерального бюджета неправомерно возмещены суточные за каждый день  нахождения в служебной командировке  на сумму 10 750 руб.,

- неправомерно начислен и выплачен повышенный районный коэффициент, начислены и перечислены страховые взносы в размере 8 628 599,57 руб.,

 - осуществлено отвлечение средств субсидии по выполнению государственного задания на возмещение работникам расходов, связанных со служебными командировками за   счет денежных средств  от приносящей доход деятельности на сумму 624 673 руб.

В части установленного нарушения на сумму 10 750 руб. по неправомерному возмещению   за счет средств из федерального бюджета суточных за каждый день  нахождения в служебной командировке суд приходит к следующему выводу.

В ходе выездной проверки УФК по Забайкальскому краю осуществлена выборочная проверка расчётов с подотчётными лицами, в части соблюдения требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки».

Проверкой установлено, что согласно данным бухгалтерской отчётности по состоянию на 1 января 2017 г. по расчётам с подотчётными лицами (по средствам федерального бюджета) числилась дебиторская задолженность в сумме 11 821,20 руб.

В соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства. Российской Федерации.

Разделом 111 Рекомендаций, утвержденных Письмом Минсельхоза РФ от 10.11.2009 № АС-05-54/7018  установлено, что расходами на тушение лесных
пожаров признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты,
произведенные исполнителем работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. оценка
которых выражена в денежной форме и которые произведены для осуществления деятельности по тушению лесных пожаров.                                                                              

За счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, принимаются к учету расходы,   связанные   с   обеспечением   гарантий,   установленных   трудовымзаконодательством, при направлении работников в служебные командировки.

При этом определено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Ф, работника, выполняющим работы по тушению лесных пожаров, осуществляется в размерах, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 установленный размер расходов на выплату суточных составляет 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке. 

Выборочной проверкой за февраль – март 2017 года установлены факты возмещения суточных за каждый день нахождения в служебной командировке в размере, превышающим установленный Постановлением Правительства РФ № 729 (т. 2 л.д. 117-182). В ходе проверки казначейством произведен расчет неправомерно возмещенных суточных  в разрезе авансовых отчетов (т. 2 л.д. 117-129). Данный расчет учреждением не оспорен.

В связи с чем, КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» в 2017 году в нарушение  вышеуказанных норма неправомерно возмещены за счёт средств из федерального бюджета суточные за каждый день нахождения в служебной командировке на общую сумму 10 750,00 руб.

В части установленного нарушения на сумму 8 628 599,57 руб. (из которых: 6 627 188,61 руб. – районный коэффициент, 2 001 410,96 руб. – страховые взносы)  по неправомерно начисленному и выплаченному повышенному районному коэффициент,  с учетом страховых взносов  суд приходит к следующему выводу.

Проверкой правильности установления районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Забайкальском крае  проверкой выявлено следующее.

Работникам учреждения районный коэффициент рассчитывался и выплачивался в соответствии с Законом Забайкальского края от 26 сентября 2008 г. № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» в следующих размерах: в размере 50% (муниципальные районы: Могочинский райн, Тунгиро-Олекминский район, Тунгокоченский район, Чернышевский район), 70% (муниципальный район Каларский район), 40% остальные районы и городские округа.

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер и порядок выплаты районного коэффициента к заработной плате устанавливаются федеральным законодательством. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Согласно постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСИС от 20 ноября 1967 г. №512/п-28 на территории Забайкальского края установлен районный коэффициент к заработной плате 1,2, на территории Каларского, Тунгиро-Олекминского, Тунгокоченского районов -1,3.

Сумма начисленного и выплаченного районного коэффициента за счет средств из федерального бюджета, предоставленных на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений составила 13 406 445,35 руб. Следовало начислить и выплатить районный коэффициент работникам Учреждения в сумме 6 779 256,74 руб. (т. 3 л.д. 1-12).

В связи с чем, в нарушение статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. №512/п-28 Краевым государственным учреждением «Читинская база авиационной охраны лесов» в 2017 г. неправомерно начислен и выплачен повышенный районный коэффициент в сумме   6 627 188,61   руб.,   начислены   и   перечислены   страховые   взносы   в государственные внебюджетные фонды на сумму 2 001 410,96 руб.

В части нарушения по осуществлению учреждением  отвлечения средств субсидии по выполнению государственного задания на возмещение работникам расходов, связанных со служебными командировками за   счет денежных средств  от приносящей доход деятельности на сумму 624 673 руб. суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Планом ФХД Учреждением по коду бюджетной классификации Российской Федерации 212 «Социальные и иные выплаты населению» на возмещение работникам (сотрудникам) расходов, связанных со служебными командировками запланировано финансирование в объеме 2 743 858,00 руб., в том числе: за счет средств от приносящей доход деятельности в объеме 285 499,00 руб.

Согласно Отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (собственные доходы учреждения) (ф. 0503737) фактические расходы Учреждения на возмещение работникам (сотрудникам) расходов, связанных со служебными командировками составили 9 691,00 руб.

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде фактически в кассу Учреждения средства от приносящей доход деятельности (КФО 2) поступили в сумме 25 899,00 руб. Однако, в течение 2017 года учреждением осуществлялись кассовые операции по выдаче наличных денег от приносящей доход деятельности (КФО 2) в сумме 650 572,00 руб., в том числе: 9 300,00 руб. - выплата ко дню пожилого человека, 6 908,00 руб. - на хозяйственные расходы, 634 364,00 руб. - на возмещение работникам (сотрудникам) расходов, связанных со служебными командировками за счет денежных средств, а также были проведены кассовые операции по оприходованию средств субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4) в виде средств от приносящей доход деятельности (КФО 2) в сумме 624 673,00 руб. (650 572,00 руб. - 25 899,00 руб.).

Согласно пояснительной главного бухгалтера О.В. Толокновой от 01.10.2018 во избежание социальной напряженности в коллективе денежные средства по расходным операциям за период с 16 октября 2017 года  по 6 декабря 2017 года  были произведены за счет средств государственного задания. Средства от приносящей доход деятельности отсутствовали по причине образования дебиторской задолженности КГСАУ «Забайкаллесхоз» за выполненные работы по тушению лесных пожаров в наземной зоне охраны за 2017 г. (решение суда Дело №А78-5908/2018 от 27 августа 2018 г.). При поступлении средств в погашение задолженности за 2017 год данная сумма будет восстановлена из средств приносящей доход деятельности.

Таким образом, учреждением осуществлено отвлечение средств субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4) в сумме 624 673,00 руб. на возмещение работникам (сотрудникам) расходов, связанных со служебными командировками за счет денежных средств от приносящей доход деятельности (КФО 2).

В  нарушение Государственного задания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг., Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. Краевым государственным учреждением «Читинская база авиационной охраны лесов» в 2017 г. осуществлено отвлечение средств субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4) в сумме 624 673,00 руб. на возмещение работникам (сотрудникам) расходов, связанных со служебными командировками за счет денежных средств от приносящей доход деятельности (КФО 2).

В части нарушения по включению  в состав затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета расходов  на сумму 1 161 984,28 руб. (1 064 011,56 руб. – расходы ГСМ по заправке воздушных судов на тушение лесных пожаров, 97 972,72 руб. – кассовые сборы в аэропорту) суд приходит к следующим выводам.

В  ходе проверки правомерности формирования затрат на тушение лесных пожаров, финансируемых за счет средств из федерального бюджета, предоставленных на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, казначейством  установлены следующие обстоятельства.

Согласно данным Сводного реестра лесных пожаров и затрат на их ликвидацию с начала пожароопасного сезона на территории Забайкальского края за 2017 г. в авиационной зоне охраны леса зарегистрировано 246 лесных пожаров на общей площади 237 482 га (в том числе нелесная площадь 6 933 га).

Первый пожар в авиационной зоне охраны лесов зарегистрирован 31 марта 2017 г., последний пожар ликвидирован 14 августа 2017 г.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 837.

В целях контроля за использованием субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета письмом от 10 ноября 2009 г. № АС-05-54/7018 Федеральным агентством лесного хозяйства разработаны для руководства в работе Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений  (далее Рекомендации).

Пунктом 3.6.3 Рекомендаций установлено, что к расходам относится фактическая себестоимость (фактическая стоимость), по которой списаны горюче-смазочные материалы всех видов, фактически израсходованных при проведении работ по тушению лесных пожаров.

Приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края № 389 от 20.03.2017 (т. 3 л.д. 34)  предусмотрено, что заправка воздушных судов МЧС авиатопливом производится за счет средств Забайкальского края.

Проверкой установлено, что выполнение работ по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края в 2017 году осуществлялось учреждением самостоятельно, а также путем привлечения сторонних организаций.

На тушение лесных пожаров в Забайкальском крае привлекались воздушные судна других регионов. Учреждением произведены расходы по заправке воздушных судов БЕ-200, осуществлявших перелёты между регионами Российской Федерации:

Борт № 31370  (владелец - МЧ ФГБУ Хабаровский АСЦ)  осуществлял перелеты:

-  Чита-Нерюнгри. Заявка на полёт от 3 мая 2017 г. № 814. Требование № 0003664 от 30 апреля 2017 г. на 2284 кг. (включено в затраты на тушение лесного пожара в наземной зоне № 56 Карымского лесничества, Дарасунского участкового лесничества на сумму 108 535,68 руб.) (т. 3 л.д. 35-37),

-  Чита-Хабаровск. Заявка на полёт от 10 июля 2017 г. Требование № 0004503 от 29 июня 2017 г. на 1670,5 кг, Требование № 0004506 от 1 июля 2017 г. на 8321. кг, Требование № 0004508 от 1.0 июля 2017 г. на 1997 кг. (включено в затраты па тушение лесного пожара в наземной зоне № 55 Балейского лесничества, Талангуйского участкового лесничества на сумму 529 341,33 руб.) (т. 3 л.д. 44-48).

Борт № 31130 (владелец - МЧС РФ г. Красноярск) осуществлял перелеты:

-  Чита - Красноярск. Заявка на полёт от 27 июня 2017 г. Требование № 0023018 от 27 июня 2017 г. на 1678 кг. (включено в затраты на тушение лесного пожара в наземной зоне № 127 Хилокского лесничества, Линёвоозёрского участкового лесничества на сумму 71 734,50 руб.) (т. 3 л.д. 38-40),

- Красноярск-Чита. Заявка на полёт от 25 июля 2017 г. Требование № 003381 от 25 июля 2017 г. на 4675 кг. (включено в затраты на тушение лесного пожара в наземной зоне № 55 Балейского лесничества, Талангуйского участкового лесничества на сумму 218 088,75 руб.) (т. 3 л.д. 41, 43),

-Чита - Красноярск. Заявка на полёт от 2 августа 2017 г. Требование № 003382 от 2 августа 2017 г, на 2922 кг, (включено в затраты на тушение лесного пожара в наземной зоне № 55 Балейского лесничества, Талангуйского участкового лесничества на сумму 136 311,30 руб.) (т. 3 л.д. 41, 42).

Истец считает, что с учетом Приказа Министерства природных ресурсов Забайкальского края № 389 от 20.03.2017 (т. 3 л.д. 34), пункта 3.6.2 раздела 3 Рекомендаций затраты на сумму 1 064 011,56 руб.  по заправке горючим  вышеуказанных бортов по маршрутам  должны производится за счет средств краевого бюджета.

Суд считает возможным не согласиться с УФК по Забайкальскому краю в данной части требований в связи со следующим.

Отношения в области тушения пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), регулируются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 24 Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации

Частью 1 статьи 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 названного Кодекса.

Охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров, а также защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

При этом, в силу части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837.

Постановлением Губернатора Забайкальского края № 32 от 26.06.2017 на территории Забайкальского края с 27.06.2017 введен режим чрезвычайной ситуации связи с большим количеством природных пожаров.

Пунктом 2.2.2 Рекомендаций предусмотрено, что к организационно-техническим мероприятиям, связанным с тушением лесных пожаров, относятся, в том числе: доставка людей и средств к месту тушения пожара и обратно (пешим путем, автомобильным, водным, воздушным транспортом).

Параграфом III Рекомендаций установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные исполнителем работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме и которые произведены для осуществления деятельности по тушению лесных пожаров.

При этом, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

К расходам на тушение лесных пожаров относятся транспортные расходы (п.4.3 Рекомендаций). К транспортным относятся расходы, связанные с эксплуатацией воздушных судов, водного транспорта, машин, тракторов и других механизмов и транспортных средств, использованных при тушении лесного пожара. Стоимость рассчитывается исходя из отработанных автомашино-смен (машино-часов), тракторо-смен (мото-часов), а также налета часов воздушных судов (самолетов, вертолетов). Стоимость подлежащих оплате услуг организаций, занятых в тушении лесных пожаров, определяется в соответствии с первичными документами по учету отработанного времени транспортом, а также калькуляциями стоимости транспортных услуг.

В расчет затрат на транспортные расходы при тушении лесного пожара включается: время работы транспортных средств при осуществлении работ по обследованию очага лесного пожара; время работы транспортных средств при доставке работников к месту лесного пожара и обратно, средств пожаротушения, горюче-смазочных материалов, воды, продуктов питания, таборного имущества и других грузов, используемых при тушении лесного пожара; время работы транспортных средств при выполнении работ по локализации очага лесного пожара, окарауливанию локализованного лесного пожара и его ликвидации; время нахождения транспортного средства в пути следования на пожар и обратно.

Также в расходы  на тушение лесных пожаров включаются расходы на горюче-смазочные материалы (п. 3.6.2 Рекомендаций). К расходам относится фактическая себестоимость (фактическая стоимость), по которой списаны горюче-смазочные материалы всех видов, фактически израсходованных при проведении работ по тушению лесных пожаров.

Суд считает, трактовка истцом пункта 3.6.2 Рекомендаций производится без учета всего комплекса мероприятий, который установлен п.2.2.2 Рекомендаций по организационно-техническим мероприятиям, связанным с тушением лесных пожаров, а также без учета параграфа 3 Рекомендаций.

Из изложенных норма, суд приходит к выводу, что деятельность по охране и тушению лесных пожаров является расходными обязательствами Российской Федерации и должны финансироваться за счет казны РФ; доставка воздушных бортов к месту тушения лесного пожара  и обратно, время нахождения транспортного средства в пути следования и обратно, а также расходы на горюче-смазочные материалы  относится к организационно-техническим мероприятиям, связанным с тушением лесных пожаров и являются расходами на тушение лесных пожаров.

В ходе проверки и проведения судебного разбирательства по арифметике расчетов у сторон разногласий не возникло, казначейство сам факт несения спорных расходов под сомнение не ставил. Истцом также не оспаривалось  тушение пожаров на землях лесного фонда.

При этом, довод истца о том, что предписание не обжаловалось, а потому подлежит взысканию в доход федерального бюджета ущерб в полном объеме, судом отклоняется, поскольку суд не связан правовыми основаниями заявленного требования. В силу части 1 статьи 133 и части 1 статьи 168 АПК РФ у суда имеются основания для самостоятельного определения норм права, подлежащих применению, а также характера правоотношений сторон.

Ссылка истца на Приказ Министерства природных ресурсов Забайкальского края № 389 от 20.03.2017 в части того, что заправка воздушных судов должна осуществляться за счет средств Забайкальского края судом не принимается, поскольку законодательством РФ установлено, что спорные затраты относятся к обязательствам федерального бюджета.

Кроме того, в материалы дела представлен на диске (т. 3) акт выездной проверки Федерального Агентства лесного хозяйства  от 26.04.2019 в части проверки расходования и учета средств федерального бюджета на тушение лесных пожаров в отношении Министерства природных ресурсов Забайкальского края (т. 3 л.д. 92-97, выкопировка). Из данного акта не следует о наличии выявленного нарушения.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что спорные расходы на сумму  1 064 011,56 руб. должны финансироваться за счет средств федерального бюджета, а потому в данной части требований казначейству следует отказать. 

В части  расходов на сумму 97 972,72 руб. по кассовым сборам (т. 4 л.д. 38-48)  в ходе судебного разбирательства от  сторон (ответчика и Минприроды) поступили пояснения согласно которым, данные затраты  представляют затраты в аэропортах временного базирования и являются расходными обязательствами Забайкальского края.

С учетом изложенного, требования УФК по Забайкальскому краю подлежат частичному удовлетворению.

Судебные расходы распределяются в порядке ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с краевого государственного учреждения "Читинская база авиационной охраны лесов" в доход федерального бюджета Российской Федерации ущерб в размере 8 737 322,29  руб.

В остальной части взыскания - отказать.

Взыскать с краевого государственного учреждения "Читинская база авиационной охраны лесов" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 64 190 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Е.А. Бронникова