АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-6800/2011
12 декабря 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2011 года
Решение изготовлено в полном объёме декабря 2011 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Сидоренко В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логуновой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью “Группа компаний РосИмпортКитай” (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Забайкальской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными отказов Забайкальской таможни в принятии таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами по декларациям на товары № 10617010/220611/0004772, № 10617010/230611/0004799 и № 10617013/270611/0000033, выраженных в решениях о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.07.2011 и 29.07.2011, и решений о корректировке таможенной стоимости товаров, выраженные в ДТС-2 № 10617010/220611/0004772, № 10617010/230611/0004799 и № 10617013/270611/0000033,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 – представителя общества с ограниченной ответственностью “Группа компаний РосИмпортКитай” по доверенности от 10.08.2011 № 4;
от Забайкальской таможни – ФИО2 – представителя по доверенности от 31.08.2011 – заместителя начальника правового отдела..
Общество с ограниченной ответственностью “Группа компаний РосИмпортКитай” (далее – ООО “ГК “РосИмпортКитай”” или общество) обратилось в суд к Забайкальской таможне с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными отказов Забайкальской таможни в принятии таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами по декларациям на товары № 10617010/220611/0004772, № 10617010/230611/0004799 и № 10617013/270611/0000033, выраженных в решениях о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.07.2011 и 29.07.2011, и решений о корректировке таможенной стоимости товаров, выраженные в ДТС-2 № 10617010/220611/0004772, № 10617010/230611/0004799 и № 10617013/270611/0000033.
Представитель ООО “ГК “РосИмпортКитай”” уточненные требования в заседании поддержал в полном объеме. В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что при таможенном оформлении товара, ввозимого декларантом, таможенному органу были представлены все, определенные Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС), документы и сведения, подтверждающие правомерность определения декларантом таможенной стоимости по цене сделки (1 метод). Затребованные у декларанта дополнительные документы и сведения не предусмотрены законодательством, регулирующим таможенные отношения. Заявленный в декларации на товары (далее – ДТ) товар, его описание в товаросопроводительных документах и контракте полностью соответствуют друг другу и идентифицируются. Следовательно, основания для непринятия заявленной декларантом таможенной стоимости по цене сделки (1 метод) у таможенного органа отсутствовали.
Забайкальская таможня заявленные требования оспорила. В ходе судебного разбирательства представители Забайкальской таможни пояснили, что в удовлетворении требований заявителя просят отказать, ссылаясь на то, что решения о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного декларантом по указанным ДТ, принято в соответствии с ТК ТС. У таможенного органа имелись основания полагать, что заявленная обществом таможенная стоимость товара является недостоверной.
При предоставлении обществом запрошенных документов и пояснения сомнения в достоверности таможенной стоимости не устранены, что явилось основанием для вынесения оспариваемых решений и корректировки таможенной стоимости товаров.
Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд установил следующее.
ООО “ГК “РосИмпортКитай”” в качестве юридического лица зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц.
Как установлено судом, следует из материалов дела и подтверждено представителем заявителя, обществом 22.06.2011 на Борзинский таможенный пост Забайкальской таможни ООО “ГК “РосИмпортКитай”” подана декларация на товары (далее – ДТ) № 10617010/220611/0004772, в которой заявлен следующий товар: “потолочная звукоизоляционная плита из минеральных материалов, предназначена для отделочных работ, применяется в качестве декоративной изоляции потолков при строительстве и ремонтных работах в офисных помещениях, цвет белый”, код по ТН ВЭД ТС 6806100008, заявленная таможенная стоимость 0,16 долларов США за килограмм.
23.06.2011 на Борзинский таможенный пост ООО “ГК “РосИмпортКитай”” подана ДТ № 10617010/230611/0004799, в которой заявлен следующий товар:
№ 1 “потолочная звукоизоляционная плита из минеральных материалов, предназначена для отделочных работ, применяется в качестве декоративной изоляции потолков при строительстве и ремонтных работах в офисных помещениях, цвет белый, размер 600x600x6,0 мм”, код по ТН ВЭД ТС 6806100008, заявленная таможенная стоимость 0,16 долларов США за килограмм, 0,14 долларов США за штуку;
№ 2 “потолочная звукоизоляционная плита из минеральных материалов, предназначена для отделочных работ, применяется в качестве декоративной изоляции потолков при строительстве и ремонтных работах в офисных помещениях, цвет белый, размер 600x600x0,8 мм”, код по ТН ВЭД ТС 6806100008, заявленная таможенная стоимость 0,16 долларов США за килограмм, 0, 19 долларов США за штуку;
№ 3 “потолочная звукоизоляционная плита из минеральных материалов, предназначена для отделочных работ, применяется в качестве декоративной изоляции потолков при строительстве и ремонтных работах в офисных помещениях, цвет белый, размер 600x600x12 мм”, код по ТН ВЭД ТС 6806100008, заявленная таможенная стоимость 0,15 долларов США за килограмм, 0,27 долларов США за штуку.
№ 4 “светильники растровые, встраиваемые, потолочные, модель ORION SVET –
011S – 4*18, размер светильника 600x600x80 мм ...”, классифицируемый кодом 9405409509 ТН ВЭД ТС в количестве 6 619,610 кг, контрактная стоимость товара составила 1,23 долларов США за килограмм, 3,8 долларов США за штуку.
Поставка осуществлялась в рамках контракта от 26.11.2009 № GC RIC 26-11-2009, заключенного между ООО “ГК “РосИмпортКитай”” (Россия, <...>) и компанией Renqiu Jinglian New Type Building Material Factory (The East Beidingwu Industrial Zone in RenQiu City, Hebei Provance, China), приложений к контракту №1-2011-GC RIC-2011, 45-GC RIC-2011, 46-GC RIC-2011, 47-GC RIC-2011, 5S-GC RIC-2011, 59-GC RIC-2011, 52-GC RIC-2011, 60-GC RIC-2011 на условиях поставки DAF – Забайкальем.
Таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
При проведении контроля таможенной стоимости товаров Забайкальской таможней приняты решения от 23.06.2011 по ДТ № 10617010/220611/0004772 и от 24.06.2011 ДТ № 10617010/230611/0004799 о проведении дополнительной проверки ввиду обнаружения таких признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, как:
- более низкая стоимость декларируемого товара по сравнению с ценами на идентичные/однородные товары, при сопоставимых условиях их ввоза;
- сведения о продавце, заявленные в ДТ и ДТС не подтверждаются сведениями, содержащимися в товаросопроводительных документах, контракте и паспорте сделки.
В решениях о проведении дополнительной проверки от декларанта были истребованы следующие дополнительные сведения и документы:
- банковские платежные документы об оприходовании товаров (по предшествующим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта); платежные документы, подтверждающие осуществление расчетов за ввезенный товар;
- прайс-листы фирмы-изготовителя;
- пояснения о наличии/отсутствии влияния на цену товара места производства/происхождения товара и его физических характеристик; общедоступные (официальные) торговые предложения о продаже аналогичных товаров для вывоза в Российскую Федерацию, либо аналитические обзоры рынка ввозимого товара, стоимостные сведения, размещаемые в официально публикуемых печатных изданиях, а также Интернет - сайтах продавцов и производителей товаров; пояснения о наличии и условиях предоставления скидок продавцом товара применительно к свободной рыночной стоимости оцениваемых товаров, по которой эти же или такие же товары могут быть поданы в условиях открытого рынка и свободной конкуренции;
- сведения о получателе/получателях денежных средств и банковские реквизиты для оплаты счета/счетов за поставляемую партию оцениваемых товаров; сведения о лицах, уполномоченных на подписание коммерческих документов (дополнений к контракту, инвойсов) с образцами указанных подписей;
- информация о реализации товара на внутреннем рынке Российской Федерации (получателях, потребителях ввезенного товара в Российской Федерации), величине обычно применяемой торговой наценки, необходимой для покрытия расходов, связанных с реализацией товара и получения коммерческой прибыли.
В адрес декларанта в порядке статьи 195 ТК ТС было направлены уведомления о необходимости определения таможенной стоимости с использованием методов 2-6 установленных статьями 6-10 Соглашения “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза”.
Так же с целью обеспечения условий выпуска товара в адрес декларанта были направлены требования о необходимости предоставления скорректированных таможенных платежей в размере 56 122,89 рублей по ДТ № 10617010/220611/0004772 и в размере 353 194,14 рублей по ДТ № 10617010/230611/0004799 с приложением расчетов сумм обеспечения уплаты таможенных платежей.
На указанные запросы, уведомления и требования 23.06.2011 по ДТ №10617010/220611/0004772 и 24.06.2011 по ДТ №10617010/230611/0004799 декларантом представлены следующие документы:
- объяснение;
- поручение на покупку иностранной валюты от 10.12.2010 № 29, справка о валютных операциях от 10.12.2010, заявление на перевод иностранной валюты от 10.12.2010 № 42, выписки по лицевому счету № <***> от 10.12.2010, 28.12.2010, мемориальный ордер от 10.12.2010 №№ 72, 91071, кредитовое авизо, поручение на покупку иностранной валюты от 28.12.2010 № 31, справка о валютных операциях от 28.12.2010, заявление на перевод иностранной валюты от 28.12.2010 № 44, мемориальный ордер от 10.12.2010 № 91071, мемориальный ордер от 28.12.2010 № 92, мемориальный ордер от 28.12.2010 № 212048;
- образец подписи ФИО3;
- выписка из книги продаж за период с 01.10.2010 по 31.12.2010;
- выписка из журнала учета выданных счетов-фактур за период с 01.10.2010 по 31.12.2010.
В объяснениях общества указало следующее.
1. По вопросу о платежных документах, подтверждающих осуществление расчетов за ввезенный товар.
Банковских платежных документов об оприходовании товаров не существует. Согласно п. 18 Инструкции по поведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза имеются бухгалтерские документы об оприходовании товаров. Представлены платежные документы об осуществлении платежа по ранее ввезенным партиям.
2. По вопросу о прайс-листах фирмы-изготовителя.
Декларант прайс-листом фирмы-изготовителя не располагает и по обычаям делового оборота располагать не может.
3. По вопросу о наличии/отсутствии влияния на цену товара места производства/происхождения товара и его физических характеристик; общедоступных (официальных) торговых предложений о продаже аналогичных товаров для вывоза в Российскую Федерацию, либо аналитических обзоров рынка ввозимого товара, стоимостных сведениях, размещаемых в официально публикуемых печатных изданиях, а также Интернет-сайтах продавцов и производителей товаров; о наличии и условиях предоставления скидок продавцом товара применительно к свободной рыночной стоимости оцениваемых товаров, по которой эти же или такие же товары могут быть поданы в условиях открытого рынка и свободной конкуренции.
Вопрос поставлен некорректно. Сведениями о наличии/отсутствии влияния на цену товара места производства/происхождения товара и его физических характеристик, об официальных торговых предложениях о продаже аналогичных товаров для вывоза в Российскую Федерацию, либо аналитических обзоров рынка ввозимого товара, стоимостных сведениях, размещаемых в официально публикуемых печатных изданиях, а также Интернет-сайтах продавцов и производителей товаров декларант не располагает. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 “О порядке декларирования, контроля и корректировке таможенной стоимости товаров” при осуществлении таможенной стоимости товаров должностными лицами может быть использована подобная информация, имеющаяся в таможенном органе. Информация может быть получена таможенным органом любым, не запрещенным законодательством государств-членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет, имеющейся в таможенном органе. Сведениями о наличии и условиях скидок продавцом товара декларант не располагает из-за отсутствия таковых по факту.
4. По вопросу о сведениях о получателе/получателях денежных средств и банковских реквизитов для оплаты счета/счетов за поставляемую партию оцениваемых товаров; сведениях о лицах, уполномоченных на подписание коммерческих документов (дополнений к контракту, инвойсов) с образцами указанных подписей.
Сведения о получателе денежных средств и банковские реквизиты имеются в заявлениях на перевод иностранной валюты. В соответствии с условиями контракта предоставление иностранной стороной образцов подписей уполномоченных лиц не предусмотрено. Полномочий требования таких документов от иностранного партнера декларант не имеет.
Представлены заявления на перевод иностранной валюты и образец подписи ФИО3
5. По вопросу об информации о реализации товара на внутреннем рынке Российской Федерации (получателях, потребителях ввезенного товара в Российской Федерации), величине обычно применяемой торговой наценки, необходимой для покрытия расходов, связанных с реализацией товара и получения коммерческой прибыли.
Представлены выписка из книги продаж за период с 01.10.2010 по 31.12.2010 и выписка из журнала учета выданных счетов-фактур за период с 01.10.2010 по 31.12.2010.
После прохождения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей товары 23.06.2011 и 24.06.2011 были выпущены для свободного обращения.
Должностное лицо Забайкальской таможни отказало в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, приняв решения о корректировке таможенной стоимости:
- от 22.07.2011 по ДТ № 10617010/220611/0004772 и по ДТ № 10617010/230611/0004799.
Обществу указано на необходимость определения таможенной стоимости товара с использованием иных методов, установленных статьей 7 Соглашения “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза” от 25.01.2008 года (далее – Соглашение “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза”), исходя из ценовой информации иного участника ВЭД. По ДТ № 10617010/220611/0004772 – по ДТ № 10716050/050511/0006114, и по ДТ № 10617010/230611/0004799 для товаров 1, 2 и 3 – по ДТ 10716050/050511/0006114, а для товаров 4 – по ДТ 10703052/310311/0000620.
25.07.2011 Забайкальской таможней получен отказ общества от определения таможенной стоимости товаров другим методом.
26.07.2011 таможенная стоимость, определенная декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, скорректирована должностными лицами Борзинского таможенного поста в ДТС-2 № 10617010/220611/0004772 и № 10617010/230611/0004799.
27.06.2011 на Борзинский таможенный пост ООО “ГК “РосИмпортКитай”” подана ДТ № 10617013/270611/0000033, в которой заявлен следующий товар:
№ 1 “Комплектующие потолочной системы: профиль из стали с декоративным покрытием для монтажа подвесных потолков, основная Т-образная планка, размер 30x24x3700x0,25мм”, в количестве 47 147 кг, код по ТН ВЭД ТС 7308909900, уровень заявленной таможенной стоимости составил 0,53 долларов США за килограмм.
№ 2 “Комплектующие потолочной системы: профиль из стали с декоративным покрытием для монтажа подвесных потолков, угловая L-образная планка, размер 20x20x3000x0,28мм”, в количестве 6 804 кг, код по ТН ВЭД ТС 7308909900, уровень заявленной таможенной стоимости составил 0,60 долларов США за килограмм.
Поставка товаров осуществлялась в рамках контракта от 26.11.2009 № GC RIC 26-11-2009, заключенного между ООО “ГК “РосИмпортКитай” (Россия, <...>) и компанией Renqiu Jinglian New Type Building Material Factory (The East Beidingwu Industrial Zone in RenQiu City, Hebei Provance, China), приложений к контракту 1-2011-GC RIC-2011 от 28.12.2010, 61-GC RIC-2011 от 05.05.2011, на условиях поставки DAF – Забайкальск.
Таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
При проведении контроля таможенной стоимости товаров Забайкальской таможней в адрес декларанта в порядке статьи 195 ТК ТС с целью обеспечения условий выпуска товара в адрес декларанта было направлено требование о необходимости предоставления скорректированных таможенных платежей в размере 352 475,67 рублей с приложением расчета сумм обеспечения уплаты таможенных платежей.
На указанное требование 28.06.2011 декларантом представлены следующие документы:
-объяснение;
-заявления на перевод иностранной валюты от 27.05.2011 №19, от 10.06.2011 № 20;
-выписки по лицевому счету № <***> от 10.06.2010 и 27.05.2011;
-банковский чек - Свифт от 10.06.2011, банковский чек - Свифт от 27.05.2011;
-шахматная оборотная ведомость от 16.04.2011;
-выписка из главной книги от 16.04.2011;
-обороты счета №41;
-отчет по наличию счетов-фактур, предъявленных продавцом на 16.04.2011.
В объяснениях общества указало следующее.
Банковских платежных документов об оприходовании товаров не существует. Согласно п. 18 Инструкции по поведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза имеются бухгалтерские документы об оприходовании товаров. Представлены платежные документы об осуществлении платежа по ранее ввезенным партиям. Представлены бухгалтерские документы по оприходованию товаров.
Сведениями о наличии/отсутствии влияния на цену товара места производства/происхождения товара и его физических характеристик, об официальных торговых предложениях о продаже аналогичных товаров для вывоза в Российскую Федерацию, либо аналитических обзоров рынка ввозимого товара, стоимостных сведениях, размещаемых в официально публикуемых печатных изданиях, а также Интернет-сайтах продавцов и производителей товаров декларант не располагает. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 “О порядке декларирования, контроля и корректировке таможенной стоимости товаров” при осуществлении таможенной стоимости товаров должностными лицами может быть использована подобная информация, имеющаяся в таможенном органе. Информация может быть получена таможенным органом любым, не запрещенным законодательством государств-членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет, имеющейся в таможенном органе. Сведениями о наличии и условиях скидок продавцом товара декларант не располагает из-за отсутствия таковых по факту.
Представлены документы о реализации предыдущих партий товара на внутреннем рынке Российской Федерации.
После прохождения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей товары 28.06.2011 были выпущены для свободного обращения.
Должностное лицо Забайкальской таможни отказало в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, приняв решения о корректировке таможенной стоимости от 29.07.2011.
Обществу указано на необходимость определения таможенной стоимости товара с использованием иных методов, установленных статьей 7 Соглашения “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза” от 25.01.2008 года (далее – Соглашение “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза”), исходя из ценовой информации иного участника ВЭД по ДТ 10704050/140611/0003718.
Забайкальской таможней получен отказ общества от определения таможенной стоимости товаров другим методом.
13.08.2011 таможенная стоимость, определенная декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, скорректирована должностными лицами Борзинского таможенного поста в ДТС-2 № 10617013/270611/000033.
Не согласившись с отказами таможенного органа в принятии таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами, выраженными в решениях о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.07.2011 и 29.07.2011, и решениями о корректировке таможенной стоимости товаров, выраженными в ДТС-2, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).
Как следует из существа заявленных требований и представленных таможенным органом возражений предметом заявленных требований являются отказы Забайкальской таможни в принятии таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами по декларациям на товары № 10617010/220611/0004772, № 10617010/230611/0004799 и № 10617013/270611/0000033, выраженные в решениях о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.07.2011 и 29.07.2011, и решения о корректировке таможенной стоимости товаров, выраженные в ДТС-2 № 10617010/220611/0004772, № 10617010/230611/0004799 и № 10617013/270611/0000033, вынесенные по результатам проведения дополнительной проверки.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств – членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, – таможенным органом.
Единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота таможенного союза, устанавливает Соглашение “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза”.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 статьи 65 ТК ТС).
Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (пункт 3 статьи 65 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 “О таможенном тарифе” (далее – Закон о таможенном тарифе), определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:
1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;
3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;
4) метода вычитания;
5) метода сложения;
6) резервного метода.
Порядок декларирования таможенной стоимости товаров установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее – Порядок декларирования таможенной стоимости товаров).
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров устанавливается решением Комиссии таможенного союза (статья 66 ТК ТС).
Корректировка таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов до и после выпуска товаров, а также срок их уплаты осуществляются в порядке и по формам, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (пункт 4 статьи 68).
Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров). Разделом III данного порядка установлен порядок проведения дополнительной проверки.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 также установлен Порядок корректировки таможенной стоимости товаров (далее – Порядок корректировки таможенной стоимости товаров).
С учетом указанных норм права в предмет доказывания по настоящему делу входит проверка соответствия оспариваемых отказов и решений требованиям главы 8 ТК ТС “Таможенная стоимость товаров”, Соглашения “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза”, Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, Порядка осуществления контроля таможенной стоимости товаров и Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, регламентирующих действия декларантов и должностных лиц таможенных органов при определении таможенной стоимости товаров, осуществлении ее контроля и корректировки, а также установление наличия или отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
Пунктами 1 и 3 статьи 2 Соглашения “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза” установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Соглашения “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза” таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:
) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.
Приложением № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров определен перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.
Согласно указанному перечню при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:
При определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:
учредительные документы покупателя ввозимых товаров;
внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;
счет-фактура (инвойс);
банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;
страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;
договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза;
котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар;
договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;
договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);
документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Как установлено материалами дела, декларантом при таможенном оформлении ввозимых товаров в подтверждение метода по цене сделки с ввозимыми товарами был представлен полный пакет документов, в которых содержатся необходимые сведения для определения таможенной стоимости, а именно:
-контракт от 26.11.2009 № GCRIC 26-11-2009, приложения к контракту: №1-2011-GCRIC-2011, 45-GCRIC-2011, 46-GCRIC-2011, 47-GCRIC-2011, 5S-GCRIC-2011, 59-GCRIC-2011, 52-GCRIC-2011, 60-GCRIC-2011, 61-GCRIC-2011;
-инвойсы от 22.04.2011 № GCRIC-1025, 20.04.2011 № GCRIC-1022, GCRIC-1023, GCRIC-1024, GCRIC-1026, GCRIC-1027, GCRIC-2002/5, от 12.05.2011 № GCRIC-4002;
-спецификации;
-упаковочные листы;
-ж/д накладные;
-копия паспорта сделки от 02.11.2009 № 10010002/2179/0002/2/0;
-экспортные декларации КНР.
Иные документы не предусмотрены условиями контракта, что влечет необязательность их представления таможенному органу в силу указанных выше норм.
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 76 ТК ТС при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 № 13643/04 по делу № А60-2771/2004-С9 предусмотренная обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Пунктами 1 – 4 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 № 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров” признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых – данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (пункт 2).
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств – членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее – товары).
Порядок применяется, в том числе при проведении дополнительной проверки в целях принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров (раздел III Порядка).
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (далее – СУР).
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Выбор таможенных операций, осуществляемых уполномоченным должностным лицом таможенного органа (далее – должностное лицо) при контроле таможенной стоимости товаров, производится в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза по результатам использования СУР.
При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности:
по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);
о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;
полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств – членов Таможенного союза за рубежом;
полученная от государственных органов государств – членов Таможенного союза;
полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.
Информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством государств – членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет.
Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки (пункты 1, 3 – 6 раздела I Порядка).
Если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Кодекса) любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства – члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться:
1) выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
2) установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);
3) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;
4) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;
5) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;
6) наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа (пункт 6 Порядка), о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;
7) наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).
При принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо оформляет решение о проведении дополнительной проверки по форме согласно приложению № 2 к Порядку.
По мнению таможенного органа, признаками, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, являются:
- более низкая стоимость декларируемого товара по сравнению с ценами на идентичные/однородные товары, при сопоставимых условиях их ввоза;
- сведения о продавце, заявленные в ДТ и ДТС, не подтверждаются сведениями, содержащимися в товаросопроводительных документах, контракте и паспорте сделки;
- несоответствие сведений, влияющих на таможенную стоимость товара, в документах представленных декларантом.
При проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
Примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении № 3 к Порядку.
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
При запросе дополнительных документов, сведений и пояснений должностным лицом таможенного органа в решении о проведении дополнительной проверки указывается разумный (достаточный) срок их представления, который не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня регистрации декларации на товары.
Декларант (таможенный представитель) имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 Кодекса).
Одновременно с доведением до декларанта (таможенного представителя) решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган в установленном порядке сообщает декларанту (таможенному представителю) сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (пункт 5 статьи 88 Кодекса).
Сумма обеспечения рассчитывается в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Кодекса. Для ее расчета может быть, в частности, использована:
информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов);
таможенная стоимость оцениваемых товаров без учета заявленных вычетов, скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности;
таможенная стоимость оцениваемых товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений.
В рамках проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации о стоимости товаров, идентичных или однородных оцениваемым товарам, включая направление запросов в государственные органы и иные организации.
При необходимости может быть назначена таможенная экспертиза товаров и (или) документов в соответствии со статьей 138 Кодекса.
Не позднее чем через 30 (тридцать) календарных дней со дня, следующего за днем представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений, должностным лицом принимается одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров:
1) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров (пункт 20 Порядка);
2) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (пункт 21 Порядка).
Решение принимается должностным лицом того таможенного органа, которым проводилась дополнительная проверка, с учетом информации, полученной в ходе дополнительной проверки от декларанта (таможенного представителя) и самостоятельно (пункт 18 Порядка).
Если в установленный таможенным органом срок декларантом (таможенным представителем) не представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
В решении о корректировке таможенной стоимости товаров должностное лицо указывает таможенную стоимость товаров и метод ее определения в соответствии со статьями 4 - 10 Соглашения, а также реквизиты соответствующих источников информации (пункты 11, 13 – 16, 18 – 20, 21, 22 раздела IIIПорядка).
Согласно условиям контракта от 26.11.2009 № GC RIC 26-11-2009 покупатель (общество) покупает товары на условиях DAF, в ассортименте, в количестве и по ценам, указанным в приложениях к настоящему контракту, являющихся неотъемлемой частью контракта. Цена на поставляемый товар и порядок расчетов указывается в приложениях. Оплата производится банковским переводом на расчетный счет продавца, если от продавца не поступят иные инструкции относительно платежных реквизитов. Расходы по отгрузке товара несет продавец. Продавец обязуется предоставить по факсу или электронной почте следующие копии документов:
-инвойс;
-спецификацию;
-упаковочный лист;
-ж/д накладную;
-сертификат формы “А”;
-сертификат происхождения.
Количество поставляемого товара указывается в инвойсах и приложениях. Грузоотправитель по каждой партии товара указывается в приложениях.
В приложениях к контракту: №1-2011-GCRIC-2011, 45-GCRIC-2011, 46-GCRIC-2011, 47-GCRIC-2011, 5S-GCRIC-2011, 59-GCRIC-2011, 52-GCRIC-2011, 60-GCRIC-2011, 61-GCRIC-2011 установлены: наименование товара с указанием его характеристик; цена товаров за штуку или за метр, в зависимости от вида товара, которые соответствуют наименованию товара и суммам, указанным в декларациях и иных товаросопроводительных документах, представленных обществом таможне. Данные приложения являются неотъемлемыми частями контракта, поскольку подписаны теми же сторонами и содержат ссылку на упомянутый контракт. Следовательно, согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 приложения представляют собой документ, выражающие содержание сделки и подтверждающие ее таможенную стоимость, заявленную обществом.
Затребованные у декларанта документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости с учетом условий рассматриваемого контракта не предусмотрены таможенным законодательством.
Согласно пункту 14 Порядка осуществления контроля таможенной стоимости товаров указанные документы могут быть запрошены у декларанта. Эти документы, согласно условиям контракта Продавцом Покупателю не предоставляется, о чем декларант, указал в пояснениях.
Каких-либо доказательств того, что запрошенные у декларанта документы должны находиться у него и, что он должен обладать перечисленными сведениями, Забайкальской таможней суду не представлено.
В дополнительных соглашениях от 15.05.2009 № 5к контракту от 25.03.1999 № АSG 99274 и в спецификации № 1 к дополнительному соглашению от 15.05.2009 № 5к контракту от 25.03.1999 № АSG 99274 установлены: наименование товара с подробным указанием его характеристик; цена товаров за тонну, которые соответствуют наименованию товара и суммам, указанным в декларациях и иных товаросопроводительных документах, представленных обществом таможне. Данная спецификация является неотъемлемыми частями контракта, поскольку подписаны теми же сторонами и содержит ссылку на упомянутый контракт. Следовательно, согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 спецификация представляет собой документ, выражающий содержание сделки и подтверждающий ее таможенную стоимость, заявленную обществом.
Довод таможенного органа о необходимости указания непосредственно во внешнеторговом контракте сведений об ассортименте товара и его качественных характеристиках, а также подробного описания товара, не основан на нормах национального законодательства России и Китая (Закон КНР от 21 марта 1985 года “О внешнеэкономическом договоре”), а также нормах международного частного права (Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 года, Общие условия поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР от 13 марта 1990 года).
Согласно вышеприведенным положениям пункта 2 статьи 4 Соглашения “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза” товар может быть оплачен не только непосредственно продавцу.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 20-П.
Отгрузка товара осуществлялась грузоотправителем, которому должна быть осуществлена оплата в течение 100 банковских дней с момента перехода прав собственности на товар. В любом случае, при установленных обстоятельствах отсутствие оплаты на момент вынесения оспариваемых отказов и решений не может являться основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости.
Предоплата товара в рамках рассматриваемого контракта не предусмотрена. Товар оплачивается после ввоза товара на территорию Российской Федерации. Соответственно, правильность расчетов контролирует уполномоченный Российской Федерацией агент валютного контроля.
Как установлено материалами дела, представленные декларантом документы, полностью соответствуют требованиям таможенного законодательства и являются достаточными для применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами, являющегося согласно статье 12 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе” основным методом определения таможенной стоимости.
Кроме того, поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и Закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 19 июня 2007 года № 3323/07 определено, что цена сделки подтверждена документально, если приведенная в ГТД стоимость может быть сопоставлена с суммой, обозначенной в счете-фактуре, платежном поручении, экспортной декларации, ведомости банковского контроля. При их совпадении можно утверждать, что цена подтверждена должным образом.
Как установлено судом, заявителем в материалы дела представлены инвойсы, отгрузочные спецификации, подтверждающие цену товара по спорным ДТ по стоимости сделки.
Таким образом, цена сделки, заявленная в вышеуказанных декларациях, документально обществом подтверждена.
В качестве ценовой информации для определения таможенной стоимости товара Забайкальской таможней была использована ценовая информация из ДТ иных участников ВЭД, не имеющая отношения к контракту, заключенному декларантом. Согласно данным ДТ товар ввозился на ином коммерческом уровне и на иных условиях поставки.
Следовательно, отказы Забайкальской таможни в принятии таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами по декларациям на товары № 10617010/220611/0004772, № 10617010/230611/0004799 и № 10617013/270611/0000033, выраженные в решениях о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.07.2011 и 29.07.2011, и решения о корректировке таможенной стоимости товаров, выраженные в ДТС-2 № 10617010/220611/0004772, № 10617010/230611/0004799 и № 10617013/270611/0000033, является незаконными, не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза, поскольку таможенный орган не доказал правомерность такой корректировки.
Судом отклоняются доводы таможни в обоснование невозможности применения декларантом метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами по ДТ № 10617013/270611/0000033 о несоответствии сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом.
Сведения, указанные в декларации о количестве мест и штук соответствуют сведениями о метраже и соответствующем количестве мест, указанным в приложении № 61-GCRIC-2011 (л.д. 56), отгрузочной спецификации (л.д. 58) и инвойсе (л.д. 59).
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьями 102 и 110 АПК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит взысканию с Забайкальской таможни в пользу ООО “ГК РосИмпортКитай”.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными отказы Забайкальской таможни в принятии таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами по декларациям на товары № 10617010/220611/0004772, № 10617010/230611/0004799 и № 10617013/270611/0000033, выраженные в решениях о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.07.2011 и 29.07.2011, и решения о корректировке таможенной стоимости товаров, выраженные в ДТС-2 № 10617010/220611/0004772, № 10617010/230611/0004799 и № 10617013/270611/0000033 как не соответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза.
Взыскать с Забайкальской таможни, находящейся по адресу: 674650, Забайкальский край, Забайкальский район, п. Забайкальск, Международный автомобильный пункт пропуска, (ОГРН <***>, ИНН <***>)в пользу общества с ограниченной ответственностью “Группа компаний РосИмпортКитай” (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 000,00 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья В.А. Сидоренко