ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6800/2011 от 27.08.2012 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-6800/2011

29 августа 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2012 года

Решение изготовлено в полном объёме 29 августа 2012 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Литвинцева А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний «РосИмпортКитай» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Читинской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными отказов в принятии заявленной таможенной стоимости и недействительными решений о корректировке таможенной стоимости

при участии:

от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 19.05.2011 г.;

от таможенного органа:

ФИО2 - представителя по доверенности от 23.04.2012 г.,

установил:

  Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний РосИмпортКитай" (далее – ООО ГК "РИК" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), о признании незаконными отказов Забайкальской таможни (далее - таможенный орган, таможня) в принятии заявленной таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами по декларациям на товары N 10617010/220611/0004772, N 10617010/230611/0004799 и N 10617013/270611/0000033, выраженных в решениях о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.07.2011 и 29.07.2011, и решений о корректировке таможенной стоимости товаров, выраженные в ДТС-2 N 10617010/220611/0004772, N 10617010/230611/0004799 и N 10617013/270611/0000033.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 декабря 2011 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2012 года, заявленные требования удовлетворены.

Четвертым арбитражным апелляционным судом Забайкальская таможня в порядке процессуального правопреемства заменена на правопреемника Читинскую таможню (г. Чита; ОГРН <***>).

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.06.2012 по делу N А78-6800/2011 решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 декабря 2011 года по делу N А78-6800/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2012 года по тому же делу отменены. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.

При новом рассмотрении дела представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что при декларировании товаров по декларациям на товары (ДТ) N 10617010/220611/0004772, N 10617010/230611/0004799 и N 10617013/270611/0000033 в подтверждение заявленной таможенной стоимости декларантом представлен полный пакет документов, предусмотренный таможенным законодательством. При корректировке таможенной стоимости товара таможенным органом были нарушены требования ст.7 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".

Представитель таможенного органа в судебном заседании в удовлетворении требований общества просила отказать.

В отзыве на заявленные требования таможенный орган ссылается на то, что ООО ГК "РИК" документально не подтвердило заявленную таможенную стоимость товара по ДТ N 10617010/220611/0004772, N 10617010/230611/0004799 и N 10617013/270611/0000033, в связи с чем таможенный орган правомерно отказал в принятии заявленной обществом таможенной стоимости ввезенного товара по цене сделки и произвел корректировку таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела 22.06.2011 г. ООО ГК "РИК" на Борзинский таможенный пост Забайкальской таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10617010/220611/0004772, в которой заявлен следующий товар: "потолочная звукоизоляционная плита из минеральных материалов, предназначена для отделочных работ, применяется в качестве декоративной изоляции потолков при строительстве и ремонтных работах в офисных помещениях, цвет белый", код по ТН ВЭД ТС 6806100008, заявленная таможенная стоимость 0,16 долларов США за килограмм.

23.06.2011 на Борзинский таможенный пост ООО ГК "РИК" подана ДТ N 10617010/230611/0004799, в которой заявлен следующий товар:

N 1 "потолочная звукоизоляционная плита из минеральных материалов, предназначена для отделочных работ, применяется в качестве декоративной изоляции потолков при строительстве и ремонтных работах в офисных помещениях, цвет белый, размер 600x600x6,0 мм", код по ТН ВЭД ТС 6806100008, заявленная таможенная стоимость 0,16 долларов США за килограмм, 0,14 долларов США за штуку;

N 2 "потолочная звукоизоляционная плита из минеральных материалов, предназначена для отделочных работ, применяется в качестве декоративной изоляции потолков при строительстве и ремонтных работах в офисных помещениях, цвет белый, размер 600x600x0,8 мм", код по ТН ВЭД ТС 6806100008, заявленная таможенная стоимость 0,16 долларов США за килограмм, 0, 19 долларов США за штуку;

N 3 "потолочная звукоизоляционная плита из минеральных материалов, предназначена для отделочных работ, применяется в качестве декоративной изоляции потолков при строительстве и ремонтных работах в офисных помещениях, цвет белый, размер 600x600x12 мм", код по ТН ВЭД ТС 6806100008, заявленная таможенная стоимость 0,15 долларов США за килограмм, 0,27 долларов США за штуку.

N 4 "светильники растровые, встраиваемые, потолочные, модель ORION SVET - 011S - 4*18, размер светильника 600x600x80 мм", классифицируемый кодом 9405409509 ТН ВЭД ТС в количестве 6 619,610 кг, контрактная стоимость товара составила 1,23 долларов США за килограмм, 3,8 долларов США за штуку.

Поставка осуществлялась в рамках контракта от 26.11.2009 N GCRIC 26-11-2009, заключенного между ООО ГК "РИК" (Россия, <...>) и компанией Renqiu Jinglian New Type Building Material Factory (The East Beidingwu Industrial Zone in RenQiu City, Hebei Provance, China), приложений к контракту N 1-2011-GC RIC-2011, 45-GC RIC-2011, 46-GC RIC-2011, 47-GC RIC-2011, 5S-GC RIC-2011, 59-GC RIC-2011, 52-GC RIC-2011, 60-GC RIC-2011 на условиях поставки DAF - Забайкальск.

Таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

При проведении контроля таможенной стоимости товаров Забайкальской таможней приняты решения от 23.06.2011 по ДТ N 10617010/220611/0004772 и от 24.06.2011 ДТ N 10617010/230611/0004799 о проведении дополнительной проверки ввиду обнаружения признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, как: более низкая стоимость декларируемого товара по сравнению с ценами на идентичные/однородные товары, при сопоставимых условиях их ввоза; сведения о продавце, заявленные в ДТ и ДТС не подтверждаются сведениями, содержащимися в товаросопроводительных документах, контракте и паспорте сделки.

В решениях о проведении дополнительной проверки от декларанта были истребованы следующие дополнительные сведения и документы:

- банковские платежные документы об оприходовании товаров (по предшествующим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта); платежные документы, подтверждающие осуществление расчетов за ввезенный товар;

- прайс-листы фирмы-изготовителя;

- пояснения о наличии/отсутствии влияния на цену товара места производства/происхождения товара и его физических характеристик; общедоступные (официальные) торговые предложения о продаже аналогичных товаров для вывоза в Российскую Федерацию, либо аналитические обзоры рынка ввозимого товара, стоимостные сведения, размещаемые в официально публикуемых печатных изданиях, а также Интернет-сайтах продавцов и производителей товаров; пояснения о наличии и условиях предоставления скидок продавцом товара применительно к свободной рыночной стоимости оцениваемых товаров, по которой эти же или такие же товары могут быть поданы в условиях открытого рынка и свободной конкуренции;

- сведения о получателе/получателях денежных средств и банковские реквизиты для оплаты счета/счетов за поставляемую партию оцениваемых товаров; сведения о лицах, уполномоченных на подписание коммерческих документов (дополнений к контракту, инвойсов) с образцами указанных подписей;

- информация о реализации товара на внутреннем рынке Российской Федерации (получателях, потребителях ввезенного товара в Российской Федерации), величине обычно применяемой торговой наценки, необходимой для покрытия расходов, связанных с реализацией товара и получения коммерческой прибыли.

В адрес декларанта в порядке статьи 195 ТК ТС были направлены уведомления о необходимости определения таможенной стоимости с использованием методов 2-6 установленных статьями 6 - 10 Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза".

Также с целью обеспечения условий выпуска товара в адрес декларанта были направлены требования о необходимости предоставления скорректированных таможенных платежей в размере 56 122,89 рублей по ДТ N 10617010/220611/0004772 и в размере 35 394,14 рублей по ДТ N 10617010/230611/0004799 с приложением расчетов сумм обеспечения уплаты таможенных платежей.

На указанные запросы, уведомления и требования 23.06.2011 по ДТ N 10617010/220611/0004772 и 24.06.2011 по ДТ N 10617010/230611/0004799 декларантом представлены следующие документы: объяснение; поручение на покупку иностранной валюты от 10.12.2010 N 29, справка о валютных операциях от 10.12.2010, заявление на перевод иностранной валюты от 10.12.2010 N 42, выписки по лицевому счету N <***> от 10.12.2010, 28.12.2010, мемориальный ордер от 10.12.2010 N 72, 91071, кредитовое авизо, поручение на покупку иностранной валюты от 28.12.2010 N 31, справка о валютных операциях от 28.12.2010, заявление на перевод иностранной валюты от 28.12.2010 N 44, мемориальный ордер от 10.12.2010 N 91071, мемориальный ордер от 28.12.2010 N 92, мемориальный ордер от 28.12.2010 N 212048; образец подписи ФИО3; выписка из книги продаж за период с 01.10.2010 по 31.12.2010; выписка из журнала учета выданных счетов-фактур за период с 01.10.2010 по 31.12.2010.

В объяснениях общества указало следующее.

1. По вопросу о платежных документах, подтверждающих осуществление расчетов за ввезенный товар.

Банковских платежных документов об оприходовании товаров не существует. Согласно п. 18 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза имеются бухгалтерские документы об оприходовании товаров. Представлены платежные документы об осуществлении платежа по ранее ввезенным партиям.

2. По вопросу о прайс-листах фирмы-изготовителя.

Декларант прайс-листом фирмы-изготовителя не располагает и по обычаям делового оборота располагать не может.

3. По вопросу о наличии/отсутствии влияния на цену товара места производства/происхождения товара и его физических характеристик; общедоступных (официальных) торговых предложений о продаже аналогичных товаров для вывоза в Российскую Федерацию, либо аналитических обзоров рынка ввозимого товара, стоимостных сведениях, размещаемых в официально публикуемых печатных изданиях, а также Интернет-сайтах продавцов и производителей товаров; о наличии и условиях предоставления скидок продавцом товара применительно к свободной рыночной стоимости оцениваемых товаров, по которой эти же или такие же товары могут быть поданы в условиях открытого рынка и свободной конкуренции.

Вопрос поставлен некорректно. Сведениями о наличии/отсутствии влияния на цену товара места производства/происхождения товара и его физических характеристик, об официальных торговых предложениях о продаже аналогичных товаров для вывоза в Российскую Федерацию, либо аналитических обзоров рынка ввозимого товара, стоимостных сведениях, размещаемых в официально публикуемых печатных изданиях, а также Интернет-сайтах продавцов и производителей товаров декларант не располагает. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировке таможенной стоимости товаров" при осуществлении таможенной стоимости товаров должностными лицами может быть использована подобная информация, имеющаяся в таможенном органе. Информация может быть получена таможенным органом любым, не запрещенным законодательством государств-членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет, имеющейся в таможенном органе. Сведениями о наличии и условиях скидок продавцом товара декларант не располагает из-за отсутствия таковых по факту.

4. По вопросу о сведениях о получателе/получателях денежных средств и банковских реквизитов для оплаты счета/счетов за поставляемую партию оцениваемых товаров; сведениях о лицах, уполномоченных на подписание коммерческих документов (дополнений к контракту, инвойсов) с образцами указанных подписей.

Сведения о получателе денежных средств и банковские реквизиты имеются в заявлениях на перевод иностранной валюты. В соответствии с условиями контракта предоставление иностранной стороной образцов подписей уполномоченных лиц не предусмотрено. Полномочий требования таких документов от иностранного партнера декларант не имеет.

Представлены заявления на перевод иностранной валюты и образец подписи ФИО3

5. По вопросу об информации о реализации товара на внутреннем рынке Российской Федерации (получателях, потребителях ввезенного товара в Российской Федерации), величине обычно применяемой торговой наценки, необходимой для покрытия расходов, связанных с реализацией товара и получения коммерческой прибыли.

Представлены выписка из книги продаж за период с 01.10.2010 по 31.12.2010 и выписка из журнала учета выданных счетов-фактур за период с 01.10.2010 по 31.12.2010.

После прохождения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей товары 23.06.2011 и 24.06.2011 были выпущены для свободного обращения.

Должностное лицо Забайкальской таможни отказало в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, приняв решения о корректировке таможенной стоимости от 22.07.2011 по ДТ N 10617010/220611/0004772 и по ДТ N 10617010/230611/0004799.

Обществу указано на необходимость определения таможенной стоимости товара с использованием иных методов, установленных статьей 7 Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" от 25.01.2008 года (далее - Соглашение "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза"), исходя из ценовой информации иного участника ВЭД. По ДТ N 10617010/220611/0004772 - по ДТ N 10716050/050511/0006114, и по ДТ N 10617010/230611/0004799 для товаров 1, 2 и 3 - по ДТ 10716050/050511/0006114, а для товаров 4 - по ДТ 10703052/310311/0000620.

25.07.2011 Забайкальской таможней получен отказ общества от определения таможенной стоимости товаров другим методом.

26.07.2011 таможенная стоимость, определенная декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, скорректирована должностными лицами Борзинского таможенного поста в ДТС-2 N 10617010/220611/0004772 и N 10617010/230611/0004799.

27.06.2011 на Борзинский таможенный пост ООО ГК "РИК" подана ДТ N 10617013/270611/0000033, в которой заявлен следующий товар:

N 1 "Комплектующие потолочной системы: профиль из стали с декоративным покрытием для монтажа подвесных потолков, основная Т-образная планка, размер 30x24x3700x0,25 мм", в количестве 47 147 кг, код по ТН ВЭД ТС 7308909900, уровень заявленной таможенной стоимости составил 0,53 долларов США за килограмм.

N 2 "Комплектующие потолочной системы: профиль из стали с декоративным покрытием для монтажа подвесных потолков, угловая L-образная планка, размер 20x20x3000x0,28 мм", в количестве 6 804 кг, код по ТН ВЭД ТС 7308909900, уровень заявленной таможенной стоимости составил 0,60 долларов США за килограмм.

Поставка товаров осуществлялась в рамках контракта от 26.11.2009 N GC RIC 26-11-2009, заключенного между ООО ГК "РИК" (Россия, <...>) и компанией Renqiu Jinglian New Type Building Material Factory (The East Beidingwu Industrial Zone in RenQiu City, Hebei Provance, China), приложений к контракту 1-2011-GC RIC-2011 от 28.12.2010, 61-GC RIC-2011 от 05.05.2011, на условиях поставки DAF - Забайкальск.

Таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

При проведении контроля таможенной стоимости товаров Забайкальской таможней в адрес декларанта в порядке статьи 195 ТК ТС с целью обеспечения условий выпуска товара в адрес декларанта было направлено требование о необходимости предоставления скорректированных таможенных платежей в размере 352 475,67 рублей с приложением расчета сумм обеспечения уплаты таможенных платежей.

На указанное требование 28.06.2011 декларантом представлены следующие документы: объяснение; заявления на перевод иностранной валюты от 27.05.2011 N 19, от 10.06.2011 N 20; выписки по лицевому счету N <***> от 10.06.2010 и 27.05.2011; банковский чек-Свифт от 10.06.2011, банковский чек - Свифт от 27.05.2011; шахматная оборотная ведомость от 16.04.2011; выписка из главной книги от 16.04.2011; обороты счета N 41; отчет по наличию счетов-фактур, предъявленных продавцом на 16.04.2011.

В объяснениях общества указало следующее.

Банковских платежных документов об оприходовании товаров не существует. Согласно пункту 18 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза имеются бухгалтерские документы об оприходовании товаров. Представлены платежные документы об осуществлении платежа по ранее ввезенным партиям. Представлены бухгалтерские документы по оприходованию товаров.

Сведениями о наличии/отсутствии влияния на цену товара места производства/происхождения товара и его физических характеристик, об официальных торговых предложениях о продаже аналогичных товаров для вывоза в Российскую Федерацию, либо аналитических обзоров рынка ввозимого товара, стоимостных сведениях, размещаемых в официально публикуемых печатных изданиях, а также Интернет-сайтах продавцов и производителей товаров декларант не располагает. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировке таможенной стоимости товаров" при осуществлении таможенной стоимости товаров должностными лицами может быть использована подобная информация, имеющаяся в таможенном органе. Информация может быть получена таможенным органом любым, не запрещенным законодательством государств-членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет, имеющейся в таможенном органе. Сведениями о наличии и условиях скидок продавцом товара декларант не располагает из-за отсутствия таковых по факту.

Представлены документы о реализации предыдущих партий товара на внутреннем рынке Российской Федерации.

После прохождения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей товары 28.06.2011 были выпущены для свободного обращения.

Должностное лицо Забайкальской таможни отказало в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, приняв решения о корректировке таможенной стоимости от 29.07.2011.

Обществу указано на необходимость определения таможенной стоимости товара с использованием иных методов, установленных статьей 7 Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" от 25.01.2008 года (далее - Соглашение "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза"), исходя из ценовой информации иного участника ВЭД по ДТ 10704050/140611/0003718.

Забайкальской таможней получен отказ общества от определения таможенной стоимости товаров другим методом.

13.08.2011 таможенная стоимость, определенная декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, скорректирована должностными лицами Борзинского таможенного поста в ДТС-2 N 10617013/270611/000033.

Не согласившись с отказами таможенного органа в принятии таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами, выраженными в решениях о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.07.2011 и 29.07.2011 и решениями о корректировке таможенной стоимости товаров, выраженными в ДТС-2, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно статье 112 Федерального закона N 311-ФЗ определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза.

Декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при ввозе в Российскую Федерацию, осуществляются в соответствии с главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В соответствии со статьей 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Согласно статье 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (в редакции проверяемого периода) (далее – Соглашение об определении таможенной стоимости товаров) таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).

Пунктом 1 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 настоящего Соглашения. В процессе консультации таможенный орган и лицо, декларирующее товары, могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства соответствующей Стороны о коммерческой тайне.

Консультации проводятся в порядке, устанавливаемом законодательством государства соответствующей Стороны.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.

Согласно положениям статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.

В соответствии со статьей 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе: сведения о товарах: наименование; описание; описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость; сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; сведения о производителе товаров; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

К таким документам относятся, в частности документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

Пунктом 4 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов.

Материалами дела установлено, что при подаче деклараций на товары общество определило таможенную стоимость товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами, на условиях поставки DAF-Забайкальск.

При таможенном оформлении ввозимых товаров в подтверждение метода по цене сделки с ввозимыми товарами декларантом был представлен полный пакет документов, в которых содержатся необходимые сведения для определения таможенной стоимости, а именно: - контракт от 26.11.2009 N GC RIC 26-11-2009, приложения к контракту: N 1-2011-GC RIC-2011, 45-GC RIC-2011, 46-GC RIC-2011, 47-GC RIC-2011, 5S-GC RIC-2011, 59-GC RIC-2011, 52-GC RIC-2011, 60-GC RIC-2011, 61-GC RIC-2011; - инвойсы от 22.04.2011 N GC RIC-1025, 20.04.2011 N GC RIC-1022, GC RIC-1023, GC RIC-1024, GC RIC-1026, GC RIC-1027, GC RIC-2002/5, от 12.05.2011 N GC RIC-4002; - спецификации; - упаковочные листы; - ж/д накладные; - копия паспорта сделки от 02.11.2009 N 10010002/2179/0002/2/0; - экспортные декларации КНР.

Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела описями документов к грузовым таможенным декларациям на товары N 10617010/220611/0004772, N 10617010/230611/0004799 и N 10617013/270611/0000033. Соответствующие документы имеются и в материалах настоящего дела.

Согласно пункту 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.

Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.

Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.

Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (пункт 4 статьи 69 ТК ТС).

Согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что при принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до их выпуска декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений, в сроки, не превышающие сроков выпуска товаров, установленных в статье 196 настоящего Кодекса.

Если декларантом в срок, не превышающий срока выпуска товаров, не осуществлена корректировка недостоверных сведений и не уплачены доначисленные таможенные пошлины, налоги, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

Как установлено материалами дела, по результатам дополнительных проверок заявленной обществом таможенной стоимости товара по ДТ N 10617010/220611/0004772, N 10617010/230611/0004799 и N 10617013/270611/0000033 таможней приняты решения от 22.07.2011 и 29.07.2011 о корректировке таможенной стоимости товара. Данными решениями обществу отказано в принятии заявленной таможенной стоимости и предложено определить таможенную стоимость товара по ценовой информации иного участника внешнеэкономической деятельности.

Основанием для отказа в принятии заявленной таможенной стоимости согласно решениям о корректировке явилось: отсутствие в контракте и в приложении описания поставляемого товара на ассортиментном уровне; представленные копии экспортных деклараций по предыдущим поставкам вызывают сомнение в достоверности заявленных в них сведениях, поскольку указанная в них организация-продавец и организация-грузоотправитель Шизцзячжуан «Си Сэвэн» трейдинг компании не является продавцом по контракту N GC RIC 26-11-2009 от 26.11.2009, кроме того вызывает сомнение в достоверности перевода, так как отсутствует диплом переводчика. Дополнительные документы, запрошенные по решениям о проведении дополнительной проверки, представлены не в полном объеме, объяснения декларанта носят формальный характер.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Внешняя торговля товарами - это импорт и (или) экспорт товаров. Импорт товара - это ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. Участники внешнеторговой деятельности являются российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 164-ФЗ любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 1209 ГК РФ форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права.

В соответствии с пунктом 2 данной статьи форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву.

Статьей 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 N 4-П указано, что Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя (статья 8). Конкретизируя это положение в статьях 34 и 35, Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и свободное использование имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Из смысла указанных конституционных норм о свободе в экономической сфере вытекает конституционное признание свободы договора как одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина, которая Гражданским кодексом Российской Федерации провозглашается в числе основных начал гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1). При этом конституционная свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод (статья 55, часть 1, Конституции Российской Федерации) и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Частью 1 статьи 509 ГК РФ установлено, что поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями (часть 1 статьи 516 ГК РФ).

Из положений статей 431 и 434 ГК РФ следует, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами.

По условиям внешнеторгового контракта N GC RIC 26-11-2009 от 26.11.2009, заключенного между ООО ГК "РИК" (покупатель) и китайской компанией Renqiu Jinglian New Type Building Material Factory (продавец), продавец продает, а покупатель покупает товар в ассортименте, количестве и по ценам, указанным в приложениях, являющихся неотъемлемой частью контракта (п.1.1). Порядок расчетов за каждую партию товара указывается в приложениях. Оплата производится банковским переводом на расчетный счет продавца, если от продавца не поступят иные инструкции относительно платежных реквизитов (п.2.3.1). Грузоотправитель по каждой партии товара указывается в приложениях, являющихся неотъемлемой частью контракта (п.3.5).

Из приложений №№ № 62- GC RIC - 2011 от 25.05.2011, № 63-GC RIC - 2011 от 25.05.2011, № 64- GC RIC - 2011 от 25.05.2011, № 65-GC RIC - 2011 от 25.05.2011, № 66- GC RIC - 2011 от 25.05.2011, № 67-GC RIC - 2011 от 25.05.2011, № 68- GC RIC - 2011 от 25.05.2011 к контракту N GC RIC 26-11-2009 от 26.11.2009, представленных обществом при таможенном оформлении товара по ДТ N 10605020/180711/0004623 в подтверждение заявленной таможенной стоимости следует, что грузоотправителем по данной поставке является Шизцзячжуан «Си Сэвэн» трейдинг компании, Лтд, с указанием ее банковских реквизитов (п.4). Покупатель производит 100% оплату за товар в течение 100 банковских дней, банковским переводом на расчетный счет продавца с момента перехода права собственности на товар покупателя. Оплата производится по реквизитам грузоотправителя пункт 4. Продавцом по данной поставке является грузоотправитель.

Из вышеуказанного видно, какой порядок продавец (компания RenqiuJinglianNewTypeBuildingMaterialFactory) установил для покупателя (ООО ГК "РИК") порядок оплаты за товар по данной поставке.

Данные приложения подписаны всеми заинтересованными лицами.

Установленные условия оплаты за поставленный товар в вышеназванных приложениях не противоречат законодательству.

Таким образом, утверждение таможенного органа о том, что в адрес ООО ГК "РИК" поступил товар от нового продавца, является несостоятельными.

Утверждение таможенного органа, что в контракте и в приложениях отсутствует описание поставляемого товара на ассортиментном уровне, что вызывает сомнение в достоверности заявленной таможенной стоимости, не основано на законе и материалах дела.

Как видно из содержания приложений к контракту, в них с достаточной определенностью указаны сведения о товаре, в том числе наименование; описание упаковок, количество, цена за штуку, общая стоимость.

Ни российское гражданское законодательство (статьи 455, 469 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации), ни законодательство Китая (статьи 12 - 15 Закона КНР от 21 марта 1985 года "О внешнеэкономическом договоре") не предусматривают обязательное включение в текст договора условия об ассортименте товара в зависимости от его физических характеристик.

На основании статьи 1.1 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА стороны свободны вступать в договор и определять его содержание.

В соответствии со статьей 30 Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 года продавец обязан поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар в соответствии с требованиями договора и настоящей Конвенции.

Пунктом 1 статьи 35 Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров предусмотрено, что продавец должен поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям договора и который, затарирован или упакован так, как это требуется по договору.

Таким образом, международно-правовыми актами также не предусмотрено обязательное включение в текст договора условий об ассортименте товара в зависимости от его физических характеристик.

Как указывалось выше, порядок оплаты применительно к конкретным поставкам изложен в приложениях к контракту. Поскольку по условиям договора оплата за товар осуществляется в течение 100 банковских дней после перехода права собственности на товар к покупателю, продавцом выставляется также проформа-инвойс, в котором в п.4 изложен порядок оплаты по данной поставке товаров. Указанная проформа-инвойс декларантом прилагается к каждой декларации на товары.

Предоплата товара в рамках рассматриваемого контракта не предусмотрена. Товар оплачивается после ввоза товара на территорию Российской Федерации. Соответственно, правильность расчетов контролирует уполномоченный Российской Федерацией агент валютного контроля.

Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, установлен Приложением № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010. № 376.

Как установлено материалами дела, декларантом при таможенном оформлении ввозимых товаров в подтверждение метода по цене сделки с ввозимыми товарами был представлен полный пакет документов, в которых содержатся необходимые сведения для определения таможенной стоимости, по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2005 года № 29 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» под несоблюдением установленного законом условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения сделки любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательство недостоверности таких сведений.

Статьей 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке таможенной стоимости принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров.

Таким образом, отказ в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости по цене сделки может иметь место только при условии установления факта недостоверности сведений и наличия доказательств недостоверности сведений в представленных декларантом при декларировании товаров документах, перечень которых установлен нормативным актом.

В представленных обществом документах, перечень которых указан в графе 44 декларации на товары, каких-либо объективных доказательств их недостоверности таможенным органом не установлено.

Сомнения таможни в переводе экспортных деклараций, возникшие при принятии решения о корректировке таможенной стоимости, суд находит необоснованными, поскольку содержание экспортных деклараций соответствует представленным документам.

Кроме того, таможенный орган в ходе проверочных мероприятий не ставил под сомнение содержание экспортных деклараций на русском языке и не требовал от декларанта дополнительного перевода.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 № 13643/04 по делу А60-2771/2004-С9 предусмотренная обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 19 Федерального закона N 311-ФЗ таможенные органы для выполнения возложенных на них функций вправе требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 № 376, предусмотрено, что при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.

Примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении № 3 к этому Порядку. Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров. При запросе дополнительных документов, сведений и пояснений должностным лицом таможенного органа в решении о проведении дополнительной проверки указывается разумный (достаточный) срок их представления, который не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня регистрации декларации на товары. Декларант вправе представить дополнительные документы раньше срока, установленного для их представления таможенным органом. Таможенный орган обязан принять к рассмотрению дополнительные документы, представленные декларантом (таможенным представителем) ранее установленного срока.

Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Приведенные положения статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза и Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 № 376, подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного Союза, и представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного Союза.

Более того, в пункте 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 № 376, указано, что конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом не только с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, но и с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки.

Арбитражный суд полагает, что таможенным органом приведенные выше нормы таможенного законодательства не были учтены.

В частности, из решений о проведении дополнительной проверки следует, что таможенным органом в качестве дополнительных документов у ООО ГК "РИК" были запрошены прайс-лист фирмы изготовителя и коммерческие предложения.

Вместе с тем, заключенный сторонами внешнеторговый контракт является долгосрочным. Следовательно, требование таможни представления декларантом указанных документов является неправомерным. Кроме того, декларант не обязан располагать данными документами при таможенном оформлении товара. В письменном объяснении представителем Общества было на это указано.

Требование о представлении бухгалтерских документов, подтверждающих оприходование товаров, также не может быть признано обоснованным, так как таможенное оформление ввозимого товара не было завершено и, соответственно, не был оприходован (поставлен на учет).

Истребование таких документов возможно только после выпуска товаров (раздел IV Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 № 376).

Запрошенная таможенным органом информация о сделках с идентичными или однородными товарами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и ввезенными в Российскую Федерацию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары (счета-фактуры, инвойсы, контракты, ГТД, ДТС), равно как и информация о стоимости реализации ввозимых, идентичных или однородных товаров на внутреннем рынке Российской Федерации (счета- фактуры, контракты, договора), не предусмотрена Перечнем дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки (приложение № 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 № 376).

Указанным Перечнем не предусмотрено и предоставление сведений о величине расходов, производимых при проведении на территории Российской Федерации погрузочно-разгрузочных работ, затрат на хранение и транспортировку товара, размере предполагаемой торговой надбавки, выраженной в процентном соотношении, к цене, обычно производимой для получения прибыли и покрытия управленческих и коммерческих расходов в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран.

Возложение на участника внешнеэкономической деятельности обязанности по предоставлению: справки государственного управления торгово-промышленной администрации правительства по месту регистрации китайского юридического лица о видах печатей, используемых данным лицом для заверения контрактов; свидетельства предприятия – юридического лица о праве хозяйственной деятельности, которое в том числе содержит информацию о законном представителе компании, уполномоченном на подписание контрактов и коммерческих документов; свидетельства о постановке предприятия (продавца товаров) на налоговый учет; свидетельства о постановке предприятия (продавца товаров) на налоговый учет в китайской таможне, не основано на законе.

Доказательств того, что запрошенные у декларанта документы должны находиться у него и, что он должен обладать перечисленными сведениями, Забайкальской таможней суду не представлено. Представленные декларантом документы, полностью соответствуют требованиям таможенного законодательства и являются достаточными для применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами.

Кроме того, поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и Закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.

Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Обществом представлен полный пакет документов, в которых содержались все необходимые сведения для определения таможенной стоимости, представление не всех дополнительно запрошенных документов не обосновывает правомерность произведенной таможенным органом корректировки, применение стоимости товара.

Таким образом, таможенная стоимость, заявленная в вышеуказанных декларациях на товары, Обществом документально подтверждена.

Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.

При этом в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 № 13643/04 по делу № А60-2771/2004-С9 предусмотренная обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Как установлено материалами дела, представленные декларантом документы соответствуют требованиям таможенного законодательства и являются достаточными для применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами, являющегося согласно статье 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

В силу вышеизложенного арбитражный суд приходит к выводу, что отказ Забайкальской таможни в принятии заявленной ООО Группа Компаний «РосИмпортКитай» таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в декларациях на товары N 10617010/220611/0004772, N 10617010/230611/0004799 и N 10617013/270611/0000033, выраженный в решениях о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.07.2011 г. и 29.07.2011 г., является незаконным, как несоответствующий Таможенному кодексу Таможенного союза и Соглашению об определении таможенной стоимости товаров.

Поскольку отказ в принятии заявленной ООО ГК "РИК" таможенной стоимости товара в ДТ N 10617010/220611/0004772, N 10617010/230611/0004799 и N 10617013/270611/0000033 является незаконным, следовательно, недействительными являются и решения о корректировке таможенной стоимости товаров, выраженные в ДТС-2 N 10617010/220611/0004772, N 10617010/230611/0004799 и N 10617013/270611/0000033.

Кроме того, внешнеторговым контрактом стороны предусмотрели, что поставка товара осуществляется на условиях DAF-Забайкальск.

Согласно ИНКОТЕРМС-2000 условие поставки DAF ("Delivered at Frontier"/"Поставка на границе") означает, что продавец осуществляет поставку товара с момента предоставления его в распоряжение покупателя неразгруженным на прибывшем транспортном средстве, прошедшего таможенную очистку, необходимую для вывоза товара, но не прошедшего таможенную очистку, необходимую для ввоза товара, в согласованном пункте или месте на границе, однако до поступления на таможенную границу соседней страны.

В соответствии с этим условием поставки продавец обязан: заключить за свой счет договор перевозки товара на обычных условиях и по обычно принятому направлению до согласованного пункта в месте поставки на границе (пункт А3); оплатить все расходы, относящиеся к товару до момента его поставки (пункт А6); нести все расходы, связанные с проверкой товара (проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для его передачи (пункт А9); обеспечить за свой счет упаковку товара, за исключением случаев, когда для данного вида торговли является обычным отгружать товар без упаковки. Речь идет об упаковке товара, которая достаточна для поставки его на границу или для его дальнейшей перевозки, при условии, что соответствующие обстоятельства (способ перевозки, его направление) были известны продавцу до заключения договора купли-продажи. Маркировка товара должна быть осуществлена надлежащим образом (пункт А9).

Условия поставки FCA - "Free Carrier"/"Франко перевозчик" означает, что продавец осуществляет передачу товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза указанному покупателем перевозчику, в обусловленном месте. Следует отметить, что выбор места передачи товара имеет значение в отношении обязательств по погрузке и разгрузке товара в этом месте. При осуществлении поставки в помещениях продавца он отвечает за погрузку товара. При осуществлении поставки в любом ином месте продавец не несет ответственности за разгрузку товара.

Условия поставки CPT - "Carriage paid to..."/"Перевозка оплачена до" означает, что продавец осуществляет передачу товара названному им перевозчику, а также оплачивает стоимость перевозки, необходимой для доставки товара до согласованного пункта назначения. Это говорит о том, что покупатель несет все риски и дополнительные расходы, возникающие после передачи товара.

Таким образом, условия поставки FCA и CPT, используемые таможенным органом при корректировке таможенной стоимости исходя из ТД N 10716050/050511/0006414, N 10703052/310311/0000620, N 10704050/140611/0003718, и DAF, используемые заявителем, имеют существенное отличие в стоимости.

В силу пункта 1 статьи 7 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров в соответствии с настоящей статьей должна использоваться стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах. Указанная в настоящем абзаце информация применяется с проведением соответствующей корректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров.

Такая корректировка проводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с однородными товарами для целей определения таможенной стоимости не используется.

Пунктом 2 статьи 7 данного Соглашения предусмотрено, что при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров в соответствии с настоящей статьей при необходимости проводится корректировка стоимости сделки с однородными товарами для учета значительной разницы в расходах, указанных в подпунктах 4 - 6 пункта 1 статьи 5 настоящего Соглашения, в отношении оцениваемых и однородных товаров, обусловленной различиями в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), и видах транспорта.

Данные требования таможенного законодательства при корректировке таможенной стоимости таможенным органом при использовании информации по ДТ N 10716050/050511/0006414, N 10703052/310311/0000620, N 10704050/140611/0003718, содержащейся в информационно-аналитической системе «Мониторинг-Анализ», не были выполнены.

В использованной таможней информации отсутствуют сведения о коммерческих условиях реализуемого товара, а количество заявленного обществом товара в ДТ N 10617010/220611/0004772, N 10617010/230611/0004799 и N 10617013/270611/0000033 значительно превышает количество товара, заявленного по ДТ N 10716050/050511/0006414, N 10703052/310311/0000620, N 10704050/140611/0003718, что в силу статьи 7 Соглашения также требует соответствующей корректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате обществом государственной пошлины в размере 12 000 руб., подлежащая взысканию с Читинской таможни.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать отказы Забайкальской таможни в принятии заявленной ООО Группа Компаний «РосИмпортКитай» таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в декларациях на товары N 10617010/220611/0004772, N 10617010/230611/0004799 и N 10617013/270611/0000033, выраженных в решениях о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.07.2011 и 29.07.2011, и решения о корректировке таможенной стоимости товаров, выраженные в ДТС-2 N 10617010/220611/0004772, N 10617010/230611/0004799 и N 10617013/270611/0000033, незаконными как несоответствующие Таможенному кодексу Таможенного Союза.

Взыскать с Читинской таможни (местонахождения: 672007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ООО Группа Компаний «РосИмпортКитай» (местонахождения: 630000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлине в размере 12 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.

Судья: А.Б. Литвинцев.