ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6816/12 от 18.10.2012 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-6816/2012

18 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2012 года

Решение изготовлено в полном объёме 18 октября 2012 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи И.В. Леонтьева

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахлярдиновой Ю.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

Прокуратуры Забайкальского края

к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Забайкальскому краю (ОГРН <***> ИНН <***>) и Федеральному государственному унитарному предприятию "Оренбургское" Федеральной службы исполнения наказаний (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительными государственных контрактов № 82/2012 от 01.03.2012 г. и №181/2012 от 24.04.2012 г. на поставку соли поваренной пищевой молотой высшего сорта помола № 1,

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился;

от ответчика 1: ФИО1, представителя по доверенности от 28.11.2011 года;

от ответчика 2:Шабалиной И.А., представителя по доверенности от 08.10.2012 года.

Прокуратура Забайкальского края обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю к ответчикам к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю и Федеральному государственному унитарному предприятию "Оренбургское" Федеральной службы исполнения наказаний о признании недействительным государственного контракта № 82/2012 на поставку соли поваренной пищевой молотой высшего сорта помола № 1 от 01.03.2012 года.

По ходатайству представителя ответчика 2, в отсутствие возражений других участников, суд определением от 18.09.2012 г. объединил дело № А78-6816/2012 по иску Прокуратуры Забайкальского края к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Забайкальскому краю и Федеральному государственному унитарному предприятию "Оренбургское" Федеральной службы исполнения наказаний о признании недействительным государственного контракта № 82/2012 от 01.03.2012 года с делом № А78-6817/2012 по иску исполняющего обязанности прокурора Забайкальского края, действующего в интересах Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю к ответчикам:

1. Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю, 2. Федеральному государственному унитарному предприятию "Оренбургское" Федеральной службы исполнения наказаний о признании государственного контракта №181/2012 от 24.04.2012 г. недействительным в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением общему делу номера №А78-6816/2012.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечил.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика 1 исковые требования не признала, в материалы дела представила отзыв на исковое заявление, доводы, изложенные в отзыве, огласила и поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика 2 исковые требования не признала, представила документы и отзыв из которого следует, что Федеральное государственное унитарное предприятие "Оренбургское" Федеральной службы исполнения наказаний является производителем соли поваренной пищевой молотой высшего сорта помола № 1.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон установил.

между ответчиками заключены государственные контракты № 82/2012 от01.03.2012 и №181/2012 от 24.04.2012 г. на поставку соли поваренной пищевой молотой высшего сорта помола № 1(далее - контракт) каждый на сумму 833 480 руб. и .

Данные контракты заключен без проведения торгов в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.03.2008 №175 «О предоставлении преимуществ: учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Постановление Правительства №175).

По мнению истца контракты заключены в нарушение норм действующего законодательства, поскольку не соблюдены льготные условия, установленные Постановлением Правительства №175, дающие право на предоставление преимуществ.

По мнению истца Федеральное государственное унитарное предприятие «Оренбургское» Федеральной службы исполнения наказаний не является производителем соли поваренной пищевой молотой высшего сорта, поэтому не вправе размещать заказы на её поставку по льготным условиям без проведения торгов.

Проведенной проверкой установлено, что ФГУП «Оренбургское» ФСИН России не является производителем предмета поставки - соли поваренной пищевой молотой высшего сорта помола № 1, поскольку арендуя у ООО «Руссоль» по договору 21.12.2011 № 143/А-11 - дозатор сыпучих продуктов и расфасовочный автомат, находящиеся на территории предприятия ООО «Руссоль» г.Соль-Илецк - предприятие лишь расфасовывает готовую продукцию и доставляет» ее до потребителя. Предприятие приобретает природную соль как готовую продукцию, соответствующую требованиям Государственного стандарта.

Кроме того, из имеющейся калькуляции продукции (соли) на 2012 год, утвержденной директором ФГУП «Оренбургское» ФСИН России, следует, что предприятие не несет производственных затрат по износу (амортизации) оборудования, и, следовательно, какое-либо иное оборудование, кроме вышеуказанного, в, процессе «производства» не задействовано.

Цена контракта составляет 12,44 руб. за 1 кг соли, в то время как согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области средняя потребительская цена на соль по состоянию на март 2012 года составляла 8,82 руб., что свидетельствует о неэффективности расходования, по меньшей мере, 242 540 руб.: (12,44 - 8,82) руб.* 67000 кг.

В связи с этим истец считает, что государственные контракты № 82/2012 и №181/2012 заключены ответчиками с нарушением норм действующего законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в связи с чем, в силу ст. 168 ГК РФ являются ничтожной сделкой.

Суд, оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 7 ст.55 Федерального Закона от 21.0-7.2005 № 94-ФЗ размещение заказов на поставку товаров у предприятий и учреждений УИС как у единственного поставщика допустимо при соблюдении условий, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2008 г. № 175, а именно: производство товаров (работ, услуг) осуществляется учреждениями и предприятиями УИС; информация об указанных учреждениях и предприятиях, производимых ими товарах (работах, услугах) размещена на официальном сайте.

ФГУП «Оренбургское» ФСИН России в соответствии с п. 1.3. Устава предприятия (утв. Приказом ФСИН России № 353 от 12.08.2010 г.) является предприятием УИС. Уставными целями деятельности предприятия в соответствии с п. 2.1. являются:

- извлечение прибыли;

- удовлетворение потребностей УИС в продуктах питаниях;

- развитие материальной и социальной базы учреждений УИС Оренбургской области;

-привлечение к труду лиц, отбывающих наказание на территории Оренбургской области.

В соответствии с п. 4.1. Устава Предприятие строит свои хозяйственные отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров соглашений, контрактов. Предприятие свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству РФ и Уставу.

Предмет государственных контрактов № 181/2012 от 24.04.2012 г. и № 82/2012 от 01.03.2012 г., заключенных ФГУП «Оренбургское» ФСИН России (Поставщик) с УФСИН России по Забайкальскому краю (Государственный заказчик) определен в соответствии с п. 1.1. Контрактов следующим образом: Поставщик обязуется поставить произведенное им продовольствие (далее - Продукцию) в ассортименте и сроки, указанные в Ведомости поставки, прилагаемой к Контракту, а государственный заказчик принять и оплатить Продукцию в соответствии с условиями Контракта. По указанным государственным контрактам Поставщик поставлял соль пищевую молотую помол № 1 высшего сорта, производителем которого он являлся.

ФГУП «Оренбургское» ФСИН России в конце 2011 - начале 2012 года организовало производство соли пищевой молотой помола № 1 высшего сорта в соответствии с разработанным и утвержденным технологическим регламентом, во исполнение Плана обеспечения учреждений и органов УИС отдельными видами продукции, производимой предприятиями и учреждениями УИС в 2012 году (Приложение № 1 к указанию ФСИН России от 22.12.2011г. № 21-24690-05 «О формировании плана финансирования и доведения плана обеспечения на 2012 год»). В соответствии с регламентом, производство соли пищевой молотой помола № 1 высшего сорта осуществлялось путем измельчения (дробления вальцевой мельницей ВМС-2А) исходного сырья (соли помола № 3) с последующей фасовкой и упаковкой готового продукта в полипропиленовые мешки, вшиванием этикетки производителя. ФГУП «Оренбургское» ФСИН России оформило в установленном порядке декларацию о соответствии произведенной им готовой продукции, согласно которой ФГУП «Оренбургское» ФСИН России является изготовителем соли поваренной пищевой молотой помол № 1 высшего сорта.

При оценке данного технологического процесса как производства готовой продукции необходимо исходить из следующих положений:

1) В письме Министерства экономического развития от 23.08.2011 г. № Д02-
 6439 прямо указано, что «...действующее законодательство РФ не содержит
 понятия производителя, не определяет его признаков, не устанавливает
 какие-либо специфические права и обязанности производителя
 Применительно к сфере размещения заказов на поставки товаров... для
 государственных и муниципальных нужд...». Не Федеральный Закон от
 21.07.2005 № 94-ФЗ, не Постановление Правительства Российской
 | Федерации от 17.03.2008 г. № 175 не предъявляют непосредственно к
 производству (его организации, технологическому процессу или к виду
 производства - добыча, обработка, переработка и т.п.) поставляемых товаров каких-либо обязательных требований.

2). Согласно ГОСТ Р 51574-2000 «Соль поваренная пищевая» (приложение А) соль молотая помол №1 имеет самостоятельный код продукции по ОКП - 919242, который соответствует по ОКПД виду экономической деятельности 14.40.10.162 «Соль молотая полома № 1».

Предметом спорных государственных контрактов не является поставка полезного ископаемого (соль природная), ФГУП «Оренбургское» ФСИН России не осуществляло добычу полезного ископаемого - соли природной, не производило соль пищевую молотую помол № 1 высшего сорта путем применения перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (или отнесенных к специальными видами добычных работ), исковое заявление Истца не связано с проверкой правильности исчисления и уплаты Предприятием налогов. Исходя из изложенных выше исходных положений, технологический процесс ФГУП «Оренбургское» ФСИН России является производственным процессом по производству соли пищевой молотой помола № 1 высшего сорта по следующим основаниям:

Соль пищевая молотая помол № 1 высшего сорта - не являясь полезным
 ископаемыми, следовательно, продукцией добывающий продукции, является результатом дальнейшей переработки - измельчения, и следовательно, является продукцией обрабатывающей промышленности (см. так же п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 года № 64)

Обработка, как технологический процесс, является самостоятельным видом
 производственного процесса как экономической деятельности при наличии
 общих признаков производственного процесса как экономической деятельности. Согласно Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК) экономическая деятельность в целом, представляет собой процесс, когда объединяются ресурсы такие как: оборудование, рабочая сила, технологические приемы или продукты, для производства конкретных товаров или услуг. Опираясь на национальные классификации, деятельность ФГУП «Оренбургское» ФСИН России можно классифицировать как самостоятельное перерабатывающее производство, а именно:

A) Согласно ОКВЭД общий вид определяемой экономической деятельности
 определен как 14.4 - Добыча и производство соли. Внутри данной группировки выделают такие подгруппы как - добыча поваренной соли из подземных месторождений, включая растворение и выкачивание;

- производство поваренной соли выпариванием из морской воды или других соленых вод;

- производство рассолов и прочих солевых растворов;

- измельчение, очистку и рафинацию поваренной соли.

Из чего следует, что ОКВЭД допускает в качестве самостоятельного производства измельчение поваренной соли, как подвида экономической деятельности.

Б) Согласно ОКПД определяемая деятельность так же характеризуется отдельно, как 14.40.10.162 «Соль молотая полома № 1»;

B) Согласно ОКП производимая продукция так же имеет самостоятельный
 идентификационный статистический код: 919242 Соль молотая помола № 1.

Соль пищевая молотая помол № 1 высшего сорта как продукция, произведенная ФГУП «Оренбургское» ФСИН России, является продукцией самостоятельного производства, организованного Предприятием с использованием собственных и привлеченных на договорных началах ресурсов.

ФГУП «Оренбургское» ФСИН России оформило в установленном порядке декларацию о соответствии произведенной им готовой продукции, согласно которой ФГУП «Оренбургское» ФСИН России является изготовителем соли поваренной пищевой молотой помол № 1 высшего сорта, и, следовательно, непосредственно само отвечает по всем претензиям, связанным с качеством произведенной продукции. Каждая поставляемая партия продукции сопровождается паспортом качества, выданным ФГУП «Оренбургское» ФСИН России как производителем (изготовителем).

Указание Истца на то, что Предприятие не несет производственных затрат в виде амортизации (износа) оборудования - как на доказательство отсутствия участия Предприятия в производственном процессе по производству соли - не соответствует действительности. Согласно п. 4.3. Устава, Предприятие вправе арендовать основные и оборотные средства, поэтому в составе производственных затрат Предприятие учитывает арендную плату за арендованное имущество. Таким образом, продукция, поставляемая по государственным контрактам № 82/2012 от 01,03.2012 г. и № 181/2012 от 24.04.2012 г. заключенным с ГУФСИН России по Забайкальскому краю, произведена предприятием УИС, и следовательно, государственные контракты заключены в полном соответствии с действующим законодательством РФ.

Доводы Истца о том, что стоимость продукции, поставляемой по указанным
 контрактам, выше, потребительских цен, сложившихся на аналогичную продукцию в
 Оренбургской области, и как следствие, утверждение о неэффективном расходовании
 бюджетных средств - не учитывают всех обстоятельств отношений Сторон по
 контрактам. Цены, указанные в справке Территориального органа ФСГС по
 Оренбургской области, на которую ссылается Истец, действительны для
 Оренбургской области и не включают расходы по доставке продукции до
 потребителя в другие регионы. Тогда как согласно п. 4.4. оспариваемых
 государственных контрактов, доставка Продукции осуществляется силами и за счет
 Поставщика до места назначения: до станции назначения железнодорожным
 транспортом, а в силу п. 5.2. Цена Государственного контракта включает, в том числе, расходы Поставщика по доставке Продукции до места назначения. Согласно статистическим данным с официального сайта ФСГС (http://www.fedstat.ru/indicators/start.do) средние потребительские цены (тарифы) на товар - соль поваренная пищевая, - в Забайкальском крае составили: в мае 2012 года -12,99 рублей/кг, в августе 2012 года - 12,53 рублей/кг (месяцы отгрузки по оспариваемым контрактам продукции в адрес грузополучателей по спорным контрактам), что выше цены продукции ФГУП «Оренбургское» ФСИН России (стоимость 1 кг продукции по контрактам - 12,44 руб.).

Кроме того, Федеральная антимонопольная служба в письме от 24.10.2011 г № АЦ/39720 разъясняет: в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в случае, если производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2008 N 175 "О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено, что в случае, если производство товаров (работ, услуг) осуществляется учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы и информация об указанных учреждениях и предприятиях, а также о производимых ими товарах (работах, услугах) размещена на официальном сайте, Федеральная служба исполнения наказаний, ее территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, вправе размещать заказы на поставки товаров (работ, услуг) в учреждениях и предприятиях уголовно-исполнительной системы без проведения торгов (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)).

Таким образом, Федеральная служба исполнения наказаний, ее территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, вправе заключать государственные контракты учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы (далее - учреждения УИС) как с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в случае если производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, осуществляется исключительно учреждениями УИС и информация об этих организациях, а также о номенклатуре производимых ими товаров (работ, услуг) размещена на официальном сайте.

При рассмотрении материалов дела суд установил, что ответчик получает соль крупного помола в виде крупных кусков, не готовую к применению. В процессе производства ответчик перерабатывает соль в соответствии с ГОСТ Р 51574-2000 и фасует в мешки. Соль, производимая ответчиком 2 готова к применению. ФГУП «Оренбургское» ФСИН России не занимается добычей соли, но из представленных документов следует, что ответчик 2 производит соль пищевую молотую помола № 1 высшего сорта.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания договоров недействительными.

Требования истца не подлежат удовлетворению.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167, 168, 170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В иске отказать

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.В. Леонтьев.