ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6831/19 от 19.08.2019 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                          Дело №А78- 1 / 9

23 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2019 года

Решение изготовлено в полном объёме 23 августа 2019 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи М.Ю. Барыкина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.М. Шумаковой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) об обязании внести изменения в договор №31-10 от 19 мая 2010 года аренды лесного участка путем заключения соглашения,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО2 - представителя по доверенности от 25 июня 2019 года; ФИО3- представителя по доверенности от 05 декабря 2016 года;

от ответчика: ФИО4 - представителя по доверенности от 06 ноября 2018 года.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее также – истец) обратился в суд с требованиями к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (далее также – ответчик) об обязании внести изменения в договор №31-10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 года.

Протокольным определением от 24 июля 2019 года суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении требований (входящий №34040 от 23 июля 2019 года) и принял к рассмотрению требования истца об обязании внести изменения в договор №31-10 от 19 мая 2010 года аренды лесного участка путем заключения соглашения.

Как следует из ходатайства об уточнении иска, истец просит: исключить из договора аренды пункты 4.22, 4.23, 4.30, 4.31 и 9.8. В пункте 4.21 договора аренды слова «лиственницы в объеме 200 кг» замени на слова «хвойных пород в объеме 93 кг.»; приложение №1 к договору изложить в редакции, указанной в ходатайстве об уточнении иска; в остальной части истец поддерживает исковые требования в редакции, указанной в исковом заявлении (л.д. 3-10, 63-67 т.1).

В судебном заседании 12 августа 2019 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) судом был объявлен перерыв до 19 августа 2019 года. Информация о времени и месте судебного заседания размещалась на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в холле здания суда.

Представители истца требования поддержали.

Представитель ответчика требования не признал, представил в материалы дела отзыв, указав, что договор №31-10 от 19 мая 2010 года был заключен по итогам торгов, в связи с чем, условия договора не могут быть изменены ни по соглашению сторон, ни в судебном порядке. Кроме того, представитель ответчика возражал относительно изменения договора в части противопожарных мероприятий и исключения пунктов договора, указал на пропуск срока исковой давности в части противопожарных мероприятий.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

19 мая 2010 года между Государственной лесной службой Забайкальского края (арендодателем) и истцом (арендатором) был заключен договор №31-10 аренды лесного участка (далее также – договор), согласно пункту 1.1 которого арендодатель на основании протокола аукциона №36/2016 от 12 мая 2010 года обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок для заготовки древесины, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 договора.

В силу пункта 1.2 договора лесной участок площадью 3 230 га, с ежегодной нормой пользования 5 000 м3, в т.ч. по хвойному хозяйству 4 330 м3 предоставляемый в аренду по настоящему договору имеет местоположение лесного участка - Забайкальский край, муниципальный район «Агинский район», Агинское лесничество, Аргалейское участковое лесничество, кварталы №№10, 40, 41, 42, 92, 210, номер государственного учета в лесном реестре 09-2010-01.

Согласно пункту 8.1 договора срок действия настоящего договора устанавливается с момента государственной регистрации и составляет 25 лет (договор зарегистрирован 24 июня 2010 года) (л.д. 40-54 т.1).

05 июля 2018 года было проведено первое лесоустроительное совещание, результаты которого оформлены протоколом. На состоявшемся совещании согласовано проведение лесоустроительных работ на лесном участке истца, в том числе по таксации лесов по третьему таксационному разряду лесов.

01 февраля 2019 года состоялось второе лесоустроительное совещание, результаты которого оформлены протоколом. На совещании принято решение считать, что таксация лесов на всей территории лесного участка, переданного в аренду, проведена в соответствии с требованиями лесоустроительной инструкции, рекомендовать материалы лесоустройства лесного участка ввести в действие в течение двадцати дней с даты поступления материалов лесоустройства (л.д. 35-39 т.1).

Приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края №554 от 11 апреля 2019 года утвержден акт №1 от 04 апреля 2018 года об изменении документированной информации государственного лесного реестра Агинского лесничества Аргалейского участкового лесничества (л.д. 68-69 т.1).

В связи с вступлением в силу новых материалов лесоустройства, истец обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в договор. В ответ на заявление ответчик в письме от 17 апреля 2019 года отказал во внесение изменений (л.д. 33-34 т.1).

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском с учетом уточнения иска, принятого к рассмотрению протокольным определением от 24 июля 2019 года.

По существу иска суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса.

Из пункта 1 части 1 статьи 82 ЛК РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Постановлением Правительства Забайкальского края №395 от 06 октября 2016 года «О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года №80» принято решение упразднить Государственную лесную службу Забайкальского края, передать ответчику полномочия и функции Государственной лесной службы Забайкальского края по контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению в области лесных отношений, в том числе осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией.

Государственная лесная служба Забайкальского края ликвидирована (ЕГРЮЛ).

Таким образом, иск заявлен к надлежащему ответчику.

В силу пункта 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Рассматриваемый иск предъявлен в суд после получения истцом от ответчика в ответ на заявление письма от 17 апреля 2019 года об отказе во внесении изменений в договор №31-10 от 19 мая 2010 года.

Следовательно, досудебный порядок урегулирования спора соблюден.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наниматель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с частью 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

В силу статьи 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

На основании положений части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Частью 3 статьи 74.1 ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Как следует из материалов дела (протоколы первого лесоустроительного совещания от 05 июля 2018 года, второго лесоустроительного совещания от 10 февраля 2019 года, приказ Министерства природных ресурсов Забайкальского края №554 от 11 апреля 2019 года с актом №1 от 04 апреля 2019 года и пояснительная записка по лесному участку), количественные и качественные характеристики лесного участка по сравнению с указанными в договоре существенно изменились.

Согласно пункту 2.1 договора размер годовой арендной платы определяется произведением величины расчетной нормы пользования на установленную настоящим договором арендую плату одного кубометра ликвидной древесины на корню.

Следовательно, объем заготовки влияет на арендную плату.

Пунктом 1.2 договора закреплена ежегодная норма пользования на лесном участке, пункт 4.2 договора содержит детализацию объемов заготовки и товарную структуру принятой расчетной лесосеки. Приложения №1, №2 и №3 содержат сведения о характеристиках лесного участка и его насаждений, сведения о целях, видах и объемах использования лесов на участке, информацию об арендной плате.

Предлагаемые изменения в пункты 1.2, 4.2 договора и приложения №№1, 2 и 3 к договору (пункты 1.1, 1.2, 1.5, 1.6 и 1.7 исковых требований) обусловлены изменением количественных и качественных характеристик лесного участка по сравнению с теми, что указаны в договоре №31-10 от 19 мая 2010 года.

Представитель ответчика указал, что параметры исковых требований в части пунктов 1.2 и 4.2 договора, приложений №1, №2 и №3 проверены и соответствуют данным из новых лесоустроительных материалов, расчет арендой платы также проверен и является верным, замечаний у ответчика не имеется.

Предлагаемые изменения судом проверены на основании представленных в материалы дела документов, в частности фиксирующих результаты таксации, и с учетом постановления Правительства Российской Федерации №310 от 22 мая 2007 года «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Таким образом, основания для внесения изменений в спорный договор в указанной части имеются, необходимость заключения дополнительного соглашения к договору №31-10 от 19 мая 2010 года обусловлена изменением количественных и качественных характеристик лесного участка.

Относительно требований об исключении пунктов 4.22, 4.23, 4.30, 4.31 и 9.8 договора, суд установил, что пункт 9.8 договора гласит «Древесина, заготовленная арендатором при прочих рубках, включается в счет установленного размера заготовки древесины на арендованном лесном участке».

Истец ссылается на то, что пункт 9.8 договора №31-10 от 19 мая 2010 года уточняет порядок учета древесины, заготовленной при «прочих рубках», которые не предусмотрены действующим законом.

Указанные доводы истца не являются основанием для исключения данного пункта из договора, поскольку не свидетельствуют о наличие оснований для изменения договора аренды лесного участка, предусмотренных статьей 74.1 ЛК РФ.

В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Пункт 4 Правил заготовки древесины, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации №184 от 16 июля 2007 года (действовавших в период заключения спорного договора №31-10 от 19 мая 2010 года), предусматривал, что древесина, заготовленная арендатором, использующим леса в целях заготовки древесины, при прочих рубках, включается в счет установленного размера заготовки древесины на арендованном лесном участке.

Наличие пункта 9.8 договора, учитывая указание истца на запрет ведения прочих рубок, не возлагает на последнего дополнительных обязательств, не нарушает его прав и законных интересов.

Пункты 4.23, 4.30 и 4.31 договора №31-10 от 19 мая 2010 года гласят, что истец должен «проводить рубки ухода за лесами в местах и объемах, установленных проектом освоения лесов», «вести дорожное строительство в соответствии с проектом основания лесов своими силами и за свой счет», «ежегодно осуществлять текущий и капитальный ремонт используемых лесохозяйственных дорог своими силами и за свой счет».

Истец ссылается на то, что пункты 4.23, 4.30, 4.31 договора дублируют пункт 4.19 и приложение №5 к договору. Однако дублирование не является основанием для удовлетворения требований истца, поскольку не относится к числу оснований для изменения договора аренды лесного участка.

Пункты 4.23 и 4.30 договора констатируют обязанность истца вести работы в соответствии с проектом основания лесов, соблюдение которого и так является прямой обязанностью истца. Следовательно, наличие этих пунктов, как и пункта 4.31, не возлагает на истца дополнительных обязанностей.

В связи с чем, руководствуясь принципом незыблемости договора, суд не усматривает наличия оснований для удовлетворения требований истца в данной части и внесения изменений в пункты 9.8, 4.23, 4.30 и 4.31 договора.

Пункт 4.22 договора устанавливает минимальный размер лесовосстановительных мероприятий, определяя конкретные их показатели, в частности данный пункт в отличие от приложения №5 к договору содержит сведения о преобладающих породах. Следовательно, пункт 4.22 договора не дублирует пункт 4.19 договора и приложение №5 к договору, а дополнительно конкретизирует лесовосстановительные мероприятия, подлежащие исполнению.

Вместе с тем, пункт 4.22 договора в настоящей редакции не соответствует результатам лесоустроительных работ. В связи с чем, истец представил в судебном заседании в материалы дела вариант пункта 4.22 договора исходя из результатов проведенных лесоустроительных работ.

Представитель ответчика ознакомился с этим дополнением и подтвердил верность.

Судом ошибок также не обнаружено.

Таким образом, требования истца по пункту 4.22 спорного договора подлежат удовлетворению путем частичного исключения, корректировки данного пункта договора с учетом изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.

Истец также просит изменить пункт 4.21 договора.

Требования истца в части внесения изменений в пункт 4.21 договора суд считает обоснованными, так как сбор шишки направлен, в частности, на последующее использование семян для посадки новых деревьев. Соответственно, при изменении объема заготовки по причине изменения характеристик лесного участка пропорциональному изменению подлежит и количество шишки, подлежащей сбору на лесном участке.

Предлагаемое изменение объема шишки, подлежащей ежегодному сбору и сдачи, пропорционально изменению объем заготовки древесины по хвойному хозяйству (с 4 330 м3 до 2 020 м3).

Вместе с тем, пункт 4.21 договора №31-10 от 19 мая 2010 года предусматривает сбор и сдачу шишки лиственницы. Оснований для изменения данного пункта договора и предоставлению истцу права собирать и сдавать шишки любых хвойных пород судом из материалов дела не усматривается.

Таким образом, в пункт 4.21 договора №31-10 от 19 мая 2010 года слова «лиственницы в объеме 200 кг» необходимо заменить на «лиственницы в объеме 93 кг», то есть без изменения конкретизации шишки лиственницы.

Необходимо отметить, что сторонам предлагалось представить суду пояснения с нормативным обоснованием установленного в договоре количества шишки, подлежащего сбору, но таких пояснений в дело не представлено.

Истец в пункте 1.3 иска требует изложить пункт 4.4 договора №31-10 от 19 мая 2010 года в следующей редакции «Осуществлять на лесном участке строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов лесной инфраструктуры». Требования истца мотивированы тем, что статья 21 ЛК РФ не предусматривает строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры при использовании лесов для заготовки древесины.

Действующая редакция договора №31-10 от 19 мая 2010 года предусматривает в пункте 4.4 указанного договора, что арендатор имеет право «осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии с действующим законодательством».

Пунктом 1 статьи 431 ГК РФ установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Из буквального толкования пункта 4.4 договора следует, что указанный пункт не возлагает на истца обязанностей, а предусматривает право осуществлять действия по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. При этом такое право может быть реализовано лишь в соответствии с действующим законодательством.

Соответственно, если действующим в данный момент законом не предусмотрена возможность строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры при использовании лесов для заготовки древесины, то и истец не может осуществлять такие действия. В случае изменения законодательства, истец сможет воспользоваться своим правом на строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Действующая в настоящий момент типовая форма договоров аренды для заготовки древесины, утвержденная Приказом Минприроды России №693 от 20 декабря 2017 года, также предусматривает пункт о праве арендатора осуществлять на лесном участке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Действовавшая в период заключения спорного договора типовая форма договора аренды лесного участка, утвержденная Приказом Минсельхоза России №48 от 12 февраля 2010 года, также предусматривала такое право.

В связи с чем, суд не усматривает наличия оснований для удовлетворения требований истца в данной части и внесения изменений в пункт 4.4 договора №31-10 от 19 мая 2010 года.

Относительно требований истца о внесении изменений в приложение №5 к договору №31-10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 года «Объемы и сроки выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке» суд отмечает следующее.

Начиная с 31 декабря 2010 года вступила в силу статья 53.1 ЛК РФ, согласно которой предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а также установлен перечень мер противопожарного обустройства лесов.

Перечень мер противопожарного обустройства лесов, указанных в статье 53.1 ЛК РФ, дополнен Постановлением Правительства Российской Федерации №281 от 16 апреля 2011 года «О мерах противопожарного обустройства лесов».

В соответствии с частью 3 статьи 53.1 ЛК РФ указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

На основании положений части 6 статьи 53.1 ЛК РФ нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства №174 от 27 апреля 2012 года (далее также - приказ №174 от 27 апреля 2012 года) утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий на всей территории Российской Федерации, которые включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов, то есть установлены перечень и объемы мероприятий.

Установление нормативов противопожарного обустройства лесов отнесено к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, при этом из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2015 года №51-АПГ14-6 следует, что установление иных объемов мер по противопожарному обустройству лесов, отличных от объемов, установленных органами государственной власти Российской Федерации, не допускается.

Исходя из императивного характера вышеуказанных норм, стороны договора по своему усмотрению не могут самостоятельно определить иные нормативы (виды и объемы) мероприятий противопожарного обустройства лесов. Арендаторы лесных участков обязаны выполнять установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятия по противопожарному обустройству лесов.

Территория Агинского района Забайкальского края приказом Минприроды России от 18 августа 2014 года №367 «Об утверждении перечня лесорастительных зон Российской Федерации и перечня лесных районов Российской Федерации» отнесена к Забайкальскому лесостепному району.

Частью 6 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства №174 от 27 апреля 2012 года утверждены меры противопожарного обустройства лесов в расчете на 1000 га для Забайкальского лесостепного района.

Леса лесного участка согласно приказу Рослесхоза №52 от 01 марта 2013 года «Об отнесении лесов на территории Забайкальского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», отнесены к эксплуатационным лесам, что следует из протокола совещания от 01 февраля 2019 года.

По смыслу положений статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не вправе выходить за пределы требований истца и самостоятельно изменять предмет или основание иска. Такое право предоставляется только истцу.

Таким образом, суд рассматривает требования истца в части противопожарных мероприятий в пределах исковых требований, перечня противопожарных мер, заявленных в исковом заявлении к исключению из договора, включению в договор или изменению.

Проверив предлагаемые истцом изменения, суд установил следующее:

1) по условиям договора объем мероприятия по устройству запрещающих знаков и аншлагов противопожарного назначения 5 штук, по установке панно на противопожарные темы 1 штука. Истец просит установить объем этих мероприятий в количестве 2 штук. Согласно приказу №174 от 27 апреля 2012 года количественная характеристика мероприятия по установке и размещению стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах должна составлять 2 штуки, из расчета: количество плакатов - один (0,01 (норматив на 1000 га) * 3 230 га (площадь участка) / 1000); количество объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей – один (0,184 (норматив на 1000 га) * 3 230 га (площадь участка) / 1000). Следовательно, изменения в этой части соответствуют приказу №174 от 27 апреля 2012 года;

2) по условиям договора истец должен обеспечить устройство и содержание контрольно-пропускного пункта 1 штука. Истец исключает это мероприятие полностью. Приказом №174 от 27 апреля 2012 года устройство контрольно-пропускных пунктов не предусмотрено. Следовательно, изменения в этой части соответствуют приказу №174 от 27 апреля 2012 года;

3) по условиям договора объем мероприятия по устройству минерализованных полос 10 километров. Истец просит установить объем этого мероприятия в количестве 2 километров. Однако согласно приказу №174 от 27 апреля 2012 года объем мероприятия по устройству противопожарных минерализованных полос должен составлять 1,98 километров, при расчете 0,613 (норматив на 1000 га) * 3 230 га (площадь участка) / 1000. Следовательно, требований истца обоснованы в части объема, который соответствует приказу №174 от 27 апреля 2012 года;

4) по условиям договора объем мероприятия по устройству и содержанию мест отдыха и курения 2 штуки. Истец просит установить объем 2 штуки. Однако согласно приказу №174 от 27 апреля 2012 года объем мероприятия по благоустройству зон отдыха граждан, пребывающих в лесах должен составлять 1 штуку, при расчете 0,014 (норматив на 1000 га) * 3 230 га (площадь участка) / 1000. Следовательно, требований истца обоснованы в части объема, соответствующего приказу №174 от 27 апреля 2012 года;

5) по условиям договора объем мероприятия по организации пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря 1 штука. Истец просит объем этого мероприятия в количестве 1 штуки. Указанный объем соответствуют нормативу из приказа №174 от 27 апреля 2012 года (строительство, реконструкция и эксплуатация пункта сосредоточения противопожарного инвентаря), при расчете 0,007 (норматив на 1000 га) * 3 230 га (площадь участка) / 1000. Следовательно, изменения в этой части соответствуют приказу №174 от 27 апреля 2012 года;

6) по условиям договора объем мероприятия в виде создания противопожарной команды 1 команда из 8 человек. Истец просит установить мероприятие в виде создания добровольной пожарной дружины 5 человек. Однако такого мероприятия как создание добровольной пожарной дружины либо создание противопожарной команды приказ №174 от 27 апреля 2012 года не предусматривает. В связи с чем, оснований для включения этих мероприятий в дополнительное соглашение к договору №31-10 от 19 мая 2010 года не имеется;

7) по условиям договора объем мероприятия по уходу за минерализованными полосами составляет 30 километров. Истец просит установить объем этого мероприятия 0,5 километров. Согласно приказу №174 от 27 апреля 2012 года объем мероприятия по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос должен составлять 0,12 километров, при расчете 0,038 (норматив на 1000 га) * 3 230 га (площадь участка) / 1000. Следовательно, требований истца обоснованы в части объема по приказу №174 от 27 апреля 2012 года;

8) по условиям договора объем мероприятия по ремонту и содержанию дорог противопожарного назначения 1 километр. Истец просит установить мероприятие реконструкция лесных дорог 0,25 километров. Согласно приказу №174 от 27 апреля 2012 года объем мероприятия по реконструкции лесных дорог должен составлять 0,25 километров, из расчета 0,079 (норматив на 1000 га) * 3 230 га (площадь участка) / 1000. Следовательно, изменения в этой части соответствуют приказу №174 от 27 апреля 2012 года;

9) по условиям договора объем мероприятия по устройству пожарного водоема 1 штука. Истец исключает это мероприятие полностью. Согласно приказу №174 от 27 апреля 2012 года такого мероприятия не планируется. Следовательно, изменения в этой части соответствуют приказу №174 от 27 апреля 2012 года;

10) по условиям договора объем мероприятия по устройству подъездов к водоисточникам 2 километра. Истец просит установить объем такого мероприятия в количестве 1 штуки. Согласно приказу №174 от 27 апреля 2012 года объем мероприятия по устройству подъездов к источникам противопожарного водоснабжения должен составлять 1 штуку, из расчета 0,01 (норматив на 1000 га) * 3 230 га (площадь участка) / 1000. Следовательно, изменения в этой части соответствуют приказу №174 от 27 апреля 2012 года;

11) по условиям договора объем мероприятия по строительству дорог противопожарного назначения 1 километр. Истец исключает это мероприятие полностью. Как следует из примечания №5 к приказу №174 от 27 апреля 2012 года норматив по строительству лесных дорог может корректироваться с учетом имеющейся плотности дорог всех назначений. Общая протяженность дорог в защитных лесах должна составлять не менее 10 км/1000 га, в эксплуатационных - 6 км/1000 га.  Согласно пояснительной записке на территории лесного участка истца протяженность дорог составляет 26,4 километров, то есть протяженность дорог соответствует нормативной. В связи с чем, изменения в этой части соответствуют приказу №174 от 27 апреля 2012 года;

12) по условиям договора мероприятия в виде устройства противопожарного разрыва не установлено. Истец просит установить такое мероприятие в объеме 0,7 километров. Однако такого мероприятия как устройство противопожарного разрыва приказом №174 от 27 апреля 2012 года не запланировано. В связи с чем, оснований для включения этого мероприятия в дополнительное соглашение к договору не имеется.

Ссылки на лесохозяйственный регламент Агинского лесничества (имеется в открытом доступе) суд отклоняет, поскольку в силу вышеизложенных правовых норм установление нормативов противопожарного обустройства лесов отнесено к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, установление иных объемов мер по противопожарному обустройству лесов, отличных от объемов, установленных органами государственной власти Российской Федерации, не допускается.

В силу части 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку приказ №174 от 27 апреля 2012 года в части нормативов противопожарных мероприятий имеет большую юридическую силу в сравнении с регламентом лесничества, то подлежат применению его положения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2015 года №51-АПГ14-6).

Невозможность установления объемов и видов противопожарных мероприятий в большем виде (объеме), чем установлено в нормативах, обусловлено и тем, что проведение дополнительных мероприятий (сверх установленных нормативами) может негативно отразиться на состоянии лесного участка.

Помимо изложенного, в части противопожарных мероприятий суд считает нужным отметить, что согласно пункту 4.24 договора в случае ограничения пребывания граждан в лесах и ограничения использования лесов арендатор обязан перекрывать своими силами и за свой счет въезд на дороги арендованного участка в установленном порядке, устанавливать запрещающие проезд знаки, шлагбаумы, постоянные посты.

Таким образом, суд считает необходимым привести условия заключенного между сторонами договора в части установления мер противопожарного обустройства лесов в соответствие с требованиями действующего законодательства, поскольку действующие нормативы противопожарного обустройства лесов существенно повлияли на объемы подлежащих выполнению арендатором работ по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных договором, что объективно влечет необходимость внесения изменений в договор аренды лесного участка.

Представители сторон в судебном заседании пояснили, что проект основания лесов с учетом результатов лесоустроительных работ еще не скорректирован. Ссылаются на необходимость изменения условий договора до направления проекта на экспертизу. Не приведение проекта освоения лесов в соответствие с нормативами противопожарного обустройства, утвержденными приказом №174 от 27 апреля 2012 года, не может явиться основанием для сохранения в договоре аренды лесных участков мер по противопожарному обустройству лесов, отличных от объемов, установленных органами государственной власти Российской Федерации, поскольку в силу части 6 статьи 53.1 ЛК РФ установление нормативов противопожарного обустройства лесов относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти, условия договора аренды по обеспечению пожарной безопасности должны соответствовать действующим в настоящее время императивным нормативам противопожарного обустройства.

Выводы суда в части противопожарных мероприятий соответствуют правовой позиции, высказанной Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в постановлении от 11 апреля 2019 года по делу №А78-138/2018 и Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 02 августа 2017 года №303-ЭС17-9687.

Изменения в приложение №5 к договору в части лесовосстановительных и лесохозяйственных мероприятий обусловлены изменением характеристик лесного участка и соответствуют результатам лесоустройства.

Следовательно, в данной части требования обоснованы.

Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности в части противопожарных мероприятий, полагая, что поскольку нормативы противопожарного обустройства лесов утверждены приказом №174 от 27 апреля 2012 года, а истец обратился в суд 05 июня 2019 года, то срок исковой давности следует считать пропущенным.

Согласно статьям 195, 196, 200 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинает исчисляться с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

С предложением внести изменения в договор истец обратился к ответчику 08 апреля 2019 года, иск предъявил в арбитражный суд 05 июня 2019 года, то есть в пределах трехгодичного срока исковой давности.

Более того, доводы ответчика отклоняются, так как заявленные истцом требования в части противопожарных мероприятий основаны на действующих императивных правовых нормах, подлежащих применению независимо от того, когда они приняты, и не зависимо от воли и действий сторон.

В силу статей 65 и 9 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требовании и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

На основании изложенного, оценив имеющиеся в материалах дела документы в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и учитывая положения части 3.1 статьи 70 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования истца подлежат удовлетворению в части.

Расходы по уплате государственной пошлины суд распределяет в порядке статьи 110 АПК РФ с учетом того, что в силу пункта 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №46 от 11 июля 2014 года при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

Руководствуясь статьями 101, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования истца удовлетворить частично.

Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу заключить с индивидуальным предпринимателем ФИО1 дополнительное соглашение к договору №31-10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 года, согласно которому:

а) в пункте 1.2 договора №31-10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 года слова «с ежегодной нормой пользования 5 000 м3, в т.ч. по хвойному хозяйству 4 430 м3» изложить в редакции «с ежегодной нормой пользования 2 120 м3, в т.ч. по хвойному хозяйству 2 020 м3».

 б) пункт 4.2 договора №31-10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 года изложить в следующей редакции «Осуществлять заготовку древесины в объеме 2 120 м3 ежегодно, в том числе:

1) Сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений – 1 900 м3, в том
числе по хозсекциям:

- лиственничная – 1 800 м3;

- березовая - 100 м3;

2) Рубки ухода (рубка единичных деревьев) - 120 м3, в том числе по лиственничной хозсекции 120 м3;

3) Рубки лесных насаждений, связанных с созданием лесной инфраструктуры - 100 м3, в том числе по лиственничной хозсекции - 100 м3;

4) Товарная структура ежегодной нормы пользования по составляющим породам ликвидной древесины и категориям крупности деловой древесины по лесному участку:

Составляющие породы

Объем

в ликвиде, м3

Распределение ликвида, м3.

деловая древесина

дрова

крупная

средняя

мелкая

итого

Сплошная рубка спелых и перестойных лесных насаждений

Сосна

22

7

13

1

21

1

Лиственница

1603

264

806

112

1182

421

Береза

268

-

47

60

107

161

Осина

7

-

2

1

3

4

Итого

1900

271

868

174

1313

587

Рубки единичных деревьев

Лиственница

120

19

60

8

87

33

Итого

120

19

60

8

87

33

При рубке лесных насаждений, связанных с созданием лесной инфраструктуры

Сосна

4

-

2

2

4

-

Лиственница

45

1

18

14

33

12

Береза

41

-

-

12

12

29

Осина

10

-

-

2

2

8

Итого

100

1

20

30

51

49

Всего при рубке лесных насаждений

Сосна

26

7

15

3

25

1

Лиственница

1768

284

884

134

1302

465

Береза

309

-

47

72

119

190

Осина

17

-

2

3

5

12

Итого

2120

291

948

212

1451

669

».

в) пункт 4.22 договора №31-10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 года изложить в следующей редакции «Ежегодно выполнять минимальный размер лесовосстановительных мероприятий:

Преобладающая порода

Площадь, га

Распределение по способам лесовосстановления

Посадка леса, га

Сохранение подроста, га

Минерализация почвы, га

Лиственница

21

2

7

12

Береза

1

-

-

1

Итого

22

2

7

13

Способы и объемы лесовосстановительных работ на каждой лесосеке устанавливаются при отводе.».

г) в пункте 4.21 договора №31-10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 года слова «шишки лиственницы в объеме 200 кг» изложить в редакции «шишки лиственницы в объеме 93 кг».

д) приложение №1 к договору №31-10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 годаизложить в следующей редакции:

Приложение 1 к договору №31 -10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 года

Характеристика лесного участка и его насаждений

Характеристика лесного участка

в том числе

лесные земли

не лесные земли

Общая площадь, га

Занятые лесными насаждениями всего

в т.ч. покрытые лесными культурами

Лесные питомники, плантации

Не занятые лесными насаждениями

итого

Дороги, просеки

сенокосы

болота, воды

другие

итого

3230

2866

40

-

221

3087

14

3

1

125

143

Характеристика насаждений лесного участка

Целевое

назначение

лесов

Преобла-

дающая

порода

Площадь

га/запас

тыс. м3

в т. ч. по

группам возраста древостоя, га/тыс. м3

Молодняки

Средне

возрастные

ФИО5

ющие

Спелые

и перестой ные

Эксплуата-

ционные

леса

С

62/6,5

10/0,1

35/4,0

17/2,4

-

Л

1426/117,0

327/3,8

433/43,4

123/11,5

543/58,3

Б

1315/19,7

1098/10,5

196/7,3

3/0,2

18/1,7

Ос

55/0,3

55/0,3

-

-

-

Ерн

8/0,1

-

-

-

-

Итого

2866/143,6

1498/14,8

664/54,6

143/14,1

561/60,1

Всего лесов

С

62/6,5

10/0,1

35/4,0

17/2,4

-

Л

1426/117,0

327/3,8

433/43,4

123/11,5

543/58,3

Б

1315/19,7

1098/10,5

196/7,3

3/0,2

18/1,7

Ос

55/0,3

55/0,3

-

-

-

Ерн

8/0,1

-

-

-

-

Итого

2866/143,6

1498/14,8

664/54.6

143/14,1

561/60,1

Средние таксационные показатели насаждений лесного участка

Целевое назначение лесов

Хозяйство, преобладающая порода

Состав насаждений

Воз­раст насаж­дений

бонитет

Пол нота

Средний запас древесины (м3/га)

Средне возраст ные

Приспевающие

Спелые и персе тойные

Эксплуатационные

Хв. (С)

6С3Л1Б

84

4

0,5

114

141

-

Хв. (Л)

7Л2Б10с+С

90

4

0,5

100

94

107

Мл.(Б)

6Б20с2Л+С

12

4

0,5

37

67

94

Мл.(Ос)

80с2Б

5

4

0,4

-

-

-

Куст(Ерн)

10Ерн

4

5

0,4

-

-

-

Итого

5Л4Б10с+С     

52

4

0,5

82

99

107

е)  приложение №2 к договору №31-10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 годаизложить в следующей редакции:

Приложение № 2 к договору №31-10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 года

Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке

Целевое назначение лесов

Хозяйство

Площадь, га

Единица измерения

Среднегодовые

объемы использования лесов

Заготовка древесины

Эксплуатационные леса

Хвойное

м3

Мягколиственное

м3

В том числе

Сплошные рубки спелых и перестойных насаждений

Эксплуатационные леса

Хвойное

м3

Мягколиственное

м3

Всего

м3

Рубки ухода за лесом

Эксплуатационные леса

Хвойное

м3

Рубки лесных насаждений связанных с созданием лесной инфраструктуры

Эксплуатационные леса

Хвойное

м3

Всего

м

ё) приложение №3 к договору №31-10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 годаизложить в следующей редакции:

Приложение №3 к договору №31-10

аренды лесного участка от 19 мая 2010 года

Сроки внесения арендной платы

Календарный план по месяцам года

Арендная плата по договору аренды лесного участка -всего, руб.

в том числе

в федеральный бюджет

в бюджет субъекта РФ

Январь

73759,92

36277,56

37482,36

Февраль

66621,86

32766,83

33855,03

Март

73759,92

36277,56

37482,36

с 1 по 10 апреля

23793,52

11702,44

12091,08

с 11 по 30 апреля

18214,58

8933,04

9281,54

Май

28232,59

13846,21

14386,38

Июнь

27321,86

13399,56

13922,30

Июль

28232,59

13846,21

14386,38

Август

28232,59

13846,21

14386,38

Сентябрь

27321,86

13399,56

13922,30

Октябрь

28232,59

13846,21

14386,38

Ноябрь

27321,86

13399,56

13922,30

Декабрь

28232,59

13846,21

14386,38

Итого за год

479278,33

235387,16

243891,17

Размер арендной платы на 2020 и последующие годы

Январь

30510,34

14963,67

15546,67

Февраль

30510,34

14963,67

15546,67

Март

30510,34

14963,67

15546,67

Апрель

30510,34

14963,67

15546,67

Май

30510,34

14963,67

15546,67

Июнь

30510,34

14963,67

15546,67

Июль

30510,34

14963,67

15546,67

Август

30510,34

14963,67

15546,67

Сентябрь

30510,34

14963,67

15546,67

Октябрь

30510,34

14963,67

15546,67

Ноябрь

30510,34

14963,67

15546,67

Декабрь

30510,34

14963,67

15546,67

Итого за год

366124,0

179564,0

186560,0

Арендная плата вносится ежемесячно равными долями в течение года в размере 1/12 годовой арендной платы до 10 числа текущего месяца.

ж) приложение №5 к договору №31-10 аренды лесного участка от 19 мая 2010 годаизложить в следующей редакции:

Приложение №5 к договору №31-10

аренды лесного участка от 19 мая 2010 года

Объемы и сроки выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке

Целевое назначение лесов

Виды мероприятий

Ед. изм.

Объем меропри­ятий

Срок исполнения

Обеспечение пожарной безопасности в лесах

Эксплуата-

ционные

леса

Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах в виде:

плакатов

шт

1

ежегодно

объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей

шт

1

ежегодно

Устройство противопожарных

минерализованных полос

км

1,98

ежегодно

Благоустройство зон отдыха

граждан, пребывающих в лесах

шт

1

ежегодно

Строительство, реконструкция и эксплуатация пункта сосредоточения противопожарного инвентаря

шт

1

ежегодно

Прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос

км

0,12

ежегодно

Реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров

км

0,25

ежегодно

Устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения

шт

1

ежегодно

Лесовосстановительные мероприятия

Эксплуата-

ционные

леса

Посадка леса

га

2

ежегодно

Сохранение подроста

га

7

ежегодно

Минерализация почвы

га

13

ежегодно

Лесохозяйственные мероприятия

Эксплуата-

ционные

леса

Разрубка (расчистка) квартальных

просек шириной 0,5 м

км

2

ежегодно

установка       или       подновление квартальных столбов

шт

2

ежегодно

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Министерства природных ресурсов Забайкальского края в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в размере 6 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                М.Ю. Барыкин