АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-6880/2021
23 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2021 года
Решение изготовлено в полном объёме 23 сентября 2021 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Устьянцевой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2- прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Забайкальского края (удостоверение ТО № 295427 от 03.08.2020 года, поручение от 20.08.2021 года № 08-17-2021/1179-21);
от лица, привлекаемого к административной ответственности, представитель не явился (извещен надлежащим образом).
Установил:
Забайкальский межрайонного природоохранного прокурора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Определением суда от 19.08.2021 были определены дата и время судебного заседания 16.09.2021 в 11 часов 05 минут. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время.
Учитывая отсутствие возражений на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.
Представитель заявителя, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Предприниматель явку в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассматривается по правилам статьи 205 АПК РФ.
Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, дополнительно представленные документы установил.
Как установлено материалами дела, Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в июне 2021 года на основании решения о проведении проверки от 25.06.2021 № 42 проведена проверка исполнения ИП ФИО1 законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, отходах производства и потребления.
При проведении проверки выявлено, что ФИО1 в период с 2020 года по настоящее время 2021 оказывает в с. Малета и с. Пески Петровск-Забайкальского района услуги по сбору и транспортировке жидких бытовых отходов от выгребных ям:
-здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка, детский сад №1 <...>, с. Малета, Петровск-Забайкальский район, по договорам №01 от 01.01.2020, №01 от 01.01.2021 по вывозу сточных вод в необходимых для заказчика объемах;
-здания Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <...>, с. Малета, Петровск-Забайкальского района, по договорам №02 от 01.01.2020, №01 от 01.01.2021 по вывозу сточных вод в необходимых для заказчика объемах;
-здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 <...>, с. Пески, Петровск-Забайкальский район, Забайкальский край, по договорам № 01 от 09.01.2020, №01 от 11.01.2021 по вывозу жидких бытовых отходов в необходимых для заказчика объемах;
-здания Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа <...>, с. Пески, Петровск-Забайкальского района, по договору №02 от 01.09.2020 по вывозу жидких бытовых отходов в необходимых для заказчика объемах.
Так, в 2020 году ФИО1 собрано, транспортировано жидких коммунальных отходов в объеме 1 578,4 куб.м., от выполненных работ получен доход в размере 368 322,95 рублей.
За период с января по май 2021 года собрано, транспортировано жидких коммунальных отходов в объеме 88 куб.м., от выполненных работ получен доход в размере 111 699,02 рублей.
Между тем, проверкой установлено, что указанную хозяйственную деятельность, связанную с извлечением прибыли от оказания услуг по сбору и транспортировке жидких бытовых отходов IV класса опасности предприниматель осуществляет в отсутствие соответствующей лицензии.
25.06.2021 и.о. Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора по факту выявленного нарушения, а именно сбор, транспортировка отходов 4 класса опасности без лицензии в отношении предпринимателя ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившемся в нарушении требований п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
19.07.2021 года на основании статьи 202 АПК РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно статье 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Порядок лицензирования указанной деятельности установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
Доказательствами, имеющимися в материалах дела с достоверностью подтверждается и не оспаривается предпринимателем, осуществление в период с 2020 года по настоящее время услуг по сбору и транспортировке жидких бытовых отходов от выгребных ям в с. Малета и с. Пески Петровск-Забайкальского района.
Таким образом, материалы административного дела подтверждают, что на момент проверки предприниматель осуществлял предпринимательскую деятельности по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности, без соответствующей лицензии.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1).
Статьей 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2).
Вина предпринимателя заключается в том, что при возможности исполнения требований законодательства в области лицензирования он не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению норм закона. Материалы дела также не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями.
С учетом изложенного, оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации упомянутые выше доказательства, суд приходит к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Каких-либо нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено. В частности, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.06.2021 вынесего уполномоченным должностным лицом непосредственно в присутствии предпринимателя, которому была предоставлена возможность дать объяснения по существу вмененного правонарушения.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании требование о привлечении предпринимателя ФИО3 к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации подлежит удовлетворению.
Установленный частью 1 статьи 4.5 этого же Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения настоящего решения не истек.
Санкция части 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации предусматривает для должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Принимая во внимание положения статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить предпринимателю административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации (4 000 рублей).
Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации), замены его предупреждением на основании ст. 4.1.1. КоАП РФ либо для признания совершенного предпринимателем правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП Российской Федерации) суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <...>, дата регистрации 01.02.2019, зарегистрированного по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
ИНН <***>, КПП 380801001, ОГРН <***>, код организации по ОКПО 20475159, л/с администратора доходов 04341F92110 в УФК по Иркутской области, счет казначейства 4010181090000001001, адрес: <...>, отделение Иркутск, БИК 42520001, КБК 41511601141010028140, ОКТМО 25701000001.
Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней.
Судья Ю.В. Судакова