ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6975/10 от 11.11.2010 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-6975/2010

17 ноября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2010 года

Решение изготовлено в полном объёме 17 ноября 2010 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сидоренко В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дуденко А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Забайкалресурс” к Забайкальской таможне о признании незаконным действия, выразившегося в невыдаче разрешения на убытие товаров, задекларированных по ГТД № 10606060/090610/0003390 в установленные таможенным законодательством Российской Федерации сроки,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя общества с ограниченной ответственностью “Забайкалресурс” по доверенности от 20.09.2010;

от Забайкальской таможни: ФИО2 - представителя по доверенности от 27.10.2010 № 05-59/92 – главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля поста ЖДПП Забайкальск; ФИО3 – представителя по доверенности от 03.03.2010 № 05-59/34 – старшего государственного таможенного инспектора правового отдела; ФИО4 – представителя по доверенности от 21.10.2010 № 05-59 – начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста ЖДПП.

Общество с ограниченной ответственностью “Забайкалресурс” (далее – ООО “Забайкалресурс” или общество) обратилось к Забайкальской таможне с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным действия, выразившегося в невыдаче разрешения на убытие товаров, задекларированных по ГТД № 10606060/090610/0003390 в установленные таможенным законодательством Российской Федерации сроки.

Представитель ООО “Забайкалресурс” заявленные требования в заседании поддержала в полном объеме, пояснив, что общество представило в Красноярскую таможню Грузовую таможенную декларацию (далее – ГТД № 10606060/090610/0003390).

10.06.2010 года товар был выпущен таможенным органом.

Для убытия с таможенной территории Российской Федерации товар прибыл на железнодорожный пропускной пункт Забайкальской таможни (станция Забайкальск Забайкальской железной дороги) в железнодорожных вагонах №№ 6435248, 67321653, 61037354, 68504083, 64099104 и 60098068.

Для получения разрешения на убытие в Забайкальскую таможню были представлены документы, подтверждающие помещение товара под заявленный таможенный режим.

21.06.2010 года Забайкальской таможней было принято решение о проведении таможенного досмотра товара, оформленного по ГТД № 10606060/090610/0003390, следуемого в вагонах №№ 6435248, 67321653, 61037354, 68504083, 64099104 и 60098068.

Должностными лицами Забайкальской таможни были проведены таможенный досмотр товара, по результатам которого был составлен акт № 10617030/240610/001781, и таможенный досмотр товара, по результатам которого был составлен акт № 10617030/030910/002498.

Во исполнение постановления таможенного органа о назначении экспертизы специалистами ФГУ Бурятский центр стандартизации, метрологии и сертификации было проведено идентификационное исследование товара, по результатам которого 06.09.2010 года было составлено заключение № 3705.

Эксперты идентифицировали товар как колеса железнодорожные стальные, бывшие в эксплуатации. Конструкция представленный на исследование колес (дисков) соответствует ГОСТ 9036-68, ГОСТ 10791-2604. Представленные вагонные колеса, стальные, бывшие в эксплуатации, могут быть допущены к дальнейшему использованию но своему назначению, исключая 14 вагонных колес, б/у, с незаконченной станочной обработкой поверхности катания, которые могут быть допущены для применения после окончательной обработки на ремонтных предприятиях.

Товар, оформленный по ГТД № 10606060/090610/0003390 и выгруженный из 6 вагонов в количестве 1324 шт. не является ломом черных металлов. Однозначно отнести 14 колес ж/д вагонов, бывших в эксплуатации, с незаконченной станочной обработкой поверхности катания, к применению по назначению невозможно без соответствующей окончательной обработки.

До настоящего момента разрешения на убытие товара, оформленного по ГТД № 10606060/090610/0003390, не получено.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что в соответствии с взаимосвязанными положениями статей 61, 119, 120 и 359 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлен предельный срок выдачи разрешения на убытие товара не более трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации.

Забайкальская таможня заявленные требования оспорила. В ходе судебного разбирательства представители Забайкальской таможни пояснили, что в удовлетворении требований заявителя просят отказать, ссылаясь на то, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 358 ТК РФ при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

При предъявлении перевозчиком документов для получения разрешения на убытие товаров, задекларированных по ГТД № 10606060/090610/0003390, у таможенного органа имелись основания полагать, что общество заявило в ГТД недостоверные сведения. Таким образом, исчисление сроков, указанных в пункте 1 статьи 61 ТК РФ, начинается с момента выполнения условий, необходимых для получения разрешения на проведение таможенной операции.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 08.11.2010 до 14 часов 30 минут 11.11.2010.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд установил следующее.

ООО “Забайкалресурс” в качестве юридического лица зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц.

Как установлено материалами дела и подтверждено представителями сторон, во исполнение внешнеэкономического контракта от 22.04.2010 № HLRH-048-Z-K, заключенного заявителем с Хэйлунцзянской компанией по международной торговле “Тяньжао” с ограниченной ответственностью, КНР на поставку товара – “колеса железнодорожных вагонов, бывшие в употреблении, пригодные к дальнейшему использованию”, код товара в соответствии с ТН ВЭД 8607191101, ООО “Забайкалресурс” представила в Красноярскую таможню ГТД № 10606060/090610/0003390.

Вместе с указанной ГТД декларантом в таможенный орган был представлен акт экспертизы от 09.06.2010 № 015.05/00202-2, выданный фирмой “Красноярскэкспертиза” (Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата). В соответствии с данным актом предъявленный к таможенному оформлению товар является цельнокатаными колесами, применяемые в колесных парах вагонов железнодорожного транспорта в количестве 1 352 штук, относящиеся к продукции, бывшей в эксплуатации и пригодные для использования на подвижном составе промышленного железнодорожного транспорта (без выхода на основные магистральные линии) и для ремонта колесных пар.

10.06.2010 года товар был выпущен таможенным органом.

Для убытия с таможенной территории Российской Федерации товар прибыл на железнодорожный пропускной пункт Забайкальской таможни (станция Забайкальск Забайкальской железной дороги) в железнодорожных вагонах №№ 6435248, 67321653, 61037354, 68504083, 64099104.

Для получения разрешения на убытие в Забайкальскую таможню были представлены документы, подтверждающие помещение товара под заявленный таможенный режим.

21.06.2010 года Забайкальской таможней было принято решение о проведении таможенного досмотра товара, оформленного по ГТД № 10606060/090610/0003390, следуемого в вагонах №№ 6435248, 67321653, 61037354, 68504083, 64099104.

24.06.2010 года должностными лицами Забайкальской таможни был проведен таможенный досмотр товара, по результатам которого был составлен акт № 10617030/240610/001781.

В процедуре досмотра принимал участие специалист 2-го уровня по акустическому методу неразрушающего контроля – ФИО5, выводы которого изложены в заключении б/н от 25.06.2010, приложенном к акту досмотра.

Из содержания заключения специалиста следует, что исследование цельнокатаных колес вагонов, находящихся в полувагонах №№ 6435248, 67321653. 61037354, 68504083. 64099104, произведено методом ультразвукового контроля согласно РД 07.09.97 (Т.И. 07.09.02 контроль поверхности катания цельнокатаных колес) с использованием ультразвукового дефектоскопа УД2-102 “Пеленг” зав. № 8218. Дата освидетельствования 04.2011. Технологическая инструкция по ультразвуковому контролю осей колесных пар вагонов программируемым дефектоскопом УД2-102 “Пеленг”.

Выводом специалиста явилась идентификация товара, оформленного по ГТД № 10606060/090610/00003390, как лом черных металлов – колеса железнодорожных вагонов непригодные для дальнейшего использования по назначению.

15.07.2010 года Забайкальской таможней было принято постановление о назначении идентификационной экспертизы в отношении товара, оформленного заявителем по ГТД № 10606060/090610/0003390.

03.09.2010 года должностными лицами Забайкальской таможни был проведен таможенный досмотр товара, по результатам которого был составлен акт № 10617030/030910/002498.

Во исполнение постановления таможенного органа о назначении экспертизы специалистами ФГУ Бурятский центр стандартизации, метрологии и сертификации было проведено идентификационное исследование товара, по результатам которого 06.09.2010 года было составлено заключение № 3705.

Эксперты идентифицировали товар как колеса железнодорожные стальные, бывшие в эксплуатации. Конструкция представленный на исследование колес (дисков) соответствует ГОСТ 9036-68, ГОСТ 10791-2604. Представленные вагонные колеса, стальные, бывшие в эксплуатации, могут быть допущены к дальнейшему использованию но своему назначению, исключая 14 вагонных колес, б/у, с незаконченной станочной обработкой поверхности катания, которые могут быть допущены для применения после окончательной обработки на ремонтных предприятиях.

Представленные на исследование колеса (диски), бывшие в эксплуатации, удовлетворяют требованиям руководящего нормативного документа – Главе “Колесные пары” Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта предприятий системы Министерства черной металлургии, утв. Приказом Министерства черной металлургии от 11.06.1986 г. № 731 и могут быть использованы для эксплуатации в составе колесных пар грузовых вагонов и для ремонта таких пар, обращающимися на путях промышленного железнодорожного транспорта, т.е. по прямому назначению, кроме 14 шт. с неоконченной станочной обработкой поверхности катания колес.

Товар, оформленный по ГТД № 10606060/090610/0003390 и выгруженный из 6 вагонов в количестве 1324 шт. не является ломом черных металлов. Однозначно отнести 14 колес ж/д вагонов, бывших в эксплуатации, с незаконченной станочной обработкой поверхности катания, к применению по назначению невозможно без соответствующей окончательной обработки.

Согласно штампам в оригиналах накладных товар, оформленный по ГТД 10606060/090610/0003390, 09.09.2010 выдан с зоны таможенного контроля, вывоз разрешен.

Считая бездействие таможенного органа, выразившееся в невыдаче разрешения на убытие товаров в установленные таможенным законодательством Российской Федерации сроки, незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).

Согласно статье 119 ТК РФ убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Статьей 120 ТК РФ установлено, что убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа.

Для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров и транспортных средств в таможенный орган представляются таможенные документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

До убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения, предусмотренные статьями 73 - 76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществлялась международная перевозка товаров.

В частности, статьей 76 ТК РФ при международных железнодорожных перевозках предусмотрено представление перевозчиком железнодорожной накладной.

С учетом специфики перемещения товаров различными видами транспорта при убытии товаров и транспортных средств в автомобильных или железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации пунктом 3 Приказа Федеральной таможенной службы России от 18.12.2006 № 1327 “Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)” (зарегистрирован Минюстом России 05.02.2007, рег. № 8903) установлено, что таможенные органы, в регионах деятельности которых расположены места убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, обязаны оформлять разрешение на убытие товаров, вывозимых автомобильным и железнодорожным транспортом, путем проставления штампа “Вывоз разрешен”, подписи и оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа на двух экземплярах транспортного документа (следующего вместе с товарами и остающегося в таможенном органе).

Статья 61 ТК РФ устанавливает сроки, в течение которых должно быть выдано разрешение на проведение таможенной операции. Указанное разрешение должно быть выдано незамедлительно после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные Таможенным кодексом Российской Федерации условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров, установленного пунктом 1 статьи 359 ТК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 359 ТК РФ срок проверки таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров не должен превышать трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом Российской Федерации установлены более короткие сроки.

Таким образом, установлен предельный срок выдачи такого разрешения при соблюдении установленных Таможенным кодексом Российской Федерации условий: не более трех рабочих дней, что должно способствовать ускорению процедуры таможенного оформления, выпуска товара. Установление короткого срока для проверки таможенным органом соблюдения лицом условий получения разрешения означает, что необходимость получения разрешения на совершение таможенной операции не должна препятствовать перемещению товаров через таможенную границу, осуществлению деятельности в сфере таможенного дела.

Тем самым гарантируются права лиц, совершающих таможенные операции, при получении соответствующего разрешения таможенного органа. При этом проведение таможенным органом контрольных мероприятий в пределах полномочий, предоставленных ему таможенным законодательством, не должно выходить за рамки проверок соблюдения условий конкретной таможенной операции для выдачи соответствующего разрешения исходя из установленных предельных сроков.

В соответствии с пунктами 65, 66, 69 Инструкции “О действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом”, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы России от 16.09.2004 № 50 (далее – Инструкция), при прибытии товаров и транспортных средств в железнодорожный пункт пропуска уполномоченное должностное лицо получает от перевозчика документы, содержащие сведения, предусмотренные статьей 76 ТК РФ: накладную; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; экземпляр таможенной декларации (оформленной согласно установленному порядку в уполномоченном таможенном органе); передаточную ведомость (в двух экземплярах).

Если в представленных документах не содержится сведений, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, уполномоченное должностное лицо письменно в произвольной форме извещает перевозчика о необходимости представления недостающих сведений. От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.

В соответствии с пунктом 71 Инструкции после представления перевозчиком недостающих сведений и проведения проверки уполномоченное должностное лицо принимает решение о возможности фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации и проставляет на накладной (оригинале накладной, дополнительном экземпляре дорожной ведомости, остающемся в таможенном органе, и на дополнительном экземпляре дорожной ведомости, предназначенном для выходной пограничной станции) оттиск штампа “Вывоз разрешен”, который подписывает и заверяет ЛНП.

В случае обнаружения признаков нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, Таможня принимает решение о запрещении убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает запись “Вывоз запрещен” на таможенной декларации, на двух листах накладной (оригинале накладной и дорожной ведомости) на эти товары, указывает основания принятия такого решения, подписывает и заверяет ЛНП (пункты 72, 73 Инструкции).

Как следует из материалов дела, согласно отметкам на ГТД и оригиналах накладных товар выпущен Красноярской таможней, между тем в трехдневный срок со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров обществом решение о разрешении (запрещении) убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации Таможней принято не было (отметки таможенного органа, свидетельствующие о принятии решения о разрешении убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации на оригиналах накладных проставлены 09.09.2010).

На имеющиеся ограничения и запреты в отношении перемещения спорного товара, предусмотренные статьей 13 ТК РФ, таможенный орган не ссылается. Результаты назначенной экспертизы могли лишь повлиять на правильность определения подлежащих уплате таможенных платежей.

Поэтому в данном случае ссылки таможенного органа на невозможность выдать разрешение на убытие товара до получения результатов экспертизы экспортного товара несостоятельны, противоречат регламентированным действиям таможенного органа при проверке соблюдения условий убытия товара с таможенной территории.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о несоблюдении Забайкальской таможней положений статей 61, 359 ТК РФ, нарушении сроков принятия решения о разрешении (запрещении) убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации в отношении вагонов №№ 6435248, 67321653, 61037354, 68504083, 64099104 и 60098068 нарушении прав грузоотправителя при задержании указанных вагонов до получения результатов экспертизы товара.

Забайкальская таможня, исходя из даты прибытия вагонов и представления перевозчиком документов, должна была принять решение об убытии товара, находящегося в вагонах №№ 6435248, 67321653, 61037354, 68504083, 64099104 – не позднее 22.06.2010, а товара, находящегося в вагоне № 60098068 – не позднее 30.06.2010.

Суд пришёл к выводу, что Забайкальская таможня неправильно применила положения статьи 21 Закона о таможенном тарифе, не учтя объём и периодичность поставок в рамках контракта.

Бездействие Забайкальской таможни, выразившееся в невыдаче разрешения на убытие товаров, задекларированных по ГТД № 10606060/090610/0003390 в установленные таможенным законодательством Российской Федерации сроки, является незаконным, несоответствующим Таможенному кодексу Российской Федерации.

В соответствии со статьями 102 и 110 АПК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит взысканию с Забайкальской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью “Забайкалресурс”.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Забайкальской таможни, выразившееся в невыдаче разрешения на убытие товаров, задекларированных по ГТД № 10606060/090610/0003390 в установленные таможенным законодательством Российской Федерации сроки, как противоречащее Таможенному кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Забайкальской таможни, находящейся по адресу: 674650, Забайкальский край, Забайкальский район, п. Забайкальск, Международный автомобильный пункт пропуска в пользу общества с ограниченной ответственностью “Забайкалресурс” расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья В.А. Сидоренко