АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
672090, г.Чита, ул.Выставочная, 6,
www.arbitr.chita.ru; E-mail: arbitr@arbitr.chita.ru
Р Е Ш Е Н И Е
город Чита Дело А78-7013/2006
С2-12/384
13 декабря 2006 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2006 года
Арбитражный суд в составе:
Судьи Наследовой Н.Г.
При ведении протокола помощником ФИО1
Рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Алани»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по городу Чите
о признании недействительным пункта 2 решения резолютивной части № 20-13/413 от 18.07.2006 года об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 43500 руб.
при участии в заседании:
от заявителя – не явился
от ответчика – представитель ФИО2 по доверенности от 03.07.2006 года
Общество с ограниченной ответственностью «Алани» обратилось с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по городу Чите о признании недействительным пункта 2 решения резолютивной части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по городу Чите № 20-13/413 от 18.07.2006 года об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 43500 руб.
Основанием для обращения в суд явились следующие обстоятельства:
- в обжалуемом решении указано, что в нарушение пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 НК РФ налогоплательщиком /ООО «Алании»/ принят к вычету НДС в сумме 43500 руб., предъявленный и уплаченный им поставщикам работ/услуг/ ООО «СибТрансСервис» , ОАО «РЖД» /ТехПД/ с нарушением подпунктов 2,9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в соответствии с которыми налогообложение работ/услуг/ осуществляемых поставщиками производится по ставке 0 процентов. Кроме того, счета-фактуры, предъявленные истцу поставщиками не соответствуют требованиям пп.10,11 п.5 ст.169 НК РФ, т.к. в них применена налоговая ставка 18 процентов вместо ставки 0 процентов;
- истец пользуется услугами перевозчиков только для выполнения обязательств по контракту с Маньчжурской экпортно-импортной торговой компанией «Шеньюань» на поставку/экспорт/ леса круглого и пиломатериала обрезного/сосна, лиственница/;
- в соответствии с договором АР № 04/06 от 01.01.2006 года на транспортно-экспедиционное обслуживание железнодорожных перевозок, заключенного между ООО «СибТрансСервис» и ООО «Алании», последнее производит оплату /с начислением НДС/ следующих услуг:
- железнодорожный тариф порожний /плата за представление порожней платформы на станцию погрузки/;
- обеспечение спецплатформами /плата за пользование платформой/;
- экспедиционное вознаграждение;
ООО «Алании» производит оплату с начислением НДС за подачу и уборку платформ согласно ведомостей по внутригосударственному тарифу /по внутренней счет-справке/;
- по мнению истца вышеназванные услуги не являются услугами по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров и иными подсобными работами /услугами/, предусмотренными пп.2,9 п.1 ст.164 НК РФ;
- по мнению истца доводы налоговой инспекции о неправомерности применения истцом вычетов по налогу на добавленную стоимость ввиду необоснованного предъявления перевозчиками тарифа за услуги по транспортировке грузов на экспорт с учетом налоговой ставки 18 %, а не 0 % неправомерен, поскольку нарушения норм НК РФ перевозчиками /если таковые были допущены ими/ не могут являться основанием для отказа в возмещении налога налогоплательщику, которым были соблюдены условия, предусмотренные ст.ст.165, 171, 172 НК РФ, устанавливающими порядок применения вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии представителя истца. Предприятие извещено о рассмотрении дела, почтовое уведомление находится в материалах дела. Причина неявки представителя для участия в деле истцом не сообщена.
Представитель налогового органа поддержал выводы, изложенные в оспариваемом решении от 18.07.2006 года и заявлено ходатайство в письменном виде об отказе в удовлетворении иска дополнительно еще по той причине, что налогоплательщиком пропущен трехмесячный срок, установленный для обжалования ненормативных актов в пункте 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемое решение вынесено Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 2 по г.Чите 18.07.2006 года, а исковое заявление о признании его недействительным направлено ООО «Алани» почтой 24.10.2006 года, то есть с пропуском срока 6 дней.
Выслушав доводы представителя налогового органа, исследовав материалы дела и оценив доказательства в соответствии со ст.ст.71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.
В соответствии со ст.143 Налогового кодекса Российской Федерации Общество с ограниченной ответственностью «Алани» является плательщиком налога на добавленную стоимость.
За апрель 2006 года налогоплательщиком представлена налоговая декларация по ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в налоговую инспекцию, которая явилась предметом камеральной налоговой проверки в соответствии со ст.88 НК РФ.
Согласно налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за апрель 2006 года, представленной ООО»Алани» 19.05.2006 года налоговая база по операциям при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта составляет 4826441 руб.
ООО «Алани» осуществляет внешнеэкономическую деятельность и на проверку были представлены документы:
- контракт от 08.11.2005 года;
Лист 2 решения по делу А78-7013/2006 С2-12/384 арбитражного суда Читинской области
- грузовые таможенные декларации № 10612050/170406/0004191, № 10612050/180406/0004236, № 10612050/190406/0004262;
- выписки банка от 24.01.2006 года, от 27.02.2006 года;
- копии товаротранспортных накладных.
В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и/или/ на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров/работ, услуг/ определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров/работ, услуг/.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе /в том числе обмен товарами, работами или услугами/ права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров /работ, услуг/, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3,6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров /работ, услуг/, имущественных прав /включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров /работ, услуг/, имущественных прав от своего имени/ сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
По итогам проверки вынесено решение от 18.07.2006 года № 20-13/413, которым признано обоснованным применение ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров в таможенном режиме экспорта в сумме 4955986 руб. и отказано ООО «Алани» в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 43500 руб. по той причине, что налогоплательщиком в нарушение пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 НК РФ принят к вычету налог на добавленную стоимость в сумме 43500 руб., предъявленный и уплаченный им поставщикам работ/ услуг ООО «СибТрансСервис» и ОАО «РЖД» /ТехПД/ с нарушением пп.2,9 п.1 ст.164 НК РФ. Налоговые вычеты в сумме 43500 руб. произведены на основании счетов-фактур при осуществлении работ, услуг по транспортировке, перевозке экспортируемых товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ, услуг, в том числе по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке товаров, указанных в пп.1 п.1 ст.164 НК РФ, налогообложение которых в соответствии с пп.2 и 9 п.1 ст.164 НК РФ производится по ставке 0 процентов. Кроме того, данные счета-фактуры не соответствуют требованиям пп.10, 11 п.5 ст.169 НК РФ /применена ставка 18%, не соответствующая размеру налоговой ставки, установленной пп.2 и 9 п.1 ст.164 НК РФ/, что не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету в размере 43500 руб.
Отказ налоговой инспекции в возмещении НДС в сумме 43500 руб. явился основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с п. 9 ст. 164 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й календарный день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й календарный день со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенный режим экспорта или таможенный режим международного таможенного транзита либо свидетельствующей о помещении вывозимых с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита, момент определения налоговой базы по указанным работам, услугам определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи. В случае реорганизации организации, если 181-й день совпадает с датой завершения реорганизации или наступает после указанной даты, момент определения налоговой базы определяется правопреемником (правопреемниками) как дата завершения реорганизации (дата государственной регистрации каждой вновь возникшей организации, а в случае реорганизации в форме присоединения - дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждой присоединяемой организации).
ООО «Алани» заключило договор от 01.01.2006 года на транспортно-экспедиционное обслуживание железнодорожных перевозок с ООО «СибТрансСервис».
Предметом договора является:
- экспедитор/ООО «СибТрансСервис»/ обязуется оказать, а Клиент/ООО «Алани» принять и оплатить следующие услуги, связанные с перевозкой груза;
- представление специализированного подвижного состава, оборудованного для перевозки леса и лесоматериалов/далее платформа/ для перевозок по письменной заявке Клиента;
- оказание транспортно-экспедиционных услуг по письменной заявке Клиента.
Согласно п.2.2.1 экспедитор обязан по письменной заявке оказывать Клиенту услуги, связанные с перевозкой грузов, в соответствии с перечнем услуг, указанном в Приложении № 3, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Из приложения № 3 к договору от 01.01.2006 года усматривается, что ООО»СибТрансСервис» оказывает ряд услуг, в том числе оказание помощи в ускоренном продвижении вагонов по Забайкальской железной дороге на КНР.
Из приложения № 2 к договору от 01.01.2006 года усматривается, что ООО «СибТрансСервис» поставляет вагоны на станции Клиента, указанные в перечне
Лист 3 решения по делу А78-7013/2006 С2-12/384 арбитражного суда Читинской области
приложения № 2, и что станция назначения – в Китай через Забайкальск Забайкальской железной дороги.
Таким образом, из содержания вышеназванного договора от 01.01.2006 года следует, что ООО «СибТрансСервис» оказывает услуги не только по представлению подвижного состава, но и оказывает услуги, связанные с перевозкой грузов /пункт 2.2.1 договора/ и оказывает помощь в ускоренном продвижении вагонов по Забайкальской железной дороге на КНР /приложение № 3 к договору/, то есть ООО «СибТрансСервис» как Экспедитор оказывает услуги по организации, сопровождению перевозок, по перевозке и транспортировке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров.
Согласно договору № 332 от 21.10.2005 года, заключенному между ОАО «Российские железные дороги» в лице начальника Дорожного технологического центра по обработке перевозочных документов Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», и ООО «Алани», его предметом является: настоящим договором регулируются взаимоотношения сторон по расчетам за перевозки грузов, пользование вагонами и контейнерами, дополнителыне работы и услуги, связанные с перевозками, в централизованном порядке через Дорожный центр по обработке перевозочных документов /ТехПД/.
Из содержания названного договора следует, что дорога является перевозчиком груза, отправляемого ООО «Алани».
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 года № 1964/06, следует, что подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, устанавливающим порядок обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, предусмотрено налогообложение таких операций по ставке 0 процентов. Поэтому при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно статьям 168,169 Кодекса выставляет покупателю услуг/экспортер/ счет-фактуру с указанием надлежащей ставки налога на добавленную стоимость – 0 процентов.
Таким образом, как указано в приведенном постановлении, налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога. Предъявление перевозчиками экспортеру к оплате дополнительно к цене оказываемых услуг налога на добавленную стоимость по ставке 18% противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускают возможность различного применения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации услуг для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом в соответствии с главой 21 Кодекса «Налог на добавленную стоимость».
Следовательно, названное положение Кодекса исключает заявление к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса.
Как было сказано ранее, ООО «СибТрансСервис» и ОАО «РЖД» оказывают услуги по организации, сопровождению перевозок, по перевозке и транспортировке вывозимых за пределы таможенной территории РФ грузов, что подтверждается вышеназванными договорами и счетами-фактурами №№ 63; 308; 309; 637; 638; 1074; 1075; 1625; 1626; 2150; 2151 на сумму НДС 24934,60 руб. выданными ОАО «РЖД» /ТехПД/ и счетами-фактурами №№ У00004; И00010; А00011; У00036; И 00127; А 00127; И00126; В00037; В00038; на сумму НДС 18565,35 руб., выданными ООО «СибТрансСервис».
Более того, подача платформ и дальнейшая перевозка груза на этих платформах является единым процессом, причем не разделимым, по оказанию услуг по организации, сопровождению перевозок, по перевозке и транспортировке вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров во исполнение внешнеэкономического контракта.
В соответствии с пп.9 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ/услуг/ по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ/услуг/, в том числе работ/услуг/ по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
По своему содержанию правовая норма пп.2 п.1 ст.164 НК РФ не предусматривает такого обязательного условия, как оказание услуг после возникновения режима экспорта. В целях налогообложения имеет значение оказание услуг в отношении товаров, которые будут экспортированы за пределы территории Российской Федерации.
Таким образом, налогоплательщики не вправе изменять установленную ставку налога. Поэтому уплата экспортером ООО «Алани» налога на добавленную стоимость по ставке 18% перевозчику ООО «СибТрансСервис» и ОАО «РЖД» при расчетах за приобретенные услуги по перевозке груза на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Суд приходит к выводу о том, что в нарушение законодательства о налогах и сборах ООО «СибТрансСервис» и ОАО «Российские железные дороги» незаконно предъявляли к оплате ООО «Алани» за оказанные услуги суммы налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов.
Налоговый орган обоснованно не принял НДС к вычету на сумму 43500 руб. по вышеназванным счетам-фактурам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, у суда нет правовых оснований для удовлетворения заявления Общества с ограниченной ответственностью «Алани». Обжалуемое решение налогового органа вынесено законно и обоснованно.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.21, Налогового кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Алани» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по городу Чите от 18.07.2006 года № 20-13/413 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 43500 руб. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок.
Судья /Наследова Н.Г./