ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-7052/2021 от 08.06.2022 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                        Дело № А78-7052/2021

16 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена  08 июня 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 16 июня 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Л.В. Бочкарниковой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Белокрыловой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества ограниченной ответственностью «Желдор - Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» (ОГРН <***>, ИНН  <***>) о взыскании стоимости утраченного и испорченного имущества с 01.04.2021 по 30.04.2021 в сумме 22 102 руб.09 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, представителя по доверенности от 04.12.2020;

от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 14.01.2022.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв в судебном заседании 30.05.2022 до 09 час. 00 мин. 03 июня 2022 года, с 03.06.2022 до 12 час. 00 мин. 08.06.2022.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Желдор-Сервис" (далее – истец, ООО "Желдор-Сервис") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" (далее – ответчик, АО "Федеральная пассажирская компания", АО «ФПК») о взыскании стоимости утраченного и испорченного имущества с 01.04.2021 по 30.04.2021 в сумме 202378 руб. 50 коп.

Определением от 29.07.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

Определением суда от 24.08.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если лица участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Учитывая отсутствие возражений со стороны истца и ответчика суд, признав дело подготовленным, протокольным определением от 21.03.2022 завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании по правилам статьи 137 АПК РФ и в соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству".

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом частичной оплаты, истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика в пользу истца стоимость утраченного и испорченного имущества с 01.04.2021 по 30.04.2021 в сумме 22102 руб.09 коп. по следующим комиссионным актам (спорным):

№ЧТА00000375/1 от 08.04.2021 на сумму 232,15 руб.,

№ЧТА00000376/1 от 08.04.2021 на сумму 5625,78 руб.,

№ЧТА00000418/1 от 18.04.2021 на сумму 697,34 руб.,

№ЧТА00000435/1 от 20.04.2021 на сумму 102,66 руб.,

№ЧТА00000437/5 от 22.04.2021 на сумму 832,74 руб.,

№ЧТА00000443/5 от 23.04.2021 на сумму 4565,01 руб.,

№ЧТА00000445/1 от 25.04.2021 на сумму 216,34 руб.,

№ЧТА00000460/4 от 26.04.2021 на сумму 2895,26 руб.,

№ЧТА00000478/1 от 29.04.2021 на сумму 3117,43 руб.

Протокольным определением от 21.03.2022 уточнение исковых требований суд принял к рассмотрению (л.д.89 т.4).

Представитель истца в судебном заседании (03.06.2022) уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представил дополнительные возражения на контррасчет ответчика за период с 01.04.2021 по 30.04.2021.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, представил дополнение к отзыву от 23.05.2022 с контррасчетом по спорным комиссионным актам.

Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из искового заявления, 13.05.2008 между ООО «Желдор-Сервис» (Исполнитель) и АО «Федеральная пассажирская компания» (Заказчик) заключен договор на оказание возмездных услуг № 330 (л.д.105-120 т.1).

Предметом данного договора является оказание услуг по обработке имущества Заказчика и услуг по укомплектованию имуществом Исполнителя пассажирских вагонов поездов дальнего следования, формирования Забайкальской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров - структурного подразделения ФПК.

30.03.2010 заключено дополнительное трехстороннее соглашение № ФПКОП-75/1015/-330 о замене стороны в договоре №330 от 13 мая 2008 года, в соответствии с которым все права и обязанности Заказчика в полном объеме перешли к АО ФПК (л.д.89-90 т.1).

15.04.2014 между сторонами заключено соглашение № ФПКОП-ЗЗО (13) к договору возмездного оказания возмездных услуг № 330 от 13 мая 2008 года (л.д.105 т.1).

30.12.2020 заключено дополнительное соглашение № ФПКОП-ЗЗО (ФПД) (18) к договору 330 от 13.08.2020 в котором согласовано, что пункты 1 и 2 настоящего соглашения применяются с 01.10.2020 по 31.12.2020, а условия п.3 и п. 8 соглашения применяются с 01.01.2021 (л.д.126-135 т.1).

Кроме обязанностей сторон, регламентированных договором, стороны руководствуются Регламентом взаимодействия сторон при выполнении работ по обеспечению пассажирских вагонов комплектами постельного белья и съемным мягким имуществом на участках экипировки в г. Чите (далее – Регламент, л.д.135-171 т.1).

Согласно условиям договора ООО «Желдор - Сервис» обязалось предоставить АО «ФПК» спектр комплексных услуг по обработке имущества, предусмотренных договором и приложениями к нему, на условиях самого договора, а АО «ФПК» обязалось оплатить указанные услуги.

Пунктами 3.1.1 - 3.1.5 договора стороны предусмотрели, что исполнитель обязуется обеспечить наличие имущества в составах поездов в количестве, определенном на основании заявок Заказчика. По окончании рейса и/или в иные сроки, установленные настоящим договором или определенные в соответствии с ним, осуществлять сбор имущества и его вывоз от вагонов поездов к месту обработки. Осуществлять обработку (стирку, химическую чистку, дезинфекцию, дезинсекцию) имущества в объемах, заявленных заказчиком, в соответствии с условиями настоящего договора. Своими силами и за свой счет доставлять обработанное имущество до экипируемых составов пассажирских поездов в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором или определенные в соответствии с ним.

Комплекты постельного белья, постельные принадлежности и мягкий инвентарь вагона являются собственностью ООО «Желдор-Сервис».

В свою очередь, обязанностью заказчика является: осуществлять контроль за бережной и надлежащей эксплуатацией имущества с момента его поступления в вагоны до момента его возврата исполнителю; обеспечить присутствие своего представителя в вагоне при доставке исполнителем чистого имущества до тамбура вагона и при вывозе исполнителем использованного имущества от вагона, представителя, уполномоченного подписывать акты об утере и порче, на участках сортировки (пунктах приема-сдачи имущества) для контроля за вскрытием запломбированных мешков и составления актов в случае выявления порчи (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски) или недостачи имущества в мешках.

В соответствии с пунктами 3.3.1 - 3.3.3 договора заказчик обязуется обеспечить наличие своего представителя в вагоне при доставке исполнителем чистого имущества до тамбура вагона и при вывозе исполнителем использованного имущества от вагона. По окончании рейса или в иной срок, установленный настоящим договором или определенный в соответствии с ним, осуществлять сортировку имущества в вагоне, требующего обработки по ассортименту, упаковку его в мешки в определенном для каждого вида количестве, с вложением листа-вкладыша и опломбированием мешка и передать его по накладной исполнителю. Обеспечить присутствие своего представителя, уполномоченного подписывать акты об утере и порче, на участках сортировки (пунктах приема-сдачи имущества) для контроля за вскрытием запломбированных мешков и составлением актов в случае выявления порчи (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски) или недостачи имущества в мешках.

Пунктом 3.3.12 договора установлена обязанность заказчика осуществлять контроль за бережной и надлежащей эксплуатацией имущества с момента его поступления в вагон и до момента его возврата исполнителю, что по смыслу предусматривает необходимость осуществления в максимальном объеме комплекса действий со стороны заказчика, направленных на сохранение переданного ему исполнителем имущества и соответственно, препятствующих утрате и порче такого имущества, а, следовательно, накладывает на заказчика обязанности по обеспечению сохранности полученного имущества с момента его поступления в вагон и до момента его возврата исполнителю.

Также в соответствии с пунктом 3.3.20 договора заказчик обязан выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим договором и/или вытекающие из него.

Таким образом, исходя из содержания пунктов 3.3.12, 3.3.20, предмета договора заказчик обязан обеспечить сохранность переданного ему исполнителем в рамках исполнения обязательств по договору имущества,

Пунктами 5.6, 5.9 договора и пунктом 6.8 Регламента взаимодействия установлено, что Исполнитель осуществляет доставку обработанного имущества до соответствующего состава поезда и передает имущество уполномоченным представителям Заказчика по накладным унифицированной формы (Приложение № 2 к Регламенту взаимодействия) и по мере доставки исполнителем имущества до вагона, заказчик осуществляет пересчет количества и осмотр имущества, в том числе пересчет и осмотр комплектов постельного белья на предмет соответствия его категории оснащенности без повреждения упаковки.

В случае обнаружения визуальных недостатков имущества, в том числе: несоответ­ствия комплекта постельного белья категории оснащенности вагона или повреждения упаковки комплекта, стороны составляют акт о недостатках, а в накладной делается от­метка о недостатках или запись об отказе в принятии имущества с недостатками.

Порядок снабжения пассажирских поездов чистыми комплектами постельного белья и предметами съемного мягкого имущества и порядок сбора использованного постельного белья и мягкого съемного имущества при возвращении состава из рейса детально описаны Регламентом взаимодействия.

Пунктами 6.2, 6.3, 6.9 Регламента взаимодействия установлено, что на основании полученной заявки представитель исполнителя формирует повагонные накладные формы № ФИУ-20 в трех экземплярах на каждый вагон. При этом два экземпляра накладной № ФИУ-20 остаются у представителя заказчика в вагоне и хранятся до окончания рейса и сдачи имущества, третий экземпляр передается представителю исполнителя. Представи­тели исполнителя несут ответственность за имущество до момента передачи его в вагоне представителю заказчика и получению подписи представителя заказчика в накладной формы № ФИУ-20.

Таким образом, факт передачи исполнителем имущества заказчику подтверждается накладными формы № ФИУ-20 (копии за период с 01.04.2021 по 30.04.2021 приобщены).

Пунктом 5.16-5.17 договора определено, что по окончании рейса или в иной срок, установленный настоящим договором или установленный в соответствии с ним, заказчик или его представитель передает исполнителю требующее плановой или внеплановой об­работки имущество по накладной унифицированной формы. Имущество передается ис­полнителю в мешках, опломбированных заказчиком или его представителем, транспорти­руется силами и за счет исполнителя до пункта приема-сдачи имущества. Представитель заказчика вносит сведения о количестве сдаваемого им имущества в накладную формы № ФИУ-20, по которой вагон был снабжен перед рейсом, и предает ее представителю Ис­полнителя при сдаче использованного имущества из вагона (пункт 8.6 Регламента взаимо­действия).

В пункте приема-сдачи имущества исполнитель, в присутствии уполномоченного представителя заказчика, производит вскрытие запломбированных мешков и проверку данных, указанных во вложенных листах-вкладышах. В случае отсутствия представителя заказчика в пункте приема-сдачи, исполнитель уведомляет заказчика об отсутствии пред­ставителя и необходимости явиться в пункт приема-сдачи посредством телефонной связи в порядке, изложенном в Регламенте взаимодействия. В случае неявки представителя за­казчика в течение 1 часа с момента уведомления, исполнитель осуществляет вскрытие опломбированных мешков и проверку данных в одностороннем порядке. При этом выяв­ленные при пересчете недостачи (утери, испорченное имущество) принимаются заказчи­ком в безоговорочном порядке.

В соответствии с требованиями пункта 8.20 Регламента взаимодействия данные о количестве постельного белья и другого имущества, принятого из каждого вагона, после пересчета заносятся представителем Исполнителя в накладную формы № ФИУ-20, по ко­торой вагон был экипирован перед рейсом.

В соответствии с пунктом 5.18 договора и пунктом 8.21 Регламента взаимодействия в случае несоответствия количества имущества в мешках сведениям о количестве соглас­но накладной и вложенным в мешки листам-вкладышам, равно как и при обнаружении испорченного имущества (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляны­ми пятнами, пятнами угольной пыли, краски), за исключением мешков с забракованным имуществом, стороны подписывают акт об утере и порче имущества (Приложение № 4 к Регламенту взаимодействия). Указанный акт (комиссионный акт) составляется упол­номоченными работниками исполнителя и подписывается представителями сто­рон и является основанием для выставления исполнителем заказчику требования о возмещении стоимости утерянного/испорченного имущества.

В силу пункта 6.11. указанного договора Заказчик (АО «ФПК») несет ответственность перед исполнителем (ООО «Желдор-Сервис») за повреждение, порчу, утрату и/или гибель по вине заказчика имущества с момента принятия обработанного имущества надлежащего качества, комплектности и комплектации и до момента сдачи требующего обработки имущества исполнителю в соответствии с условиями настоящего Договора.

Повреждение, порча, утрата и/или гибель имущества ООО «Желдор-Сервис» явились следствием недолжного исполнения заказчиком своих обязанностей по обес­печению сохранности переданного ему исполнителем в решках исполнения обяза­тельств по договору имущества, предусмотренных договором и вытекающих из него.

На основании подпункта 6.11.1 договора возмещение стоимости утерянного, утраченного по вине заказчика имущества осуществляется путем возмещения 100% стоимости такого имущества согласно расценочной ведомости, ежеквартально предоставляемой исполнителем заказчику, с приложением подтверждающих расценки документов.

Пунктом 6.11.2 договора определено, что возмещение стоимости испорченного и/или поврежденного (согласно п. 5.18 договора) имущества осуществляется путем возмещения стоимости такого имущества:

- 1-ой - 5-ой категории оснащенности фирменных и международных поездов (за исключением поездов, курсирующих в сообщении с государствами бывшими республиками СССР); вагонов повышенной комфортности и 6-ой категории оснащенности - 100% согласно расценочной ведомости;

- 1-ой, 3-ей, 4-ой, 5-ой категории оснащенности скорых, скоростных и пассажирских поездов - 50% стоимости такого имущества согласно расценочной ведомости.

Порядок выставления финансовых претензий определен сторонами в разделе 11 Регламента взаимодействия, положения которого являются обязательными для обеих сторон (п. 5.2. договора).

Так пунктом 11.1 Регламента взаимодействия установлено, что для возмещения затрат за утерянное и поврежденное Заказчиком или по вине Заказчика Имущество Исполнитель ежемесячно направляет Заказчику претензию. К претензии прилагается реестр комиссионных актов выявленных недостач.

ООО «Желдор-Сервис» согласно условиям договора и Регламента взаимодействия (п. 11.1) за период с 01.04.2021 по 30.04.2021 направило в адрес Забайкальского филиала - вагонный участок г. Чита АО «ФПК» претензии для возмещения затрат за утерянное и поврежденное заказчиком или по вине заказчика имущество № 137 от 19.04.2021, № 174 от 29.04.2021 и № 187 от 07.05.2021.

Претензии направлены в Забайкальский филиал - вагонный участок г. Чита АО «ФПК» нарочно, претензии получены ответчиком, о чем имеется отметка входящих штампов АО «ФПК».

К данным претензиям приложены оригиналы реестра актов недостач, перечень комиссионных актов по недостачам, накладные формы № ФИУ-20 и комиссионные акты.

Ответы от АО «ФПК» на вышеуказанные претензии не поступали, оплата заказчиком не произведена.

Согласно выставленным претензиям на 01.07.2021 за ответчиком числится задолженность в размере 202378,50 руб.

Период расчета

Сумма задолженности

Оплачено

задолженности

претензии

с 01.04.2021 по 10.04.2021

137

61157,12 руб.

0,00 руб.

с 11.04.2021 по 20.04.2021

174

53694,45 руб.

0,00 руб.

с 21.04.2021 по 30.04.2021

187

87 526,93 руб.

0,00 руб.

Итого: 202 378,50 руб.

В связи с отсутствием оплаты оказанных услуг, истец обратился с иском к ответчику о взыскании задолженности в размере 202378,50 руб. по договору от 13.05.2008 № 330.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Входе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика сумму задолженности в размере 22102,09 руб.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Судом установлено, что между сторонами заключен договор возмездного оказания услуг от 13.05.2008 № 330, из содержания которого следует, что он регулирует правоотношения между сторонами, наряду с положениями статей главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, по возмездному оказанию услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Таким образом, при обращении с требованием о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг истец должен представить документы, подтверждающие фактическое оказание им услуг, их объем и стоимость, а также факт сдачи услуг ответчику.

Согласно статье 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о договоре подряда (статьи 702 - 729 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

На основании пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличия убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для возмещения убытков, по общему правилу, необходимы следующие условия: ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб; противоправный характер поведения ответчика; наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками. Поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие указанного состава правонарушения, а также размер подлежащих возмещению убытков с разумной степенью достоверности.

Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Исходя из содержания названных норм права, для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.

По смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).

Размер убытков определен истцом как стоимость утраченного белья, используемого при пассажирских перевозках железнодорожным транспортом.

По расчету истца размер убытков составляет 22102,09 руб.

Перечень спорных комиссионных актов №ЧТА00000375/1 от 08.04.2021 на сумму 232,15 руб., №ЧТА00000376/1 от 08.04.2021 на сумму 5625,78 руб., №ЧТА00000418/1 от 18.04.2021 на сумму 697,34 руб., №ЧТА00000435/1 от 20.04.2021 на сумму 102,66 руб., №ЧТА00000437/5 от 22.04.2021 на сумму 832,74 руб., №ЧТА00000443/5 от 23.04.2021 на сумму 4565,01 руб., №ЧТА00000445/1 от 25.04.2021 на сумму 216,34 руб., №ЧТА00000460/4 от 26.04.2021 на сумму 2895,26 руб., №ЧТА00000478/1 от 29.04.2021 на сумму 3117,43 руб. (л.д.81, 84 т.3,  л.д. 182, 194, 38, 51, 82, 107, 108, 155 т.2) и накладных представлены истцом в материалы дела.

Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что в двух накладных ФИУ-20 (л.д.81 на обороте, л.д. 84 на обороте) не указан табельный номер проводника, большая часть комиссионных акты составлены на 1, 2, 4 дня раньше от фактического пересчета (л.д.182, 194, 38, 51, 82 т.2), по комиссионному акту (л.д.107, 108 т.2) ответчик указывает на запрос в ООО «Желдор-Сервис» копии журнала экспедитора по снятию белья с поезда № 70 вагон № 26065, № 28483 от 26.04.2021, в комиссионном акте (л.д.155 т.2) отсутствует подпись представителя АО «ФПК» (заказчика), т.к. имущество пересчитывалось исполнителем без присутствия заказчика, пересчет имущества производился не в день приема имущества.

Оценив доказательства в совокупности, суд частично соглашается с доводами ответчика по следующим основаниям.

Согласно пункту 5.16. договора (л.д. 112 на обороте т.1), по окончании рейса, заказчик передает исполнителю требующее плановой или внеплановой обработки имущество по накладной унифицированной формы. Имущество передается исполнителю в мешках, опломбированных заказчиком, и транспортируется силами и за счет исполнителя до пункта приема-сдачи имущества.

Согласно пункту 5.17. договора, в пункте приема-сдачи имущества исполнитель в присутствии уполномоченного представителя заказчика производит вскрытие запломбированных мешков и проверку данных, изложенных в накладных унифицированной формы, в том числе данных, указанных во вложенных листах-вкладышах. В случае отсутствия заказчика в пункте приема-сдачи, исполнитель уведомляет заказчика об отсутствии представителя и необходимости явиться в пункт приема-сдачи посредствам телефонной связи в порядке, изложенном в Регламента взаимодействия.

Согласно пункту 5.18. договора, в случае несоответствия количества имущества в мешках сведениям о количестве согласно накладной и вложенным листам-вкладышам, стороны подписывают акт об утере и порче имущества. Указанный акт составляется уполномоченными работниками исполнителя и подписывается представителями сторон и является основанием для выставления исполнителем заказчику требованиям о возмещении стоимости утерянного/испорченного имущества.

Срок оказания услуг по обработке имущества по договору устанавливается в заявке заказчика, но не может превышать трех календарных дней с момента приема в обработку. При этом день доставки и день приема в обработку имущества считается как один день. В период повышенной загруженности производства допускается увеличение сроков обработки имущества по согласованию сторон (пункт 5.21 договора, л.д.113 т.1).

Согласно пунктам 6.1. и 6.2. Регламента взаимодействия, выдача комплектов постельного белья и предметов съемного мягкого имущества производится исполнителем согласно заявке представителей заказчика. На основании полученной заявки представитель исполнителя формирует повагонные накладные формы ФИУ-20.

Раздел 8 Регламента взаимодействия, устанавливает порядок сбора использованного постельного белья и мягкого съемного имущества при возвращении состава из рейса.

Согласно пункту 8.5. Регламента, представитель заказчика вносит сведения о количестве сдаваемого имущества в накладную ФИУ-20, по которой вагон был снабжен перед рейсом, и передает ее представителю исполнителя при сдаче использованного имущества.

Согласно пункту 8.6. Регламента, в случае отсутствия в вагоне числящегося по учету имущества или в случае обнаружения испорченного имущества незамедлительно составляется комиссионный акт выявленной недостачи и порчи при приемки постельных принадлежностей, который подписывается представителями исполнителя и заказчика. В акте обязательно указывается фамилия и табельный номер проводника или паспортные данные иного представителя заказчика, в вагоне которого находится это имущество.

Согласно пунктам 8.14. и 8.16. Регламента, после сбора всего использованного имущества представителя исполнителя доставляют его в пункт приема-сдачи. Передачи использованного постельного белья и мягкого съемного имущества от заказчика исполнителю производится на пункте приема-передачи.

В соответствии с пунктом 8.17. Регламента в пункте приема-сдачи имущества исполнитель в присутствии уполномоченного представителя заказчика производит вскрытие опломбированных мешков и проверку данных, изложенных в накладных унифицированной формы, в том числе данных, указанных во вложенных листах-вкладышах. В случае отсутствия представителя заказчика в пункте приема-сдачи исполнитель уведомляет заказчика посредством телефонной связи об отсутствии представителя и необходимости явиться в пункт приема-сдачи.

Уведомление должно осуществляться на номер телефонов, указанные заказчиком в информационной справке, с указанием ответственных лиц, за которыми номера телефонов закреплены, и предоставляться заказчику с начала проведения работ с последующей корректировкой по мере необходимости. Подтверждением надлежащего уведомления является запись в журнале учета с указанием должности и Ф.И.О. лица, принявшего звонок.

В случае неявки представителя заказчика в течение 1 часа с момента уведомления исполнитель осуществляет вскрытие запломбированных мешков и проверку данных в одностороннем порядке. При этом выявленные при пересчете недостачи (утери, испорченное имущество) принимаются заказчиком в безоговорочном порядке.

Согласно пункту 8.19. Регламента, данные о количестве постельного белья и другого имущества, принятого из каждого вагона, после пересчета заносятся представителем исполнителя в накладную формы ФИУ-20, по которой вагон был экипирован перед рейсом.

Согласно пункту 8.20. Регламента, в случае несоответствия количества имущества в мешках сведениям о количестве накладной и вложенным в мешки листам-вкладышам, равно как и при обнаружении испорченного имущества, за исключением мешков с забракованным имуществом, стороны подписывают акт об утере и порче имущества (приложение № 4 - комиссионный акт). Указанный акт составляется уполномоченными работниками исполнителя и подписывается представителем сторон и является основанием для выставления исполнителем заказчику требования о возмещении стоимости утерянного/испорченного имущества. В акте обязательно указывается фамилия и табельный номер проводника или паспортные (или иные) данные иного представителя заказчика, в вагоне которого находилось это имущество.

Ответчик указал, что в нарушение требований Регламента взаимодействия, истец производил вскрытие опломбированных мешков и проверку данных (пересчет имущества) без представителя заказчика. Каких либо документов, подтверждающих вызов представителя заказчика (как это оговорено в пункте 8.17. Регламента) для пересчета имущества, истец в материалы дела не представил.

В силу требований статьи 65 АПК РФ бремя доказывания размера убытков и их причинения ответчиком относится на истца.

В соответствии с пунктом 5.18 Регламента взаимодействия в случае несоответствия количества имущества стороны подписывают акт об утере и порче имущества.

Из материалов дела следует, что комиссионный акт № ЧТА00000478/1 от 29.04.2021 не подписан представителем заказчика (АО «ФПК»).

Общая стоимость недостачи составила 18984,66  руб. (22102,09 руб. – 3117,43 руб.).

Доводы ответчика относительно запросов в ООО «Желдор-Сервис» копии журнала экспедитора по снятию белья, об отсутствии в спорных накладных табельного номера проводника, а также составление комиссионных актов не в дни приемки имущества свидетельствует о нарушении порядка составления актов, а не об отсутствии факта утраты.

По правилам статьи 402 ГК РФ действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

С учетом изложенного, исковые требования обоснованы, подтверждаются материалами дела и подлежат частичному удовлетворению.

Возражения ответчика судом отклоняются по основаниям, изложенным в мотивировочной части решения.

Расходы истца по оплате государственной пошлины относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возвращению истцу из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Желдор-Сервис" (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность в сумме 18984,66 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1718 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Желдор-Сервис" (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5048 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Л.В. Бочкарникова