ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-7113/13 от 02.12.2013 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-7113/2013

06 декабря 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2013 года

Решение изготовлено в полном объёме 06 декабря 2013 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе:

судьи Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае,

третье лицо - Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю",

об оспаривании акта проверки и представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса

при участии

от заявителя: Караблина Д.В. - представителя по доверенности от 07.10.2013 г.,

Жеребцовой О.С. - представителя по доверенности от 01.08.2013 г.,

Москвитиной Т.М. - представителя по доверенности от 08.10.2013 г.,

Вильской С.В. - представителя по доверенности от 03.09.2013 г.;

от заинтересованного лица:

Корякова Е.Е. - представителя по доверенности от 25.06.2013 г.,

Денисюк Н.Н. - представителя по доверенности от 17.09.2013 г.;

от третьего лица: Москвитиной Т.М. - представителя по доверенности от 17.09.2013 г.,

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (местонахождение: Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленинградская, 100 (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036) (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае (местонахождение: Забайкальский край, г. Чита, ул. Профсоюзная, 18 (ОГРН 1047550015853, ИНН 7536055815) (далее - ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае, заинтересованное лицо) о признании незаконными:

- акта проверки от 24 мая 2013 г., составленного ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае;

- представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, вынесенного ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае, от 24 июня 2013 г. № 02-13/18.

В обоснование заявленных требований ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны России ссылается на следующее.

По мнению заявителя, анализ исследованных в ходе проверки документов и информации был неполным, не всесторонним, что указывает на отсутствие объективности при составлении акта. Выводы о нарушениях в использовании и сохранности материальных ценностей, указанные в представлении не соответствуют фактическим обстоятельствам. Ни одно из перечисленных в представлении нарушение не имеет оснований, за которые могли бы быть применены меры принуждения, предусмотренные статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просила отказать.

В отзыве на заявленные требования ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае просит производство по делу в части оспаривания акта проверки прекратить, в удовлетворении требований о признании незаконным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отказать.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержала позицию заявителя в полном объеме.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, в соответствии с приказом руководителя ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае от 28.03.2013 г. № 57-р/п, во исполнение задания Росфиннадзора от 28.12. 2012 г. № 43-01-06-25/5424, ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны России проведена проверка правомерности использования и сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, а также выполнения требований приказа Министра обороны России от 17.12.2010 г. № 2590 "О реорганизации федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ" в ФГКУ "Сибирское ТУИО" части проведения инвентаризации имущества и обязательств в за 2011-2012 годы.

Результаты проверки оформлены Актом № 57 от 24 мая 2013 г.

Согласно акту общая сумма финансовых нарушений составила 477 120 056 247,0 руб., в том числе:

1. Нарушение ведения бухгалтерского учета и отчетности 477 120 056 247,0 руб. (2012 год), в том числе:

- 43 552 131 386,0 руб. - в нарушение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 1, пункта 4 статьи 8, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 7 Единого плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г. № 157н, пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010г. № 191н, ФГКУ "Сибирское ТУИО" на принятое по передаточным актам от присоединенных федеральных государственных учреждений недвижимое имущество, отраженное в балансе, не в полном объеме направлены первичные документы в Отделение № 14 по учету материальных средств ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" для постановки на бюджетный учет, что привело к несоответствию учетных данных с отчетными данными в балансе ф.0503130 по коду строки 010 "Основные средства" (счет 010100000), по коду строки 020 "Амортизация основных средств" (счет 010400000) по состоянию на 01.01.2013 г., выразившееся в недооприходовании имущества на сумму 37 837 564 470,8 руб., амортизации в сумме 5 714 566 915,20 руб.;

- 129 763 347,89 руб. - в нарушение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 1, пункта 4 статьи 8,9, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 7 Единого плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г. № 157н, на основании письма ФГКУ "Сибирское ТУИО" от 12.05.2012г. № 3/2693, проданное Министерством обороны Российской Федерации недвижимое военное имущество по договорам купли-продажи № 141/1905/2 от 09.02.2011 г., № 141/1906/2 от 09.02.2011 г., принято в 2012 г. ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России от государственного учреждения "Бийская квартирно-эксплуатационная часть (района)" (балансодержатель) с датой от 01.04.2011 г., поставлено на приход вводом остатков на 31.12.2010 г. и списано с баланса 02.04.2011 г., что привело к искажению бюджетного учета, выразившееся в завышении учетных данных по счету 1.101.12.000 "Нежилые помещения -недвижимое имущество Учреждения" в сумме 83 256 360,0 руб. (73 185 760,0 руб.+10 070 600,0 руб.), по счету 1.104.12.000 "Амортизация нежилых помещений - недвижимое имущество Учреждения" в сумме 46 506 987,89 руб.;

- 39 357 278,75 руб. - в нарушение пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не переданы документы по договору купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества № 141/1227/2 от 07.08.2012 г., № 141/1839/2 от 09.10.2012 г., № 141/2582/2 от 20.11.2012 г. в Отделение № 14 по учету материальных средств ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" для своевременного отражения выбытия объектов основных средств, что привело к искажению бюджетного учета по состоянию на 01.01.2013 г., выразившееся в завышении учетных данных по счету 1.101.12.000 "Нежилые помещения - недвижимое имущество Учреждения" в сумме 32 027 680,0 руб. (29160760,0+246990,0+2619930,0), по счету 1.104.12.000 "Амортизация нежилых помещений - недвижимое имущество Учреждения" в сумме 7 329 598,75 руб. (5941016,96+69883,69+1318698,10);

- 161 137,48 руб. - в нарушение пункта 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России несвоевременно произведена передача документов по договорам купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества №141/1839/2 от 09.10.2012 г., № 141/1962/2 от 09.10.2012 г. в Отделение № 14 по учету материальных средств ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю", что привело к излишнему начислению арендной платы по состоянию на 01.01.2013 г., выразившееся в завышении учетных данных по отражению дебиторской задолженности по счету 1.205.21.000 "Расчеты по доходам от собственности" (15 989,13+8337,73+136 810,62);

- 6 422 890,0 руб. - в нарушение пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" начальником ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России своевременно не переданы документы по договору купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества № 141/2582/2 от 20.11.2012 г. в Отделение № 14 по учету материальных средств ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю", что привело к искажению бюджетного учета, выразившееся в занижении учетных данных по счету 1.101.12.000 "Нежилые помещения - недвижимое имущество Учреждения" (объект не поставлен на приход и не списан с учета);

- 3 280 320,0 руб. - в нарушение пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не переданы документы по договору купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества № 141/1962/2 от 09.10.2012 г. в Отделение № 14 по учету материальных средств ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю", что привело к искажению бюджетного учета по состоянию на 01.01.2013 г., выразившееся в занижении учетных данных по счету 1.101.12.000 "Нежилые помещения - недвижимое имущество Учреждения";

- 6 980 393,7 руб. - в нарушение пункта 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России дважды переданы первичные документы на основные средства в количестве 9 объектов по федеральному государственному учреждению "2-ая Читинская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны России в Отделение № 14 по учету материальных средств ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" для постановки на бюджетный учет, что привело к искажению бюджетного учета, выразившееся в завышении учетных данных по счету 1.101.12.000 "Нежилые помещения - недвижимое имущество" в сумме 6 398 595,40 руб., по счету 1.104.12.000 "Амортизация нежилых помещений - недвижимое имущество Учреждения" в сумме 581 798,33 руб.;

- 18 697 425,52 руб. - в нарушение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 1, пункта 4 статьи 8,9 главы 1, пункта 4 статьи 9 главы 2 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 7 Единого плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н Отделением № 14 по учету материальных средств перечисленные доходы от сдачи в аренду имущества и дебиторская задолженность по арендной плате, отраженные в отчетных данных, не соответствовали учетным данным, что привело к искажению отчетных данных по состоянию на 01.01.2013 г., выразившееся в завышении данных в Отчете об исполнении бюджета ф. 0503127 по КБК 18711105031010900 120 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении" на сумму 3 868 793,93 руб., в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности ф.503169 на сумму 14 828 631,59 руб.;

- 433 363 262 068,0 руб. - в нарушение пункта 333 Единого плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г. № 157н на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" не учтено имущество (земельные участки), полученное ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования от присоединенных федеральных государственных учреждений по Передаточным актам в 2011 г., что повлекло искажение бюджетного учета по состоянию на 01.01.2013 г., выразившееся в занижении учетных данных по забалансовому счету 01 "Имущество, полученное в пользование";

- в нарушение требований пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации индивидуальным предпринимателем Степановым Игорем Владимировичем пользование арендованным имуществом, расположенным по адресу: г.Чита, ул. Бабушкина, 9, осуществляется не в соответствии с условиями Соглашения от 28.11.2008 г. об изменении Договора аренды № 260-04в от 01.01.2004 г. в части арендуемой площади;

- в нарушение требований пункта 2 статьи 615 ГК РФ, статьи 55 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" начальником ФГКУ "Сибирское ТУИО" Бирюковым С.Г. не обеспечен контроль за сохранностью и выполнению условий по содержанию здания культурного наследия, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Бутина, 33, что привело к нарушению его планировочной структуры;

- в нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 2,4 статьи2, статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не проведена государственная регистрация прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав по 1 208 земельным участкам и 12 887 объектам недвижимости (здания, сооружения);

- в нарушение статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" пунктов 1.3, 1.5 приказа Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" годовая инвентаризация материальных ценностей и финансовых обязательств в 2011 году не проводилась.

27 мая 2013 г. ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России в ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае представлен акт разногласий к акту проверки № 57 от 24 мая 2013 г., из которого следует, что учреждение считает целесообразным внести изменения в раздел 2.4 Проверка использования земельных участков, находящихся в пользовании и аренде, следующего содержания:

- по передаточным актам от двадцати одного присоединенного федерального учреждения, представленным ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, на 01.10.2011 г. и шести по состоянию на 01.04.2011 г. учреждению переданы земельные участки на общую сумму 142 298 050 745,32 руб.

Изменения необходимо внести по причине несоответствия итоговых сумм раздела 1.2 передаточных актов фактической кадастровой стоимости земельных участков, арифметическими ошибками при подсчете итогов, разночтениями в единицах изменения стоимости.

К акту разногласий ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России приложен составленный учреждением акт проверки кадастровой стоимости земельных участков.

ТУ Росфиннадзора в Забайкальском край, рассмотрев акт разногласий, отклонило доводы содержащиеся в нем как необоснованные.

По результатам проведенной в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России проверки ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае выдано представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 02-13/18 от 24 июня 2013 г., в котором Врио начальника ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России предлагается рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения следующих нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, выразившихся в нарушении порядка ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности:

1. Принятое по передаточным актам от присоединенных федеральных государственных учреждений в 2011 году недвижимое имущество отражено в балансе и не в полном объеме постановлено на бюджетный учет, что привело к несоответствию учетных данных с отчетными данными в балансе ф.0503130 по коду строки 010 "Основные средства" по коду строки 020 "Амортизация основных средств" по состоянию на 01.01.2013 года, выразившееся в недооприходовании недвижимого имущества и исчисленной амортизации. Сумма нарушения - 43 552 131 386,0 руб. (2012 год).

2. Принято на учет и списано с учета в 2012 году, проданное Министерством обороны Российской Федерации в 2011 году недвижимое военное имущество по договорам купли-продажи № 141/1905/2 от 09.02.2011 г., № 141/1906/2 от 09.02.2011 г. (балансодержатель - ГУ "Бийская КЭЧ (района)", что привело к несоответствию учетных данных по движению основных средств по счету аналитического учета 1.101.12.000 "Нежилые помещения - недвижимое имущество Учреждения", начислению и списанию с учета амортизации по счету 1.104.12.000 "Амортизация нежилых помещений - недвижимо имущество Учреждения". Сумма нарушения - 129 763 348,0руб. (2012 год).

3. Искажение бюджетного учета по счету 1.101.12.000 "Нежилые помещения - недвижимое имущество Учреждения", по счету 1.104.12.000 "Амортизация нежилых помещений - недвижимое имущество Учреждения" в результате несвоевременного описания основных средств по договорам купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества № 141/1227/2 от 07.08.2012 г., № 141/1839/2 от 09.10.2012 года, № 141/2582/2 от 20.11.2012 года, № 141/1839/2 от 09.10.2012 года, № 141/1962/2 от 09.10.2012 год на 01.01.2013 года. Сумма нарушения - 49 060 489,0 руб. (2012 год).

4. По договорам купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества № 141/1839/2 от 09.10.2012 года, № 141/1962/2 от 09.10.2012 года, после передачи реализованного имущества покупателям производилось начисление арендной платы, что повлекло завышение дебиторской задолженности то счету 1.205.21.000 "Расчеты по доходам от собственности" за 01.01.2013 года. Сумма нарушения - 161 137,0 руб.

5. Искажение бюджетного учета по счету 1.101.12.000 "Нежилые помещения - недвижимое имущество", по счету 1.104.12.000 "Амортизация нежилых помещений - недвижимое имущество Учреждения" в результате постановки дважды на бюджетный учет основных средств в количестве девяти объектов по ФГУ "2-ая Читинская КЭЧ района" МО РФ на 01.01.2013 года. Сумма нарушения - 6 980 394,0 руб. (2012 год).

8. Перечисленные доходы от сдачи в аренду имущества и дебиторская задолженность по арендной плате, отраженные в учетных данных, не соответствовали данным в Отчете об исполнении бюджета ф.0503127, в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности ф.503169 по состоянию на 31.01.2013 года. Сумма нарушения - 18 697 426,0 руб. (2012 год).

9. Не учтены на 01.01.2013 года на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" земельные участки, полученные на праве постоянного (бессрочного) пользования от присоединенных федеральных государственных учреждений по передаточным актам в 2011 году. Сумма нарушения - 433 363 262 068,0 руб.

10. Не обеспечен контроль за сохранностью и выполнением условий по содержанию здания культурного наследия, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Бутина, 33, что привело к нарушению его планировочной структуры.

11. Пользование арендованным имуществом, расположенным по адресу: г. Чита, ул. Бабушкина, 9, осуществляется не в соответствии с условиями Соглашения от 28.11.2008г. об изменении Договора аренды № 260-04в от 01.01.2004г. в части арендуемой площади индивидуальным предпринимателем Степановым Игорем Владимировичем.

12 (1). Не проведена государственная регистрация прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре трав по 1 208 земельным участкам и 12 887 объектам недвижимости (здания, сооружения).

12 (2). Не проводилась годовая инвентаризация материальных ценностей и финансовых обязательств в 2011 году.

Считая акт проверки и представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса незаконными, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Ненормативным актом, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть признан судом недействительным, является документ индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения лицом, в отношении которого он принят.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Оспариваемый заявителем Акт проверки № 57 от 24.05.2013 г. не содержит властно-распорядительные предписания, влекущие для ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности учреждения, не определяет меру ответственности, а носит информационный характер, поскольку содержит лишь результаты проведенной проверки.

Таким образом, Акт проверки № 57 от 24.05.2013 г. не является ненормативным актом, который может быть оспорен самостоятельно в порядке, предусмотренном Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса, регулирующей рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, то есть, не может быть предметом оспаривания в арбитражном суде, поэтому производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции проверяемого периода) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

В силу пункта 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 настоящего Кодекса, в частности выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам этой службы.

Таким образом, ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае, вынося оспариваемое представление действовала в рамках свои полномочий.

Согласно статье 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства перечислены в статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при этом данный перечень является открытым.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетным процессом понимается регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

В пункте 4 данной статьи предусмотрено, что баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Нарушение участником бюджетного процесса требований бюджетного законодательства по осуществлению бюджетного учета, составлению, бюджетной отчетности, является основанием для применения мер принуждения.

Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе: ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (в редакции проверяемого периода) (далее - Инструкция), Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах (далее - объекты учета). План содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов) (пункт 1).

Пунктом 2 Инструкции предусмотрено, что бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает:

формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности);

предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений нормативных правовых актов, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России обязано было представить в ходе проверки ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае достоверную информацию, необходимую для осуществления им полномочий по внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 7 Административного регламента ревизии (проверки) проводятся Росфиннадзором в соответствии с Планом.

Административным регламентом установлено, что в ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации (пункт 82).

В ходе ревизии (проверки) могут проводиться контрольные действия по изучению: полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета; фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов; постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в проверяемой организации (пункт 86).

При этом, в силу разъяснений, содержащихся в абзаце четвертом пункта 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров между главными администраторами бюджетных средств и осуществляющими внешнюю проверку органами финансового контроля необходимо исходить из того, что внешней проверке подлежат только те документы, которые указаны в пункте 3 статьи 264.1 БК РФ.

Следовательно, доводы заявителя о неисследовании ТУ Росфинназзора в Забайкальском крае первичных документов в ходе проверки, не основаны на нормах права.

Административным регламентом также установлено, что результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки) (пункт 91).

При наличии у руководителя организации возражений по акту ревизии (проверки), акту встречной проверки он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Письменные возражения по акту ревизии (проверки) приобщаются к материалам ревизии (проверки) (пункт 109).

Материалами дела установлено, что по результатам проверки руководителем ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России был акт разногласий только по одному пункту проверки, при этом документально не подтвержденный.

В пункте 121 Административного регламента предусмотрено, что по результатам ревизии (проверки), в ходе которой выявлены нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, руководитель Росфиннадзора (территориального органа) применяет меры, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 89н, в рамках административных процедур, предусмотренных настоящим Регламентом.

Так в пункте 123 Административного регламента предусмотрено, что по результатам ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета.

Материалами дела установлено, что в ходе проверки ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае были исследованы все документы, предусмотренные в пункте 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представленные учреждением, на основании которых был составлен акт проверки и вынесено представление.

Нарушений требований законодательства при проведении ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае в отношении ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.

Доводы заявителя о необходимости проведение встречной проверки в Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" в ходе проверки ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, так же не основаны на нормах права, так как встречная проверка проводится в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности. Между тем, Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" является учреждением, ведущим бюджетный учет ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России на основании договора на обслуживание № 114 от 22.04.2011 г. об осуществлении финансово-экономического обеспечения территориальных управлений имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

В силу вышеизложенного, арбитражный суд находит, что оспариваемое представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, выразившихся в нарушении ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России порядка ведения бюджетного учета и составления, представления отчетности, перечисленных в пунктах 1, 2, 4, 5, 8, 9, 12 (2), является правомерным и соответствует требованиям бюджетного законодательства.

Вместе с тем, нарушения, перечисленные в пунктах 10, 11, 12(1) оспариваемого представления, не являются нарушениями бюджетного законодательства, поскольку не относятся к бюджетным правоотношениям.

Следовательно, включение указанных пунктов в оспариваемое представление является неправомерным.

При таких обстоятельствах требования ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России в части оспаривания представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 24.06.2013 г. № 02-13/18 подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России по уплате государственной пошлины, подлежат взысканию с ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае в пользу заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 150, 151, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Производство по делу в части признания недействительным акта проверки от 24 мая 2013 г., составленного территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае, прекратить.

Требования федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в части признания недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 24 июня 2013 г. № 02-13/18, вынесенного территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае, удовлетворить частично.

Признать недействительными пункты 10, 11, 12 (1) представления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 24 июня 2013 г. № 02-13/18, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае в пользу федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Возвратить федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации из федерального бюджета сумму уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.

Судья: А.Б. Литвинцев.