ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-7258/08 от 07.04.2009 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-7258/2008

14 апреля 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2009 года

Решение изготовлено в полном объёме 14 апреля 2009 года

Арбитражный суд Читинской области

в составе председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Горкина Д.С., Анисимова М.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логуновой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт””

к Забайкальской таможне

о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 приказа Забайкальской таможни от 02.12.2008 № 1218 “О внесении изменений в приказ Забайкальской таможни от 02.04.2007 № 260 “О создании постоянной зоны таможенного контроля””, как противоречащих приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23.12.2003 № 1520 “Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля” и Таможенному кодексу Российской Федерации,

третье лицо: Открытое акционерное общество “Российские железные дороги”

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя от Общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” по доверенности от 01.10.2008 № 6; ФИО2 – представителя от Общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” по доверенности от 11.01.2008;

от Забайкальской таможни: ФИО3 – представителя по доверенности от 15.01.2009 № 05-62/13 – главного государственного таможенного инспектора правового отдела; ФИО4 – представителя по доверенности от 06.02.2009 № 05-60/27 – первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю;

от Открытого акционерного общества “Российские железные дороги”: ФИО5 – представителя по доверенности от 29.01.2009 № НЮ-191д – начальника отдела по таможенно-брокерской деятельности; ФИО6 – представителя по доверенности от 20.03.2009 № НЮ-324д – заместителя начальника дирекции по управлению терминально-складским комплексом; ФИО7 – представителя по доверенности от 22.01.2009 № НЮ-261д – юрисконсульта Дирекции по управлению терминально-складским комплексом; ФИО8 – представителя по доверенности от 22.01.2009 № НЮ-210д – юрисконсульта юридической службы;

от прокуратуры: ФИО9 – прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства, процессуальной и оперативно-розыскной деятельности Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (удостоверение № 158124).

Общество с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” (далее – ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт”” или общество) обратилось к Забайкальской таможне (далее – таможенный орган или таможня) с требованием, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 приказа Забайкальской таможни от 02.12.2008 № 1218 “О внесении изменений в приказ Забайкальской таможни от 02.04.2007 № 260 “О создании постоянной зоны таможенного контроля””, как противоречащих приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23.12.2003 № 1520 “Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля” и Таможенному кодексу Российской Федерации.

Кроме того, обществом дополнительно заявлено требование к таможенному органу о взыскании судебных издержек в размере 15 000 рублей.

Представители ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт”” заявленные требования в заседании поддержали в полном объеме. В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. Особенности временного хранения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, установлены статьёй 116 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), согласно которой по запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами.

Указанные места являются зоной таможенного контроля. Железная дорога обязана обеспечить сохранность товаров и исключить доступ к ним посторонних лиц.

Товары, хранящиеся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля в соответствии с настоящей статьей, рассматриваются для таможенных целей как находящиеся на временном хранении. Разгрузка товаров и их перемещение в любое другое место допускаются с разрешения таможенного органа.

Порядок создания зон таможенного контроля определён статьёй 362 ТК РФ.

Приказ Забайкальской таможни от 02.04.2007 № 260 “О создании постоянной зоны таможенного контроля” полностью соответствовал ТК РФ и позволял участникам внешней экономической деятельности осуществлять таможенное оформление товаров.

Данный приказ в редакции оспариваемого приказа исключает возможность временного хранения товаров в постоянной зоне таможенного контроля (далее – ПЗТК), обеспечения учёта товаров и транспортных средств и контроля за сроком нахождения товаров и транспортных средств на временном хранении в ПЗТК.

Кроме того, по мнению представителей общества, Положением о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утверждённым приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23.12.2003 № 1520, не предусмотрена возможность внесения изменений в приказ о создании ПЗТК.

Забайкальская таможня заявленные требования оспорила. В ходе судебного разбирательства представители Забайкальской таможни пояснили, что в удовлетворении требований заявителя просят отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ соответствует нормам ТК РФ.

Что в соответствии со статьёй 69 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов (статья 407).

Согласно статье 77 ТК РФ после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (статья 78), помещены на склад временного хранения (глава 12), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (глава 10).

С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (статья 103) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса.

Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляются в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально предназначенных для этих целей.

Места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров являются зоной таможенного контроля.

Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. Таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит, является таможенным органом назначения.

ПЗТК станции Борзя не является местом прибытия товаров, поступающих железнодорожным транспортом из КНР.

Положения статьи 116 ТК РФ имеют необязательный, а разрешительный характер. Соответствующая территория может приобретать статус зоны таможенного контроля на основании положений статьи 116 ТК РФ после выполнения мероприятий, предусмотренных этой статьёй, и обозначения границ этой зоны таможенного контроля, при этом издания отдельного приказа таможенного органа не требуется.

Представители третьего лица поддержали позицию Забайкальской таможни.

Представитель Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит, оспариваемый нормативный акт принят таможенным органом в соответствии с предоставленной компетенцией и его положения не противоречат федеральному законодательству.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт”” в качестве юридического лица зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц.

Забайкальской таможней от 02.04.2007 принят приказ № 260 “О создании постоянной зоны таможенного контроля”” в целях временного хранения и проведения таможенного контроля в регионе деятельности Борзинского таможенного поста Забайкальской таможни в отношении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.

Приказом от 13.11.2008 Забайкальская таможня внесла изменения в приказ № 260: 1. в преамбуле после слов “в целях временного хранения и проведения таможенного контроля” следует читать “в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств”. 2. Начальнику Борзинского таможенного поста обеспечить контроль за сроками временного хранения товаров в ПЗТК, исключить возможность хранения товаров в складском помещении типа “Ангар”.

02.12.2008 Забайкальской таможней вынесен приказ № 1218 “О внесении изменений в приказ Забайкальской таможни от 02.04.2007 № 260 “О создании постоянной зоны таможенного контроля””.

Согласно оспариваемому пункту 1 данного приказа преамбула приказа № 260 изложена в следующей редакции: “в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, завершения внутреннего таможенного транзита в регионе деятельности Борзинского таможенного поста Забайкальской таможни в отношении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом”.

Согласно пункту 2 из приказа № 260 исключены пункты 3.2 и 3.3, предписывающие начальнику Борзинского таможенного поста обеспечить учёт товаров и транспортных средств в ПЗТК с использованием автоматизированной системы учёта “ВЭД-Склад” либо иного программного средства, удовлетворяющего требованиям, установленным ФТС России в соответствии со статьёй 426 ТК РФ, совместно со станцией Борзя, и обеспечить контроль за сроком нахождения товаров и транспортных средств на временном хранении в ПЗТК.

Оспариваемым пунктом 3 приказа признан утратившим силу приказ Забайкальской таможни от 13.11.2008 № 1140.

Считая пункты 1, 2 и 3 приказа Забайкальской таможни от 02.12.2008 № 1218 “О внесении изменений в приказ Забайкальской таможни от 02.04.2007 № 260 “О создании постоянной зоны таможенного контроля”” не соответствующими ТК РФ, нарушающими законные права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействующими.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 ТК РФ нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (части 4-6 статьи 194).

В соответствии с положениями статьи 362 ТК РФ зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с настоящим Кодексом.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, за исключением создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы.

Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23.12.2003 № 1520 утверждено Положение о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля.

Настоящий Порядок включает порядок принятия таможенным органом решения о создании зоны таможенного контроля в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением, определение и обозначение ее пределов и мест пересечения ее границ лицами, товарами и транспортными средствами, а также порядок отмены решения о создании зоны таможенного контроля.

В соответствии с пунктами 2 – 5 Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля зоны таможенного контроля могут быть постоянными или временными.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю:

а) на территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

б) вдоль таможенной границы Российской Федерации;

в) в иных местах, определенных в соответствии с ТК РФ.

Постоянными зонами таможенного контроля также являются обозначенные в соответствии с Положением места нахождения товаров и транспортных средств, которые в соответствии с Кодексом являются зонами таможенного контроля.

Решение о создании постоянных зон таможенного контроля, расположенных вдоль таможенной границы Российской Федерации, оформляется нормативными правовыми актами ГТК России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 № 624 “О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы”.

Решение о создании постоянных зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации оформляется правовыми актами ФТС России в соответствии с Постановлением Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 № 26 “О порядке создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации”.

В иных случаях решение о создании постоянной зоны таможенного контроля принимает начальник таможни (лицо, его замещающее), в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются постоянные зоны таможенного контроля.

Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом таможни, в регионе деятельности которой находится создаваемая постоянная зона таможенного контроля.

В приказе о создании постоянной зоны таможенного контроля должны быть указаны:

а) основание и цель создания;

б) место нахождения;

в) пределы и места их пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;

г) средства, используемые для обозначения;

д) сведения о лице, которое имеет полномочия в отношении товаров и (или) во владении которого находятся помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для совершения таможенных операций, хранения товаров и транспортных средств без их помещения на склад временного хранения.

В приложении к приказу должно быть приведено графическое отображение пределов и территории постоянной зоны таможенного контроля в виде планов или карт.

Решение о ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, созданной в соответствии с пунктом 2 Положения, оформляется в виде приказа таможни, за исключением случаев ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, созданной вдоль таможенной границы Российской Федерации.

Из содержания указанных норм следует, что зоны таможенного контроля могут быть созданы как для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, так и для целей их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Данные нормы не содержат указания на обязательное создание ЗТК для всех указанных целей в совокупности, в том числе обязательного хранения товаров.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с ТК РФ для соответствующих целей.

Согласно положениям статей 100, 107, 216 и 260 ТК РФ зонами таможенного контроля являются склады временного хранения, охраняемая территория, прилегаемая к складу временного хранения и оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита, таможенные склады и помещения магазина беспошлинной торговли.

Кроме того, статус зон таможенного контроля приобретают места, указанные в статьях 78 и 116 ТК РФ, после проведения мероприятий, предусмотренных Кодексом, согласования таможенным органом их места расположения, а также обозначения границ этих постоянных зон таможенного контроля в соответствии с Положением.

В соответствии со статьёй 116 ТК РФ по запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами.

Указанные места являются зоной таможенного контроля. Железная дорога обязана обеспечить сохранность товаров и исключить доступ к ним посторонних лиц.

Товары, хранящиеся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля в соответствии с настоящей статьей, рассматриваются для таможенных целей как находящиеся на временном хранении. Разгрузка товаров и их перемещение в любое другое место допускаются с разрешения таможенного органа.

Создание зоны таможенного контроля (как постоянной, так и временной) не носит обязательного характера, а также не является необходимым условием для:

а) производства таможенного оформления (статья 62 Кодекса);

б) совершения таможенных операций вне места нахождения таможенного органа (статья 406 Кодекса);

в) осуществления таможенного наблюдения (статья 370 Кодекса);

г) стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

На основании изложенного суд пришёл к выводу, что оспариваемые положения приказа Забайкальской таможни от 02.12.2008 № 1218 “О внесении изменений в приказ Забайкальской таможни от 02.04.2007 № 260 “О создании постоянной зоны таможенного контроля””, исключающие цели временного хранения товаров перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, учёт товаров и транспортных средств и контроль за сроком нахождения их в ПЗТК, не противоречат нормам ТК РФ, и не исключают для общества возможности временного хранения товаров, предусмотренного, в том числе статьёй 116 ТК РФ, в порядке, определяемом данной статьёй, а также возможности таможенного оформления товаров.

Также нормы Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и ТК РФ не содержат запрета на издание таможенными органами приказов о внесении изменений в ранее изданные приказы, следовательно, Забайкальская таможня имела право на издание оспариваемого приказа.

При указанных обстоятельствах суд пришёл к выводу о соответствии оспариваемых положений приказа Забайкальской таможни от 02.12.2008 № 1218 Положению о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и ТК РФ, и необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В случае принятия решения не в пользу лица, участвующего в деле судебные расходы с другой стороны не взыскиваются.

Требование о взыскании судебных издержек также не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 приказа Забайкальской таможни от 02.12.2008 № 1218 “О внесении изменений в приказ Забайкальской таможни от 02.04.2007 № 260 “О создании постоянной зоны таможенного контроля””, как противоречащих приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23.12.2003 № 1520 “Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля” и Таможенному кодексу Российской Федерации – отказать.

Признать пункты 1, 2 и 3 приказа Забайкальской таможни от 02.12.2008 № 1218 “О внесении изменений в приказ Забайкальской таможни от 02.04.2007 № 260 “О создании постоянной зоны таможенного контроля”” соответствующими приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23.12.2003 № 1520 “Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля” и Таможенному кодексу Российской Федерации.

В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000,00 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через Арбитражный суд Читинской области.

Председательствующий В.А. Сидоренко

Судьи Д.С. Горкин

М.И. Анисимов