АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
672000, г. Чита, ул. Выставочная 6
www.chita.arbitr.ru; E-mail: arbitr @ arbitr.chita.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-726/2006
С1-3/47
«07» июня 2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2007 года.
Арбитражный суд Читинской области в составе судьи Шеретеко Н.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буряковой О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
Заместителя прокурора Читинской области
к Муниципальному району «Карымский район», Комитету по финансам Читинской области, Открытому акционерному обществу «Завод горного оборудования»
о признании договора недействительным
при участии:
от истца – ФИО1, прокурор отдела (удостоверение №135305)
от ответчика1 - ФИО2, представитель по доверенности от 20.02.07г.
от ответчика2 – ФИО3, представитель по доверенности от 20.02.07г.
от ответчика3 – ФИО4, генеральный директор, ФИО5, представитель по доверенности от 23.11.06г.
Заместитель прокурора Читинской области на основании ст.52 Арбитражного процессуального кодекса РФ обратился с иском о признании недействительным договора о предоставлении муниципальной гарантии от 29.09.03г., заключенного между муниципальным образованием «Карымский район», Открытым акционерным обществом «Завод горного оборудования» и Комитетом по финансам Читинской области.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования, суду пояснив, что договор от 29.09.03г. о предоставлении муниципальной гарантии на сумму 5000000 руб., заключенный между муниципальным образованием «Карымский район», Открытым акционерным обществом «Завод горного оборудования» и Комитетом по финансам Читинской области противоречит требованиям ст.115,117 Бюджетного кодекса РФ, и является ничтожной сделкой в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ.
Представитель Муниципального района «Карымский район» исковые требования признал, суду пояснив, что в бюджете района на 2003-2005г. расходы на предоставление муниципальной гарантии по обязательствам ОАО «Завод горного оборудования» не предусмотрены. Решением о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным юридическим лицам гарантий на сумму, не превышающую 0,01% расходов местного бюджета, однако в решении Думы Карымского района о бюджете на 2003-2005г. перечень муниципальных гарантий отсутствует. Принятое на себя администрацией обязательство по договору о предоставлении гарантии от 29.09.03г. влечен несанкционированное расходование бюджетных средств, что противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ и интересам муниципального района «Карымский район».
Представитель Комитета по финансам Читинской области исковые требования не признала, суду пояснила, что заключенный договор муниципальной гарантии является гражданско– правовой сделкой и соответствует требованиям, предусмотренным гражданским и бюджетным законодательством. Муниципальные гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления, и предоставление муниципальной гарантии было согласовано с Карымской районной Думой 22.07.03г. в соответствии с п.2 ст.15 Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Карымского района». В соответствии с ч.3 ст.101 БК РФ управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. Решением Думы Карымского района от 09.04.04г. №202 утвержден отчет об исполнении бюджета муниципального района за 2003г., согласно которого в 2003г. привлечено муниципальных гарантий 5724,7 тыс. руб. (приложение №2). Выписка из долговой книги также свидетельствует о предоставлении в 2003г. муниципальной гарантии в сумме 5000 тыс. руб. Следовательно, предоставление муниципальной гарантии санкционировано районной Думой, и при заключении договора о предоставлении муниципальной гарантии соблюдены требования ст.115, 117 БК РФ.
Представители ОАО «Завод горного оборудования» исковые требования не признали, суду пояснили, что при заключении договора было получено гарантийное обязательство от 21.07.03г., подписанное районной Думой. Решениями районной Думы Карымского района были утверждены отчеты об исполнении бюджета района за 2003-2004г. по расходам, где предусмотрена муниципальная гарантия на сумму 5 млн. руб. Договор, заключенный между ОАО «Завод горного оборудования», Комитетом по финансам Читинской области и Муниципальным образованием Карымского района соответствует действующему бюджетному законодательству.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:
23 июля 2003 году между Комитетом по финансам Читинской области и ОАО «Завод горного оборудования» был заключен договор №275 с дополнительным соглашением от 18.09.06 г. о предоставлении бюджетного кредита в сумме 5 млн. руб. на срок до 22 января 2007 года.
В обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору между Комитетом по финансам Читинской области, Администрацией Карымского района и ОАО «Завод горного оборудования» был заключен договор муниципальной гарантии от 29 сентября 2003 года.
По условиям договора муниципальной гарантии администрация района (гарант) обязуется нести перед кредитором солидарную ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по договору №275 от 23 июля 2003 года. В случае неисполнения заемщиком обязательств в установленные сроки гарант обязуется возместить кредитору сумму основного долга 5 млн. руб., проценты за пользование средствами и санкции за просрочку возврата основного долга и процентов.
На момент совершения спорной сделки в 2003 году форма и порядок предоставления муниципальных гарантий были предусмотрены нормами Бюджетного кодекса РФ в редакции 2000 г.
Согласно ст. 115 Бюджетного кодекса РФ письменное обязательство муниципального образования отвечать полностью или частично перед третьими лицами за исполнение другим лицом гражданско-правового обязательства определено как муниципальная гарантия.
В силу ст.100 Бюджетного кодекса РФ муниципальная гарантия входит в муниципальный долг. Согласно п.1 ст.107 Бюджетного кодекса РФ верхний предел муниципального долга с указанием предельного объема обязательств по муниципальным гарантиям должен быть установлен правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.
Пунктом 4 ст.115 Бюджетного кодекса РФ было установлено, что муниципальные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
В соответствии со ст.117 Бюджетного кодекса РФ в редакции 2000 г. законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета. Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства.
Как видно из материалов дела, Решением Районной Думы Карымского района от 27 сентября 2002 года №126 «О бюджете района на 2003 год» с учетом изменений, внесенных решением Районной Думой 09.04.04 г. за №204, расходы бюджета Карымского района утверждены в сумме 282408 тыс. руб.
Следовательно, все муниципальные гарантии, превышающие 0,01 процента расход бюджета Карымского района, что составляет 28240,80 руб., должны быть указаны в решении о бюджете на 2003 год.
Сумма обязательств ОАО «Завод горного оборудования» перед областным бюджетом обеспеченных муниципальной гарантией, составляет 5 млн. руб., что существенно превышает 0,01 процента расходов бюджета района.
В решении об утверждении бюджета района на 2003 год указана общая сумму муниципальных гарантий 5710,1 тыс. руб. согласно приложения №5 к решению районной Думы от 09.04.04 г. №204. Однако перечень предоставляемых муниципальных гарантий с включением в него оспариваемой гарантии отсутствует.
Кроме того, в нарушение пункта 7 ст.117 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении муниципальной гарантии соответствующий финансовый орган не исполнил обязанности по проверке финансового состояния получателя этой гарантии.
В таком случае принятые администрацией обязательства по муниципальной гарантии влекут несанкционированное расходование бюджетных средств, что противоречит требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушает интересы муниципального образования.
Пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. №23 установлено, что сделка по предоставлению муниципальной гарантии на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета муниципального образования при отсутствии этой гарантии на момент ее совершения в перечне, установленном законом (решением) о бюджете на очередной год (пункт 2 ст.117 БК РФ), является ничтожной.
В данном случае перечень муниципальных гарантий на сумму 5710,1 тыс. руб., решением о бюджете района на 2003 год не утверждался.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна.
Согласно ст.167 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна с момента ее совершения и не влечет юридических последствий.
Поскольку договор предоставления муниципальной гарантии от 29.09.03 г. не соответствует требованиям норм бюджетного законодательства, действующим в 2003 году, данная сделка является недействительной в силу ст.168 Гражданского кодекса РФ.
Возражения Комитета по финансам Читинской области и ОАО «Завод горного оборудования» судом не принимаются по следующим основаниям.
Гарантийное обязательство от 21.07.2003 г., подписанное председателем Районной Думы, либо долговая книга, где отражены бюджетные обязательства муниципального образования, не являются доказательством предоставления муниципальной гарантии в установленном законом порядке путем утверждения решением о бюджете перечня предоставляемых муниципальных гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов бюджета
Сам факт утверждения решением Районной Думы Карымского района от 09.04.2004 г. №202 отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 2003 год, где в приложении №1 указано о муниципальных гарантиях в размере 5710,1 тыс. руб., не влечет оснований для признания такой сделки имеющей юридическую силу, так как в решение о бюджете изменения о включении соответствующих сведений о гарантии по обязательствам ОАО «Завод горного оборудования» на сумму 5 млн. руб. не вносились.
В отчете об исполнении бюджета района на 2004 год имеется перечень выданных гарантий, где сведения о спорной гарантии также отсутствуют.
Письмом от 16.05.07 г. Совет муниципального района «Карымский район» подтвердил, что в 2003 году районной Думой вопрос о предоставлении муниципальной гарантии ОАО «Завод горного оборудования» не рассматривался. Финансовый отдел администрации муниципального района «Карымский район» также указал, что при принятии решений об утверждении бюджета района на 2003, 2004 и 2005 годы ОАО «Завод горного оборудования» получателем муниципальной гарантии не является.
Требования по иску обоснованы материалами дела и подлежат удовлетворению на основании ст.168 ГК РФ.
Госпошлина по иску относятся на ответчика 1 и 2 в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ поравну. В данном случае спор с участием органов местного самоуправления и государственного учреждения касается гражданских правоотношений, поэтому оснований для применения подпункта 1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ не имеется.
Руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным договор о предоставлении муниципальной гарантии от 29 сентября 2003 года, заключенный между муниципальным образованием «Карымский район», ОАО «Завод горного оборудования» и Комитетом по финансам Читинской области.
Взыскать с Муниципального района «Карымский район» за счет казны в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб.
Взыскать с Комитета по финансам по Читинской области в доход федерального бюджета расходы по госпошлине 1000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Шеретеко Н.Ю.