АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78- 6 / 8
09 ноября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2018 года
Решение изготовлено в полном объёме ноября 2018 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Е.В. Гончарук
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания А.А. Шильниковой
рассмотрел в открытом судебном заседании
дело по иску Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>),
Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании ущерба в размере 218080,02 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца - ФИО1, представителя по доверенности от 21.06.2018;
от ответчика 1: ФИО2, представителя по доверенности от 21.12.2017;
от ответчика 2: ФИО2, представителя по доверенности от 25.10.2017;
от третьего лица: ФИО1, представителя по доверенности 18.07.2018, ФИО3, представителя по доверенности от 25.09.2018 (до перерыва).
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (далее истец) обратилось с уточненным требованием к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ответчик 1), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее ответчик 2) о взыскании за счет казны РФ имущественного ущерба в размере 218 080 руб. 02 коп.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 01.11.2018 для предоставления дополнительных документов, о чем размещена информация на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети Интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru.
Представитель истца требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске и дополнении к нему.
Представитель ответчика1 требования оспорил по мотивам отзыва и дополнении к нему.
Представитель ответчика 2 требования оспорил по доводам отзыва и дополнении к нему.
Представитель третье лица поддержал позицию истца по доводам письменных пояснении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав документы и оценив доказательства в совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, на основании заявления ФИО4 о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) от 09.06.2007, решением территориального органа пенсионного фонда назначена ЕДВ как ветерану боевых действии на основании удостоверения от 21.05.2007 РМ № 151880, выданное УВД Читинской области.
17.11.2016 территориального органа пенсионного фонда поступило уведомление Управления Министерства внутренних дел РФ по Забайкальскому краю № 4/5485, согласно которого удостоверение «Ветерана боевых действий» РМ 151880, выданное 21.05.2007 г. УВД Читинской области на имя ФИО4 признано неправомерно выданным и подлежит снятию с учета.
На основании уведомления решением территориального органа пенсионного фонда от 17.11.2016 прекращена ежемесячной денежной выплаты на имя ФИО4, по основанию утраты права на получение (л.д.51 т.1).
Выплата ЕДВ производилась в период с 09.06.2007 по 30.11.2016 и составила 218 080,02 руб.
Истец представил развернутый расчет с пояснениями о начислении выплаты, со ссылками на размер ЕДВ установленных Федеральными законами в период выплаты, сумм произведенной индексации в соответствии с Постановлениями Правительства РФ, с учетом сумм предусмотренных на социальные услуги и заявления об отказе от набора социальных услуг (л.д.84-87 т.1, вх. 47803 от 12.10.2018).
В обоснование требований истец представил в материалы дела документы, заявления, копию удостоверения от 21.05.2007 РМ № 151880, справки и информацию по выплатам, в том числе с указанием счета, на который были произведены выплаты, платежные поручения, документы в подтверждение произведенной выплаты, Решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 13.11.2017 по делу №2-1153/2017, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда по делу №33-485/2018 от 07.02.2018 и др.
Ответчики требования не признали, в возражениях ссылаются на недоказанность предъявленного размера ущерба, совпадение кредитора и должника в одном лице, и необоснованность предъявленных требовании к ответчикам.
В соответствии с п. п. 4 п. 1 и п. 6 ст. 23.1. Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ.
В соответствии с п. 3 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 г. N 294 (далее Порядок), действовавшим в период до принятия Приказа Минтруда России N 25н, Минздрава России N 22н от 23.01.2013, в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимается удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
В соответствии с пунктом 17 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой в качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 N 59-27.
Согласно пункту 8 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 N 294, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании заявления ФИО4 о выплате и доставке ежемесячной денежной выплаты от 09.06.2007 и выданного УВД Читинской области удостоверения от 21.05.2007 РМ № 151880, ФИО4 с 09.06.2007 была назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах".
На основании уведомления Управления Министерства внутренних дел РФ по Забайкальскому краю № 4/5485, решением территориального органа пенсионного фонда от 17.11.2016 прекращена ежемесячной денежной выплаты на имя ФИО4, по основанию утраты права на получение (л.д.51 т.1).
Решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 13.11.2017 по делу №2-1153/2017 оставленным в силе Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда по делу №33-485/2018 от 07.02.2018 (л.д.60-66 т.1) в удовлетворении требования территориального органа пенсионного фонда о взыскании неосновательного обогащения к ФИО4 отказано, вместе с тем установлены обстоятельства имеющие значение для рассмотрения настоящего дела. Решением суда от 13.11.2017 по делу №2-1153/2017 установлены обстоятельства выдачи и снятия с учета удостоверения от 21.05.2007 РМ № 151880, о произведенной выплате в период с 09.06.2007 по 30.11.2016 в размере 218 080 руб. 02 коп., об отсутствии признаков недобросовестности на стороне ФИО4 и отсутствии основании неосновательного обогащения.
В силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Ежемесячная денежная выплата с 09.06.2007 г. была назначена в размере 621,11 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 23.1. Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5 составляет 1 100 руб.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 № 419 "Об утверждении коэффициентов индексации (увеличения) с 1 августа 2005 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 августа 2005 г. размера страховой части трудовой пенсии" утвержден коэффициент индексации (увеличения) ЕДВ с 1 августа 2005 г. в размере 1,06. Сумма ЕДВ с 01.08.2005 составила 1100*1,06= 1 166 руб.
Согласно Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 165 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2006 г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2006 г. размера страховой части трудовой пенсии" коэффициент индексации (увеличения) ЕДВ с 1 апреля 2006 г. составил 1,085. Сумма ЕДВ с 01.04.2006 составила 1166*1,085 = 1265,11 руб.
Согласно Постановления Правительства РФ от 27.03.2007 N 181 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007 г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2007 г. размера страховой части трудовой пенсии" коэффициент индексации ЕДВ с 1 апреля 2007 г. - 1,075.
С 1 апреля 2007 размер ЕДВ 1359,99 руб. = 1265,11*1,075.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 -4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее — НСУ).
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Допускается отказ от получения НСУ путем обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, срок подачи заявления - до 1 октября текущего года.
09.06.2007 ФИО4 подано заявление на отказ от НСУ на 2008 г. (с 01.01.2008 года НСУ будет предоставляться в денежном эквиваленте).
Таким образом, сумма ЕДВ на 09.06.2007 составила: 1359,99 руб. (ЕДВ) - 513,00 руб. (НСУ)= 846,99 : 30 дней* 22 дня = 621,11 руб., далее ежемесячно с июля 2007 по декабрь 2007 в размере 846,99 руб.
С 01.01.2008 НСУ предоставляется в денежном эквиваленте, сумма к выплате 1359,99 руб. (846,99 ЕДВ + 513,00 НСУ). Период выплаты с января 2008 по март 2008 (включительно).
Статьей 3 Федерального закона от 01.03.2008 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" внесены изменения в пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" согласно которых, с 1 апреля 2008 года ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", устанавливается в размере - 1 476 рублей. Период выплаты ЕДВ в размере 1476 руб. с 01.04.2008 по июнь 2008 (включительно). (919,00 ЕДВ+557,00 НСУ).
Статьей 4 Федерального закона от 14.07.2008 N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных ьидов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" внесены изменения в пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" согласно которых, с 1 июля 2008 года ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", устанавливается в размере 1503,00 рубля.
Согласно выплатной информации сумма ЕДВ к выплате за июль 2008 г. указана 1476,00 руб., доплата в размере 27,0 руб. произведена в августе 2008 г. — 1530,00 руб. (1530,00 -27,0=1503,00 руб.).
В выплатной информации за август 2008 года указано «доплата за прошлое время».
Период выплаты ЕДВ в размере 1503,00 руб. - с 01.07.2008 по декабрь 2008 (включительно). С 01.01.2009 НСУ предоставляется в натуральном виде, т.к. ФИО4 с заявлением на отказ от НСУ на 2009 год не обращался (срок подачи заявления до 01.10.2008). Сумма к выплате 936,00 руб. (1503,00 ЕДВ-567,0 НСУ), период выплаты с января 2009 по март 2009 (включительно).
Федеральным законом от 22.12.2008 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан", Федеральный закон от 28.04.2009 N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" (статья 4 Закона) внесены изменения в пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" согласно которых,ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", с 01 апреля 2009 устанавливается в размере - 1 699 руб.
С апреля 2009 размер ЕДВ к выплате 1058,00 руб. (1 699 ЕДВ - 641 НСУ), Согласно выплатной информации сумма ЕДВ к выплате за апрель 2009 г. указана 1016,00 руб., доплата в размере 42,0 руб. произведена в мае 2009 г. - 1100,00 руб. (1100,00-42,0=1058,00,00 руб.).
В выплатной информации за май 2009 года указано «доплата за прошлое время».
Период выплаты ЕДВ в размере 1058,00 руб. - с 01.04.2009 по декабрь 2009 (включительно).
С 01.01.2010 НСУ предоставляется в денежном эквиваленте, т.к. 21.04.2009 ФИО4 обратился с заявлением на отказ от НСУ на 2010 год. Сумма к выплате 1699,00 руб. (1058,00 ЕДВ + 641,00 НСУ). Период выплаты с января 2010 по март 2010 (включительно).
Статьей 8 Федерального закона от 22.12.2008 № 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" изменен срок действия заявления гражданина об отказе от набора социальных услуг (услуги).
Согласно новой редакции ч. 4 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Кроме того, п. 2 ст. 10 Закона N 269-ФЗ установлено, что поданное на 2009 г. заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) действует в период с 1 января 2009 г. по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Это означает, что гражданам, подавшим заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) до 1 октября 2008 г., в 2009 г. с новым заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на 2010 г. в территориальные органы ПФР обращаться не следует.
Таким образом, поданное ФИО4 21.04.2009 заявление на отказ от НСУ, распространяет свое действие на все последующие года.
Согласно Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" размер индексации ЕДВ с апреля 2010 года составил 1,1.
Размер ЕДВ с 01.04.2010 составил 1868,90 руб. - 1699,0*1,1. Период выплаты с 01.04.2010 по март 2011 (включительно). (1163,80 ЕДВ+705,10 НСУ).
Согласно выплатной информации, сумма к выплате за январь, февраль, март 2011-1868,80 руб. Доплата по 0,10 руб. произведена в июле 2011.
В соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" размер индексации ЕДВ с 01 апреля 2011 составил 1,065.
Размер ЕДВ с 01.04.2011 составил 1990,38 руб. =1868,9*1,065. Период выплаты с 01.04.2011 по март 2012 (включительно). (1239,55 ЕДВ +750,83 НСУ).
Согласно выплатной информации за июль 2011 сумма к выплате — 1990,68 руб. Произведена доплата за январь, февраль, март 2011 в размере 0,30 руб. (0,10*3 месяца = 0,30 руб.).
Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" с 01.04.2012 установлен размер индексации ЕДВ - 1,06.
Размер ЕДВ с 01.04.2012 составил 2109,80 руб. =1990,38*1,06. Период выплаты с 01.04.2012 по март 2013 (включительно). (1313,92 ЕДВ+795,88 НСУ).
Согласно Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" установлен размер индексации ЕДВ с 01.04.2013 - 1,055.
Размер ЕДВ с 01.04.2013 составил 2225,84 руб. =2109,80*1,055. Период выплаты с 01.04.2013 по март 2014 (включительно). (1386,19 ЕДВ+839,65 НСУ).
Согласно Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" установлен размер индексации ЕДВ с 01.04.2014 - 1,05.
Размер ЕДВ с 01.04.2014 составил 2337,13 руб. = 2225,84*1,05. Период выплаты с 01.04.2014 по март 2015 (включительно). (1455,50 ЕДВ+881,63 НСУ).
Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" с 01.04.2015 установлен размер индексации 1,055.
Размер ЕДВ с 01.04.2015 составил 2465,67 руб. = 2337,13*1,055. Период выплаты с 01.04.2015 по январь 2016 (включительно). (1535,55 ЕДВ+930,12 НСУ).
Согласно Постановления Правительства РФ от 28.01.2016 N 42 "Об установлении с 1 февраля 2016 г. размера индексации выплат, пособий и компенсаций" с 1 февраля 2016 г. установлен размер индексации ЕДВ - 1,07.
С 1 февраля 2016 размер ЕДВ составил 2638,27 руб. = 2465,67*1,07. Период выплаты ЕДВ в размере 2638,27 руб. с 01.02.2016 по ноябрь 2016 (включительно). (1643,04 ЕДВ +995,23 НСУ).
Всего за период с 09.06.2007 пол 30.11.2016 произведена выплата в размере 218 080 руб. 02 коп.
По запросу суд, ПАО «Сбербанк» предоставлена информация по выписки по счету на имя ФИО4 (вх. 49114 от 11.10.2018) за период с 01.01.2013 по 04.10.2018 с учетом положении действующего законодательства.
В соответствии с предоставленной информацией и на основании документов о начислении ЕДВ, суд полагает доказанным факт выплаты ЕДВ в размере 218 080 руб. 02 коп.
Способы защиты гражданских прав определены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными специальными законами касательно каждых групп правоотношений, норм права.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку убытки являются мерой ответственности, по делам о взыскании убытков, возникших как в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств, так и в случае причинения вреда, истец должен доказать наличие состава правонарушения, включающего противоправность действий должностных лиц (судебного пристава-исполнителя) и его вину, размер ущерба и причинно-следственную связь между противоправными действиями и возникшим ущербом.
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Часть 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу приведенных выше норм права требование о возмещении убытков, причиненных действиями органов, осуществляющих публичные полномочия, подлежит удовлетворению в случае, когда доказаны одновременно факт причинения убытков, их размер, незаконность действий, повлекших убытки, а также причинная связь между такими действиями и возникшим вредом.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством (п. 11).
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное (п. 12).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе (п. 15).
В предмет доказывания по делу входит установление следующих обстоятельств: противоправность действия (бездействия) ответчика, факт и размер понесенного ущерба, причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками.
Учитывая, что истец произвел назначение и выплату ЕДВ гражданину, предоставившему документ установленной формы, который впоследствии был признан Управления Министерства внутренних дел РФ по Забайкальскому краю неправомерно выданным и снят с учета, вина причинителя вреда является доказанной, а также причинно-следственная связь между действиями (неправомерная выдача удостоверения) и последствиями в виде убытков в размере 218 080 руб. 02 коп.
Доводы ответчика о том, что фактически в данном случае имеет место совпадение кредитора и должника, поскольку выплаты произведены, за счет бюджета и истец просит возместить ущерб также за счет федерального бюджета, суд считает несостоятельными, основании применения положении ст. 413 ГК РФ не имеется.
В настоящем деле рассматриваются исковые требования о возмещении ущерба причиненного незаконными действиями государственных органов по выдачи удостоверения послужившего основанием произведенных выплат, а не требования возникшие из обязательственных правоотношении.
Пенсионного фонда Российской Федерации является юридическим лицом, который от имени государства производит выплаты, поэтому имеет право требовать их возврата как неосновательно произведенных любым способом, предусмотренным статьей 12 ГК РФ, для защиты нарушенных прав, в том числе посредством возмещения вреда от неправомерных действий государственного органа.
Выделенные денежные средства истцу из федерального бюджета для выполнения им своих функциональных обязанностей по выплате пособий, пенсий и т.д. носят целевой характер и не могут быть использованы по нецелевому назначению. Необоснованная выплата истцом бюджетных денежных средств, в рассматриваемом случае может быть расценена как нецелевое использование денежных средств и повлечь за собой наступление для неблагоприятных последствий. Бюджетное законодательство Российской Федерации не содержит ограничений для реализации истцом своих прав на судебную защиту по настоящей категории споров.
При рассмотрении дела суд руководствуется разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которым "на основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
Должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов".
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем средств федерального бюджета выступает орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к территориальным органам внутренних дел является Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета и в данном случае должно выступать представителем Российской Федерации по требованию о привлечении Российской Федерации к ответственности.
Возражения ответчиков судом отклоняются в связи с их необоснованностью и так как не имеют правового значения и не могут повлиять на результат рассмотрения дела.
При указанных обстоятельствах, исходя из системного толкования норм права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает требования о взыскании имущественного ущерба в сумме 218 080 руб. 02 коп. подлежат удовлетворению в полном объеме с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. В удовлетворении требовании к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет казны Российской федерации в пользу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) имущественный ущерб в размере 218 080 руб. 02 коп.
В удовлетворении требовании к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Е.В. Гончарук