ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-7370/16 от 04.10.2016 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                          Дело № А78-7370/2016

10 октября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2016 года

Решение изготовлено в полном объёме октября 2016 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Страмиловой Ю.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Читаоблгаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межмуниципальному отделу МВД РФ «Петровск-Забайкальский»,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления МВД России по Забайкальскому краю,

об отмене решения ОГИБДД России «Петровск-Забайкальский» от 30.05.2016 об отказе в допуске ТС марки ЗИЛ 431410, государственный регистрационный знак <***>, к перевозке опасных грузов, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель не явился (извещен);

от заинтересованного лица – ФИО1, представителя по доверенности от 22.09.2016;

от третьего лица – ФИО2, представителя по доверенности от 12.01.2016, ФИО3, представителя по доверенности от 20.07.2016;

установил:

Открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Читаоблгаз»  (далее –ОАО «Читаоблгаз», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене решения ОГИБДД России «Петровск-Забайкальский» от 30.05.2016 об отказе в допуске ТС марки ЗИЛ 431410, государственный регистрационный знак <***>, к перевозке опасных грузов, об обязании выдать свидетельство о допуске ТС марки ЗИЛ 431410, государственный регистрационный знак <***>, к перевозке опасных грузов, об обязании внести запись о соответствии ТС марки ЗИЛ 431410, государственный регистрационный знак <***>, требованиям ДОПОГ в полис ОСАГО.

В судебное заседание заявитель не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

            Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования не признал, в судебном заседании, а также в отзыве на заявление указал на законность и обоснованность оспариваемого решения и отсутствие основании для удовлетворения требований ОАО «Читаоблгаз».

            Представители третьего лица - Управления МВД России по Забайкальскому краю, поддержали позицию заинтересованного лица, представили пояснения.

Дело рассматривается в отсутствие заявителя.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 30.05.2016 ОАО «Читаоблгаз» обратилось в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения в г. Петровск-Забайкальский (далее ОГИБДД МО МВД России Петровск-Забайкальский) с заявлением о допуске транспортного средства марки ЗИЛ 431410, государственный регистрационный знак <***>, к перевозке опасных грузов - газ пропан класс, подкласс опасного вещества - 2,3.

ОГИБДД МО МВД России Петровск-Забайкальский в допуске ТС к перевозке опасных грузов было отказано, о чем сделана отметка в заявлении от 30.05.2015, при этом в графе отказано по причине указано - отсутствует тахограф (ФЗ 196 (ст.20), ПП РФ от 23 ноября 2012 г. №1213, Приказ Минтранс №36 от 13.07.2013 г., Приказ Минтранс № 470 от 17,12.13 г.). Отказ подписан начальником ОГИБДД МО МВД России Петровск-Забайкальский майором полиции ФИО1.   

ОАО «Читаоблгаз» полагая, что решение ОГИБДД МО МВД России Петровск-Забайкальский об отказе в допуске транспортного средства марки ЗИЛ 431410, государственный регистрационный знак <***>, к перевозке опасных грузов не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании его незаконными и об обязании выдать свидетельство о допуске указанного ТС марки к перевозке опасных грузов, а также об обязании внести запись о соответствии ТС марки ЗИЛ 431410, государственный регистрационный знак <***>, требованиям ДОПОГ в полис ОСАГО.

В силу положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания недействительным ненормативного акта и незаконным действия (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.

В соответствии со ст. ст. 64, 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

В силу положений пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Согласно пункту 2 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.07.2011 № 179 (далее - Порядок), данный Порядок устанавливает правила подачи, приема и рассмотрения заявления о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, а также оформления, выдачи и получения специального разрешения. Опасные грузы, на которые необходимо получение специального разрешения, приведены в подпункте 1.10.3.1 Приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В соответствии с терминологией, содержащейся пункте "b" статьи 1 ДОПОГ под опасными грузами понимаются вещества и предметы, которые не допускаются к международной дорожной перевозке согласно положениям приложений A и B или допускаются к ней с соблюдением определенных условий.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 76 Российская Федерация официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) с 28.04.1994, соответственно, правила, предусмотренные ДОПОГ, применяются на территории Российской Федерации.

В силу пунктов 8.1.2.2, 9.1.3 ДОПОГ на транспортной единице должно находиться свидетельство о допущении к перевозке в режиме ДОПОГ, выдаваемое компетентным органом страны регистрации.

Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается подразделениями ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства после технического осмотра транспортного средства (пункт 2.2.2 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 N 73).

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1094 № 372 и определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов.

Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011).

В соответствии с пунктом 1 раздела 1 данного регламента в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, он устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с пунктами 2.5.1 ТР ТС 018/2011 Конструкция транспортных средств для перевозки опасных грузов должна соответствовать Правилам ЕЭК ООН N 105-04.

В подтверждение требований к конструкции и оборудованию транспортного средства, предусмотренных Главой 9.3 - 9.8 Части 9 Приложения B к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), совершенному в Женеве 30 сентября 1957 г., проводятся испытания типового образца в аккредитованной испытательной лаборатории; изготовитель транспортного средства на основании вышеуказанных испытаний принимает декларацию о соответствии, удостоверяющую, что выпускаемые транспортные средства соответствуют испытанному образцу, и регистрирует ее в аккредитованном органе по сертификации (пункт 2.5.2 ТР ТС 018/2011).

В соответствии с разделом 9.1.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), на транспортные средства EX/II, ЕХ/Ш, FL, ОХ и AT и MEMU сотрудниками ГИБДД выдается свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза

Требования части 9 (в том числе раздела 9.1.3) ДОПОГ применяются к транспортным средствам категории N и О, и предназначены для перевозки опасных грузов.

Категория N - Транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе:

Категория N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.

Категория N2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

Категория N3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.

Категория О - Прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий L, М, N, в том числе: (замечание АСМАП).

Категория 01 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т.

Категория 02 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.

Категория О3 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.

Категория 04 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т.

Таким образом, для транспортных средств, за исключением транспортных средств EX/II, ЕХ/Ш, FL, ОХ и AT и MEMU, не требуется специальных свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

Согласно материалам дела, заявитель обратился в ОГИБДД МО МВД России Петровск-Забайкальский с заявлением о допуске транспортного средства марки ЗИЛ 431410, государственный регистрационный знак <***>, к перевозке опасных грузов - газ пропан класс, подкласс опасного вещества - 2,3.

Вместе с тем, доказательств отнесения данного транспорта к транспортным средствам, которым может быть выдано свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов, заявителем не представлено.

Доводы заявителя об отнесения транспортного средства марки ЗИЛ 431410, государственный регистрационный знак <***>, к транспортным средствам FL,  предназначенным для перевозки легковоспламеняющихся газов во встроенных цистернах или съёмных цистернах вместимостью более 1 куб.м. либо в контейнерах-цистернах или переносных цистернах или МЭГК (многоэлементный газовый контейнер) индивидуальной вместимостью более 3 куб.м., или транспортное средство-батарея общей вместительностью более 1 куб.м., или транспортное средство-батарею общей вместимостью 1 куб.м., предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов, суд находит необоснованными, поскольку допустимых и относимых доказательств не представлено, наличие специальной конструкции - клети для перевозки газовых баллонов, не опровергает указанное обстоятельство.

Согласно материалам дела, при рассмотрении вышеуказанного заявления от 30.05.2016 должностным лицом ОГИБДД МО МВД России Петровск-Забайкальский ФИО1, было установлено, что на ТС ЗИЛ 431410, государственный регистрационный знак <***> отсутствует тахограф, что нашло отражение в графе «служебные отметки об отказе в допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов».

Вместе с тем, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, указывающих об отсутствии необходимости получения ОАО «Читаоблгаз» свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов на транспортное средство марки ЗИЛ 431410, государственный регистрационный знак <***>, оспоренный отказ не влечет нарушения прав заявителя, а равно иных правовых последствий для заявителя препятствующих осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельностью.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя.

При этом судебная защита нарушенных прав направлена на их восстановление и избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.

Суд не вправе констатировать только факт недействительности принятых ненормативных актов или незаконности действий (бездействия) соответствующего органа или должностного лица, если при этом не преследуется цель восстановить нарушенное право заявителя или лиц, в защиту которых он обращается.

Если заявителем не доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В данном случае ОАО «Читаоблгаз» не представило доказательств фактического нарушения оспариваемым отказом, создания заявителю препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не указал, какое право подлежит восстановлению.

Заявитель не представил достаточные и неоспоримые доказательства, которые бы с достоверностью свидетельствовали о том, что оспариваемый акт нарушает права Общества.

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

 В отсутствие нарушения прав заявителя арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности совокупности двух условий, необходимых для удовлетворения требований Общества, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ, в связи с чем у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании арбитражный суд  не находит оснований, предусмотренных процессуальным законом для удовлетворения требований заявителя

В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Читаоблгаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межмуниципальному отделу МВД РФ «Петровск-Забайкальский» о признании незаконным и отмене решения от 30.05.2016 об отказе в допуске ТС марки ЗИЛ 431410, государственный регистрационный знак <***>, к перевозке опасных грузов, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Ю.Ю. Клишина