АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-7371/2010
21 декабря 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2010 года
Решение изготовлено в полном объёме 21 декабря 2010 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Стремецкой Т.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старицыной У.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании 8523 руб. 91 коп.
при участии
от истца – ФИО1 – представителя по доверенности от 01.10.2010 г.,
от ответчика – ФИО2 – представителя по доверенности от 02.08.2010 г.,
установил:
Согласно исковому заявлению, ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» заявило иск о взыскании с ОАО «Российские железные дороги» пени в размере 8523,91 руб. за просрочку исполнения обязательств по доставке грузов по транспортной железнодорожной накладной № ЭВ070891 (вагон № 64712375).
Как указал истец, срок доставки груза по транспортной железнодорожной накладной № ЭВ070891 истекает 21.10.2009 г., фактически вагон для выгрузки подан 25.10.2009 г., просрочка доставки 2 суток.
За просрочку доставки груза за 2 сутки истцом заявлена претензия об уплате пени в сумме 17045,82 руб., которая оплачена перевозчиком частично в сумме 8523,91 руб.
В предварительное заседание истец явку представителя не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, согласно которому указал, что на основании ст. 33 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральными органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральными органом исполнительной власти в области экономики.
В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов № 105300, выгоны поданы грузополучателю 24.10.2009 г., на сутки ране даты, поставленной в соответствующей графе «календарные штемпеля» транспортной железнодорожной накладной № ЭВ070891, так как в календарном штемпеле, проставляемом в перевозочных документах, дата указывается в соответствии с местным временем.
Согласно п.2.2.Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 27, скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной накладной грузоотправитель.
В Правилах заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 39 п. 21, указано - в графе «Скорость» указывается, какой категорией скорости должна осуществляться перевозка груза (грузовой или большой). В случае, если перевозка допускается только большой скоростью, грузоотправитель должен указать именно эту скорость.
В транспортной железнодорожной накладной в графе «Скорость» указана «Грузовая», которую выбрал Грузоотправитель, следовательно, срок доставки грузов рассчитывается в соответствии с п.2.1. Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно железнодорожной накладной № ЭВ070891 расстояние при перевозке составляет 6269 км, норма суточного пробега равна 400 км: 6269:400=15,672=16 суток.
Согласно п.5, 5. сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза.
Исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в Оригиналенакладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля». Оформление груза к перевозке осуществлялось 02 октября 2009 г., соответственно исчисление срока начинается с 03 октября 2009 г., следовательно, срок доставки истекает 21 октября 2009 г. как и указано в транспортной железнодорожной накладной.
В календарном штемпеле, проставляемом в перевозочных документах, дата указывается в соответствии с местным временем, в вагонных листах и других учетных формах начало и окончание грузовых операций указывается по московскому времени (Телеграмма ОАО «РЖД» № 000225 от 05.10.2007 г).
Согласно п. 13.6 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных МПО РФ 26.05.2000 г. № ЦРБ-756, движение поездов производится по московскому поясному времени в 24-часовом исчислении. Показание времени на часах должно быть одинаковым на всей сети железных дорог.
Расчетное время при исчислении сроков доставки грузов - московское (п.2 Правил), следовательно, груз прибыл позднее на двое суток 24.10.2009 г. в 22-45 мск.вр., иск о взыскании пени за несоблюдение срока доставки груза еще за одни сутки, заявлен необоснованно.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов № 105300, выгон № 64712375 подан грузополучателю 24.10.2009 г., данную ведомость подписал представитель грузополучателя (истца).
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, представив пояснения по иску.
Указав, что единственным надлежащим доказательством установления срока прибытия груза на станцию назначения является транспортная железнодорожная накладная, истец пояснил, что со станции Саратов-Порт Приволжской железной дороги 02 октября 2009 года в адрес ОАО «ППГХО» по транспортной железнодорожной накладной № ЭВ070891 (вагон № 64712375) был отправлен груз (сера), который прибыл на станцию Краснокаменск Забайкальской железной дороги 25 октября 2009 года, тогда как в транспортной железнодорожной накладной указана расчетная дата истечения срока доставки груза 21 октября 2009 года. Просрочка доставки груза составила 2 суток, сумма неустойки 17045,82 руб.
Претензия за просрочку доставки груза за 2 суток удовлетворена перевозчиком частично в сумме 8523,91 руб.
Ответчик исковые требования отклонил, представив дополнение к отзыву.
Согласно заявлению ответчика, при оформлении железнодорожной накладной № ЭВ070891 при выдаче груза ошибочно был проставлен штемпель с датой 25 октября 2009 года в графе дата прибытия груза на станцию назначения и в графе дата уведомления грузополучателя о прибытии груза, тогда как фактически груз прибыл на станцию назначения 24.10.2009 г. согласно ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика.
Заслушав представителей сторон и исследуя материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в адрес ОАО «ППГХО» на станцию Краснокаменск Забайкальской железной дороги по железнодорожной накладной № ЭВ070891 поступил вагон № 64712375 с грузом.
Согласно железнодорожной накладной № ЭВ070891 срок доставки груза истекает 21 октября 2009 .
Согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭВ070891 в пути следования груз был задержан на станции Анисовка Приволжской железной дороги для устранения технической неисправности и срок доставки увеличен на 2 суток согласно акту общей формы № 14/2/2161 от 03.10.2009 г.
На станцию назначения вагон прибыл 25.10.2009 г.
В связи с нарушением срока доставки груза грузополучателем предъявлена претензия к грузоперевозчику о взыскании пени на основании статьи 33 УЖТ РФ, которая удовлетворена частично в размере 8523,91 руб. за 1 сутки просрочки доставки груза, с указанием, что согласно ведомости подачи-уборки вагонов № 105300 вагон подан под выгрузку ОАО «ППГХО» 24.10.2009 г.
Согласно заявлению ответчика, при оформлении железнодорожной накладной № ЭВ070891 при выдаче груза ошибочно был проставлен штемпель с датой 25 октября 2009 года в графе дата прибытия груза на станцию назначения и в графе дата уведомления грузополучателя о прибытии груза, тогда как фактически груз прибыл на станцию назначения 24.10.2009 г. согласно ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика.
Истец, полностью опровергнув доводы ответчика, заявил, что ответчиком необоснованно отказано в удовлетворении претензии за просрочку доставки груза за одни сутки, поскольку согласно железнодорожной накладной № ЭВ070891 срок доставки истекает 23.10.2009 г., срок доставки увеличен на 2 суток согласно акту общей формы № 14/2/2161 от 03.10.2009 г., а фактически груз прибыл на станцию назначения и грузополучатель уведомлен о прибытии груза 25.10.2009 г.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
В соответствии с пунктом 11 Правил перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены названными Правилами, сроки доставки грузов.
В силу статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации Правила исчисления сроков доставки применяются лишь в том случае, если иные сроки доставки не установлены соглашением сторон.
Из материалов дела усматривается, что дата истечения сроков доставки грузов изначально была определена сторонами в железнодорожной накладной, которая в силу статьи 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и статьи 785 ГК РФ является основанием для признания договора перевозки заключенным.
На основании данных железнодорожной накладной перевозчиком заполняются все остальные документы, в состав которых в силу пункта 1.3 Правил заполнения перевозочных документов входит дорожная ведомость, а также другие перевозочные документы.
Таким образом, оригинал накладной по отношению к ведомости подачи и уборки вагонов является первичным документом и при определении условий перевозки груза надлежит руководствоваться данными именно этого документа.
В силу положений статей 33, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации надлежащим доказательством установления факта прибытия груза на станцию назначения является железнодорожная накладная.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приёме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Ответчик не представил суду доказательств надлежащего исполнения обязательств договора перевозки в соответствие с железнодорожной накладной № ЭВ 070891 в части срока доставки груза.
В силу статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава обстоятельств.
Исходя из представленных суду доказательств, исковые требования надлежит удовлетворить, взыскать с ответчика пени в размере 8523,91 руб.
Расходы по госпошлине в соответствие со ст.110 АПК РФ отнести на ответчика соразмерно суммы иска и взыскать в пользу истца в возмещение расходов по госпошлине 2000,00 руб.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-171, 176 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Открытого акционерного общества «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» пени в размере 8523 руб. 91 коп. и в возмещение расходов по госпошлине 2000,00 руб., всего 10523 руб. 91 коп.
Судья - Т.Ф.Стремецкая