АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-7372/2018
26 июля 2018 года
Резолютивная часть решения принята 03 июля 2018 года
Решение изготовлено в полном объёме 26 июля 2018 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи А.А. Артемьевой
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по иску
закрытого акционерного общества "Забайкальская транспортно экспедиционная компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 484 010 рублей 64 копеек
без вызова сторон.
Закрытое акционерное общество "Забайкальская транспортно экспедиционная компания" (далее - истец) обратилось с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ответчик) пени за несвоевременную доставку груза в размере 484 010 рублей 64 копеек.
Определением суда от 11.05.2018 рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Сторонам было предоставлено время для направления доказательств и отзыва на исковое заявление, в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
Исковое заявление и представленные в дело дополнительные документы размещены на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети интернет в режиме ограниченного доступа.
Определение направлено сторонам по юридическим адресам, указанным в выписках из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определение суда получено ответчиком, что подтверждается почтовым уведомлением.
От истца вернулся конверт с отметкой за истечением срока хранения.
29.05.2018 от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в соответствие с которым истец заявляет о снижении размера пени в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
21.06.2018 истец представил возражения на отзыв ответчика.
На основании части 5 статьи 228 АПК РФ в связи с истечением установленных судом сроков для представления доказательств и иных документов, настоящее дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон на основании представленных доказательств.
03.07.2018 арбитражным судом принята резолютивная часть решения в порядке упрощенного производства в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ с учетом части 4 статьи 3 АПК РФ.
Мотивированное решение изготовлено в связи с поступлением 23.07.2018 апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела и дополнительно представленные документы, суд установил следующее.
Предметом иска является взыскание суммы пени за просрочку доставки груза.
Фактическим основанием иска указано ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по перевозке груза.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются главой 40 ГК РФ и Федеральным законом от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав).
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в качестве перевозчика осуществляло доставку порожних вагонов истца (грузоотправителя) по следующим транспортным железнодорожным накладным: ЭЙ871679, ЭЛ659390, ЭЛ573288, ЭЛ240746, ЭЛ130981, ЭК997915, ЭК947031 со станции Черемхово Восточно-Сибирской железной дороги до станции Домна Забайкальской железной дороги.
Истец, полагая, что вагоны доставлены с просрочкой, рассчитал пени в соответствии со статьей 97 Устава и направил в адрес ответчика претензию по спорным отправкам с предложением о добровольной уплате пени в общей сумме 484 010 рублей 64 копеек.
Отсутствие оплаты послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд, рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
По смыслу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По настоящему делу между сторонами возникли правоотношения, вытекающие из договора перевозки, предусмотренного нормами главы 40 ГК РФ.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договоров перевозки подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В материалы дела представлены железнодорожные накладные, свидетельствующие о заключении между истцом и ответчиком договора перевозки железнодорожным транспортом.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно требованиям, предусмотренным статьей 33 Устава, перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные правилами перевозки сроки.
Исчисление таких сроков осуществляется в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2015 №245.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов, не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 этого Устава обстоятельств.
Расчет срока доставки груза по спорным железнодорожным накладным определяется исходя из норм суточного пробега на основании п.2.2 Правил №245.
Расчет истца проверен судом и является правильным.
№
№ накладной
Дата отправки
Провозная плата, руб.
Дата истечения срока
Дата прибытия (доставки) груза
Просрочка в календарных днях
Пени, руб.
1
ЭЙ871679
14.09.2017
132 930
20.09.2017
29.09.2017
30.09.2017
9 дней-4 вагона
10 дней-1 вагон
110 066,04
2
ЭЛ659390
22.10.2017
132 834
28.10.2017
31.10.2017
3 дня
35 865,18
3
ЭЛ573288
19.10.2017
132 930
25.10.2017
26.10.2017
1 день
11 963,70
4
ЭЛ240746
13.10.2017
134 376
19.10.2017
25.10.2017
6 дней
72 563,04
5
ЭЛ130981
10.10.2017
132 834
16.10.2017
25.10.2017
9 дней
107 595,54
6
ЭК997915
07.10.2017
132 930
13.10.2017
20.10.2017
18.10.2017
7 дней-3 вагона
5 дней-2 вагона
74 174,94
7
ЭК947031
06.10.2017
132 930
12.10.2017
18.10.2017
6 дней
71 782,20
Итого:484 010,64
Размер пени, заявленный истцом, ответчиком не оспорен.
Ответчик заявил ходатайство о снижении суммы пени в соответствии со статьей 333 ГК РФ.
Ответчик указывает, что размер пени несоразмерен последствиям нарушения обязательства в связи с кратковременностью периода просрочки, в связи с чрезмерно высоким процентом неустойки и в связи со значительным превышением размера пени над суммой возможных убытков.
В силу статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Аналогичное положение содержится в пункте 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее – Постановление Пленума №7).
В пункте 78 данного постановления разъясняется, что правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, в том числе положениями Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Рассмотрев ходатайство ответчика о снижении пени, суд приходит к следующим выводам.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, при этом, имея компенсационную и штрафную функцию, неустойка не является гарантированным доходом кредитора и по своей природе не может служить средством обогащения.
Суд исходит из того, что законный размер спорной неустойки предполагает его соразмерность.
Как указано в пункте 73 Постановления Пленума №7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Заявления ответчика о том, что по судебным делам, в которых ОАО «РЖД» выступает ответчиком, суд применяет статью 333 ГК РФ и снижает размер начисленного штрафа, подлежат отклонению, поскольку правовых оснований для применения аналогии к рассматриваемому спору судом не установлено.
Основания для уменьшения неустойки подлежат оценке судом в при рассмотрении каждого спора и не могут распространяться на все остальные дела с участием даже одних и тех же сторон, поскольку суд, применяя нормы статьи 333 ГК РФ, принимает во внимание конкретные обстоятельства соответствующего спора.
В настоящем дела никаких доказательств явной несоразмерности заявленной истцом неустойки ответчиком не представлено (в нарушение статьи 65 АПК РФ).
В данном случае судом не установлено оснований для применения статьи 333 ГК РФ, поскольку размер пени 9% соответствует нормам действующего законодательства, то есть при введении такой нормы законодатель исходил из ситуации, когда возможно взыскание пени в размере, не превышающем провозную плату.
Такой размер неустойки предусмотрен с целью надлежащего исполнения перевозчиком своих обязательств в части своевременной доставки грузов, что объясняется спецификой перевозочных отношений в Российской Федерации.
В силу абзаца 3 части 1 статьи 2 ГК РФ ответчик, как юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, такая деятельность сопровождается определенными рисками. Нарушая нормы действующего законодательства, ответчик не мог не предвидеть в момент предъявления вагонов к перевозке и определения срока для их доставки о тех отрицательных последствиях, которые могут произойти в случае нарушения указанных сроков.
Штрафной характер неустойки, установленный Уставом, направлен, в том числе на профилактику совершения перевозчиком нарушений, которые могут повлиять на своевременное исполнение обязательств перед иными лицами.
Кроме того, снижение неустойки в отсутствие доказательств, подтверждающих наличие оснований для этого, повлечет за собой для ОАО «РЖД» пользование чужими денежными средствами. Вместе с тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Заявленный истцом размер пени не является завышенным, рассчитан в соответствии со статьей 97 Устава и не превышает размер провозной платы.
На основании статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Факт нарушения ответчиком обязательств по доставке груза в установленный срок подтвержден материалами дела.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, отсутствие доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, исходя из соблюдения баланса имущественных интересов сторон, суд не находит оснований для применения статьи 333 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в размере 12 680 рублей по платежному поручению №85 от 27.04.2018.
Ответчик не относится к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, перечень которых установлен в статье 333.37 Налогового кодекса РФ.
По правилам статьи 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит возмещению истцу за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу закрытого акционерного общества "Забайкальская транспортно экспедиционная компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>) пени за несвоевременную доставку груза в размере 484 010 рублей 64 копеек, расходы на уплату государственной пошлины в размере 12 680 рублей, всего – 496 690 рублей 64 копейки.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья А.А. Артемьева