АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-743/2019
03 октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2022 года
Решение изготовлено в полном объёме 03 октября 2022 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Л.В. Бочкарниковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Белокрыловой
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Желдор-Сервис" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании в счет возмещения стоимости утерянного и утраченного имущества за период с 01.11.2017 по 10.12.2017 в размере 61662,62 руб.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН <***>, ИНН <***>).
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, представителя по доверенности от 19.11.2020;
от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 14.01.2022
от третьего лица: представитель не явился.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Желдор-Сервис" (далее – истец, ООО "Желдор-Сервис") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" (далее – ответчик, АО "Федеральная пассажирская компания", АО «ФПК») о взыскании в счет возмещения стоимости утерянного и утраченного имущества за период с 01.11.2017 по 10.12.2017 в размере 215029,51 руб.
Исковое заявление согласно реестру электронного распределения дел поступило на рассмотрение судье Бочкарниковой Л.В., и было принято судьей Дамбаровым С.Д. в порядке взаимозаменяемости судей на основании распоряжения от 11.01.2019 (часть 5 статьи 18 АПК РФ).
Определением от 31.01.2019 исковое заявление принято судом к производству, назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с частью 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Этим же определением суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Определением от 25.02.2019 суд перешел к рассмотрению по общим правилам искового производства. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН <***>, ИНН <***>).
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если лица участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
Учитывая отсутствие возражений со стороны истца, ответчика и третьего лица суд, признав дело подготовленным, протокольным определением от 18.04.2019 завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании по правилам статьи 137 АПК РФ и в соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству".
С учетом частичной оплатой долга, а также анализа документов истцом выявлены и удалены из расчета и исковых требований комиссионные акты и накладные ФИУ-20. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика в пользу истца стоимость утраченного и испорченного имущества за период с 01.11.2017 по 10.12.2017 в сумме 61662 руб. 20 коп. по комиссионным актам (спорным), указанным в расчете ООО "Желдор-Сервис" (л.д.13-35 т.17).
Протокольным определением от 15.01.2020 уточнение исковых требований суд принял к рассмотрению (л.д.28 т.16).
Определением суда от 15.09.2020 производство по делу №А78-743/2019 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А78-17846/2018.
Определением суда от 31.01.2022 производство по делу № А78-743/2019 возобновлено.
08.12.2021 истец представил пояснения с учетом заявления об уточнении исковых требований (без изменения суммы и периода взыскания) (л.д.114-121 т.16).
Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на иск и дополнении к нему (л.д.18-23 т.16, л.д. 38-38 т.17), представил контррасчет по спорным комиссионным актам (л.д.155-167 т.16).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующему.
Как следует из искового заявления, 13.05.2008 между ООО «Желдор-Сервис» (Исполнитель) и АО «Федеральная пассажирская компания» (Заказчик) заключен договор на оказание возмездных услуг № 330 (л.д.42-71 т.1).
Предметом данного договора является оказание услуг по обработке имущества Заказчика и услуг по укомплектованию имуществом Исполнителя пассажирских вагонов поездов дальнего следования, формирования Забайкальской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров - структурного подразделения ФПК.
30.03.2010 заключено дополнительное трехстороннее соглашение № ФПКОП-75/1015/-330 о замене стороны в договоре №330 от 13 мая 2008 года, в соответствии с которым все права и обязанности Заказчика в полном объеме перешли к АО ФПК (л.д.150-151 т.10).
15.05.2014 между сторонами заключено соглашение № ФПКОП-ЗЗО (13) к договору возмездного оказания возмездных услуг № 330 от 13 мая 2008 года (л.д.105 т.1).
30.12.2020 заключено дополнительное соглашение № ФПКОП-ЗЗО (ФПД) (18) к договору 330 от 13.08.2020 в котором согласовано, что пункты 1 и 2 настоящего соглашения применяются с 01.10.2020 по 31.12.2020, а условия п.3 и п. 8 соглашения применяются с 01.01.2021.
Кроме обязанностей сторон, регламентированных договором, стороны согласовали в форме Регламента взаимодействия сторон при выполнении работ по обеспечению пассажирских вагонов комплектами постельного белья и съемным мягким имуществом на участках экипировки в г. Чите, Благовещенске и Шимановске (далее – Регламент, л.д.80-115 т.1).
Согласно пункту 8.5. Регламента, представитель ответчика вносит сведения о количестве сдаваемого им имущества в накладную формы №ФИУ-20, по которой вагон снабжен был перед рейсом, и передает её представителю истца при сдаче использованного имущества из вагона.
Согласно пункту 8.6. Регламента, следует, что в случае отсутствия в вагоне числящегося по учету имущества или в случае обнаружения испорченного имущества, незамедлительно составляется комиссионный акт выявленной недостачи и порчи при приемке постельных принадлежностей (приложение №4), который подписывается представителем исполнителя (истца) и представителем Заказчика (ответчика).
Порядок выставления финансовых претензий, регламентируется главой 8 Регламента.
Согласно пункту 11.1. Регламента, следует, что возмещение стоимости утерянного, утраченного по вине заказчика (ответчика) имущества, осуществляется путем возмещения 100% стоимости такого имущества, согласно расценочной ведомости, ежеквартально представляемой исполнителем (истцом) заказчику (ответчику), с приложением подтверждающих расценки документов.
Из правового смысла пункта 11.2. Регламента следует, что в случае, если накладная формы ФИУ-20 не подписана представителем заказчика (ответчика) (проводником или др.) о приеме и сдаче постельного белья и СМИ, факт допущенной недостачи принимается структурным подразделением Заказчика безоговорочно.
Аналогичные обязанности несет заказчик в соответствии с пунктом 6.11. договора, согласно которому, именно заказчик несет ответственность перед исполнителем за повреждение, порчу, утрату или гибель переданного имущества.
Согласно условиям договора ООО «Желдор - Сервис» обязалось предоставить АО «ФПК» спектр комплексных услуг по обработке имущества, предусмотренных договором и приложениями к нему, на условиях самого договора, а АО «ФПК» обязалось оплатить указанные услуги.
Пунктами 3.1.1 - 3.1.5 договора стороны предусмотрели, что исполнитель обязуется обеспечить наличие имущества в составах поездов в количестве, определенном на основании заявок Заказчика. По окончании рейса и/или в иные сроки, установленные настоящим договором или определенные в соответствии с ним, осуществлять сбор имущества и его вывоз от вагонов поездов к месту обработки. Осуществлять обработку (стирку, химическую чистку, дезинфекцию, дезинсекцию) имущества в объемах, заявленных заказчиком, в соответствии с условиями настоящего договора. Своими силами и за свой счет доставлять обработанное имущество до экипируемых составов пассажирских поездов в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором или определенные в соответствии с ним.
Комплекты постельного белья, постельные принадлежности и мягкий инвентарь вагона являются собственностью ООО «Желдор-Сервис».
В свою очередь, обязанностью заказчика является: осуществлять контроль за бережной и надлежащей эксплуатацией имущества с момента его поступления в вагоны до момента его возврата исполнителю; обеспечить присутствие своего представителя в вагоне при доставке исполнителем чистого имущества до тамбура вагона и при вывозе исполнителем использованного имущества от вагона, представителя, уполномоченного подписывать акты об утере и порче, на участках сортировки (пунктах приема-сдачи имущества) для контроля за вскрытием запломбированных мешков и составления актов в случае выявления порчи (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски) или недостачи имущества в мешках.
В соответствии с пунктами 3.3.1 - 3.3.3 договора заказчик обязуется обеспечить наличие своего представителя в вагоне при доставке исполнителем чистого имущества до тамбура вагона и при вывозе исполнителем использованного имущества от вагона. По окончании рейса или в иной срок, установленный настоящим договором или определенный в соответствии с ним, осуществлять сортировку имущества в вагоне, требующего обработки по ассортименту, упаковку его в мешки в определенном для каждого вида количестве, с вложением листа-вкладыша и опломбированием мешка и передать его по накладной исполнителю. Обеспечить присутствие своего представителя, уполномоченного подписывать акты об утере и порче, на участках сортировки (пунктах приема-сдачи имущества) для контроля за вскрытием запломбированных мешков и составлением актов в случае выявления порчи (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски) или недостачи имущества в мешках.
Пунктом 3.3.12 договора установлена обязанность заказчика осуществлять контроль за бережной и надлежащей эксплуатацией имущества с момента его поступления в вагон и до момента его возврата исполнителю, что по смыслу предусматривает необходимость осуществления в максимальном объеме комплекса действий со стороны заказчика, направленных на сохранение переданного ему исполнителем имущества и соответственно, препятствующих утрате и порче такого имущества, а, следовательно, накладывает на заказчика обязанности по обеспечению сохранности полученного имущества с момента его поступления в вагон и до момента его возврата исполнителю.
Также в соответствии с пунктом 3.3.20 договора заказчик обязан выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим договором и/или вытекающие из него.
Таким образом, исходя из содержания пунктов 3.3.12, 3.3.20, предмета договора заказчик обязан обеспечить сохранность переданного ему исполнителем в рамках исполнения обязательств по договору имущества,
Пунктами 5.6, 5.9 договора и пунктом 6.8 Регламента взаимодействия установлено, что исполнитель осуществляет доставку обработанного имущества до соответствующего состава поезда и передает имущество уполномоченным представителям заказчика по накладным унифицированной формы (Приложение № 2 к Регламенту взаимодействия) и по мере доставки исполнителем имущества до вагона, заказчик осуществляет пересчет количества и осмотр имущества, в том числе пересчет и осмотр комплектов постельного белья на предмет соответствия его категории оснащенности без повреждения упаковки.
В случае обнаружения визуальных недостатков имущества, в том числе: несоответствия комплекта постельного белья категории оснащенности вагона или повреждения упаковки комплекта, стороны составляют акт о недостатках, а в накладной делается отметка о недостатках или запись об отказе в принятии имущества с недостатками.
Порядок снабжения пассажирских поездов чистыми комплектами постельного белья и предметами съемного мягкого имущества и порядок сбора использованного постельного белья и мягкого съемного имущества при возвращении состава из рейса детально описаны Регламентом взаимодействия.
Пунктами 6.2, 6.3, 6.9 Регламента взаимодействия установлено, что на основании полученной заявки представитель исполнителя формирует повагонные накладные формы № ФИУ-20 в трех экземплярах на каждый вагон. При этом два экземпляра накладной № ФИУ-20 остаются у представителя заказчика в вагоне и хранятся до окончания рейса и сдачи имущества, третий экземпляр передается представителю исполнителя. Представители исполнителя несут ответственность за имущество до момента передачи его в вагоне представителю заказчика и получению подписи представителя заказчика в накладной формы № ФИУ-20.
Таким образом, факт передачи исполнителем имущества заказчику подтверждается накладными формы № ФИУ-20 (копии за спорный период приобщены к материалам дела).
Пунктом 5.16-5.17 договора определено, что по окончании рейса или в иной срок, установленный настоящим договором или установленный в соответствии с ним, заказчик или его представитель передает исполнителю требующее плановой или внеплановой обработки имущество по накладной унифицированной формы. Имущество передается исполнителю в мешках, опломбированных заказчиком или его представителем, транспортируется силами и за счет исполнителя до пункта приема-сдачи имущества. Представитель заказчика вносит сведения о количестве сдаваемого им имущества в накладную формы № ФИУ-20, по которой вагон был снабжен перед рейсом, и предает ее представителю Исполнителя при сдаче использованного имущества из вагона (пункт 8.6 Регламента взаимодействия).
В пункте приема-сдачи имущества исполнитель, в присутствии уполномоченного представителя заказчика, производит вскрытие запломбированных мешков и проверку данных, указанных во вложенных листах-вкладышах. В случае отсутствия представителя заказчика в пункте приема-сдачи, исполнитель уведомляет заказчика об отсутствии представителя и необходимости явиться в пункт приема-сдачи посредством телефонной связи в порядке, изложенном в Регламенте взаимодействия. В случае неявки представителя заказчика в течение 1 часа с момента уведомления, исполнитель осуществляет вскрытие опломбированных мешков и проверку данных в одностороннем порядке. При этом выявленные при пересчете недостачи (утери, испорченное имущество) принимаются заказчиком в безоговорочном порядке.
В соответствии с требованиями пункта 8.20 Регламента взаимодействия данные о количестве постельного белья и другого имущества, принятого из каждого вагона, после пересчета заносятся представителем исполнителя в накладную формы № ФИУ-20, по которой вагон был экипирован перед рейсом.
В соответствии с пунктом 5.18 договора и пунктом 8.21 Регламента взаимодействия в случае несоответствия количества имущества в мешках сведениям о количестве согласно накладной и вложенным в мешки листам-вкладышам, равно как и при обнаружении испорченного имущества (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски), за исключением мешков с забракованным имуществом, стороны подписывают акт об утере и порче имущества (Приложение № 4 к Регламенту взаимодействия). Указанный акт (комиссионный акт) составляется уполномоченными работниками исполнителя и подписывается представителями сторон и является основанием для выставления исполнителем заказчику требования о возмещении стоимости утерянного/испорченного имущества.
В силу пункта 6.11. указанного договора Заказчик (АО «ФПК») несет ответственность перед исполнителем (ООО «Желдор-Сервис») за повреждение, порчу, утрату и/или гибель по вине заказчика имущества с момента принятия обработанного имущества надлежащего качества, комплектности и комплектации и до момента сдачи требующего обработки имущества исполнителю в соответствии с условиями настоящего Договора.
Повреждение, порча, утрата и/или гибель имущества ООО «Желдор-Сервис» явились следствием недолжного исполнения заказчиком своих обязанностей по обеспечению сохранности переданного ему исполнителем в решках исполнения обязательств по договору имущества, предусмотренных договором и вытекающих из него.
На основании подпункта 6.11.1 договора возмещение стоимости утерянного, утраченного по вине заказчика имущества осуществляется путем возмещения 100% стоимости такого имущества согласно расценочной ведомости, ежеквартально предоставляемой исполнителем заказчику, с приложением подтверждающих расценки документов.
Пунктом 6.11.2 договора определено, что возмещение стоимости испорченного и/или поврежденного (согласно п. 5.18 договора) имущества осуществляется путем возмещения стоимости такого имущества:
- 1-ой - 5-ой категории оснащенности фирменных и международных поездов (за исключением поездов, курсирующих в сообщении с государствами бывшими республиками СССР); вагонов повышенной комфортности и 6-ой категории оснащенности - 100% согласно расценочной ведомости;
- 1-ой, 3-ей, 4-ой, 5-ой категории оснащенности скорых, скоростных и пассажирских поездов - 50% стоимости такого имущества согласно расценочной ведомости.
Порядок выставления финансовых претензий определен сторонами в разделе 11 Регламента взаимодействия, положения которого являются обязательными для обеих сторон (п. 5.2. договора).
Так пунктом 11.1 Регламента взаимодействия установлено, что для возмещения затрат за утерянное и поврежденное заказчиком или по вине заказчика имущество исполнитель ежемесячно направляет заказчику претензию. К претензии прилагается реестр комиссионных актов выявленных недостач.
ООО «Желдор-Сервис» согласно условиям договора и Регламента взаимодействия (п. 11.1) за период с 11.11.2017 по 10.12.2017 направило в адрес Забайкальского филиала - вагонный участок г. Чита АО «ФПК» претензии для возмещения затрат за утерянное и поврежденное заказчиком или по вине заказчика имущество.
Претензии направлены в Забайкальский филиал - вагонный участок г. Чита АО «ФПК» нарочно, получены ответчиком, о чем имеется отметка входящих штампов АО «ФПК».
К данным претензиям приложены реестры актов недостач, комиссионные акты недостач, копии накладных формы № ФИУ-20.
Ответы от АО «ФПК» на вышеуказанные претензии не поступали, оплата заказчиком не произведена.
Согласно выставленным претензиям за ответчиком числилась задолженность в размере 215029,51 руб.
В связи с отсутствием оплаты оказанных услуг, истец обратился с уточненным иском к ответчику о взыскании задолженности в размере 61662,20 руб. по договору от 13.05.2008 № 330.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, при обращении с требованием о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг истец должен представить документы, подтверждающие фактическое оказание им услуг, их объем и стоимость, а также факт сдачи услуг ответчику.
Согласно статье 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о договоре подряда (статьи 702 - 729 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу названной нормы права лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда и размер понесенных убытков, виновность причинителя вреда, а также наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и незаконными действиями (бездействием) лица, по вине которого эти убытки возникли.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Правоотношения сторон вытекают из договора на оказание возмездных услуг N 330 от 13.05.2008 и регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Как указано выше, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По расчету истца размер убытков составляет 61662,20 руб. (стоимость утраченного белья, используемого при пассажирских перевозках железнодорожным транспортом).
В обоснование истцом в материалы дела представлены комиссионные акты и накладные (л.д. 1-35 т.17).
Перечень спорных комиссионных актов и накладных представлены ответчиком в материалы дела (л.д.155-167 т.16).
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что часть комиссионных актов подписана ответчиком не в день пересчета, приложения к актам (накладные ФИУ-20) содержат неоговоренные сторонами исправления (л.д.155-167 т.16).
Оценив доказательства в совокупности, суд соглашается с доводами истца по следующим основаниям.
Согласно пункту 5.16. договора, по окончании рейса, заказчик передает исполнителю требующее плановой или внеплановой обработки имущество по накладной унифицированной формы. Имущество передается исполнителю в мешках, опломбированных заказчиком, и транспортируется силами и за счет исполнителя до пункта приема-сдачи имущества.
Согласно пункту 5.17. договора, в пункте приема-сдачи имущества исполнитель в присутствии уполномоченного представителя заказчика производит вскрытие запломбированных мешков и проверку данных, изложенных в накладных унифицированной формы, в том числе данных, указанных во вложенных листах-вкладышах. В случае отсутствия заказчика в пункте приема-сдачи, исполнитель уведомляет заказчика об отсутствии представителя и необходимости явиться в пункт приема-сдачи посредствам телефонной связи в порядке, изложенном в Регламента взаимодействия.
Согласно пункту 5.18. договора, в случае несоответствия количества имущества в мешках сведениям о количестве согласно накладной и вложенным листам-вкладышам, стороны подписывают акт об утере и порче имущества. Указанный акт составляется уполномоченными работниками исполнителя и подписывается представителями сторон и является основанием для выставления исполнителем заказчику требованиям о возмещении стоимости утерянного/испорченного имущества.
Срок оказания услуг по обработке имущества по договору устанавливается в заявке заказчика, но не может превышать трех календарных дней с момента приема в обработку. При этом день доставки и день приема в обработку имущества считается как один день. В период повышенной загруженности производства допускается увеличение сроков обработки имущества по согласованию сторон (пункт 5.21 договора, л.д.113 т.1).
Согласно пунктам 6.1. и 6.2. Регламента взаимодействия, выдача комплектов постельного белья и предметов съемного мягкого имущества производится исполнителем согласно заявке представителей заказчика. На основании полученной заявки представитель исполнителя формирует повагонные накладные формы ФИУ-20.
Раздел 8 Регламента взаимодействия, устанавливает порядок сбора использованного постельного белья и мягкого съемного имущества при возвращении состава из рейса.
Согласно пункту 8.5. Регламента, представитель заказчика вносит сведения о количестве сдаваемого имущества в накладную ФИУ-20, по которой вагон был снабжен перед рейсом, и передает ее представителю исполнителя при сдаче использованного имущества.
Согласно пункту 8.6. Регламента, в случае отсутствия в вагоне числящегося по учету имущества или в случае обнаружения испорченного имущества незамедлительно составляется комиссионный акт выявленной недостачи и порчи при приемки постельных принадлежностей, который подписывается представителями исполнителя и заказчика. В акте обязательно указывается фамилия и табельный номер проводника или паспортные данные иного представителя заказчика, в вагоне которого находится это имущество.
В соответствии с пунктом 8.7 Регламента при необходимости остатки неиспользованных комплектов белья и СМИ могут быть сняты с вагонов представителями исполнителя в присутствии представителя заказчика с обязательным поштучным пересчётом и проверкой целостности упаковки комплектов. Данные о количестве снятого имущества заносятся в накладную формы № ФИУ-20, по которой вагон был экипирован перед рейсом.
Согласно пунктам 8.14. и 8.16. Регламента, после сбора всего использованного имущества представителя исполнителя доставляют его в пункт приема-сдачи. Передачи использованного постельного белья и мягкого съемного имущества от заказчика исполнителю производится на пункте приема-передачи.
В соответствии с пунктом 8.17. Регламента в пункте приема-сдачи имущества исполнитель в присутствии уполномоченного представителя заказчика производит вскрытие опломбированных мешков и проверку данных, изложенных в накладных унифицированной формы, в том числе данных, указанных во вложенных листах-вкладышах. В случае отсутствия представителя заказчика в пункте приема-сдачи исполнитель уведомляет заказчика посредством телефонной связи об отсутствии представителя и необходимости явиться в пункт приема-сдачи.
Уведомление должно осуществляться на номер телефонов, указанные заказчиком в информационной справке, с указанием ответственных лиц, за которыми номера телефонов закреплены, и предоставляться заказчику с начала проведения работ с последующей корректировкой по мере необходимости. Подтверждением надлежащего уведомления является запись в журнале учета с указанием должности и Ф.И.О. лица, принявшего звонок.
В случае неявки представителя заказчика в течение 1 часа с момента уведомления исполнитель осуществляет вскрытие запломбированных мешков и проверку данных в одностороннем порядке. При этом выявленные при пересчете недостачи (утери, испорченное имущество) принимаются заказчиком в безоговорочном порядке.
Договором определено, что по окончании рейса или в иной срок, установленный настоящим Договором или установленный в соответствии с ним, Заказчик или его представитель передает Исполнителю требующее плановой или внеплановой обработки Имущество по накладной унифицированной формы. Имущество передается Исполнителю в мешках, опломбированных Заказчиком или его представителем, транспортируется силами и за счет Исполнителя до пункта приема-сдачи Имущества.
В пункте приема-сдачи Имущества Исполнитель, в присутствии уполномоченного представителя Заказчика, производит вскрытие запломбированных мешков и проверку данных, указанных во вложенных листах-вкладышах. В случае отсутствия представителя Заказчика в пункте приема-сдачи, Исполнитель уведомляет Заказчика об отсутствии представителя и необходимости явиться в пункт приема-сдачи посредством телефонной связи в порядке, изложенном в Регламенте взаимодействия. В случае неявки представителя Заказчика в течение 1 часа с момента уведомления, Исполнитель осуществляет вскрытие опломбированных мешков и проверку данных в одностороннем порядке. При этом выявленные при пересчете недостачи (утери, испорченное имущество) принимаются Заказчиком в безоговорочном порядке.
Согласно пункту 8.19. Регламента, данные о количестве постельного белья и другого имущества, принятого из каждого вагона, после пересчета заносятся представителем исполнителя в накладную формы ФИУ-20, по которой вагон был экипирован перед рейсом.
В соответствии с пунктом 5.18 Договора и пунктом 8.20 Регламента взаимодействия в случае несоответствия количества Имущества в мешках сведениям о количестве согласно накладной и вложенным в мешки листам-вкладышам, равно как и при обнаружении испорченного Имущества (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски), за исключением мешков с забракованным имуществом, стороны подписывают акт об утере и порче имущества (Приложение № 4 к Регламенту взаимодействия).
Указанный акт (комиссионный акт) составляется уполномоченными работниками исполнителя и подписывается представителями сторон и является основанием для выставления исполнителем заказчику требования о возмещении стоимости утерянного/испорченного имущества.
На основании подпункта 6.11.1 договора возмещение стоимости утерянного, утраченного по вине заказчика имущества осуществляется путем возмещения 100% стоимости такого имущества согласно расценочной ведомости, ежеквартально предоставляемой исполнителем заказчику, с приложением подтверждающих расценки документов (в материалах дела имеются).
Истец не несет ответственности за ненадлежащее заполнение документов ответчиком.
Из материалов дела следует, что комиссионные акты подписаны представителем заказчика (АО «ФПК») без разногласий в отношении количества утрат и стоимости имущества, порядок определения которого предусмотрен пункт 6.11.1 договора.
Общая стоимость недостачи составила 61662,20 руб.
Таким образом, истцом представлены доказательства о наличии убытков в порядке статей 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые ответчиком не опровергнуты, иное ответчиком не доказано.
Доводы ответчика о составлении комиссионных актов не в дни приемки имущества свидетельствует о нарушении порядка составления актов, а не об отсутствии факта утраты.
Наличие исправлений в промежуточных документах также не исключает самого факта утраты.
По правилам статьи 402 ГК РФ действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Факт злоупотребления истца при составлении актов и пересчете имущества ответчиком не доказан.
Мотивированного отказа от подписания актов документы не содержат.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике при рассмотрении аналогичного спора за предшествующий период (дело №А78-17846/2018).
С учетом изложенного, исковые требования обоснованы, подтверждаются материалами дела и подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Возражения ответчика судом отклоняются по основаниям, изложенным в мотивировочной части решения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, в том числе и по госпошлине, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Излишне уплаченная госпошлина подлежит возвращению истцу из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Желдор-Сервис" (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность в сумме 61662,62 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2467 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Желдор-Сервис" (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2883,29 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Л.В. Бочкарникова