ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-7507/20 от 05.03.2021 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело № А78-7507/2020

09 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 09 марта 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Мацнева Алексея Юрьевича (ОГРН 317385000027226, ИНН 381110064819)

к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497)

о признании незаконными действия Читинской таможни по отказу в выпуске товара по декларации на товары № 10719120/220520/0007645,

при участии в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «Платинум» (ОГРН 1157746932353, ИНН 7731294398).

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Мелконян К.А. –представителя по доверенности от 01.06.2020 года, диплом ВСГ 5958935 (регистрационный номер 59351 от 28.06.2020);

от заинтересованного лица: Шульгиной Н.Б. – представителя по доверенности от 11.01.2021 года, диплом ДВС 1317814 (регистрационный номер 14298 от 20.07.2001), Корепанова Р.С. – представителя по доверенности от 11.01.2021 года;

от третьего лица представитель не явился.

Индивидуальный предприниматель Мацнев Алексей Юрьевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия Читинской таможни по отказу в выпуске товара по декларации на товары № 10719120/220520/0007645.

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержала, пояснив следующее.

В силу пп. 1 п. 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условий, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условий как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров.

Согласно пункту 3 статьи 101 Договора от 29 мая 2014 года "О Евразийском экономическом союзе" к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.

Решением Комиссии Таможенного союза от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение "О порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза" (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая:

а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования;

б) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке
(подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых
документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля
2011 г. N 620 "О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной
оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых
документов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010
года N 319" (далее - Единый перечень);

в) включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной
декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении)
соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Анализ Единого перечня продукции N 526 показывает, что к продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, относятся средства индивидуальной защиты.

С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N878 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (далее - Технический регламент. TP ТС 019/2011).

Средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, приведены в приложении N 1, а список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов Таможенного союза - в приложении N 5.

Согласно указанным приложениям к такой продукции относятся средства индивидуальной защиты органов дыхания изолирующие и средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие.

В соответствии с пунктом 2 TP ТС 019/2011 под средством индивидуальной защиты (СИЗ) понимается носимое на человеке средство индивидуального пользования для предотвращения или уменьшения воздействия на человека вредных и (или) опасных факторов, а также для защиты от загрязнения, а под средством индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) - носимое на человеке техническое устройство, обеспечивающее защиту организма от ингаляционного воздействия опасных и вредных факторов.

В развитие данных положений Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 79 утвержден Перечень продукции с указанием кодов ТН ВЭД ТС. в отношении которой подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (TP ТС 019/2011) (далее - Перечень продукции N 79).

Из данного перечня следует, что в отношении средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа, классифицируемых в товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 6307, подача таможенной декларации сопровождается предоставлением таможенному органу сертификата соответствия, только в отношении средств индивидуальной защиты органов дыхания (в том числе фильтрующие) от радиоактивных веществ и противоаэрозольных средств индивидуальной защиты органов дыхания с фильтрующей полумаской.

Ввезенный предпринимателем товар классифицирован в товарной подсубпозиции 6307909800 ТН ВЭД ЕАЭС, которой соответствует следующее описание: «гигиенические одноразовые маски с клапаном для дыхания в форме респиратора, с заушными петлями и носовым фиксатором, не являющиеся полумасками фильтрующими, модель KN95».

Т.к. ввезенный предпринимателем товар не является средством индивидуальной защиты органов дыхания (в том числе фильтрующие) от радиоактивных веществ и противоаэрозольным средством индивидуальной защиты органов дыхания с фильтрующей полумаской, на ввезенный товар не распространяется действие TP ТС 019/2011.

Кроме того, спорный товар отсутствует в перечне средств индивидуальной защиты, классифицируемых по коду 6307 90 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС и приведенных в приложении к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 79.

На требование таможенного органа №1 от 22.05.2020, выставленного в процессе таможенного оформления товаров, от органа сертификации было получено отрицательное решение №20/05/0034 от 22.05.2020 на заявку о проведении работ по сертификации, в связи с тем, что продукция отсутствует в перечне, на которую распространяется данный Технический регламент.

Соответственно вывод таможенного органа о непредставлении при таможенном оформлении спорного товара документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством таможенного союза, и. как следствие отказ в выпуске ДТ№ 10719120/220520/0007645, незаконен.

Представители таможенного органа требования не признали, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным.

Третье лицо в направленном отзыве указало, что спорный товар отсутствует в перечне, на которую распространяется технический регламент 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», в связи с чем, в оформлении сертификата было отказано.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

16 апреля 2020 года между ИП Мацневым Алексеем Юрьевичем (далее Заявитель) и MANZHOULI GOLDEN MERCURY TRADINGCJ.XTD был заключен внешнеторговый контракт купли-продажи № 2.

Согласно п.1.1 контрактапредметом настоящего контракта являются: многократные поставки товаров, производства КНР продавцом, в ассортименте, наименовании, количестве и цен согласно спецификации, прилагаемой к отправке каждой партии, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.

В рамках исполнения данного контракта ИП Мацневым А.Ю. был задекларирован товар по ДТ № 10719120/220520/0007645 товар № 1 - гигиенические одноразовые маски с клапаном для дыхания, модель KN95 по 10 шт. в упаковке, всего 192000 штук, упакованы в картонные коробки.

22 мая 2020 г. таможенным органом было направлено Требование № 1, согласно которого, для соблюдения условий выпуска товара в соответствии со статьей 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) необходимо предоставить документы, подтверждающие запреты и ограничения.

На требование таможенного органа №1 от 22.05.2020, выставленного в процессе таможенного оформления товаров, от органа сертификации было получено отрицательное решение №20/05/0034 от 22.05.2020 на заявку о проведении работ по сертификации.

В ответ на запрос таможни предприниматель не представил документы, в связи с чем, таможня приняла решение от 23.05.2020 об отказе в выпуске товара № 1, оформленной по спорной ДТ, на основании пп.7 п.1 ст.125 ТК ЕАЭС в связи с несоблюдением предпринимателем установленных запретов и ограничений в части мер технического регулирования - непредставлением сертификата соответствия на ввозимые товары.

Не согласившись с решением таможенного органа об отказе в выпуске товара, заявитель обратился в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование заявителя может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения Читинской таможни закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества таким решением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.

Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенную процедуру с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно пункту 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а методыэкспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, - а случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств­ членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Статьей 104 ТК ЕАЭС предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем в электронной форме или в письменной форме в случаях предусмотренных ТК ЕАЭС, с использованием таможенной декларации.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган в случаях, предусмотренных, предусмотренных настоящим кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (статья 84 ТК ЕАЭС).

Согласно статье 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о соблюдении запретов и ограничений (подпункт 7 пункта 1); сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС (подпункт 9 пункта 1).

Согласно пункту 10 статьи 2 ТК ЕАЭС под запретами и ограничениями понимаются меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором и Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии со ст. 135 ТК ЕАЭС соблюдение запретов и ограничений является одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». В свою очередь соблюдение условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру является условием выпуска товаров в соответствии с п.1 с. 118 ТК ЕАЭС

Подпунктом «в» пункта 2 Порядка ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза», утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее - Решение от 25.12.2012 № 294) определено, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Пунктом 4 Решения от 25.12.2012 № 294, установлено, что документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещениипродукции (товаров) под таможенные процедуры, в том числе выпуска для внутреннего потребления.

К документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся:

а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза;

б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень;

в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры;

г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 № 79 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (сведений о документе об оценке соответствия) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее - Перечень).

В Перечень включены средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа, к которым отнесены товары «Противоаэрозольные средства индивидуальной защиты органов дыхания с фильтрующей полумаской» из классификационных кодов ТН ВЭД ЕАЭС товарной позиции 6307 ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с Перечнем указанные средства индивидуальной защиты подлежат подтверждению соответствия требованиям технического регламента в форме сертификации и при их декларировании требуется сертификат соответствия.

В графе 44 ДТ сведения о документе, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Союза, решениями Комиссии Таможенного союза, Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами государств - членов Союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Союза, как это предусмотрено Порядком, указаны не были.

В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Для подтверждения заявленных сведений о товаре декларантом представлено
техническое описание товара завода-изготовителя с изображением продукции,
следующего содержания.

«Гигиеническая одноразовая маска с клапаном для дыхания, на заушные петлях, с носовым фиксатором. Имеет форму респиратора, предназначена для защиты органов дыхания от опасных частиц, таких как различные аэрозоли, бактерии, микробы, вирусы и споры, состоит из 5 слоев и способна задерживать 95%, загрязняющих веществ, пыли, вредных летучих соединений и отлично нейтрализует запахи. Маска абсолютно гипоаллергенная. Маска предусматривает наличие бокового клапана, который обеспечивает беспрепятственное дыхание. Использование «маски» должно быть строго индивидуальным.»

Таким образом, производитель заявляет сведения о том, что продукция используется в качестве средств индивидуальной защиты, в том числе от аэрозолей.

Согласно описанию товара и его изображений, он закрывает рот, нос и подбородок, имеет «боковые лямки» и «клапан».

Как пояснила представитель таможенного органа, такой товар подпадает под описание продукции, приведенной в п.4. «Описание» ГОСТ 12.4.294-2015 «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей. Общие технические условия», а именно: полумаска для защиты от аэрозолей закрывает нос, рот и подбородок и может иметь клапан (клапаны) вдоха и/или выдоха. Полумаска состоит целиком или частично из фильтрующего материала, формирующего лицевую часть, основная фильтрующая составляющая которой является неотъемлемой частью СИЗОД (средства индивидуальной защиты органов дыхания).

В соответствии с терминами, приведенными в ГОСТ 12.4.293-2015 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания маски общие технические условия», маска - лицевая часть, обеспечивающая подачу очищенного воздуха или дыхательной смеси в органы дыхания и закрывающая лицо.

Согласно ГОСТ 12.4.293-2015, товар, сведения о котором заявлены в ДТ № 10719120/220520/0007645, не является маской, так как не закрывает лицо, а закрывает только нос, рот и подбородок, следовательно, является полумаской.

В графе 31 ДТ № 10719120/220520/0007645 сведения о товаре были заявлены как «предназначенного для защиты органов дыхания от опасных частиц, таких как различные аэрозоли, бактерии, микробы, вирусы и споры».

Исходя из сведений, заявленных в графе 31 ДТ, и содержащихся в представленных документах, установлено, что фактически товар является «противоаэрозольным средством индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) с фильтрующей полумаской». В связи с чем на товар распространяются требования технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты "TP ТС (019/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты ".

Противоаэрозольные средства индивидуальной защиты органов дыхания с фильтрующей полумаской, также включены в приложение № 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011) «Типы средств индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза» как относящиеся к средствам индивидуальной защиты от химических факторов».

Согласно информации Росстандарта РФ (Требования к лицевым маскам: обзор стандартов) от 09.04.2020, разъясняется, что лицевые маски можно отнести к трем основным группам: медицинские изделия; средства индивидуальной защиты; прочие лицевые маски.

В информационном письме Росстандарт РФ разъясняет, что помимо медицинских масок, существуют средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа, которые являются объектом технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной зашиты".

Требования к подобным средствам установлены в ГОСТах к перечням к техрегламенту: ГОСТ 12.4.293-2015 (EN 136: 1998) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Маски. Общие технические условия" и ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149;2001+А1:2009) "Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей».

Прочие лицевые маски относятся к санитарно-гигиеническим изделиям, единых требований к которым не установлено. Предприятие-изготовитель может разработать и утвердить собственные технические условия (ТУ) или обратиться к изготовителям из реестра ТУ для получения уже утвержденных требований. Формирование реестра ТУ обеспечивает подведомственный Росстандарту СТАНДАРТИНФОРМ на основе информации, предоставленной предприятиями-изготовителями.

По поручению Минпромторга России и Росстандарта АО "ИНПЦ ТЛП" разработаны и зарегистрированы в реестре технических условий ТУ 13.92.29-005-00302178-2020 "Маска лицевая гигиеническая". Данные технические условия для маски лицевой гигиенической зарегистрированы 13 апреля 2020 года и могут применяться для производства масок всеми желающими изготовителями.

Согласно Информации Росстандарта (Разъяснения о порядке оценки соответствия лицевых масок по ТУ) от 17.04.2020 только лицевые гигиенические маски, произведенные по ТУ 13.92.29-005-00302178-2020 и не заявленные производителем в качестве средства индивидуальной защиты либо элемента одежды, применяются в качестве барьерного средства в целях фильтрации воздуха, поступающего в дыхательные пути пользователя, в обычных условияхне подпадает под действие технических регламентов Таможенного Союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (TP ТС 017/2011) и "О безопасности средств индивидуальной защиты" (TP ТС 019/2011)" и обязательному подтверждению соответствия (декларированию либо получению сертификата соответствия) не подлежит.

Т.е. основным критерием для отнесения товаров к объектам технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной зашиты" является его отнесение производителем к средствам индивидуальной защиты.

Спорный товар отнесен производителем как предназначенный для защиты органов дыхания от опасных частиц, таких как различные аэрозоли, бактерии, микробы, вирусы и споры, использование которого должно быть строго «индивидуальным», а не в качестве барьерного средства в целях фильтрации воздуха, поступающего в дыхательные пути пользователя.

С учетом положений п.п. 1 пункта 1.6. технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной зашиты", в соответствии с которым идентификация средств индивидуальной защиты производится заявителем, лицом, исполняющим функции иностранного производителя, органами государственного надзора (контроля), органами, осуществляющими таможенный контроль, органами по сертификации средств индивидуальной защиты, должностным лицом Читинского таможенного поста товар отнесен к объекту вышеуказанного Регламента, так как декларант при заявлении сведений в графе 31 ДТ, производитель при указании информации о товаре относит его к средствам индивидуальной защиты от аэрозолей. Изображение товара и его описание соответствует термину «полумаска».

Довод ИП Мацнева А.Ю. о том, что на требование таможенного органа № 1 от 22.05.2020, выставленного в ходе таможенного декларирования товаров, уже после отказа в выпуске товаров было получено «отрицательное» решение № 20/05/0034 от 22.05.2020 на заявку по проведении работ по сертификации является не состоятельным по следующим причинам.

В требовании таможенного органа был установлен срок предоставления документов «до 23.05.2020 до 21.00».

В указанный срок «отрицательное решение» от 22.05.2020, на которое ссылается заявитель, на Читинский таможенный пост не поступило.

Указанное «отрицательное решение» было представлено при декларировании товара, заявленного в ДТ № 10719120/270520/0007947 как «Гигиенические одноразовые маски с клапаном для дыхания в форме респиратора, с заушными петлями и носовым фиксатором, не являющиеся полумасками фильтрующими».

В решении по заявке от 22.05.2020 № 20/05/0034 приведено следующее описание продукции «гигиенические одноразовые маски с клапаном для дыхания в форме респиратора, с заушными петлями и носовым фиксатором, не являющиеся полумасками фильтрующими, модель KN95».

В соответствии с терминами, приведенными в ГОСТ 12.4.293-2015 «Система
стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания
маски общие технические условия», - «маска» - лицевая часть, обеспечивающая
подачу очищенного воздуха или дыхательной смеси в органы дыхания и
закрывающая лицо, Товар, сведения о котором были заявлены в ДТ № 10719120/220520/0007645 не является «маской», так как не закрывает лицо, а закрывает только нос, рот и подбородок, т.е является «полумаской».

Кроме этого, в графе 31 ДТ № 10719120/220520/0007645 сведения о товаре были заявлены как «предназначенного для защиты органов дыхания от опасных частиц, таких как различные аэрозоли, бактерии, микробы, вирусы и споры».

В решении от 22.05.2020 № 20/05/0034 такие сведения не отражены.

Соответственно решение от 22.05.2020 № 20/05/0034 об отказе в проведении сертификации такой продукции как «... маски..., не являющиеся полумасками» не относится к товару, сведения о котором были заявлены в ДТ № 10719120/220520/0007645.

В ответ на обоснованное требование таможенного поста от 22.05.2020 представлении документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений в виде мер технического регулирования (сертификата соответствия, подтверждающего соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878), документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений, по запросу таможенного поста декларантом не представлен.

Основания для отказа в выпуске товаров и порядок совершения таможенных операций, связанных с отказом в выпуске товаров, регламентированы статьей 125 ТК ЕАЭС. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС, таможенный орган отказывает в выпуске товаров в случае невыполнения условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, в том числе условий, предусмотренных статьями 120 - 123 ТК ЕАЭС, а также в отношении товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки и припасов.

Согласно пункту 4 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенные операции, связанные с отказом в выпуске товаров, совершаются таможенным органом до истечения срока выпуска товаров, в порядке, определяемом Комиссией, а в части, не урегулированной Комиссией, - в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Анализируя вышеприведенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

При обращении в суд заявителем была уплачена госпошлина в размере 3000 руб., однако, в соответствии с нормами ст.333.21 Налогового кодекса РФ подлежало уплате 300 руб. Излишне уплаченная госпошлина в размере 2700 руб. подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В заявленном индивидуальным предпринимателем Мацневым Алексеем Юрьевичем требовании о признании незаконными действия Читинской таможни по отказу в выпуске товара по декларации на товары № 10719120/220520/0007645, как несоответствующего Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Мацневу Алексею Юрьевичу (ОГРН 317385000027226) государственную пошлину в размере 2 700 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.

Судья Д.С. Горкин