ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-7549/2011 от 16.02.2012 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-7549/2011

21 февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2012 года

Решение изготовлено в полном объёме 21 февраля 2012 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе:

судьи Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фуртовой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное)

к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю,

третьи лица:

1. Комитет образования муниципального района «Читинский район»

2. Управление социального обеспечения муниципального района «Читинский район» Читинской области,

3.Муниципальное общеобразовательное учреждение начальную общеобразовательную школу с. Авдей,

4. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа муниципального района «Читинский район»,

5. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» с. Верх-Нарым»,

6. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» с. Засопка,

7. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ивушка» с. Елизаветино,

8. Муниципальное общеобразовательное учреждение начальную общеобразовательную школу с. Домна – Ключи,

9. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» с. Верх-Чита,

10. Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу п.ст. Гонгота,

11. Муниципальное общеобразовательное учреждение Начальную общеобразовательную школу с. Ерёмино,

12. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 с. Домна,

13. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 с. Сохондо,

14. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Тополек» п. Лесной городок,

об оспаривании действий по возврату выданных Арбитражным судом Забайкальского края исполнительных листов,

при участии:

от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 01.02.2012 г.;

от заинтересованного лица: ФИО2 - представителя по доверенности от 10.01.2012 г.;

от третьих лиц - не явились (извещены),

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее – пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее – казначейство) о признании незаконными действий по возврату исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Забайкальского края:

- исполнительный лист АС № 4309786 от 21.07.2011 г. по делу А78-4154/2011,

- исполнительный лист АС № 004310124 от 25.07.2011 г. по делу А78-3802/2011,

- исполнительный лист АС № 004310284 от 28.06.2011 г. по делу А78-4274/2011,

- исполнительный лист АС № 004309608 от 15.07.2011 г. по делу А78- 4000/2011,

- исполнительный лист АС № 004309610 от 15.07.2011 г. по делу А78-3999/2011,

- исполнительный лист АС № 004309612 от 15.07.2011 г. по делу А78-3985/2011,

- исполнительный лист АС № 004309846 от 19.07.2011 г. по делу А78-3987/2011,

- исполнительный лист АС № 004309604 от 15.07.2011 г. по делу А78-3981/2011,

- исполнительный лист АС № 004309819 от 19.07.2011 г. по делу А78-3898/2011,

- исполнительный лист АС № 004309563 от 11.07.2011 г. по делу А78-3803/2011,

- исполнительный лист АС № 004309908 от 19.07.2011 г. по делу А78-3901/2011,

- исполнительный лист АС № 004309534 от 12.07.2011 г. по делу А78-3798/2011,

- исполнительный лист АС № 004309541 от 12.07.2011 г. по делу А78-3796/2011,

- исполнительный лист АС №004309998 от 18.07.2011г. по делу А78-3890/2011,

- исполнительный лист АС № 004310000 от 18.07.2011 г. по делу А78-3888/2011,

и обязании Отделение по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю устранить допущенные нарушения путем принятия к исполнению указанных исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Забайкальского края.

Определением суда от 10.11.2011 г. производство по делу приостановлено.

Определением суда от 26.12.2011 г. производство по делу возобновлено.

Определением суда от 21.02.2012 г. на основании статьи 48 АПК РФ произведена замена заинтересованного лица - Отделение по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на правопреемника – Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее – казначейство).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель казначейства в судебном заседании в удовлетворении требований пенсионного фонда просила отказать.

В отзыве на заявленные требования казначейство ссылается на то, что должники – муниципальные учреждения не являются получателем средств федерального бюджета, следовательно, лицевые счета должников в Отделении не открывались и не ведутся.

Представители третьих лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства третьи лица уведомлены надлежащим образом.

Дело рассматривается по правилам части 2 статьи 200 АПК РФ.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, на основании решений Арбитражного суда Забайкальского края по заявлениям Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о взыскании с муниципальных учреждений недоимки и пени по страховым взносам были выданы исполнительные листы, а именно:

- исполнительный лист АС № 4309786 от 21.07.2011 г. по делу А78-4154/2011,

- исполнительный лист АС № 004310124 от 25.07.2011 г. по делу А78-3802/2011,

- исполнительный лист АС № 004310284 от 28.06.2011 г. по делу А78-4274/2011,

- исполнительный лист АС № 004309608 от 15.07.2011 г. по делу А78- 4000/2011,

- исполнительный лист АС № 004309610 от 15.07.2011 г. по делу А78-3999/2011,

- исполнительный лист АС № 004309612 от 15.07.2011 г. по делу А78-3985/2011,

- исполнительный лист АС № 004309846 от 19.07.2011 г. по делу А78-3987/2011,

- исполнительный лист АС № 004309604 от 15.07.2011 г. по делу А78-3981/2011,

- исполнительный лист АС № 004309819 от 19.07.2011 г. по делу А78-3898/2011,

- исполнительный лист АС № 004309563 от 11.07.2011 г. по делу А78-3803/2011,

- исполнительный лист АС № 004309908 от 19.07.2011 г. по делу А78-3901/2011,

- исполнительный лист АС № 004309534 от 12.07.2011 г. по делу А78-3798/2011,

- исполнительный лист АС № 004309541 от 12.07.2011 г. по делу А78-3796/2011,

- исполнительный лист АС №004309998 от 18.07.2011г. по делу А78-3890/2011,

- исполнительный лист АС № 004310000 от 18.07.2011 г. по делу А78-3888/2011.

Данные исполнительные листы были предъявлены к исполнению в Отделение по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю.

Письмом от 22.08.2011 г. № 02-34/2327 казначейство возвратило указанные исполнительные листы пенсионному фонду без исполнения, ссылаясь на то, что оно не является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета муниципальных учреждений. У должников по указанным исполнительным листам лицевой счет получателя бюджетных средств в органе казначейства отсутствует.

Считая данные действия казначейства незаконными, пенсионный фонда обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В силу статей 16, 318 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.

В соответствии с положениями статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В пункте 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.

Такое основание возврата исполнительного листа взыскателю как отсутствие открытого в конкретном отделении казначейства лицевого счета должника в статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ отсутствует.

Таким образом, исполнительный документ о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.

Статьей 166.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Согласно статье 168 Бюджетного кодекса РФ высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных образований вправе осуществлять исполнение соответствующих бюджетов через органы Федерального казначейства на основании соглашений.

При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, в том числе финансируемых из бюджетов различного уровня, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.

Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.

Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.

Следовательно, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.

При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих бюджетных средств.

Данная правовая позиция неоднократно подтверждалась в постановлениях Президиума ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2008 N 6758/08, постановление Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 9647/10 по делу N А56-43806/2009)

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 9647/10 по делу N А56-43806/200, содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Таким образом, поскольку Отделение по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю возвратило исполнительные листы взыскателю по основанию, не предусмотренному Бюджетным кодексом РФ, требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконными действия Отделения по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю по возврату исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Забайкальского края:

- исполнительный лист АС № 4309786 от 21.07.2011 г. по делу А78-4154/2011,

- исполнительный лист АС № 004310124 от 25.07.2011 г. по делу А78-3802/2011,

- исполнительный лист АС № 004310284 от 28.06.2011 г. по делу А78-4274/2011,

- исполнительный лист АС № 004309608 от 15.07.2011 г. по делу А78- 4000/2011,

- исполнительный лист АС № 004309610 от 15.07.2011 г. по делу А78-3999/2011,

- исполнительный лист АС № 004309612 от 15.07.2011 г. по делу А78-3985/2011,

- исполнительный лист АС № 004309846 от 19.07.2011 г. по делу А78-3987/2011,

- исполнительный лист АС № 004309604 от 15.07.2011 г. по делу А78-3981/2011,

- исполнительный лист АС № 004309819 от 19.07.2011 г. по делу А78-3898/2011,

- исполнительный лист АС № 004309563 от 11.07.2011 г. по делу А78-3803/2011,

- исполнительный лист АС № 004309908 от 19.07.2011 г. по делу А78-3901/2011,

- исполнительный лист АС № 004309534 от 12.07.2011 г. по делу А78-3798/2011,

- исполнительный лист АС № 004309541 от 12.07.2011 г. по делу А78-3796/2011,

- исполнительный лист АС №004309998 от 18.07.2011г. по делу А78-3890/2011,

- исполнительный лист АС № 004310000 от 18.07.2011 г. по делу А78-3888/2011, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Обязать Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю принять к исполнению исполнительные листы, выданные Арбитражным судом Забайкальского края:

- исполнительный лист АС № 4309786 от 21.07.2011 г. по делу А78-4154/2011,

- исполнительный лист АС № 004310124 от 25.07.2011 г. по делу А78-3802/2011,

- исполнительный лист АС № 004310284 от 28.06.2011 г. по делу А78-4274/2011,

- исполнительный лист АС № 004309608 от 15.07.2011 г. по делу А78- 4000/2011,

- исполнительный лист АС № 004309610 от 15.07.2011 г. по делу А78-3999/2011,

- исполнительный лист АС № 004309612 от 15.07.2011 г. по делу А78-3985/2011,

- исполнительный лист АС № 004309846 от 19.07.2011 г. по делу А78-3987/2011,

- исполнительный лист АС № 004309604 от 15.07.2011 г. по делу А78-3981/2011,

- исполнительный лист АС № 004309819 от 19.07.2011 г. по делу А78-3898/2011,

- исполнительный лист АС № 004309563 от 11.07.2011 г. по делу А78-3803/2011,

- исполнительный лист АС № 004309908 от 19.07.2011 г. по делу А78-3901/2011,

- исполнительный лист АС № 004309534 от 12.07.2011 г. по делу А78-3798/2011,

- исполнительный лист АС № 004309541 от 12.07.2011 г. по делу А78-3796/2011,

- исполнительный лист АС №004309998 от 18.07.2011г. по делу А78-3890/2011,

- исполнительный лист АС № 004310000 от 18.07.2011 г. по делу А78-3888/2011.

На решения может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Судья: А.Б. Литвинцев.